МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Поведение человека в обществе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 96
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 96 96 96 96
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Старший преподаватель, Борисова О.В.

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Поведение человека в обществе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов целостных представлений о социальном поведении человека, межличностных отношениях в группе и коллективе, механизмах взаимодействия личности и общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3 Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Имеет сформированные представления о социально- психологические основах общественных и межличностных отношений; основных принципах социального партнерства; основах коммуникативного поведения. Имеет сформированные представления о теоретических и практических принципах создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в различных сферах общества и его подсистем; об отраслях социологического знания; Хорошо разбирается в основных понятиях и требованиях для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований по молодежной проблематике.
3.2.Уметь:
3.2.1.Сформированное умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы межличностных отношений; выявлять и учитывать индивидуальные особенности коммуникации при кооперации и работе в коллективе. Сформированное умение критически оценивать информационное пространство; анализировать информацию о событиях и фактах с точки зрения деятельности в сфере организации работы с молодежью. Самостоятельно эффективно применяет перечень необходимой информации по молодежной тематике, для составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов по результатам исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Успешное и систематическое владение навыками коммуникативного поведения в коллективе и профессиональной организации; методами преодоления межгрупповых и межличностных конфликтов в молодежных сообществах и профессиональных коллективах; практическими навыками организации работы с молодежью. Успешное и систематическое владение навыками применения социологических методик по сбору и систематизации научной информации по молодежной проблематике на практике; навыками получения статистической информации из различных типов источников (электронных, документальные и т.д.). Свободно владеет разнообразными по обработке информации по молодежной проблематике посредством составления научных обзоров, аннотаций, рефератов и отчётов.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Поведение человека в обществе
1.1. Введение в курс «Поведение человека в обществе» Лекции 2 2 УК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Социальные диспозиции и поведение. Возможности прогнозирования поведения Лекции 2 2 УК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Понимание и прогнозирование поведения другого человека Практические 2 2 УК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Поведение человека в обществе Сам. работа 2 48 УК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Поведение человека в группе
2.1. Практическое занятие в форме игрового тренинга Практические 2 2 УК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Поведение человека в группе Сам. работа 2 48 УК-3 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4143.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
ВОПРОС 1. Люди, связанные между собой чувством «мы», ощущением принадлежности к одной группе и общей для всех идентификацией – это…
А. аутгруппа
Б. ингруппа
В. метагруппа
Г. гетерогруппа
Д. квазигруппа
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 2. Предпочтение собственной группы, стремление каким-либо образом благоприятствовать ей и ее членам при сравнении с другими релевантными группами и их представителями – это…
А. внутригрупповой фаворитизм
Б. внутригрупповая дискриминация
В. Внутригрупповая перцепция
Г. Внутригрупповой конформизм
Д. внутригрупповая леность
ОТВЕТ: А.
ВОПРОС 3. Дискриминация – это…
А. криминогенное, отклоняющееся от нормы поведение некоторых социальных групп
Б. несправедливое, негативное или оскорбительное действие по отношению к члену группы, основанное на его принадлежности к этой группе
В. акт агрессии, возникающей из чувства гнева
Г. Приоритет в правах и обязанностях человека или группы людей по определенному признаку
Д. негативная установка, иррациональный страх и ненависть к чужому
ОТВЕТ: Б
ВОПРОС 4. Различия в оценке ингруппы и аутгруппы – это…
А. межгрупповая дифференциация
Б. внутригрупповой фаворитизм
В. аутгрупповая дискриминация
Г. Ингрупповая идентификация
Д. межгрупповой конфликт
ОТВЕТ: А
ВОПРОС 5. Предположение о том, что личное общение между представителями разных групп может улучшить отношения между ними – это…
А. модель категоризации
Б. модель двойной идентичности
В. гипотеза контакта
Г. гипотеза интеграции
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 6. В качестве больших социальных групп не рассматривают:
а) этносы;
б) социальные классы;
в) контактные группы.
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 7. Объект курса "Поведение человека в обществе" является...
А. человек
Б. общество
В. поведение человека
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 8. Автором теории социального действия является:
А. В.А. Ядов
Б. Э. Дюркгейм
В. М. Вебер
ОТВЕТ: В
ВОПРОС 9. Предметом курса "Поведение человека в обществе" является:
А. нет правильного ответа
Б. движения человека как биологического существа
В. социальное поведение человека, межличностные отношения в группе, механизмы взаимодействия личности и общества
Г. поведение человека в русле творческого преобразования окружающего мира
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 10. По соответствию социальным норма выделяют следующие виды социального поведения:
А. активное и пассивное
Б. конформное и девиантное
В.гражданское и этническое
Г. индивидуальное и групповое
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 11. Мотивационная установка - это...
А. эмоционально-окрашенное, повышенное внимание человека к какому-то объекту или явлению
Б. состояние нужды человека в чем-либо
В. потенциальная готовность к совершению социального действия
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 12. Относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов - это...
А. Средняя социальная группа
Б. Большая социальная группа
В. Малая социальная группа
ОТВЕТ: В.
ВОПРОС 13. Субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения - это…
А. Социальное поведение
Б. Межличностные отношения
В. Коллектив
ОТВЕТ: Б.
ВОПРОС 14. По характеру взаимодействия межличностные отношения делятся на...
А. деловые отношения
Б. интеллектуальные
В. коммуникативные
Г. неофициальные
ОТВЕТ: А, В.
ВОПРОС 15. Статусная иерархия в группе - это...
А. совокупность всех статусов в группе
Б. позиция лидера группы
В. система правил и норм социальной группы
ОТВЕТ: А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Как называются определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею, и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна?
Ответ: групповые нормы.
2. Как называется сумма предпочтений и отвержений, получаемых от других членов группы?
Ответ: социометрический статус.
3. Как называется система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов?
Ответ: социальное взаимодействие.
4. Вид социальных контактов, при котором индивид должен, прежде всего, определить место положение других индивидов – это…
Ответ: пространственные контакты.
5. Что представляют собой контакты обмена?
Ответ: специфический вид социальных взаимосвязей, в которых индивиды обмениваются ценностями, не имея стремления изменить поведение других индивидов.
6. Укажите составляющие социального действия?
Ответ: действующее лицо, потребность в активизации поведения, цель действия, ситуация, метод действия, другое действующее лицо, на которое направлено действие, результат действия.
7. Какие лидерские стили управления выделял К. Левин?
Ответ: демократический, авторитарный, либеральный.
8. Согласно положения какой теории, люди по своей природе ленивы и работают только по принуждению, а отношения между руководителями и подчиненными основаны на обоюдной враждебности?
Ответ: теория Х Д. Макгрегора.
9. Согласно положениям какой теории, начальники должны уважать подчиненных и давать им возможность действовать самостоятельно, чтобы пробуждать в них стремление следовать нравственным принципам и соблюдать дисциплину. Если персонал не проявляет интереса к работе и не выполняет распоряжений, то винить в этом следует не сотрудников, а плохое руководство.
Ответ: теория У Д. Макгрегора.
10. Понятие, указывающее на способность живых существ производить спонтанные движения и изменяться под воздействием внешних или внутренних стимулов-раздражителей – это…
Ответ: активность
11. Групповая сплоченность выражается …
Ответ: в стремлении членов группы к сотрудничеству и сохранению группы при решении групповых задач.
12. Вид толпы, которая собирается по поводу заранее объявленного события, в ней преобладает более организованный интерес, а люди до поры до времени готовы следовать определенным условностям?
Ответ: конвенциональная толпа
13. Как называется поведение, направленное на умышленное причинение вреда себе и (или) другим людям?
Ответ: агрессия
14. Перечислите основные источники моделей агрессивного поведения детей?
Ответ: семья, сверстники, СМИ.
15. Как называется вид агрессии, возникающей после многократного участия в конфликтах и приобретения опыта побед?
Ответ: обученная агрессия.
16. Перечислите виды социального действия по М. Веберу?
Ответ: целерациональный тип, ценностно-рациональный тип, традиционный тип, аффективный тип)
17. Перечислите субъекты саморегуляции социального поведения?
Ответ: организм, человек, личность.
18. Кто является автором личностно-ориентированной концепции регуляции психических состояний?
Ответ: А.О. Прохоров.
19. Укажите формулу диспозиционной регуляции социального поведения личности по В.А. Ядову?
Ответ: ситуация-диспозиции-поведение
20. Тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей – это…
Ответ: лидерство.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу . Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ:
1. Активность, поступок, действие, поведение, деятельность: определение понятий, их соотношение и различие.
2. Структура и механизм совершения социального действия.
3. Классификации социального поведения.
4. Социализация и социальное развитие: общее и особенное.
5. Подходы к изучению социализации: биогенетический, социогенетический.
6. Подходы к изучению социализации интеракционистский, когнитивистский.
7. Механизмы социализации личности. Социальные статусы и роли.
8. Виды социальных ролей. Ролевые конфликты.
9. Социальные диспозиции и поведение.
10. Уровни диспозиционной структуры.
11. Измерение социальной установки.
12. Социальные стереотипы: определение, причины, функции.
13. Понятия малой группы и коллектива.
14. Виды малых групп.
15. Уровни развития малой группы.
16. Межличностные отношения в группе.
17. Взаимодействие личности и ситуации в развитии межличностных отношений в группе.
18. Социометрическая и статическая картина внутригрупповых взаимоотношений.
19. Эффективность групповой деятельности и групповые эффекты.
20. Виды толпы.
21. Специфика лидерства. Функции лидерства. Лидерство и власть.
22. Теория лидерства Ф. Фидлера,
23. Теория лидерства Т.Митчела и Р. Хоуса,
24. Теория лидерства В. Врума и Ф. Иеттона
25. Теория лидерства Р. Лайкерта.
26. Автократическое лидерство. Демократическое лидерство.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ефимова Н. С., Литвинова А. В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Крысько В. Г. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Свенцицкий А. Л. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.2 Сарычев С.В., Чернышова О.В. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология: М.: Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 Поведение человека в обществе portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)



6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.