Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной и молодежной политики |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология цифрового общества |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z39_03_01_Социология_СЦО-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 86 | 86 | 86 | 86 |
Консультации | 2 | 2 | 2 | 2 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики
Протокол от 28.08.2021 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.
1.1. | формирование представлений о сущности здоровья как категории социологического анализа; систематическое изложение основных социальных проблем, возникающих в связи с социальным здоровьем населения, обеспечением социальной безопасности, воспроизводством социальных рисков и социальных девиаций; обеспечение необходимых знаний о методах социологического исследования социальных проблем здоровья. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-1.1 | Знает основные теоретико методологические положения системного подхода как научной и философской категории |
УК-1.2 | Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов |
УК-1.3 | Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений |
УК-1.4 | Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
УК-1.5 | Рассматривает и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные и теоретические подходы к изучению здоровья и его составляющих; иметь представление об отраслях социологического знания; методы создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения информации в сфере здоровья, здорового образа жизни, самосохранительного поведение и тд. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | критически осмыслить предлагаемые концепции и публикации; анализировать события и факты с позиции профессионала, работающего в сфере организации работы с молодежью; использовать научные категории в осмыслении типичных социальных ситуаций. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью использования социологических знаний на практике; навыками получения профессиональной информации из различных типов источников, включая интернет и зарубежную литературу; владеть навыками работы с первоисточниками. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология здоровья | ||||||
1.1. | Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. | Лекции | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.2. | Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. | Практические | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.3. | Объект, предмет, основные задачи социологии здоровья. | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.4. | Исторические этапы развития социологии здоровья. Развитие социологии здоровья трудах Э.Дюркгейма, Ф.Энгельса, М.Вебера, Т.Парсонса. | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.5. | Особенности британской школы "социологии в медицине". | Практические | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.6. | Особенности британской школы "социологии в медицине". | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.7. | Современные проблемы социологии здоровья в России. Работы М.С.Бедного, Е.В.Дмитриевой, В.Г.Ерохина, И.В.Журавлевой, Д.А.Изуткина, Т.В.Карсаевской, Ю.П. Лисицина, В.М.Лупандина, А.В.Решетникова и др. | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.8. | Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.9. | Социальная, эпидемиология. Медицинская статистика, демография, организация здравоохранения, история медицины как объекты социологии здоровья. | Сам. работа | 3 | 7 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.10. | Место социологии здоровья в системе социальных наук. | Лекции | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.11. | Место социологии здоровья в системе социальных наук. | Практические | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.12. | Место социологии здоровья в системе социальных наук. | Сам. работа | 3 | 5 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.13. | Причины актуализации социологии здоровья и болезни | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.14. | Причины актуализации социологии здоровья и болезни | Сам. работа | 3 | 3 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.15. | Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья | Лекции | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.16. | Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья | Практические | 3 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.17. | Методы, процедуры и организация социологических исследований здоровья | Сам. работа | 3 | 8 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.18. | Воздействие семьи на здоровье ее членов | Сам. работа | 3 | 8 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.19. | Профилактика здоровья и здорового образа жизни | Сам. работа | 3 | 10 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 | Л2.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3 |
1.20. | Консультации | 3 | 2 | УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4, УК-1.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3831 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА Вопрос 1. В рамках какого направления человек является социальным существом и его развитие всецело определяется социумом? а) Биологический подход к сущности человека. б) Современное представление о биосоциальной сущности человека. в) Марксистско-ленинское учение о человеке. г) Социокультурный подход к рассмотрению сущности человека. ОТВЕТ: в. Вопрос 2. Дайте определение понятию «популяционное здоровье». а) Состояние полного социального, биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма человека уравновешены с окружающей средой. б) Проявление жизни состояния равновесия его отправлений составляет нормальную или здоровую жизнь. в) Естественное состояние организма, характеризующееся его полной уравновешенностью с биосферой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений. г) Условное статистическое понятие, которое достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей, уровнем физического развития, заболеваемостью и частотой преморбидных состояний, инвалидностью определенной группы населения. ОТВЕТ: б. Вопрос 3. Кто впервые в России обратился к проблеме здоровья крепостных крестьян? а) М. Ломоносов. б) Л. Поляков. в) А. Толор. г) В.Татищев. ОТВЕТ: б. Вопрос 4. В чем состоит недостаток в определении понятия здоровья Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов»? а) Понятие болезни носит субъективный характер и требует четкого определения. б) Данное определение не учитывает действия социальных и биологических функций организма. в) Исходя из этого определения, найти практически здорового человека невозможно. г) Это определение условное и статистическое, а не характеристика уровня здоровья конкретного человека. ОТВЕТ: г. Вопрос 5. Укажите период становления социологии здоровья как самостоятельной дисциплины за рубежом (Западная Европа, Северная Америка). а) 1920-е гг. б) 1950-е гг. в) 1970-е гг. г) 1990-е гг. ОТВЕТ: б. Вопрос 6. В рамках какого подхода здоровье определяется как «нулевая степень болезни»? а) Патоцентрический. б) Нормоцентрический. в) Феноменологический. г) Экзистенциальный. ОТВЕТ: в. Вопрос 7. В чем состоит специфика рассмотрения здоровья в рамках социального подхода? а) Здоровье определяется через отсутствие телесных и душевных болезней. б) Акцент делается на изучении общественного здоровья. в) Здоровье для человека – это возможность для реализации его потенциала. г) Здоровье является универсальной человеческой ценностью. ОТВЕТ: б. Вопрос 8. Что является отличительной особенностью современного гуманитарного подхода в определении здоровья человека является? а) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется социумом. б) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется социокультурными факторами. в) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется нормами и ценностями социальной группы. г) Выбор стратегии сохранения здоровья определяется самим человеком. ОТВЕТ: в. Вопрос 9. Что является предметом изучения социальной медицины? а) Закономерности влияния экономических условий, факторов и образа жизни людей на здоровье населения. б) Закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов. в) Закономерности здоровья во времени, в пространстве, среди различных групп населения в связи с воздействием условий и образа жизни, факторов внешней среды. г) Влияние социальных факторов на заболеваемость и смертность. ОТВЕТ: в. Вопрос 10. Определите сущность здоровья как медико-социальной категории? а) Здоровье зависит от экономического состояния общества. б) Здоровье является важным фактором успешного общественного развития. в) Оценка здоровья ведется на основании субъективных данных о состоянии здоровья населения в целом или отельных социальных групп. г) Здоровье определяется факторами социальной природы (условия и образ жизни). ОТВЕТ: б. Вопрос 11. Назовите социальные детерминанты здоровья? а) Социальные факторы, которые определяют взаимосвязь индивида с окружающей средой. б) Социальные факторы, которые способствуют реализации индивидом своей жизнедеятельности. в) Социальные факторы, которые определяют уровень адаптации здоровья индивида в обществе. г) Социальные факторы, которые определяют тот или иной уровень здоровья индивида, социальной группы, общества в целом. ОТВЕТ: в. Вопрос 12. Что определяют социальные различия в состоянии здоровья населения внутри стран и между странами? а) Социальный градиент здоровья. б) Социальные детерминанты здоровья. в) Социальное поведение в сфере здоровья. г) Социальные факторы здоровья. ОТВЕТ: а. Вопрос 13. Какой элемент не входит в категорию «отношение к здоровью»? а) Оценка состояния здоровья. б) Восприятие здоровья. в) Активность человека в условиях окружающей среды. г) Деятельность по сохранению здоровья. ОТВЕТ: б. Вопрос 14. Индивидуальные особенности поведения человека в отношении здоровья – это: а) Здоровый образ жизни. б) Здоровый стиль жизни. в) Самосохранительное поведение. г) Рискогенное поведение. ОТВЕТ: в. Вопрос 15. Кто является автором теории, согласно которой здоровье от болезни можно отличить с помощью объективного критерия, внутренне присущего фактам? а) Э. Дюркгейм. б) Т. Парсонс. в) Э. Гоффман. г) П. Бурдье ОТВЕТ: г. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Как называется стресс, оказывающий отрицательное влияние на деятельность? Ответ: дистресс. 2. Степень удовлетворения индивидом своих важнейших потребностей и наличие необходимых условий, позволяющих ему вести активную физическую, сексуальную и социальную жизнь – это… Ответ: качество жизни. 3. Дайте определение социальным факторам риска? Ответ: потенциально опасные для здоровья факторы поведенческого, биологического, генетического, экологического и социального характера, потенциально повышающие вероятность развития социальных заболеваний. 4. Стресс в нормальных условиях, обеспечивающий условия поддержания здоровья, - это... Ответ: эустресс. 5. _________________ - индивидуальное здоровье, здоровье социальной группы и общества; здравоохранение как социальный институт; коммуникации по поводу здоровья, в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами по поводу здоровья. Ответ: объект социологии здоровья. 6. ________________ – это факторы, идущие от внешней среды, от причин, находящихся вне самого человека как представителя определенного вида животного мира. Ответ: экзогенные факторы. 7. ________________ - внутренние факторы, врожденные наследственные, генетические, порождены внутренним развитием человеческого организма. Ответ: эндогенные факторы. 8. Использование какого научного подхода позволяет рассматривать человека наиболее полно? Ответ: системный подход. 9. Приведение чего-либо в соответствие с установленными нормами, правилами называется… Ответ: регулирование. 10. Вид исследований, для которых выбирается событие в прошлом, влияние которого на здоровье требуется изучить, и формируется статистическая группа, подвергавшаяся воздействию этого события, называется… Ответ: ретроспективным исследованием. 11. Интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, составляет… Ответ: уровень здоровья. 12. Общее свойство биологических систем, позволяющее устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне те или иные физиолого-биохимические или другие биологические показатели, - это… Ответ: саморегуляция. 13. Как называется способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде? Ответ: адаптация. 14. Психологический защитный механизм, состоящий в подавлении, исключении из сознания мыслей, желаний, воспоминаний, которые вызывают тревогу и угрожают внутренней целостности человека? Ответ: вытеснение. 15. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста – это… Ответ: естественное движение населения. 16. ____________ - гипотетическое число лет, которое предстоит прожить данному поколению родившихся или числу живущих определенного возраста при условии, что условия среды для данного поколения останутся неизменными. Ответ: ожидаемая продолжительность жизни. 17. Состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие каких-либо болезней и дефектов – это… Ответ: здоровье. 18. Согласно принципу_______ человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. Ответ: иерархичности. 19. Вид исследований, при которых первоначально проводится оценка здоровья по широкому кругу показателей в группе детей, подростков или молодых взрослых с последующим повторением замеров через фиксированные промежутки времени на протяжении всего их жизненного пути, называется: Ответ: проспективное исследование. 20. В рамках какого подхода здоровый образ жизни определяется как интегральный показатель культуры и социальной политики общества? Ответ: философско-социологического. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Здоровье как объект социологического анализа. 2. Здоровья как ценность и ценность здоровья. 3. Здравоохранение как объект социологии здоровья. 4. Категории «образ жизни», «продвижение здорового образа жизни», «качество здоровья» и другие. 5. Совокупность экзогенных причин заболеваемости. Экологические, географические и этнические факторы состояния здоровья 6. Качественные и количественные методы в изучении здоровья. 7. Методы опроса их достоинства и недостатки для получения информации в сфере здоровья. 8. Методы профилактики здоровья. Превентивное поведение. 9. Модели здоровья: медицинская, биомедицинская, биосоциальная, ценностно-социальная, интегративная. 10. Понятие «здоровье», «болезнь» в системе категорий социологии здоровья. 11. Понятие о социальном здоровье населения. Уровни и компоненты социального здоровья. 12. Социальная адаптация и здоровье. 13. Социальный статус и отношение к здоровью. 14. Психологические последствия стресса. 15. Профессиональный стресс. 16. Информационный стресс. 17. Гендерные факторы здоровья 18. Семейный статус и состояние здоровья. 19. Возраст как фактор, определяющий уровень здоровья 20. Социально-экономический статус и здоровье населения. 21. Работа, как фактор здоровья 22. Разнообразие форм жизнедеятельности, образа и условий жизни людей и факторы здоровья. 23. Отбор факторов, значимых для здоровья. 24. Воздействие семьи на здоровье её членов. 25. Распространенность социально-обусловленных заболеваний в Российской Федерации. 26. Здоровый образ жизни. 27. Самосохранительное поведение и социальное самочувствие населения. 28. Государственная политика РФ по профилактике заболеваний |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Баженов, А. М. | Социология здравоохранения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru/book/7892A68C-6219-4C2D-9055-8C09FEF869EF. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ильина, И. В. | Медицинская реабилитация: учебник для вузов | М.: Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/D766A2C0-9130-4189-B53F-FE204CEDE68 |
Л2.2 | А. Е. Хренов | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2019 | www.biblio-online.ru |
Л2.3 | Прохорова, О. Г. | Семьеведение: теория и практика: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/E2AF77AC-4788-4F99-B92A-A48BDF262F32. |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.e-library.ru - Научная электронная библиотека | |||
Э2 | http://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань» | |||
Э3 | http://www.biblioclub.ru/ - «Университетская библиотека онлайн» | |||
Э4 | Курс в Moodle "Социология здоровья" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Рекомендации по освоению лекционных занятий При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Студентам необходимо: - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. |