МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 122
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 122 122 122 122
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.ф.н, доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление студентов со спецификой социологического изучения искусства и применением полученных знаний в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-5 Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные подходы к изучению
культурных явлений; многообразие культур
и цивилизаций в их взаимодействии во
временной ретроспективе, формы
межкультурного взаимодействия;
особенности и этапы развития духовной и
материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.Применяет знания особенностей
межкультурного взаимодействия в
практической деятельности; критически
осмысливает и формирует собственную
позицию по отношению к явлениям
современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет нормами взаимодействия и
толерантного поведения в условиях
культурного, религиозного, этнического,
социального многообразия современного
общества.
Владеет приемами презентации
результатов собственных теоретических
изысканий в области межкультурного
взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Объект и предмет социологии искусства
1.1. Объект и предмет социологии искусства Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Объект и предмет социологии искусства Сам. работа 5 8 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Искусство и художественная культура
2.1. Искусство и художественная культура Практические 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Искусство и художественная культура Сам. работа 5 16 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Раздел 3. Искусство и эстетический идеал общества
3.1. Искусство и эстетический идеал общества Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1
3.2. Искусство и эстетический идеал общества Сам. работа 5 16 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Раздел 4. Искусство как социальное явление
4.1. Искусство как социальное явление Практические 5 4 УК-5 Л1.1, Л2.1
4.2. Искусство как социальное явление Сам. работа 5 10 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Раздел 5. Социальные проблемы восприятия искусства
5.1. Социальные проблемы восприятия искусства Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1
5.2. Социальные проблемы восприятия искусства Практические 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1
5.3. Социальные проблемы восприятия искусства Сам. работа 5 18 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Раздел 6. Художественная жизнь общества и функционирование искусства
6.1. Художественная жизнь общества и функционирование искусства Сам. работа 5 16 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Раздел 7. Функционирование искусства в системе социальных институтов
7.1. Функционирование искусства в системе социальных институтов Лекции 5 2 УК-5 Л1.1, Л2.1
7.2. Функционирование искусства в системе социальных институтов Сам. работа 5 10 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Раздел 8. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи)
8.1. Историческое развитие стилей (направлений) всемирного искусства (на примере живописи) Сам. работа 5 8 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Раздел 9. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры
9.1. Теоретические и методологические проблемы социологических исследований художественной культуры Сам. работа 5 8 УК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение)
10.1. Раздел 10. Закономерности исторического развития искусства. Искусство XXI века (научное предвидение) Сам. работа 5 12 УК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8822 – ДО
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10113 - ОЗО

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК – 5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

1. Верно ли утверждение, что сложность выбора методики исследования искусства объясняется предметом изучения?
a) Верно
b) Неверно

2. Верно ли утверждение, что для социологии важно при изучении произведения искусства учитывать хотя бы одну из типов связей произведения искусства/его создатели/потребители/общество?
a) Верно
b) Неверно

3. Сфера эстетического ________ сферы художественной деятельности
a) гораздо уже
b) немного уже
c) гораздо шире
d) немного шире

4. Социология искусства может состояться только как
a) особый литературно-публицестический жанр
b) изолированная научная дисциплина
c) художественная практика
d) междисциплинарная системная наука

5. Современная социология искусства исходит из концепции _____________ искусства
a) псевдофункциональности
b) нефункциональности
c) монофункциональности
d) многофункциональности

6. Искусство продолжает играть важнейшую роль в социальной жизни в связи со своей уникальной способностью
a) повышать настроение
b) воздействовать на воображение людей
c) правдиво отражать реальность
d) эффективно формировать, модернизировать и модифицировать картины мира людей

7. Первые попытки научного осмысления процессов взаимодействия человека и искусства восходят к
a) Новому времени
b) Средневековью
c) Возрождению
d) Античности

8. В круг основных задач теоретической социологии искусства не входит
a) изучение стимулов приобщения публики к разным видам искусств
b) создание высокохудожественных произведений искусства
c) изучение взаимосвязей искусства и общества
d) исследование аудитории искусства

9. В современной российской культурологии _________ ее проблемного поля
a) происходит трансформация структуры
b) не происходит изменения
c) происходит расширение
d) происходит сужение

10. Массовые зрелища в современной культуре
a) занимают все более доминирующее положение
b) отсутствуют
c) занимают незначительное место
d) доминируют

11. Изучение художественной жизни
a) не следует анализировать в общем комплексном социальном контексте
b) нельзя отрывать от вмещающего ее социума
c) следует проводить изолированно от социокультурной ситуации
d) следует проводить только с применением статистических методов

12. Социология искусства исследует художественное творчество и «потребление» его результатов, прежде всего, как феномены
a) эстетические
b) социальные
c) политические
d) психологические

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-а
2-b
3-c
4-d
5-d
6-d
7-d
8-b
9-c
10-a
11-b
12-b

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 24 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Совокупность правил, норм и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры называются _____________________________________
2. _________________ разработал теорию, согласно которой культура — нечто репрессированное, насильственное
3. Столкновение доминирующей культуры и субкультур называется ___________________________ культур
4. Информационный мир можно подвергнуть анализу с помощью формулы ее автора _______________________
5. Совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д – это ________________________
6. Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе – это _______________________
7. _________________________ процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»:
8. Начало формирования среднего класса как стабилизатора общественных отношений — характерная черта __________________________ эпохи:
9. В Интернете отмечается значительная маргинализация сети, преобладание идеологии __________________как основной сетевой идеологии
10. Как признак низкого социального положения труд рассматривался в ___________________________ обществе
11. Специализированная культура «помогает» функционированию повседневной культуры в виде ____________________ культуры
12. _____________________ - это структура, элементами которой являются индивиды и их поведение: межличностные связи, структура ролей и др.
13.Со стороны власти в СССР проводилась ________________ политика в отношении интеллигенции
14. Концепция, базирующаяся на том постулате, что культура охватывает все, чем отличается жизнь человеческого сообщества от жизни природы, получила название _______________________
15. Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества – это ____________________
16. Повседневная культура включает в себя все, что необходимо освоить ___________________, чтобы стать и быть членом социума
17. У каждого _________________________ института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений
18. Термин «постиндустриальное общество» вошел в научный обиход в _________________
19. Все, что люди, принадлежащие к данной культуре, считают присутствующим в своей жизни – это _________________________
20. ___________________ – это социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. видами культуры
2. З. Фрейд
3. конфликт
4. Г. Лассуэла
5. мораль
6. субкультура
7. социокультурный
8. индустриальной
9. анархизма
10. добуржуазном
11. массовой
12. социальная микроструктура
13. двойная
14. антропологическая
15. культура
16. индивиду
17. социального
18. 70-е годы ХХ века
19. мир культуры
20. традиции

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,8 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 76 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Совокупность правил, норм и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры называются _____________________________________
2. _________________ разработал теорию, согласно которой культура — нечто репрессированное, насильственное
3. Столкновение доминирующей культуры и субкультур называется ___________________________ культур
4. Информационный мир можно подвергнуть анализу с помощью формулы ее автора _______________________
5. Совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т.д – это ________________________
6. Часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе – это _______________________
7. _________________________ процесс намного сложнее, чем просто «культурный процесс»:
8. Начало формирования среднего класса как стабилизатора общественных отношений — характерная черта __________________________ эпохи:
9. В Интернете отмечается значительная маргинализация сети, преобладание идеологии __________________как основной сетевой идеологии
10. Как признак низкого социального положения труд рассматривался в ___________________________ обществе
11. Специализированная культура «помогает» функционированию повседневной культуры в виде ____________________ культуры
12. _____________________ - это структура, элементами которой являются индивиды и их поведение: межличностные связи, структура ролей и др.
13.Со стороны власти в СССР проводилась ________________ политика в отношении интеллигенции
14. Концепция, базирующаяся на том постулате, что культура охватывает все, чем отличается жизнь человеческого сообщества от жизни природы, получила название _______________________
15. Комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества – это ____________________
16. Повседневная культура включает в себя все, что необходимо освоить ___________________, чтобы стать и быть членом социума
17. У каждого _________________________ института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений
18. Термин «постиндустриальное общество» вошел в научный обиход в _________________
19. Все, что люди, принадлежащие к данной культуре, считают присутствующим в своей жизни – это _________________________
20. ___________________ – это социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение и сохраняющееся в течение длительного времени

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

21. видами культуры
22. З. Фрейд
23. конфликт
24. Г. Лассуэла
25. мораль
26. субкультура
27. социокультурный
28. индустриальной
29. анархизма
30. добуржуазном
31. массовой
32. социальная микроструктура
33. двойная
34. антропологическая
35. культура
36. индивиду
37. социального
38. 70-е годы ХХ века
39. мир культуры
40. традиции

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ионин Л. Г. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C1BCE73F-5C6C-43A9-BB1E-3A26DA403A63.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э2 Курс в Moodle "Социология искусства" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.