МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конфликта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Е.В. Пустовалова

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология конфликта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в различных сферах общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен выявлять социально значимые проблемы и определять пути их решения на основе теоретических знаний и результатов социологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.возможности использования
теоретических знаний и результатов
социологических исследований для
выявления социально значимых проблем
3.2.Уметь:
3.2.1.выявлять социально
значимые проблемы при использовании
описательных, объяснительных и
прогнозных моделей социальных явлений и
процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками формулирования
задач исследований для определения путей
решения социально значимых проблем на
основе теоретических знаний и результатов
конкретных социологических исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические и методические основания исследования конфликта
1.1. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Предмет, основные понятия и модели в социологии конфликта Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.3. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Диалектическая модель конфликта: К. Маркс, Р. Дарендорф Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.5. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Лекции 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.6. Игровая модель конфликта: А. Рапопорт Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.7. Функционалистская модель конфликта: Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Козер Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.8. Микросоциологические модели конфликта. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг. Концепция согласия и насилия Й. Гальтунга Сам. работа 3 7 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Динамика социального конфликта
2.1. Источники, основания и причины социального конфликта Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Источники, основания и причины социального конфликта Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.3. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.4. Формы выражения, структура и функции социального конфликта Сам. работа 3 9 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.5. Развитие социального конфликта на разных уровнях Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.6. Развитие социального конфликта на разных уровнях Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.7. Основные способы разрешения конфликта Практические 3 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.8. Основные способы разрешения конфликта Сам. работа 3 8 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
2.9. Конфликты в различных сферах общественной жизни Сам. работа 3 10 ОПК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3360
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-4. Способен выявлять социально значимые проблемы и определять пути их
решения на основе теоретических знаний и результатов социологических исследований
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного варианта)

1. Как называется умышленно искаженная информация?
1. Дезинформация
2. Информативный поток
3. Достоверная информация
4. Зашифрованная информация
2. Как называется информация, к которой ограничен доступ?
1. Конфиденциальная
2. Противозаконная
3. Открытая
4. Недоступная
3. Что называют защитой информации?
1. Все ответы верны
2. Деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации
3. Деятельность по предотвращению несанкционированных воздействий на защищаемую информацию
4. Деятельность по предотвращению непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
4. Носитель информации это:
1. физическое лицо, или материальный объект, в том числе, - физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
2. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
3. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или посредника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
4. субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами;
5. участник правоотношений в информационных процессах.
5. Стратегия это:
1. план, руководство, ориентир или направ¬ление развития, дорога из настоящего в будущее;
2. принцип поведения или следование некой модели поведения;
3. позиция, а именно расположение опреде¬ленных товаров на конкретных рынках.
4. перспектива, т. е. основной способ дейст¬вия организации, или это «теория бизнеса» организации.
5. ловкий прием, особый маневр, предприни¬маемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
6. Принято выделять следующие виды гипотез (возможно несколько вариантов ответа):
1. подтверждающиеся;
2. исходные;
3. второго уровня;
4. частные.
7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
1. панель;
2. эксперимент;
3. экспертна яоценка;
4. метод мозговой атаки.
8. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации в целях решения определённых исследовательских задач:
1. анкетирование;
2. наблюдение;
3. эксперимент
4. анализ документов.
9. Предметом исследования является:
1. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
2. специфика исследования;
3. совокупность лиц;
4. расчет выборки.
10. Научное прогнозирование опирается на (возможно несколько вариантов ответа):
1. объективные закономерности
2. качественную информацию
3. интуицию
4. логику
11. Научный прогноз раскрывает (возможно несколько вариантов ответа):
1. гипотезы развития
2. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
3. положительные и отрицательные тенденции
4. альтернативные направления развития
12. Компонент реализации стратегии, в котором описывается действие для конкретной ситуации – это:
1. тактика
2. политика
3. процедуры
4. правило
13. Стратегический план составляется на:
1. на короткий срок
2. на длительный срок
3. на среднесрочную перспективу
14. Чем характеризуется компромисс при принятии решения:
1. установление некоего среднего результата в споре двух сторон
2. уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другой
3. принятием решения, учитывающего мнения независимых сил
4. продвижением решения, выгодного руководителю
15. Гносеология- это:
1. учение о познании
2. учение о бытии
3. учение о душе
4. учение о боге.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-1
3-1
4-1
5-1
6-2,3
7-3
8-4
9-1
10-1,3,4
11-3,4
12-3
13-2
14-2
15-1

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Текст, описывающий некую последовательность событий, в котором систематизируются причинно-следственные связи эпизодов, — это ________________
2. Слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве, — это _____________________
3. Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать _______________________.
4. Совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта – это ________________________________
5. Традиция критического мышления зародилась в _______________________
6. умение разума, души, мышления, сознания человека обращаться в сторону самого себя – это __________________
7. _____________________ - это совокупность материальных или информационных
объектов, обладающая определенной целостностью.
8. Системы, созданные человеком в результате научно-технического прогресса – это ______________________ системы
9. _________________________ характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
10. Выделяют __________ основных закона логики
11. ____________________ - это понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду
12. _______________________ - это скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров
13. Метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности – это _________________________
14. _______________________________ - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
15. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации – это __________________________________
16. Метод групповых экспертных оценок, используемый для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база – это _____________________
17. ____________________________ - это Метод принятия решения, предполагающий групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.
18. Принцип _____________________________ предполагает сведение к минимуму субъективности при оценке обстановки, выявление истинного положения дел, истинных корней проблем.
19. Сценарии вероятного развития ситуации и проекты предложений, оптимальных решений проблем и разрешения противоречий, конфликтов и возможные сценарии, пути их реализации – это ________________________
20. Процесс порождения новых целей в деятельности – это _________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-нарратив
2-термин
3-проблему
4-научная проблема
5-Древняя Греция
6-рефлексия
7-система
8-искусственные
9-эмерджентность
10-четыре
11-аттрактор
12-бифуркация
13-аргументация
14-системный подход
15-критический анализ
16-метод Дельфи
17-мозговой штурм
18-адекватности отражения
19-прогнозный блок
20-целеполагание

За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,5 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Текст, описывающий некую последовательность событий, в котором систематизируются причинно-следственные связи эпизодов, — это ________________
2. Слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве, — это _____________________
3. Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать _______________________.
4. Совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта – это ________________________________
5. Традиция критического мышления зародилась в _______________________
6. умение разума, души, мышления, сознания человека обращаться в сторону самого себя – это __________________
7. _____________________ - это совокупность материальных или информационных
8. объектов, обладающая определенной целостностью.
9. Системы, созданные человеком в результате научно-технического прогресса – это ______________________ системы
10. _________________________ характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
11. Выделяют __________ основных закона логики
12. ____________________ - это понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду
13. _______________________ - это скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров
14. Метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности – это _________________________
15. _______________________________ - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
16. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации – это __________________________________
17. Метод групповых экспертных оценок, используемый для прогнозирования развития науки и техники, будущих открытий, изобретений, других явлений и событий, для которых отсутствует достаточная теоретическая база – это _____________________
18. ____________________________ - это Метод принятия решения, предполагающий групповое обсуждение проблемы с целью получения новых идей и вариантов ее решения.
19. Принцип _____________________________ предполагает сведение к минимуму субъективности при оценке обстановки, выявление истинного положения дел, истинных корней проблем.
20. Сценарии вероятного развития ситуации и проекты предложений, оптимальных решений проблем и разрешения противоречий, конфликтов и возможные сценарии, пути их реализации – это ________________________
21. Процесс порождения новых целей в деятельности – это _________________________
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соломатина, Е. Н. Социология конфликта: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская Л.Л. Конфликтология: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э2 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э3 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология.
Э4 Курс в moodle "Социология конфликта" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к зачету параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.