МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические информационные системы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильОбщий
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_01_Э-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. экон. наук, доцент, Вдовкина Е.Г.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Селиверстов С.И.

Рабочая программа дисциплины
Экономические информационные системы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 Экономика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Шаховалов Николай Николаевич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 14.04.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Шаховалов Николай Николаевич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины является ознакомление с различными информационными системами и технологиями, используемыми в экономике.
Основная задача курса - дать студенту общее представление о современных экономических информационных системах, тенденциях их развития, а также их конкретных реализациях; сформировать навыки работы с практическими инструментами экономиста – программными комплексами и информационными ресурсами.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.28

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1. основные методы и средства поиска, систематизации, обработки, передачи и защиты информации;
2. современные программные продукты, необходимые для решения экономико-статистических задач;
3. роль и место автоматизированных информационных систем в экономике;
4. об информационных системах управления экономической сферой, их классификации, сферы применения, методах обработки информации.
5. телекоммуникационные технологии в экономических информационных систем.
6. Нормативные правовые акты в области защиты информации.
3.2.Уметь:
3.2.1.1. организовывать автоматизированное рабочее место;
2. использовать методы и средства обеспечения информационной безопасности с целью предотвращения несанкционированного доступа, злоумышленной модификации или утраты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации.
3. проводить финансовые вычисления; решать с использованием информационных технологий различные служебные и экономические задачи;
4. проводить анализ предметной области, выявлять информационные потребности и разрабатывать требования к ИС.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.1. методами компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики;
2. навыками работы с информационно-поисковыми и информационно-справочными системами и базами данных, используемыми в профессиональной деятельности;
3. навыками обеспечения защиты информации, составляющей государственную тайну, и иной служебной информации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование
1.1. 2. Информационные системы, их создание, внедрение и функционирование. Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Постановка и решение экономических задач в среде MS Excel. Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Описание предметной области "Сотрудники организации" создание базы данных в среде MS Access. Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. 1. Основные понятия информатизации, их определения и содержание Лекции 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. Графическое представление экономических показателей в среде MS Excel. Лабораторные 2 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Основные процессы преобразования информации. Информационная деятельность как атрибут основной деятельности. Основные понятия информатики. Информационный обмен. Система информационного обмена. Сети информационного обмена. Информация, ее свойства и виды. Системы, системы управления, свойства систем и системообразующие признаки, информационные системы, экономические информационные системы. Основные процессы обработки информации. Информационная деятельность. Сам. работа 2 16 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. Организация информационного обеспечения. Внемашинное информационное обеспечение. Система классификации и кодирования технико-экономической информации. Фактографические системы: предметная область(ПО), концептуальные средства описания, модель сущность-связь. Модели данных. Представление данных в памяти ЭВМ. Базы данных. Программные средства реализации фактографических ИС.Способы организации внрутримашинного программного обеспечения: централизованный и децентрализованный. Сам. работа 2 16 ОПК-1
1.8. Локальные и корпоративные экономические информационные системы. Особенности создания экономических информационных систем предприятий на различных уровнях управления по характеру решаемых задач, по использованию информации, по использованию математического аппарата. Системы обработки данных. Автоматизированные системы управления. Системы поддержки принятия решений. Сам. работа 2 16 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. Автоматизация работы конечного пользователя. АРМ управленческого работника как часть ЭИС. Пакетный и интерактивный режим решения задач управления, режим реального времени. Проблемы защиты информации в АРМ. Классификация АРМ по уровню управления и сфере применения. Возможность настройки и расширения возможностей АРМ. Сам. работа 2 16 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. Изучение интерфейса и способов поиска информации в ИПС «Гарант». Проверка полученных навыков посредством выполнения тестовых заданий. Сам. работа 2 10 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. Подготовка к зачету по дисциплине Сам. работа 2 20 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Особенности экономических информационных систем.
Раздел 3. Локальные и корпоративные экономические информационные системы.
Раздел 4. Обеспечение безопасности экономических информационных систем.

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения входного, текущего контроля и промежуточной аттестации. Фонд включает задания для практических занятий, задания в тестовой форме, вопросы к экзамену. Фонд оценочных средств представлен в электронном учебно-методическом комплексе дисциплины. Промежуточный контроль заключается в проверке выполнения студентами индивидуальных заданий по темам изучаемой дисциплины, проведение промежуточных тестов.
Итоговый контроль заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1) Для раскрытия содержания информации и выявления отношений между смысловыми значениями ее элементов используется ________ подход.
2) Совокупность связанных данных, правила организации которых, основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными – это:
a) База данных
b) СУБД
3) Для решения учетных и финансовых задач используются:
a) Текстовые процессоры
b) Табличные процессоры
c) Графические процессоры
4) Изучить информацию с точки зрения ее практической полезности, ценности для потребителя и принятия им решений позволяет ___________________ подход.
5) Если в задаче известны все ее элементы и взаимосвязи между ними, то такая задача называется:
a) Структурированной
b) Неструктурированной
6) Информация, которая обслуживает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и обеспечивает решение задач организационно-экономического управления, называется:
a) Бухгалтерской
b) Маркетинговой
c) Управленческой
7) Компонентом информационной технологии ___________________ является база знаний.
8) Выделение информационных систем в соответствии с направлениями деятельности отражает _____________ классификацию ИС.
9) Компонентом информационной технологии ___________________ является база моделей.
10) Если в задаче невозможно выделить элементы и установить между ними связи, то такая задача называется:
a) Структурированной
b) Неструктурированной
11) Наиболее перспективная модель жизненного цикла ИС:
a) Каскадная
b) Спиральная
12) Комплекс аппаратных средств, предназначенных для работы информационной системы, называется ___________________ обеспечением ИС.
a) Эргономическим
13) Переход на следующий этап, после полного окончания работ по предыдущему этапу предполагает ___________________ модель жизненного цикла ИС.
14) Порядок создания и использования информации регулирует ___________________ обеспечение ИС.
15) Свойство информации, заключающееся в ее существовании в неискаженном виде, характеризует ___________________ информации.
16) Подход к изучению информации, рассматривающий отношения между единицами информации:
a) Семантический
b) Синтаксический
c) Прагматический
17) Совокупность методов анализа, проектирования, разработки и сопровождения АИС, поддержанной комплексом взаимосвязанных средств автоматизации:
a) CASE-технология
b) RAD-технология
18) Программным средством, обрабатывающим базы данных для автоматизированного исполнения задач в ИС маркетинга, является:
a) База данных
b) СУБД
19) Совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации ИС – это ___________________ обеспечение ИС.
20) Совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели – это:
a) Детерминированная система
b) Информационная система
c) Стохастическая система
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЭИС_ПИ_ПИвЭ_ЗО_2018.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Волкова В.Н. - Отв. ред., Юрьев В.Н. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ЭКОНОМИКЕ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Балдин К.В., Уткин В.Б. Информационные системы в экономике : Учебник Издательство "Дашков и К", 2019 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=112225
Л2.2 Вдовин В.М., Суркова Л.Е., Шурупов А.А. Предметно-ориентированные экономические информационные системы: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Открытый интернет университет WWW.INTUIT.RU
Э2 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э3 СПС ГАРАНТ www.garant.ru
Э4 Курс на Едином образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Приложения MS Offie:
- Windows,
- MS Word,
- MS Excel.
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электроннная библиотечная система Алтайского государственного университета (htpp://elibrary.asu.ru)
Научная электроннная библиотека (htpp://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по дисциплине «Экономические информационные системы». К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования». Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов РПД. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды:
- изучение понятийного аппарата дисциплины «Экономические информационные системы»;
- изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану;
- работу над основной и дополнительной литературой;
- самоподготовка к практическим и другим видам занятий;
- самостоятельная работа студента при подготовке к аттестации по дисциплине;
- самостоятельная работа студента в библиотеке;
- изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет.