МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Политология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Политология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – способствовать овладению студентами теоретико-методологическими основами политической науки,формированию в их сознании научной политической картины мира и практических навыков активного участия в политической жизни общества.
Задачи курса:
Во-первых.Обеспечить будущих специалистов системой знаний:
взаимодействии государства и общества,политической сферы с другими общественными сферами;
о содержании и сущности политической власти как общественного явления и о специфике ее функционирования в России;
о характере взаимодействия федеральной власти с субъектами Российской Федерации и с другими регионами;
о процессе становления демократии в России,перспективах и реалиях правового и социального государства;
о процессах глобализации и геополитическом положении России в современном мире;о становлении России как великой державы и укреплении ее международного влияния.
Во-вторых.В задачу курса входит также формирование практических знаний,навыков и умений в области политических технологий,в том числе организации избирательных и других политических кампаний и мероприятий,работы в политических партиях,объединениях и иных политических организациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политология как наука о политической сфере общества
1.1. Политология как наука. Объект и предмет политологии Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Политология как наука. Объект и предмет политологии Сам. работа 3 24 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Эволюция политической мысли на Западе и в России: этапы и тенденции Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Эволюция политической мысли на Западе и в России: этапы и тенденции Сам. работа 3 17 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Содержание и сущность политической власти
2.1. Политика: социальная природа и содержание Лекции 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Политика: социальная природа и содержание Сам. работа 3 6 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Природа и сущность политической власти Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Природа и сущность политической власти Сам. работа 3 10 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Политическая система общества
3.1. Политическая система и политические режимы Практические 3 2 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Политическая система и политические режимы Сам. работа 3 14 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Международная политика и международные отношения Сам. работа 3 18 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2023 – ДО
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3432 - ОЗО

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
1. Некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, - это:
1. структура
2. система
3. образование
4. организация
2. Система, в которой при известных входных параметрах можно абсолютно точно прогнозировать результат функционирования, является:
1. локальной системой
2. детерминированной системой
3. открытой системой
4. сложной системой
3. Какие функции выполняет политическая система общества (возможно несколько вариантов ответа)?
1. целеполагания;
2. планирования;
3. прогнозирования;
4. интеграции
4. К регулировочным требованиям на «входе» политической системы относится требование:
1. повысить заработную плату
2. обеспечить контроль над системой ЖКХ
3. сделать бесплатными медицинские услуги
4. предоставить статистическую информацию

5. К структурам «входа» политической системы не относятся …
1. политические партии
2. массовые движения
3. исполнительные органы власти
4. акции протеста трудящихся
5. группы давления
6. Принято выделять следующие виды гипотез (возможно несколько вариантов ответа):
1. подтверждающиеся;
2. исходные;
3. второго уровня;
4. частные.
7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
1. панель;
2. эксперимент;
3. экспертна яоценка;
4. метод мозговой атаки.
8. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников информации в целях решения определённых исследовательских задач:
1. анкетирование;
2. наблюдение;
3. эксперимент
4. анализ документов.
9. Предметом исследования является:
1. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
2. специфика исследования;
3. совокупность лиц;
4. расчет выборки.
10. Научное прогнозирование опирается на (возможно несколько вариантов ответа):
1. объективные закономерности
2. качественную информацию
3. интуицию
4. логику
11. Научный прогноз раскрывает (возможно несколько вариантов ответа):
1. гипотезы развития
2. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
3. положительные и отрицательные тенденции
4. альтернативные направления развития
12. Компонент реализации стратегии, в котором описывается действие для конкретной ситуации – это:
1. тактика
2. политика
3. процедуры
4. правило
13. Стратегический план составляется на:
1. на короткий срок
2. на длительный срок
3. на среднесрочную перспективу
14. Чем характеризуется компромисс при принятии решения:
1. установление некоего среднего результата в споре двух сторон
2. уменьшением выгоды в одной области с целью уменьшения нежелательных последствий в другой
3. принятием решения, учитывающего мнения независимых сил
4. продвижением решения, выгодного руководителю
15. Гносеология- это:
1. учение о познании
2. учение о бытии
3. учение о душе
4. учение о боге.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-2
2-2
3-1,4
4-2
5-3
6-2,3
7-3
8-4
9-1
10-1,3,4
11-3,4
12-3
13-2
14-2
15-1


Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 30 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Текст, описывающий некую последовательность событий, в котором систематизируются причинно-следственные связи эпизодов, — это ________________
2. Слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве, — это _____________________
3. Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать _______________________.
4. Совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта – это ________________________________
5. Традиция критического мышления зародилась в _______________________
6. умение разума, души, мышления, сознания человека обращаться в сторону самого себя – это __________________
7. _____________________ - это совокупность материальных или информационных
объектов, обладающая определенной целостностью.
8. Системы, созданные человеком в результате научно-технического прогресса – это ______________________ системы
9. _________________________ характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
10. Выделяют __________ основных закона логики
11. ____________________ - это понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду
12. _______________________ - это скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров
13. Метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности – это _________________________
14. _______________________________ - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
15. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации – это __________________________________
16. По характеру взаимоотношений политических систем с внешней средой выделяют ________________ системы
17. С точки зрения ученого ___________, политическая система – это совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе
18. Принцип _____________________________ предполагает сведение к минимуму субъективности при оценке обстановки, выявление истинного положения дел, истинных корней проблем.
19. Сценарии вероятного развития ситуации и проекты предложений, оптимальных решений проблем и разрешения противоречий, конфликтов и возможные сценарии, пути их реализации – это ________________________
20. Процесс порождения новых целей в деятельности – это _________________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-нарратив
2-термин
3-проблему
4-научная проблема
5-Древняя Греция
6-рефлексия
7-система
8-искусственные
9-эмерджентность
10-четыре
11-аттрактор
12-бифуркация
13-аргументация
14-системный подход
15-критический анализ
16-открытые и закрытые
17-Т. Парсонса
18-адекватности отражения
19-прогнозный блок
20-целеполагание

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 70 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Текст, описывающий некую последовательность событий, в котором систематизируются причинно-следственные связи эпизодов, — это ________________
2. Слово или сочетание слов, обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве, — это _____________________
3. Описание, анализ и критический анализ проблемной ситуации проводятся ради того, чтобы, в конечном счете, сформулировать _______________________.
4. Совокупность научных суждений, которая включает в себя как ранее установленные факты, так и вероятностные знания о содержании изучаемого объекта – это ________________________________
5. Традиция критического мышления зародилась в _______________________
6. умение разума, души, мышления, сознания человека обращаться в сторону самого себя – это __________________
7. _____________________ - это совокупность материальных или информационных
8. объектов, обладающая определенной целостностью.
9. Системы, созданные человеком в результате научно-технического прогресса – это ______________________ системы
10. _________________________ характеризует несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом
11. Выделяют __________ основных закона логики
12. ____________________ - это понятие, обозначающее активные устойчивые центры потенциальных путей эволюции системы, способные притягивать и организовывать окружающую среду
13. _______________________ - это скачкообразная качественная перестройка системы при плавном изменении параметров
14. Метод убеждения, предназначенный для рационального обоснования какого-либо утверждения при помощи других утверждений, но не способный при этом служить доказательством его истинности – это _________________________
15. _______________________________ - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
16. Процесс определения правдивости, достоверности или вероятности представленной информации – это __________________________________
17. По характеру взаимоотношений политических систем с внешней средой выделяют ________________ системы
18. С точки зрения ученого ___________, политическая система – это совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе
19. Принцип _____________________________ предполагает сведение к минимуму субъективности при оценке обстановки, выявление истинного положения дел, истинных корней проблем.
20. Сценарии вероятного развития ситуации и проекты предложений, оптимальных решений проблем и разрешения противоречий, конфликтов и возможные сценарии, пути их реализации – это ________________________
21. Процесс порождения новых целей в деятельности – это _________________________

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 К. С. Гаджиев Политология: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Василенко И.А. Геополитика современного мира: учебное пособие М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/C51BF7DB-CB5A-49FD-A2D7-66C2A24BAC11
Л2.2 Слизовский Д.Е., Шуленина Н.В. Политология: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/ACB93888-7217-4AA2-8923-634500FF5E53
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика,социология,менеджмент»
Э2 http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека
Э3 http://www.i-u.ru – Русский Гуманитарный Интернет-Университет
Э4 http://www.lib.asu.ru – Сайт научной библиотеки АлтГУ
Э5 http://www.gumer.info – Электронная библиотека Гумер
Э6 http://www.isras.ru – Сайт Института социологии РАН
Э7 http://sophist.hse.ru – Единый архив социологических и экономических данных
Э8 http://www.socpol.ru – Сайт Независимого Института социальной политики
Э9 Курс в Moodle «Политология для ОЗО» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.