МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 86
индивидуальные консультации 2
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Борисова Ольга Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат социологических наук, доцент, Чуканова Татьяна Викторовна

Рабочая программа дисциплины
Социология здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-1.5 Рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные и теоретические подходы к изучению здоровья и его составляющих; иметь представление об отраслях социологического знания; методы создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в сфере здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведение и тд.
3.2.Уметь:
3.2.1.критически осмыслить предлагаемые концепции и публикации; анализировать события и факты с позиции профессионала, работающего в сфере организации работы с молодежью; использовать научные категории в осмыслении типичных социальных ситуаций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использования социологических знаний на практике; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая интернет и зарубежную литературу; владеть навыками работы с первоисточниками.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология здоровья
1.1. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Лекции 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.2. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Практические 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.3. Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. Сам. работа 3 5 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.4. Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. Сам. работа 3 5 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.5. Особенности британской школы "социологии в медицине". Практические 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.6. Особенности британской школы "социологии в медицине". Сам. работа 3 10 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.7. Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. Сам. работа 3 5 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.8. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 3 10 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.9. Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. Сам. работа 3 7 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.10. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Лекции 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.11. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Практические 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.12. Место социологии здоровья в системе социальных наук. Сам. работа 3 5 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.13. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 3 10 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.14. Причины актуализации социологии здоровья и болезни Сам. работа 3 3 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.15. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Лекции 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.16. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Практические 3 4 УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.17. Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья Сам. работа 3 8 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.18. Воздействие семьи на здоровье ее членов Сам. работа 3 8 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.19. Профилактика здоровья и здорового образа жизни Сам. работа 3 10 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3
1.20. Консультации 3 2 УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3831

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В рамках какого направления человек является социальным существом и его
развитие всецело определяется социумом?
а) Биологический подход к сущности человека.
б) Современное представление о биосоциальной сущности человека.
в) Марксистско-ленинское учение о человеке.
г) Социокультурный подход к рассмотрению сущности человека.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 2. Дайте определение понятию «популяционное здоровье».
а) Состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда
функции всех органов и систем организма человека уравновешены с окружающей средой.
б) Проявление жизни состояния равновесия его отправлений составляет нормальную или
здоровую жизнь.
в) Естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью
с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.
г) Условное статистическое понятие, которое достаточно полно характеризуется
комплексом демографических показателей, уровнем физического развития,
заболеваемостью и частотой преморбидных состояний, инвалидностью определенной
группы населения.
ОТВЕТ: б.
Вопрос 3. Кто впервые в России обратился к проблеме здоровья крепостных крестьян?
а) М. Ломоносов.
б) Л. Поляков.
в) А. Толор.
г) В.Татищев.
ОТВЕТ: б.
Вопрос 4. В чем состоит недостаток в определении понятия здоровья Всемирной
организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или
физических дефектов»?
а) Понятие болезни носит субъективный характер и требует четкого определения.
б) Данное определение не учитывает действия социальных и биологических функций
организма.
в) Исходя из этого определения, найти практически здорового человека невозможно.
г) Это определение условное и статистическое, а не характеристика уровня здоровья
конкретного человека.
ОТВЕТ: г.
Вопрос 5. Укажите период становления социологии здоровья как самостоятельной
дисциплины за рубежом (Западная Европа, Северная Америка).
а) 1920-е гг.
б) 1950-е гг.
в) 1970-е гг.
г) 1990-е гг.
ОТВЕТ: б.
Вопрос 6. В рамках какого подхода здоровье определяется как «нулевая степень болезни»?
а) Патоцентрический.
б) Нормоцентрический.
в) Феноменологический.
г) Экзистенциальный.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 7. В чем состоит специфика рассмотрения здоровья в рамках социального подхода?
а) Здоровье определяется через отсутствие телесных и душевных болезней.
б) Акцент делается на изучении общественного здоровья.
в) Здоровье для человека – это возможность для реализации его потенциала.
г) Здоровье является универсальной человеческой ценностью.
ОТВЕТ: б.
Вопрос 8. Что является отличительной особенностью современного гуманитарного подхода
в определении здоровья человека является?
а) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется социумом.
б) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется социокультурными факторами.
в) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется нормами и ценностями социальной
группы.
г) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется самим человеком.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 9. Что является предметом изучения социальной медицины?
а) Закономерности влияния экономических условий, факторов и образа жизни людей на
здоровье населения.
б) Закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов.
в) Закономерности здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп
населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды.
г) Влияние социальных факторов на заболеваемость и смертность.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 10. Определите сущность здоровья как медико-социальной категории?
а) Здоровье зависит от экономического состояния общества.
б) Здоровье является важным фактором успешного общественного развития.
в) Оценка здоровья ведется на основании субъективных данных о состоянии здоровья
населения в целом или отельных социальных групп.
г) Здоровье определяется факторами социальной природы (условия и образ жизни).
ОТВЕТ: б.
Вопрос 11. Назовите социальные детерминанты здоровья?
а) Социальные факторы, которые определяют взаимосвязь индивида с окружающей
средой.
б) Социальные факторы, которые способствуют реализации индивидом своей
жизнедеятельности.
в) Социальные факторы, которые определяют уровень адаптации здоровья индивида в
обществе.
г) Социальные факторы, которые определяют тот или иной уровень здоровья индивида,
социальной группы, общества в целом.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 12. Что определяют социальные различия в состоянии здоровья населения внутри
стран и между странами?
а) Социальный градиент здоровья.
б) Социальные детерминанты здоровья.
в) Социальное поведение в сфере здоровья.
г) Социальные факторы здоровья.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 13. Какой элемент не входит в категорию «отношение к здоровью»?
а) Оценка состояния здоровья.
б) Восприятие здоровья.
в) Активность человека в условиях окружающей среды.
г) Деятельность по сохранению здоровья.
ОТВЕТ: б.
Вопрос 14. Индивидуальные особенности поведения человека в отношении здоровья – это:
а) Здоровый образ жизни.
б) Здоровый стиль жизни.
в) Самосохранительное поведение.
г) Рискогенное поведение.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 15. Кто является автором теории, согласно которой здоровье от болезни можно
отличить с помощью объективного критерия, внутренне присущего фактам?
а) Э. Дюркгейм.
б) Т. Парсонс.
в) Э. Гоффман.
г) П. Бурдье
ОТВЕТ: г.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется стресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность?
Ответ: дистресс.
2. Степень удовлетворения индивидом своих важнейших потребностей и наличие необходимых условий, позволяющих ему вести активную физическую, сексуальную и социальную жизнь – это…
Ответ: качество жизни.
3. Дайте определение социальным факторам риска?
Ответ: потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического и социального характера, потенциально повышающие вероятность развития социальных заболеваний.
4. Стресс в нормальных условиях, обеспечивающий условия поддержания здоровья, - это...
Ответ: эустресс.
5. _________________ - индивидуальное здоровье, здоровье социальной группы и общества; здравоохранение как социальный институт; коммуникации по поводу здоровья, в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами по поводу здоровья.
Ответ: объект социологии здоровья.
6. ________________ – это факторы, идущие от внешней среды, от причин, находящихся вне самого человека как представителя определенного вида животного мира.
Ответ: экзогенные факторы.
7. ________________ - внутренние факторы, врожденные наследственные, генетические, порождены внутренним развитием человеческого организма.
Ответ: эндогенные факторы.
8. Использование какого научного подхода позволяет рассматривать человека наиболее полно?
Ответ: системный подход.
9. Приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами называется…
Ответ: регулирование.
10. Вид исследований, для которых выбирается событие в прошлом, влияние которого на здоровье требуется изучить, и формируется статистическая группа, подвергавшаяся воздействию этого события, называется…
Ответ: ретроспективным исследованием.
11. Интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, составляет…
Ответ: уровень здоровья.
12. Общее свойство биологических систем, позволяющее устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели, - это…
Ответ: саморегуляция.
13. Как называется способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде?
Ответ: адаптация.
14. Психологический защитный механизм, состоящий в подавлении, исключении из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека?
Ответ: вытеснение.
15. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста – это…
Ответ: естественное движение населения.
16. ____________ - гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что условия среды для данного поколения останутся неизменными.
Ответ: ожидаемая продолжительность жизни.
17. Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов – это…
Ответ: здоровье.
18. Согласно принципу_______ человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, взаимосвязанных между собой уровнях функционирования.
Ответ: иерархичности.
19. Вид исследований, при которых первоначально проводится оценка здоровья по широкому кругу показателей в группе детей, подростков или молодых взрослых с последующим повторением замеров через фиксированные промежутки времени на протяжении всего их жизненного пути, называется:
Ответ: проспективное исследование.
20. В рамках какого подхода здоровый образ жизни определяется как интегральный показатель культуры и социальной политики общества?
Ответ: философско-социологического.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Здоровье как объект социологического анализа.
2. Здоровья как ценность и ценность здоровья.
3. Здравоохранение как объект социологии здоровья.
4. Категории «образ жизни», «продвижение здорового образа жизни», «качество здоровья» и другие.
5. Совокупность экзогенных причин заболеваемости. Экологические, географические и этнические факторы состояния здоровья
6. Качественные и количественные методы в изучении здоровья.
7. Методы опроса их достоинства и недостатки для получения информации в сфере здоровья.
8. Методы профилактики здоровья. Превентивное поведение.
9. Модели здоровья: медицинская, биомедицинская, биосоциальная, ценностно-социальная, интегративная.
10. Понятие «здоровье», «болезнь» в системе категорий социологии здоровья.
11. Понятие о социальном здоровье населения. Уровни и компоненты социального здоровья.
12. Социальная адаптация и здоровье.
13. Социальный статус и отношение к здоровью.
14. Психологические последствия стресса.
15. Профессиональный стресс.
16. Информационный стресс.
17. Гендерные факторы здоровья
18. Семейный статус и состояние здоровья.
19. Возраст как фактор, определяющий уровень здоровья
20. Социально-экономический статус и здоровье населения.
21. Работа, как фактор здоровья
22. Разнообразие форм жизнедеятельности, образа и условий жизни людей и факторы здоровья.
23. Отбор факторов, значимых для здоровья.
24. Воздействие семьи на здоровье её членов.
25. Распространенность социально-обусловленных заболеваний в Российской Федерации. 26. Здоровый образ жизни.
27. Самосохранительное поведение и социальное самочувствие населения.
28. Государственная политика РФ по профилактике заболеваний

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина, И. В. Медицинская реабилитация: учебник для вузов М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68
Л2.2 А. Е. Хренов Социология: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 www.biblio-online.ru
Л2.3 Прохорова, О. Г. Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э2 http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э3 http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн»
Э4 Курс в Moodle "Социология здоровья" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.