МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 4
самостоятельная работа 203
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 203 203 203 203
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Артюхина В.А.;к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н. , Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 13.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.курс направлен на формирование у обучающихся способности использовать современные информационные технологии, программные средства и инструменты цифровой культуры для решения задач профессиональной деятельности в области научных исследований и самообразования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает современную теоретикометодологическую основу изучения конфликтов
Знает методологию,методику и основные методы сбора и анализа информации в прикладном исследовании
Знает современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, подходы их использования в профессиональной деятельности;понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять методы сбора, анализа и интерпретации эмпирических данных в соответствии с поставленной задачей
Умеет концептуализировать проблему и вырабатывать эмпирические показатели,анализировать полученные результаты
Умеет анализировать массивы данных с использованием современных программных средств; применять инструменты цифровой культуры в принятии организационно-управленческих решений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Обладает навыками оценки достоверности эмпирических данных и обоснованности выводов исследований
Владеет навыками работы с различными статистическими пакетами и составления аналитических отчетов по результатам исследования
Владеет приемами и методами анализа массивов данных; навыками использования информационно-коммуникационных технологий и программных средств в цифровой среде для взаимодействия с обществом, и решения цифровых задач в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Введение в программирование на языке Python, знакомство со средами разработки Jupyter Notebook и GoogleColab
1.1. Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python. Лабораторные 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
1.2. Установка фреймворка Anaconda. Настройка рабочего окружения. Знакомство со средой программирования Jupyther Notebook. Знакомство с облачной средой разработки Google Colab. Преимущества и особенности Python. Сам. работа 1 36 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 2. Раздел 2. Загрузка данных в рабочую среду. Визуализация данных и описательная статистика. Корреляционно-регрессионный анализ
2.1. Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Лабораторные 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
2.2. Библиотека Pandas для обработки и анализа данных. Считывание больших данных чанками (порциями). Библиотека NumPy. Визуализация с помощью библиотек Matplotlib и Seaborn. Типы данных. Кросс-таблицы, группировка, сортировка и агрегирование данных. Корреляционный анализ. Линейная регрессия. Основы работы с библиотекой scikit-learn Сам. работа 1 36 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 3. Раздел 3. Типовые задачи машинного обучения: кластеризация, классификация и регрессиясамообразования
3.1. Избранные методы кластеризации данных (k-means, иерархическая и спектральная кластеризация, DBSCAN). Задачи обучения с учителем. Понятие переобучения. Деревья решений для задач классификации и регрессии. Методы, основанные на деревьях решений: Random Forest, XGBoost и CatBoost. Метрики качества обучения и валидация Сам. работа 1 36 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 4. Раздел 4. Введение в нейронные сети и глубокое обучение
4.1. Полносвязные нейронные сети. Фреймворк TensorFlow и инструментарий Keras для построения нейронных сетей. Контроль переобучения. Классификация и регрессия с помощью нейронных сетей. Сам. работа 1 17 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 5. Раздел 5. Сверточные нейронные сети в задачах анализа изображений
5.1. Идеи, лежащие в основе сверточной нейронной сети, ее преимущество в сравнении с полносвязной нейронной сетью в задачах обработки изображений. Инструментарий Keras для построения сверточных нейронных сетей. Предобученные нейронные сети и перенос обучения. Примеры задач компьютерного зрения Сам. работа 1 20 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 6. Раздел 6. Нейронные сети в задачах анализа текста. Конструирование чат-ботов
6.1. Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. Лабораторные 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
6.2. Особенности обработки естественных языков. Векторная модель текста и классификация длинных текстов. Базовые нейросетевые методы работы с текстами. Языковые модели и генерация текста. Прикладные задачи обработки текста. Конструирование чат-ботов. Сам. работа 1 36 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
Раздел 7. Раздел 7. Сервисы, использующих технологии искусственного интеллекта
7.1. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач Лабораторные 1 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3
7.2. Обзор готовых сервисов, использующих технологии машинного обучения для решения прикладных задач Сам. работа 1 22 ОПК-1 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/468473
Л1.2 Советов, Б.Я., Цехановский, В.В. Информационные технологии: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов. Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Кравченко, С.А. Социология цифровизации: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.3 Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/476487
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Цифровая культура в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
Э2 Ng. A. Machine Learning. - http://coursera.org
Э3 Нейронные сети и компьютерное зрение stepik.org
Э4 Нейронные сети и обработка текста stepik.org
Э5 Профессиональный информационно-аналитический ресурс, посвященный машинному обучению, распознаванию образов и интеллектуальному анализу данных. machinelearning.ru
Э6 UCIMachineLearningRepository — репозиторий наборов данных для машинного обучения archive.ics.uci.edu
Э7 APREducationCommittee&Resources — коллекция ссылок на образовательные ресурсы по распознаванию образов, машинному обучению, обработке сигналов, обработке изображений и компьютерному зрению, поддерживаемая Международной ассоциацией распознавания образов homepages.inf.ed.ac.uk
Э8 Андрей Созыкин Учебный курс «Программирование нейросетей на Python» www.asozykin.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Python 3.6 и выше
Фреймворк Anaconda
Google Colab
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Электронно-библиотечная система издательства "Лань": www.e.lanbook.com;
Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Свободная энциклопедия "Википедия": http://ru.wikipedia.org;
Единый образовательный портал http://portal.edu.asu.ru
Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем осуществляется при выполнении лабораторных работ. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Лабораторная работа требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Лабораторная работа заканчивается составлением отчета, проверяется и оценивается преподавателем.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать в рамках лабораторных работ и консультаций неясные вопросы;
- при подготовке к итоговому контролю параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем