МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология рекламы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СМиР-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 194
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 194 194 194 194
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд.социол.наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология рекламы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 6
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 6
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Социология рекламы» являются формирование представления о специфике рекламы в общей структуре маркетинговой и рекламной деятельности, овладение знаниями, необходимыми для создания и продвижения рекламы в условиях современной России, изучение проблем эффективности рекламы, рекламы как феномена общественной жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 Способен разработать проектное предложение для проведения социологического исследования в сфере рекламы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. круг социально-значимых проблем и процессов, решение которых возможно с применением средств рекламы;
возможные формы реализации рекламы, роль социолога в ее создании
3.2.Уметь:
3.2.1.дифференцировать и распределять функции социальных партнеров в процессе реализации рекламных проектов
диагностировать социальные изменения в поведении целевой аудитории после реализации рекламной кампании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками планирования последовательности мероприятий рекламной кампании.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История социологии рекламы в России и за рубежом
1.1. История становления социологии рекламы в России Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. История развития социологии рекламы в западной культуре Сам. работа 3 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. История становления социальной рекламы в России Сам. работа 3 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Сущность социальной рекламы как феномена общественной жизнедеятельности
2.1. Цели, функции и виды рекламы Лекции 3 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.2. Цели, функции и виды рекламы Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.3. Процесс создания рекламы Практические 3 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.4. Типичная проблематика рекламы Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.5. Процесс создания рекламы Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.6. Особенности основных видов и жанров рекламы Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.7. Эффективность воздействия рекламы Лекции 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.8. Эффективность воздействия рекламы Практические 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.9. Эффективность воздействия рекламы Сам. работа 3 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.10. Основные функции государства в сфере рекламы Сам. работа 3 10 ПК-3 Л1.1, Л2.1
2.11. Роль рекламы в жизни общества Сам. работа 3 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Современное состояние рекламы в России и за рубежом
3.1. Сравнительные характеристики западной и российской рекламы Сам. работа 3 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.2. Реклама в современной России Сам. работа 3 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.3. Современное состояние рекламы за рубежом Сам. работа 3 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
3.4. Зачет 3 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1. Социология рекламы как отрасль социологического знания. Взаимосвязь социологии рекламы с другими науками.
2. Понятие рекламы. Функциональное, информационное и социальное назначение рекламы.
3. Факторы возникновения рекламы как массового явления: сфера производства и сфера потребления.
4. Социокультурные основания становления и развития рекламы как социального явления.
5. Национально- региональные компоненты рекламной деятельности.
6. Реклама как социальный институт.
7. Реклама в структуре маркетинговой деятельности.
8. Реклама как способ формирования моделей потребительского поведения.
9. Социокультурный контекст взаимодействия рекламы и общества в современной России.
10. Анализ основных направлений взаимодействия рекламы и общества.
11. Значимость рекламы в экономических процессах.
12. Международная реклама как показатель мировых интеграционных процессов.
13. Реклама и ценностные ориентации общества: проблема инновационных изменений.
14. Роль рекламы в формировании индивидуально-личностной и общественной субъектности.
15. Специфика взаимодействия рекламы и ценностных ориентаций общества.
16. Реклама в обществе: способы регуляции.
17. Межличностные отношения: сущность, специфика, типология. Специфика рекламы межличностных отношений.
18. Сущность и специфика социальной рекламы. Национальное и региональное в социальной рекламе.
19. Социальная реклама: место в механизмах саморегуляции общества.
Практические задания.
20. Смоделируйте программу исследования рекламы в России.
21. Покажите в чем сложность политической рекламы.
22. Приведите примеры реализации Место политической рекламы в структуре политической деятельности.
23. Приведите примеры технологических особенностей политической рекламы.
24. Приведите примеры реализации диагностики общественного мнения как элемент политической коммуникации и рекламной кампании политика.
25. Приведите примеры реализации закона этики и эффективности политической рекламы.
26. Приведите примеры реализации национально-культурных основы развития политической рекламы в современной России.
27. Приведите примеры социологического сопровождения рекламной кампании.
28. Сравните готовность общества к восприятию нового товара, услуги.
29. Покажите факторы, влияющие на выбор рекламоносителя.
30. Приведите примеры социологические исследования на этапе создания рекламного текста.
31. Сравните русский национально-культурный контекст развития рекламы в современной России.
32. Приведите примеры диагностика современного состояния рынка рекламных услуг в России.
33. Сравните основные проблемы реализации рекламной практики в России.
34. Сравните основные тенденции развития рекламы в России.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)


не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

Приложения
Приложение 1.   социология рекламы.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Касьянов, В. В. Социология массовой коммуникации : учебник для академического бакалавриата ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/FB2A2FDC-ED57-4BC1-8F45-90D90432872D
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гуревич, П. С Социология и психология рекламы в 2 т. Том 1: учебное пособие для вузов Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/494895
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»);
Э2 www.juvenilejustice.ru (Всероссийский информационный портал);
Э3 www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 www.public.ru (Публичная Интернет библиотека)
Э5 www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э6 www.socreklama.ru - портал, посвященный проблемам социальной рекламы
Э7 Курс в moodle " Социология рекламы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
Microsoft Office 2010 № 60674416 от 19.07.2012 г. (бессрочная)
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.