МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектная деятельность в профессиональной сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильМеждународный менеджмент (на иностранном языке)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_04_02_Менеджмент_MM-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Проектная деятельность в профессиональной сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать комплексное представление студентам о проектировании в профессиональной деятельности, а так же в приобретении ими навыков эффективного применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций;
ОПК-4.1 Знает методологические (экономические и правовые) основы проектной деятельности, инновационного и стратегического управления
ОПК-4.2 Умеет оценивать внутренние и внешние условия принятия управленческих решений при организации и осуществлении проектной деятельности
ОПК-4.3 Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
ОПК-5Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в менеджменте и смежных областях, выполнять научно-исследовательские проекты.
ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов
ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности, выполнять научно-исследовательские проекты
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знать: методы управления проектами; этапы жизненного цикла проекта.
ОПК-4.1 Знает методологические (экономические и правовые ) основы проектной деятельности, инновационного и стратегического управления
ОПК-5.1 Знает подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Уметь: разрабатывать и анализировать альтернативные варианты проектов для достижения намеченных результатов; разрабатывать проекты, определять целевые этапы и основные направления работ.
ОПК-4.2 Умеет оценивать внутренние и внешние условия принятия управленческих решений при организации и осуществлении проектной деятельности
ОПК-5.2 Умеет критически оценивать актуальность, теоретическую и практическую значимость исследований и проектов, выявлять нерешенные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3. Владеть навыками разработки проектов в избранной профессиональной сфере; методами оценки эффективности проекта, а также потребности в ресурсах.
ОПК-4.3 Способен руководить проектной и процессной деятельностью в организации с использованием современных практик управления, лидерских и коммуникативных навыков, выявлять и оценивать новые рыночные возможности, разрабатывать стратегии создания и развития инновационных направлений деятельности и соответствующие им бизнес-модели организаций
ОПК-5.3 Способен обобщать и критически оценивать научные исследования в профессиональной деятельности, выполнять научно-исследовательские проекты





4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проектно - ориентированный подход в менеджменте
1.1. Актуальность и понятие проектного управления Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Актуальность и понятие проектного управления Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Актуальность и понятие проектного управления Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Участники проекта. Виды проектов Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Участники проекта. Виды проектов Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Участники проекта. Виды проектов Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Особенности проектной деятельности
2.1. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Содержание управления проектом. Разработка концепции проекта Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Оценка экономической эффективности проектов Лекции 2 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Оценка экономической эффективности проектов Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Оценка экономической эффективности проектов Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Планирование проектов Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Планирование проектов Лекции 2 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Планирование проектов Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Практические 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Организационные структуры управления проектами Лекции 2 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Организационные структуры управления проектами /Лек/ Сам. работа 2 14 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6768

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вариант 1
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это:
а) усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям
б) сокращение персонала
в) упрощение организационных структур
ОТВЕТ: а

2. Проект направлен на:
а) экономию ресурсов
б) сокращение времени выполнения заказов
в) достижение поставленных оригинальных целей
ОТВЕТ: в

3. Жизненный цикл проекта это:
а) сумма инвестиций
б) команда проекта
в) определенные фазы, через которые проходит тот или иной замысел в процессе своей реализации и функционирования
ОТВЕТ: в

4. Инвестиционная фаза жизненного цикла проекта включает:
а) пуск объекта
б) изучение прогнозов
в) заключение контрактов по реализации проекта
ОТВЕТ: в

5. Процесс инициации проекта включает:
а) процессы, начиная от формулирования идеи проекта, заканчивая принятием решения о начале выполнения проекта
б) формализацию выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу
в) координацию людей и других ресурсов для выполнения плана проекта
ОТВЕТ: а
6. Описание содержания проекта включает в себя:
а) характеристику исполнителей проекта
б) критерии приемки проекта
в) объем инвестиций в проект
ОТВЕТ: б

7. Стиль управления в проектной команде должен быть:
а) авторитарным
б) либеральным
в) демократическим
ОТВЕТ: в
8. Проект должен быть совместим с:
а) долгосрочными планами организации
б) с планами поставщиков
в) с планами подрядчиков
ОТВЕТ: а

9. К финансовым критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) соответствие проекта имеющимся производственным мощностям
ОТВЕТ: а

10. Выделение стадий жизненного цикла проекта позволяет:
а) правильно поставить цели проекта
б) набрать квалифицированный персонал для реализации проекта
в) детализировать процесс реализации замысла проекта, разбивая его на конкретные фазы
ОТВЕТ: в

11. Мультипроект состоит:
а) из ряда монопроектов
б) из ресурсов и исполнителей
в) из целей и задач
ОТВЕТ: а

12. К основным характеристикам проекта относятся:
а) единоначалие
б) новизна
в) разделение труда
ОТВЕТ: б

13. Для реализации проекта привлекают специалистов:
а) из отдела проектирования
б) разных отделов и разного профиля
в) из производственных подразделений
ОТВЕТ: б

14. Инвестор проекта - это:
а) лицо, вкладывающее средства в проект
б) специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию
в) владелец и пользователь будущих проектных результатов
ОТВЕТ: а

15. Определение содержания проекта — это:
а) процесс планирования проекта
б) процесс контроля хода выполнения проекта
в) процесс разработки подробного описания проекта и продукта
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Что является основным преимуществом проектно – ориентированного управления?
ОТВЕТ: Основное преимущество проектно – ориентированного управления – это усиление гибкости и адаптивности организаций к изменениям.

2. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «инициация»?
ОТВЕТ: На этой стадии происходит выдвижение идеи, а также подготовка проектных документов. Производится детальное обоснование, а также маркетинговые исследования, которые послужат подспорьем для реализации последующих стадий.

3. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «планирования проекта»?
ОТВЕТ: Планирование – это определение сроков реализации замысла, разделение данных процессов на конкретные этапы, а также назначение исполнителей и ответственных лиц.

4. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «исполнения проекта»?
ОТВЕТ: Подразумевает реализацию в полном объеме всех намеченных действий по проекту.

5. Чем характеризуется стадия жизненного цикла проекта «завершения проекта»?
ОТВЕТ: Завершение проекта – это анализ полученных данных и контроль на предмет соответствия их запланированным.

6. Что такое монопроект?
ОТВЕТ: Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба.

7. Что такое мультипроект?
ОТВЕТ: Мультипроект представляет собой комплексный проект или программу, состоящую из ряда монопроектов и требующую применения мультипроектного управления.

8. Что такое мегапроект?
ОТВЕТ: Мегапроект – это целевая программа, содержащая множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполнение временем.

9. Кто является инициатором проекта?
ОТВЕТ: Инициатор проекта - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта.

10. Кто является заказчиком проекта?
ОТВЕТ: Заказчик –это владелец и пользователь будущих проектных результатов. В качестве заказчика может выступать одно или несколько физических и (или) юридических лиц.

11. Кто является инвестором проекта?
ОТВЕТ: Инвестор — это физическое или юридическое лицо, группа лиц, вкладывающие средства в проект.

12. Кто является проектировщиком проекта?
ОТВЕТ: Проектировщик– специализированные проектные организации, разрабатывающие проектно – сметную документацию.

13. Кто является поставщиком проекта?
ОТВЕТ: Поставщик– организации, обеспечивающие материально - техническое обеспечение проекта (закупки, поставки).

14. От чего зависят состав и функции команды проекта?
ОТВЕТ: Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, сложности и других характеристик проекта.

15. Кто является подрядчиком (контрактором) проекта?
ОТВЕТ: Подрядчик (контрактор) — это юридическое лицо, несущее в соответствии с контрактом ответственность за выполнение работ по реализации проекта.

16. Цель проекта – это:
ОТВЕТ: Утверждение, формулирующее общие результаты, которых хотелось бы добиться в процессе выполнения проекта

17. Реализация проекта – это:
ОТВЕТ: Комплексное выполнение всех описанных в проекте действий, которые направлены на достижение его целей


18. Какова цель управления временем проекта?
ОТВЕТ: Минимизация времени выполнения проекта и гарантия того, что он будет выполнен вовремя.

19. Что включает в себя управление стоимостью проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов необходимых для выполнения работ проекта, определение стоимости работ по проекту, определение и контроль общей стоимости проекта.

20. Что включает в себя планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта?
ОТВЕТ: Планирование ресурсов, необходимых для реализации проекта включает определение того, какие физические ресурсы (люди, оборудование, материалы и т.п.) и в каких количествах должны быть использованы для выполнения работ проекта.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Вариант 2
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Какие факторы влияют на принятие решения о переводе организаций на проектное управление?
а) глобальное потепление
б) рост уровня жизни населения
в) сокращение жизненного цикла продукта
ОТВЕТ: в

2. Что в большей степени определяет успех управления проектами организации?
а) заинтересованность пользователя (инвестора, владельца)
б) дешевизна проекта
в) время исполнения проекта
ОТВЕТ: а

3. Основная цель создания организационной структуры управления проектом:
а) сокращение стоимости проекта
б) улучшение качества выполнения работ
в) координация взаимодействия между участниками проекта
ОТВЕТ: в

4. К экологическим критериям оценки проектов относятся:
а) потенциальный годовой размер прибыли
б) уникальность продукции, отсутствие аналогов
в) возможный экологический ущерб
ОТВЕТ: в

5. Что является основными ограничениями при принятии решения о выборе варианта реализации проекта?
а) запланированные цели и качество
б) погодные условия
в) амбиции руководства
ОТВЕТ: а

6. Руководитель проекта не может своим подчинённым делегировать:
а) полномочия
б) ответственность
в) функции
ОТВЕТ: б

7. При принятии решения о назначении руководителя проекта прежде всего, должны учитываться:
а) его деловые и профессиональные качества
б) стаж работы
в) лояльность к руководству
ОТВЕТ: а

8. Кто принимает решение о назначении руководителя рабочей группы проекта?
а) высшее руководство организации
б) руководитель функционального подразделения
в) избирается членами рабочей группы проекта
ОТВЕТ: а

9. Команда проекта – это:
а) организация, обеспечивающая материально - техническое обеспечение проекта
б) специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта, создаваемая на период его осуществления с целью эффективного достижения его целей
в) лицо, которому заказчик делегирует полномочия по руководству работами по проекту
ОТВЕТ: б

10. При принятии решения о формировании проектной команды следует учитывать:
а) трудовой стаж работников
б) уровень оплаты труда работников
в) знания, способности, мотивацию персонала
ОТВЕТ: в

11. В каком аспекте нельзя употребить понятие "проект"?
а) форма управления деятельностью по проекту
б) процесс осуществления проекта
в) мотивация персонала
ОТВЕТ: в

12. Монопроект – это:
а) проект, выполняемый одним исполнителем
б) проект, финансируемый из одного источника
в) отдельный проект различного типа, вида и масштаба
ОТВЕТ: в


13. Мегапроекты состоят из:
а) из ряда монопроектов
б) из целей и задач
в) из целевых программ
ОТВЕТ: в


14. Инновационный проект отличается от чисто инвестиционного:
а) более высокой степенью неопределенности
б) большими затратами
в) большей продолжительностью
ОТВЕТ: в

15. Инновационный проект предполагает:
а) увеличение объема выпускаемой продукции
б) создание новшества
в) сокращение издержек производства
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Какова цель управления качеством проекта?
ОТВЕТ: Обеспечение соответствия результатов проекта предъявляемым требованиям по его качеству.

2. Что включает в себя контроль качества проекта?
ОТВЕТ: Контроль качества проекта включает в себя выявление причин несоответствия качества выполненных работ, установленным стандартам, анализ выявленных причин и поиск путей устранения причин неудовлетворительного выполнения.

3. Для чего осуществляется управление человеческими ресурсами проекта?
ОТВЕТ: Для того, чтобы сделать использование людей, вовлеченных в проект, наиболее эффективным.

4. Что включает в себя совершенствование команды проекта?
ОТВЕТ: Совершенствование команды проекта включает в себя как повышение возможности всех участников внести свою долю как индивидуумов, так и повышение возможности группы функционировать как команда.

5. Что включает в себя организационное планирование проекта?
ОТВЕТ: Организационное планирование включает определение, документирование и распределение проектных ролей, обязанностей и отношений отчетности.

6. На что направлено управление коммуникациями проекта?
ОТВЕТ: Управление коммуникациями проекта направлено на генерацию, сбор, распространение, хранение и конечное размещения информации проекта.

7. Что определяет планирование коммуникаций проекта?
ОТВЕТ: Планирование коммуникаций определяет информационные и коммуникационные нужды участников проекта: кто нуждается в какой информации, когда и как она будет передана.

8. Что включает в себя управление интеграцией проекта?
ОТВЕТ: Управление интеграцией проекта - включает в себя описание основных процессов, необходимых для соответствующей координации различных элементов проекта.

9. Что является целями проекта?
ОТВЕТ: Цели проекта – это список сводного уровня подпродуктов, полное и успешное создание которых означает завершение проекта.

10. Что включает в себя декомпозиция целей проекта?
ОТВЕТ: Декомпозиция целей проекта включает в себя разбиение основных целей проекта на более мелкие и более управляемые компоненты до тех пор, пока цели не определены в деталях настолько, что можно обеспечить будущие работы проекта.

11. Что включает в себя установление последовательности работ по проекту?
ОТВЕТ: Установление последовательности работ по проекту включает определение и документирование зависимостей между работами.

12. Что включает в себя отчетность о ходе выполнения проекта?
ОТВЕТ: Отчетность о ходе выполнения проекта включает сбор и распространение информации о ходе проекта с целью предоставления участникам информации о том, как используются ресурсы для достижения целей проекта.
13. Процессы планирования проекта включает:
ОТВЕТ: Определение целей и критериев успеха проекта и разработку рабочих схем их достижения

14. На какой стадии разработки проекта определяется его содержание?
ОТВЕТ: На стадии планирования проекта

15. Какова основная цель создания организационной структуры управления проектом?
ОТВЕТ: Координация взаимодействия между участниками проекта

16. На ком лежит главная ответственность за качество и эффективность проекта?
ОТВЕТ: На руководителе организации

17. Может ли руководитель проекта своим
подчинённым делегировать ответственность?
ОТВЕТ: Нет

18. Каким должен быть стиль управления в проектной команде?
ОТВЕТ: Демократическим

19. Что показывает индекс рентабельности проекта (PI)?
ОТВЕТ: Величину получаемого дохода на каждый рубль инвестиций

20. Внутренняя норма доходности (IRR) представляет собой норму дисконта (Е), при которой:
ОТВЕТ: Интегральный эффект (NPV) равняется нулю

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6768
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Практическое задание
№1 Задание: в команде, состоящей из 3-4 человек придумать и презентовать наиболее интересную идею для проекта, основываясь на интересах каждого из членов команды и на принятом определении проекта. Работу организовать, применив доску Trello.
№ 2 1. Каждому участнику команды предлагается написать не менее 2 примеров противоречий каждого типа. 2. Предложенные участниками примеры равномерно распределяются между командами. 3. Командам необходимо определить, к какому типу противоречий относятся предложенные им примеры, и выбрать 3 наиболее интересных. 4. В ходе общего обсуждения командам нужно обосновать, почему пример относится к определённому типу противоречий. 5. Далее каждый участник выбирает один наиболее интересный для него пример и работа продолжается во вновь образовавшихся командах. 6. Новым командам необходимо придумать идею того, как разрешить противоречие, и сформулировать проблему, связанную с противоречием.
№ 3 Команды студентов приступают к разработке собственного проекта пошагово на лабораторных занятиях и самостоятельно. Все шаги по разработке проекта должны отображаться на выбранной платформе по управлению проектом, которую студенты выбирают самостоятельно опираясь на рекомендации. На платформе проекта еженедельно должны появляться новые разделы и новости (минимум 1 в неделю о том, что проделано на этой неделе).
№ 4 При разработке проекта должно быть: Наименование проекта Команда проекта (ФИО, конт. Тел., e-mail) Аннотация проекта (минимум 1 стр., максимум 1. Краткое изложение проекта включает в себя следующие сведения: кто будет выполнять проект, на кого направлены мероприятия проекта, каковы цели и задачи проекта, каким будет результат от реализации проекта, с указанием основных мероприятий проекта, продолжительности реализации проекта и его общей стоимости. 2. Обоснование необходимости реализации проекта Данный раздел включает описание проблемной ситуации и проблемы, на решение которой направлен проект, с указанием цифр и фактов, свидетельствующих об актуальности данной проблемы. 3. Цель проекта Какова цель проекта (не более 1) 4. Целевая группа В данном разделе необходимо описать тех, кто является целевой группой проекта. 5. Механизм реализации деятельности по проекту В данном разделе описываются задачи проекта и мероприятия к каждой из задач, т.е. конкретные действия (или мероприятия), направленные на выполнение поставленных задач. 6. Рабочий план реализации проекта Перечислите в хронологическом порядке мероприятия проекта согласно таблице. 7. Основные исполнители проекта Опишите, кто входит в команду проекта, с указанием зоны ответственности каждого исполнителя и его функциональных обязанностей по проекту. 8. Ожидаемые результаты проекта, критерии оценки Укажите основные (общие для всего проекта) результаты. Опишите результаты количественно и качественно. Укажите напротив каждого результата метод его фиксации, позволяющий подтвердить или опровергнуть его достижение.
Кейс 1. Разработка проектной идеи и развитие ее в проект. Стратегическое планирование фандрайзинговой деятельности. План работы над кейсом: 1. Выработка идеи проекта (с применением технологий творческого мышления и мозгового штурма). 2. Оформление проектной идеи в виде паспорта проектной идеи 3. Перечень Интернет-ресурсов, позволяющих осуществлять фандрайзинговую деятельность по тематике проекта (самостоятельно и заранее готовится каждым студентом). 4. Российские ресурсы: специфика отечественных фондов и программ. 5. Зарубежные ресурсы и фонды: поиск, информационное обеспечение, особенности размещения информации. 6. Стратегическое планирование (фандрайзинговая стратегия). 6. Стратегическое планирование (фандрайзинговая стратегия).
Кейс 2. Составление письма-запроса в фонд. Подготовка сопроводительных документов на индивидуальный грант. План работы над кейсом: 1. Этапы подготовки резюме будущего проекта. 2. Рекомендательные письма: структура, типовая форма, особенности составления. 3. Автобиография: принципы написания. 4. Составление письма-запроса в фонд. 5. Проработка пакета сопроводительных документов в фонд.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов к Зачету:

1. Понятие проектной деятельности. Характерные черты метода проекта.
2. Специфика организации проектной деятельности в области информационных технологий.
3. Критерии и требования к выбору темы проекта.
4. Формулировка темы, целей и задач проекта.
5. Понятие и сущность проекта и процесса проектирования с позиции системного подхода.
6. Классификация и основные типы проектов.
7. Жизненный цикл проекта
8. Типы лидерства и их особенности. Применимость различных типов лидерства для управления проектами.
9. Основные этапы организации проектной деятельности.
10. Определение «продукта» проектной деятельности. Внешние и внутренние продукты проектной деятельности.
11. Правила оформления проектной документации и законченного проекта.
12. Виды презентаций проекта и требования к их оформлению.
13. Публичная защита проекта и требования к ней.
14. Методы и критерии оценивания проектов
15. Понятие тимспирит и тимбилдинг.
16. Условия формирования команд. Проблемы формирования команд и методы их преодоления.
17. Распределение ролей в команде: роль, виды ролей, принципы распределения ролей.
18. Значение фандрайзинговой деятельности. Технологии и принципы фандрайзинга.
19. Технологии генерации идей проекта. Развитие идеи в проект
20. Ресурсы проектной деятельности
21. Принципы проектной работы
22. Мониторинг и индикация ключевых событий/мероприятий.
23. Система управления проектной деятельностью.
24. Стэйкхолдеры, бенефициарии и целевая группа
25. Планирование проектной деятельности: понятие, сущность, основные этапы.
26. Организация проектной деятельности: понятие, сущность, основные этапы.
27. Предпроектный анализ: сущность, назначение, методы, ожидаемые результаты.
28. Субъекты проектирования.
29. Замысел проекта: работа с идеями.
30. Критерии, методы и процесс отбора и оценки проектов.
31. Организационная структура управления проектом. Основные подходы к выбору оргструктуры.
32. Типы и виды оргструктур управления проектом.
33. Миссия проекта: определение, требования к формулированию.
34. Стратегия проекта.
35. Разбиение работ в проектной деятельности: определение работы, структуры разбиения работ, назначение, функции, организация структуры разбиения работ.
36. Нормативные документы, регламентирующие разработку и утверждение проектно-сметной документации.
37. Требования к структуре и содержанию технического задания.
38. Планирование и организация конкретного мероприятия в рамках проекта.
39. Контроль процесса выполнения проектных работ: сущность, назначение, этапы для разработки системы контроля.
40. Основные этапы и методы завершения проекта.
41. Важнейшие факторы успеха проекта и типичные причины неудач управления проектом.
42. Требования, предъявляемые к проектной работе
43. Методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта.
44. Методологические (экономические и правовые) основы проектной деятельности, инновационного и стратегического управления
45. Подходы к обоснованию и оценке актуальности, теоретической и практической значимости исследований и проектов



Практическое задание к Зачету

На примере компании (на выбор):

1) проанализируйте направления проектной деятельности с точки зрения эффективности и перспективы
2) поясните, чем отличаются проекты, разрабатываемые на различных уровнях управления. Приведите пример
3) приведите пример содержания плана-графика проекта и контроля его выполнения
4) проанализируйте внутренние и внешние условия принятия управленческих решений при организации и осуществлении проектной деятельности
5) предложите методические рекомендации по руководству проектной и процессной деятельностью

Оценочные материалы для проведения промежуточной аттестации (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6768
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вылегжанина А.О. Организационный инструментарий управления проектом : учебное пособие: учебное пособие из университетской библиотеки "Оnline" М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Гущин А.Н. Методы управления проектами: инфографика : учебное пособие из университетской библиотеки "online" Директ-Медиа, 2014 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Беликова И.П. Управление проектами : краткий курс лекций : Учебник из университетской библиотеки "Оnline" Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 ЭБС Университетская библиотека online
Э4 ЭБС Университетская библиотека "Лань"
Э5 Электронный курс «Управление проектом» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.