МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы высшей математики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н, доцент, Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н, доцент, Вараксин С.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы высшей математики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Развитие способности использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;
формирование у обучающихся представлений о месте и роли математики в современном мире;
повышение уровня фундаментальной подготовки;
воспитание высокой математической культуры;
ориентация студентов на использование классических методов математики при решении фундаментальных и прикладных задач в области социологии;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы линейной алгебры
1.1. Матрицы и определители. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.2. Матрицы и определители. Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.3. Матрицы и определители. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.4. Системы линейных уравнений, матричная запись. Методы решения системы линейных уравнений: с помощью обратной матрицы, правило Крамера, метод Гаусса. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.5. Системы линейных уравнений, матричная запись. Методы решения системы линейных уравнений: с помощью обратной матрицы, правило Крамера, метод Гаусса. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
1.6. Системы линейных уравнений, матричная запись. Методы решения системы линейных уравнений: с помощью обратной матрицы, правило Крамера, метод Гаусса. Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 2. Векторная алгебра
2.1. Векторы и линейные операции над векторами. Координаты вектора. Разложение вектора по базису Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
2.2. Векторы и линейные операции над векторами. Координаты вектора. Разложение вектора по базису Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
2.3. Скалярное и векторное произведение векторов их координатное выражение. Лекции 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
2.4. Скалярное и векторное произведение векторов их координатное выражение. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 3. Аналитическая геометрия
3.1. Прямоугольные декартовы координаты на плоскости и в пространстве. Прямая линия на плоскости и виды уравнений.Прямая линия на плоскости и виды уравнений. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
3.2. Прямоугольные декартовы координаты на плоскости и в пространстве.Прямая линия на плоскости и виды уравнений. Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
3.3. Плоскость и прямая в пространстве. Различные виды их уравнений. Практические 2 1 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 4. Введение в математический анализ
Раздел 5. Дифференциальное исчисление функций одной переменной
5.1. Монотонность функции и достаточные условия экстремума.Выпуклости графика функции. Точки перегиба. Асимптоты графика функции. Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 6. Интегральное исчисление функций одной переменной
6.1. Первообразная функции. Неопределенный интеграл и его свойства Сам. работа 2 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
6.2. Определенный интеграл. Критерий интегрируемости. Свойства определенного интеграла Сам. работа 2 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
6.3. Приложение определенного интеграла: объем тела, площадь плоской фигуры. Сам. работа 2 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2
Раздел 7. Основы теории вероятностей
7.1. Теоремы сложения. Независимые события. Условная вероятность. Теоремы умножения. Формула полной вероятности. Формула Байеса. Последовательность независимых испытаний. Предельные теоремы для схемы Бернулли. Сам. работа 2 16 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л2.5, Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л1.1, Л2.4, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4449.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Функция имеет в точке максимум, если первая производная в этой точке:
a. меняет знак с плюса на минус;
b. меняет знак с минуса на плюс;
c. остается постоянной;
d. стремится к бесконечности;
e. не меняет знак.
ОТВЕТ: a
Вопрос 2. Функция имеет в точке минимум, если первая производная в этой точке:
a. меняет знак с плюса на минус;
b. остается постоянной;
c. стремится к бесконечности;
d. меняет знак с минуса на плюс;
e. не меняет знак.
ОТВЕТ: d
Вопрос 3. Сложной функцией называется:
a. функция, представляющая собой сумму или разность нескольких функций;
b. если она является логарифмом х;
c. если она равняется синусу х;
d. функция, аргументом которой является другая функция;
e. функция, представляющая собой произведение нескольких функций.
ОТВЕТ: d
Вопрос 4. Производной функции y = f(x) называется:
a. предел отношения значения функции к значению аргумента при стремлении аргумента к нулю;
b. отношение значения функции к значению аргумента;
c. отношение приращения функции к приращению аргумента;
d. предел отношения значения функции к значению аргумента при стремлении значения аргумента к константе;
e. предел отношения приращения функции к приращению аргумента при стремлении приращения аргумента к нулю.
ОТВЕТ: e
Вопрос 5. Частной производной функции нескольких переменных называется:
a. производная от частного аргументов функции;
b. производная от произведения аргументов функции;
c. производная от логарифма частного аргументов функции;
d. производная от функции при условии, что все аргументы кроме одного остаются постоянными;
e. производная от функции при условии, что все аргументы остаются постоянными.
ОТВЕТ: d
Вопрос 6. Производная функции определяет:
a. изменение функции при заданном изменении аргумента;
b. изменение аргумента при заданном изменении функции;
c. изменение аргумента при заданном значении функции;
d. изменение функции при заданном значении аргумента;
e. скорость изменение функции при изменении аргумента.
ОТВЕТ: e
Вопрос 7. Дифференциал функции – это:
a. полное приращение функции при заданном изменении аргумента;
b. квадрат приращения функции при заданном изменении аргумента;
c. квадратный корень из приращения функции при заданном изменении аргумента;
d. главная линейная часть приращения функции при заданном изменении аргумента;
e. изменение функции при заданном изменении аргумента.
ОТВЕТ: d
Вопрос 8. Производной второго порядка называется:
a. квадрат производной первого порядка;
b. производная от производной первого порядка;
c. корень квадратный от производной первого порядка;
d. первообразная функции;
e. первообразная производной первого порядка.
ОТВЕТ: b
Вопрос 9. Полным дифференциалом функции нескольких переменных называется:
a. главная линейная часть приращения функции при изменении одного из аргументов;
b. главная линейная часть приращения функции при изменении логарифма одного из аргументов;
c. квадрат приращения функции при изменении всех аргументов;
d. главная линейная часть приращения функции при изменении всех аргументов;
e. приращения функции при изменении всех аргументов.
ОТВЕТ: d
Вопрос 10. Первообразной функции y = f(x) называется:
a. функция, производная которой равна заданной функции (функции y = f(x));
b. функция, равная сумме y = f(x) + С, где С – произвольная константа;
c. функция, равная 2 f(x+С), где С – произвольная константа;
d. С f(x), где С – произвольная константа;
e. функция, равная 2 f(x).
ОТВЕТ: a
Вопрос 11. Каждая функция y = f(x) имеет:
a. одну первообразную функцию;
b. ровно 2 первообразных функций;
c. ни одной первообразной функции;
d. несколько первообразных функций;
e. множество первообразных функций.
ОТВЕТ: e
Вопрос 12. Неопределенным интегралом функции y = f(x) называется:
a. первообразная функции y = f(x);
b. квадрат первообразной функции y = f(x);
c. сумма всех первообразных функции y = f(x);
d. совокупность всех первообразных функции y = f(x);
e. произведение всех первообразных функции y = f(x).
ОТВЕТ: d
Вопрос 13. Метод интегрирования по частям применим при интегрировании:
a. суммы или разности нескольких функций;
b. сложной функции;
c. линейной комбинации функций;
d. произведения функций;
e. любой комбинации любых функций.
ОТВЕТ: d
Вопрос 14. Метод замены переменных применим при интегрировании:
a. суммы или разности нескольких функций;
b. произведения функций;
c. линейной комбинации функций;
d. сложных функций;
e. любой комбинации любых функций.
ОТВЕТ: d
Вопрос 15. Умножать на число можно:
a. только прямоугольную матрицу;
b. только матрицу-строку;
c. только матрицу-столбец;
d. любую матрицу;
e. только квадратную матрицу.
ОТВЕТ: d

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие матрицы можно перемножать?
ОТВЕТ: такие матрицы, что левый сомножитель имеет столько столбцов, сколько строк у правого сомножителя.
2. Для каких матриц вычисляется определитель?
ОТВЕТ: только для квадратных матриц.
3. Чему равен определитель квадратной матрицы с нулевой строкой?
ОТВЕТ: 0.
4. Чему равен определитель транспонированной квадратной матрицы?
ОТВЕТ: определителю исходной матрицы.
5. Для какой матрицы существует обратная матрица?
ОТВЕТ: для любой квадратной невырожденной матрицы.
6. Что получаем при умножении матрицы на обратную к ней?
ОТВЕТ: единичную матрицу.
7. Система линейных уравнений имеет решение тогда и только тогда, когда …
ОТВЕТ: ранг матрицы системы равен рангу расширенной матрицы системы.
8. Система линейных уравнений называется однородной, если ее правая часть …
ОТВЕТ: равна нулевому вектору.
9. Метод Крамера применим для решения системы линейных уравнений, если …
ОТВЕТ: матрица системы квадратная и невырожденная.
10. Матричный метод применим для решения системы линейных уравнений, если …
ОТВЕТ: матрица системы квадратная и невырожденная.
11. Метод Гаусса применим для решения системы линейных уравнений, если …
ОТВЕТ: матрица системы любая.
12. Метод Жордана-Гаусса применим для решения системы линейных уравнений, если …
ОТВЕТ: матрица системы любая.
13. Для каких матриц вводится понятие ранга матрицы?
ОТВЕТ: для любых матриц.
14. Два вектора перпендикулярны тогда и только тогда, когда …
ОТВЕТ: их скалярное произведение равно нулю.
15. Два вектора коллинеарны тогда и только тогда, когда …
ОТВЕТ: их векторное произведение равно нулю.
16. Три вектора компланарны тогда и только тогда, когда …
ОТВЕТ: их смешанное произведение равно нулю.
17. Три вектора образуют правую тройку, если …
ОТВЕТ: их смешанное произведение больше нуля.
18. Три вектора образуют левую тройку, если …
ОТВЕТ: их смешанное произведение меньше нуля.
19. Две прямые на плоскости параллельны, если …
ОТВЕТ: их направляющие векторы коллинеарны.
20. Две прямые на плоскости перпендикулярны, если …
ОТВЕТ: их направляющие векторы перпендикулярны
21. Две плоскости в пространстве перпендикулярны, если …
ОТВЕТ: их нормальные векторы перпендикулярны.
22. Модуль векторного произведения двух векторов равен …
ОТВЕТ: площади параллелограмма, построенного на этих векторах;
23. Модуль смешанного произведения трех векторов равен …
ОТВЕТ: объему параллелепипеда, построенного на этих векторах.
24. Что происходит в точке перегиба графика функции?
ОТВЕТ: график меняет направление выпуклости.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Матрицы. Действия с матрицами.
2. Определитель n-го порядка. Правила вычисления определителей второго и третьего порядков. Разложение определителя по строке или по столбцу.
3. Свойства определителя n-го порядка.
4. Обратная матрица.
5. Матричная запись системы линейных уравнений. Основные понятия. Методы решение системы линейных уравнений с невырожденной квадратной матрицей.
6. Матричная запись системы линейных уравнений. Основные понятия. Метод Гаусса.
7. Вектора и операции над ними, свойства операций.
8. Вектор-проекция и проекция вектора на ось, основные свойства.
9. Декартова система координат. Единственность разложение вектора по базису. Действия с векторами, записанными в координатной форме. Направляющие косинусы и их основное свойство.
10. Скалярное произведение векторов, свойства, геометрическое приложение, вычисление через координаты.
11. Векторное произведение векторов, свойства, геометрическое приложения, вычисление через координаты.
12. Прямая линия на плоскости. Различные типы уравнений.
13. Угол между двумя прямыми на плоскости. Условия параллельности и перпендикулярности прямых на плоскости. Расстояние от точки до прямой на плоскости.
14. Эллипс, его свойства и характеристики.
15. Гипербола, его свойства и характеристики.
16. Парабола, его свойства и характеристики.
17. Плоскость в пространстве. Различные типы уравнений.
18. Угол между двумя плоскостями. Условия параллельности и перпендикулярности плоскостей в пространстве. Расстояние от точки до плоскости.
19. Прямая линия в пространстве. Различные типы уравнений.
20. Угол между двумя прямыми в пространстве. Условия параллельности и перпендикулярности прямых в пространстве. Расстояние от точки до прямой в пространстве.
21. Операции над функциями. Сложная функция. Обратная функция.
22. Графики и свойства элементарных функций.
23. Предел функции в точке и на бесконечности. Эквивалентность определений. Примеры функций, не имеющих предела. Ограниченность функции, имеющей предел функции в точке. Единственность предела.
24. Теоремы о пределе суммы и произведения функций.
25. Асимптоты графика функции.
26. Непрерывность функции в точке и на отрезке. Свойства функций непрерывных на отрезке.
27. Арифметические действия с непрерывными функциями. Непрерывность сложной и обратной функций.
28. Определение производной и ее геометрический, физический смысл. Уравнение касательной и нормали.
29. Производные простейших элементарных функций (постоянной, степенной, тригонометрических, логарифмической функций).
30. Дифференцирование сложной функции.
31. Возрастание, убывание функции. Необходимый признак возрастания, убывания функции. Достаточный признак.
32. Экстремумы функции. Необходимое условие. Достаточное условие (1 правило).
33. Вогнутость, выпуклость графика функции. Достаточное условие выпуклости (вогнутости). Точки перегиба и способ их нахождения.
34. Понятие первообразной. Связь между первообразными для одной и той же функции.
35. Неопределенного интеграла и его геометрический смысл. Основные свойства неопределенного интеграла. Таблица простейших неопределенных интегралов. Независимость вида неопределенного интеграла от выбора аргумента.
36. Основные методы интегрирования: метод разложения, метод подстановки. Интегрирование по частям.
37. Определенный интеграл. Интегрируемость некоторых функций. Примеры неинтегрируемых функций. Основные свойства определенного интеграла: общие, аддитивности, линейности.
38. Интеграл с переменным верхним пределом. Формула Ньютона--Лейбница.
39. Замена переменной в определенном интеграле. Формула интегрирования по частям.
40. Вычисление площади криволинейной трапеции в прямоугольных координатах.
41. Вычисление объема тела по площади поперечного сечения. Объем тела вращения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Построить график функции …
2. Найти объем тетраэдра с координатами вершин …
3. Вычислить определитель матрицы …
4. Решить систему линейных уравнений …

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. С. Шипачев Высшая математика : : учебник М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Б. М. Владимирский, А. Б. Горстко, Я. М. Ерусалимский Математика. Общий курс: учебник СПб.: Лань, 2008 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.И. Назаров, И.А. Назаров Курс математики для нематематических специальностей и направлений бакалавриата : учеб. пособие Лань, 2011 e.lanbook.com
Л2.2 Гмурман, В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для прикладного бакалавриата: Учебник Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/636B8B1D-1DD9-4ABE-845B-2E048D04ED84
Л2.3 Кудрявцев Л.Д. Курс математического анализа в 3 т. Том 1: учебник для бакалавров М.: Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л2.4 И. И. Баврин Высшая математика для химиков, биологов и медиков : учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/F5706AD9-A73B-4D5B-8403-AF7BAE17294F.
Л2.5 А. Ю. Вдовин [и др.] Высшая математика. Стандартные задачи с основами теории: учеб. пособие для вузов СПб.: Лань, 2009 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 Основы высшей математики и теории вероятностей portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"
6. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4449-Единый образовательный портал АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.