МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психодиагностика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 175
индивидуальные консультации 8
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 175 175 175 175
Консультации 8 8 8 8
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доктор социологических наук, Профессор, Максимова Светлана Геннадьевна;кандидат социологических, Доцент, Омельченко Дарья Алексеевна;кандидат социологических наук, Доцент, Суртаева Ольга Валерьевна

Рецензент(ы):
Доктор социологических наук, Профессор, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Психодиагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор С.Г. Максимова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор С.Г. Максимова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование целостной системы представлений основных о психодиагностике и психометрике, повышение уровня компетентности в использовании психодиагностических методов, развитие навыков конструирования тестовых психологических методик.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования с учетом специфики формирования знаний о возможностях решения актуальных социальных проблем
ПК-2.1 Знает основные современные социальные технологии
ПК-2.2 Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
ПК-2.3 Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Знает основные современные социальные технологии
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет использовать современные социальные технологии в сфере индивидуальной и коллективной жизни человека в условиях цифрового общества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использует на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей: - избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы; - состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья)

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психологическая диагностика как сфера социальной практики
Раздел 2. Теоретико-методологические основания психологической диагностики
2.1. Введение в курс "Психодиагностика" Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Определение понятия «психическое свойство» в психодиагностике Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Психологическая диагностика с использованием тестов «Черты характера и темперамента», MMPI, «Потребность в достижении», «Потребность в общении» Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.4. Психологическая диагностика с использованием тестов «Самоактуализационый тест», «Опросник EPQ Г.Айзенка», «Шестнадцать личностных факторов Р.Кеттела», «Тест интеллекта Г. Айзенка» Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методы психодиагностики
3.1. Проблемы методологии психологического исследования Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Методы психологической диагностики Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Психологическая диагностика с использованием тестов «Методика исследования тревожности Ч. Спилбергера», «Тест социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда». Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.4. Знакомство с программой SPSS. Создание и редактирование файлов. Психологическая диагностика с использованием тестов «Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу», «Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Структура диагностического процесса
4.1. Создание базы данных на основе результатов тестирования. Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Разработка оснований для индивидуального проекта по созданию учебного психологического теста: определение выбранной для диагностирования черты, формулирование контрольного вопроса для самооценки испытуемых. Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Подготовка отчета по исследованию психического свойства для зачета Сам. работа 4 66 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психологический тест: принципы организации, классификация, психометрические требования
5.1. Тест как стандартизированное измерение Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Характеристики эффективных тестовых методик Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.3. Адаптация вопросов теста MMPI с учетом особенностей выборки, на базе которой разрабатывается индивидуальный тестовый проект. Создание базы данных адаптированных вопросов Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Технология конструирования тестовых диагностических методик
6.1. Основные статистические понятия, используемые в психометрической практике Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Статистические гипотезы и критерии Лекции 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Современные проблемы психодиагностики
7.1. Опрос респондентов с помощью созданного учебного теста. Определение тестовых норм. Ввод данных тестирования в программе SPSS Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Установление валидности созданного теста. Проведение факторного анализа результатов тестирования выбранной черты и экспертного опроса и данных тестирования с помощью тестов ЧХТ и MMPI Практические 4 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Установление валидности созданного теста. Проведение факторного анализа результатов тестирования выбранной черты и экспертного опроса и данных тестирования с помощью тестов ЧХТ и MMPI Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.4. Подготовка итогового отчета по индивидуальному учебно-исследовательскому проекту. Подготовка презентации результатов учебно-исследовательского проекта Сам. работа 4 109 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.5. Консультации по выполнению заданий курса Консультации 4 8
7.6. Экзамен 4 13 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=675

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен организовывать и осуществлять образовательную деятельность по программам дополнительного образования с учетом специфики формирования знаний о возможностях решения актуальных социальных проблем

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Психическое становится диагностически релевантным только будучи включенным в систему отношений. Когда говорят о том, что диагностические данные должны служить основой для установления различий между данным индивидом и другими личностями, о каких отношениях идет речь
a. Социетальных
b. Интраиндивидуальных
c. Интериндивидуальных
d. Отношений по типу «объект- субъект»
Ответ: c
2. О каком аспекте понятия "свойство" в психодиагностике идет речь в утверждении «Психические свойства являются внутренней репрезентацией отношений "личность – окружающая среда"»
a. Практическая значимость свойств
b. Свойства как отношения взаимодействия
c. Степень генерализации свойств
Ответ: b
3. Какая гипотеза допускает возможность существенных различий между психическим и поведением, исходит, однако, из принципиальной непознаваемости психических свойств
a. гипотеза отождествления
b. гипотеза редукции
c. гипотеза абстракции
d. гипотеза диспозиции
Ответ:
4. Область психологии, связанная с теорией и практикой измерения психических явлений, называется
a. психофизиология
b. психометрика
c. психотехника
d. тестология
Ответ: b
5. Что входит в структуру современной психодиагностики?
a. общая теория психологического измерения
b. общая теория личности
c. частные теории и методики измерения свойств и поведения личности
d. теории и методики оценивания (внетестовая диагностика)
Ответ: acd
6. Область психологии, которая изучает индивидуальные различия, называется:
a. дифференциальная психология
b. прикладная психология
c. тестология
d. экспериментальная психология
Ответ: a
7. Какая из формулировок наиболее адекватно отражает современные представления о предмете психодиагностики?
a. исследование практических проблем применения психодиагностических методов с целью объединения и координации психодиагностической деятельности психологов в общественной практике
b. теория и практика разработки и применения психологических методов исследования и выявления индивидуальных психических свойств личности, взятых в их развитии и во взаимосвязи, в ходе отражения объективной реальности и регуляции внутренней и внешней предметной деятельности
c. изучение путей практического применения психодиагностических методов и их оптимизация с помощью средств электронной обработки информации
d. разработка теоретико-методологических основ психодиагностики
Ответ: b
8. Какая из диагностических структур характерна для описания безусловно-рефлекторных процессов.
a. Различные системы требований в данном случае вызывают у одного и того же человека соответственно и разные поведенческие реакции
b. Разные системы требований вызывают у одного и того же испытуемого постоянно одни и те же поведенческие реакции
c. Одна и та же система требований, предъявляемая к различным людям, вызывает у них одинаковые поведенческие реакции
Ответ: c
9. Какой из подходов к пониманию сущности психодиагностики рассматривает ее как совокупность методов и средств для измерения психических состояний и свойств, как процесс выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных методов?
a. Интегральный
b. Гностический
c. Конструирующий
d. Инструментальный
Ответ: d
10. Кто является автором классификации психодиагностических методов, в которой выделяется четыре группы (по используемому материалу, по количеству показателей, по психической активности и по наличию и количеству правильных решений)?
a. Б.Г. Ананьев
b. Й. Шванцара
c. Г. Пирьов
d. С.Л. Рубинштейн
Ответ: b
11. К какой группе методов можно отнести технику семантического дифференциала, предложенную Ч. Осгудом, согласно классификации методов А. Бодалева и В. Столина?
a. индивидуально-ориентированные техники
b. тесты-опросники
c. шкальные техники
Ответ: c
12. Согласно какому принципу тест основывается на обнаруженной группе признаков, которые позволяют дифференцировать специфические группы от контрольных (по данному принципу сконструирован, например, тест MMPI)?
a. Ипсативному
b. Факторно-аналитическому
c. Критериально-ключевому
Ответ: c
13. Какой тип валидности обозначает способность теста различать (дифференцировать) индивидуумов по выраженности исследуемого свойства:
a. Прогностическая
b. Текущая
c. Содержательная
d. Диагностическая
Ответ: d
14. При измерении какого типа надежности используется корреляции между результатами первоначального тестирования и повторного тестирования через определенный временной интервал?
a. Ретестовая надежность
b. Надежность взаимозаменяемых форм
c. Надежность эквивалентных половин теста
Ответ: a
15. К какому типу неслучайного отбора относится следующий: генеральная совокупность разбивается на группы, однородные по каким-либо значимым признакам, и внутри выделенных групп осуществляется случайный или механический отбор респондентов.
a. Механический (систематический) отбор
b. Гнездовой (серийный) отбор
c. Стратифицированная (типическая) выборка
Ответ: c

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Каково современное видение психодиагностики? Ответ: Это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности
2. Как трактует психические свойства гипотеза идентичности. Ответ: Гипотеза идентичности предполагает, что психические свойства – это свойства поведения.
3. Как называется этап диагностического процесса, на котором происходит обобщение всех отдельных знаний об индивидуальных психических свойствах (в их отношении к решающему фактору) в более или менее общем гипотетическом суждении о личности. Ответ: диагноз
4. Что представляет собой номотетический подход в психодиагностике? Ответ: Номотетический подход предполагает отношение к личности как к набору свойств, как к одному представителю из множества других, ориентирован на поиск похожих черт, сходства с другими личностями.
5. Что является основным результатом психологического диагностирования испытуемого (в широком смысле)? Ответ: Описание модели личности и получение возможности прогнозирования поведения на ее основе.
6. Как называется процедура определения места каждой индивидуальной оценки относительного среднего тестового балла по выборке? Ответ: нормирование.
7. Равная вероятность попадания в выборочную совокупность любого объекта генеральной совокупности, а также любого возможного сочетания n объектов» носит название________________? Ответ: случайность.
8. Отбор из генеральной совокупности испытуемых с заданными характеристиками, при котором число выбранных лиц пропорционально числу людей с таким же сочетанием характеристик в генеральной совокупности – это? Ответ: Квотная выборка
9. С задачами измерения психологических характеристик стимула, моделирования общепсихологических (справедливых для всех людей) функциональных зависимостей между свойствами стимулов и свойствами субъективных реакций имеет дело? Ответ: общая психометрика.
10. В дифференциальной психометрике числовые значения (ранги, категориальные шкальные значения) приписываются: Ответ: индивидам
11. Какие методы в большей степени рассчитаны на профессиональный опыт, психологическую интуицию самого психодиагноста? Ответ: экспертные
12. Соответствие тестовых норм выборки стандартизации тестовым нормам той популяции, на которой применяется тест, называется ____________? Ответ: Репрезентативность.
13. Точность и устойчивость процедуры измерения, ее независимость от варьирующих случайных факторов, называется ________________?. Ответ: Надежность.
14. Соответствие методики измеряемому концепту называется _________________? Ответ: Валидность
15. С помощью повторного проведения теста на той же выборке испытуемых, обычно через две недели после первого тестирования, проверяется________________. Ответ: устойчивость результатов теста ИЛИ ретестовая надежность
16. Чем ближе уровень трудности задания к 0,50, тем разграничений с помощью теста можно сделать____________? Ответ: больше.
17. О чем может свидетельствовать выраженная правосторонняя асимметрия результатов тестирования? Ответ: Поскольку большинство результатов сгруппированы в левой части (низких значений), это указывает на слишком высокий уровень трудности теста для данной группы и недостаток легких заданий, чтобы должным образом дифференцировать тестируемых в левой (нижней) области распределения.
18. Что понимается под различительной способностью задания теста? Ответ: Под различительной способностью задания понимают ту степень, с какой оно правильно дифференцирует тестируемых по поведению, для измерения которого и предназначен данный тест.
19. Чему равен индекс различительной способности (D), если процент справившихся с заданием в обеих группах одинаков? Ответ: нулю.
20. Каковы последствия цифровизации для развития методов психологической диагностики? Ответ: изменяются скорость, масштабы и методы сбора данных в психодиагностических исследованиях, психологическое знание становится все более предиктивным, ориентированным на прогнозирование психологических процессов в реальном времени, психодиагностические данные становятся более доступными, происходит сближение психологической диагностики и нейронаук, а также наблюдается распространение технологий искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Студенты выбирают тему для проведения исследования по личностному свойству в индивидуальном порядке после консультации с преподавателем. Написание эссе, рефератов, курсовых и иных письменных работ не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В течение обучения на курсе студенты выполняют индивидуальные исследования по выбранному психическому свойству, проводят самодиагностику, учатся корректно интерпретировать результаты психологического тестирования, проводят статистическую обработку и анализ полученной информации. По каждому этапу преподаватель осуществляет контроль освоения материала.
Промежуточная аттестация в конце пятого семестра заключается в проведении зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. Студент отвечает на один теоретический вопрос, один вопрос, касающийся интерпретации психодиагностических методов (по списке) и представляет первую часть проведенного исследования в формате презентации.

Вопросы к зачету (первый семестр)
1. Предмет психодиагностики
2. Условия становления психодиагностики
3. Цель психодиагностики. Задачи психодиагностики
4. О понятии свойства в психологии
5. Диагностически релевантные аспекты понятия свойства в психологии
6. Области применения психодиагностики.
7. Направления исследований в психодиагностике
8. Процесс диагностирования. Фазы диагностического процесса
9. Переменные диагностического процесса
10. Структурные элементы процесса диагностирования
11. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
12. Концепции личности и их значение для диагностики
13. Концепции диагностирования и концепции личности, лежащие в их основе
14. Классификация методов психологического исследования (психодиагностических методов): С. Л. Рубинштейна , Генчо Д. Пирьова , Классификации методов по Н. Шванцаре, Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову, Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину, Ананьев Б.Г.
15. Уровни измерений
16. Номинальный уровень
17. Ординальный уровень
18. Интервальный уровень
19. Измерение отношений
20. Виды измерений
21. Нормативное измерение
22. Критериальное измерение
23. Ипсативное измерение
24. Статистические гипотезы
25. Параметры нормального распределения
26. Математическое ожидание
27. Дисперсия
28. Ассиметрия
29. Эксцесс
30. Степень свободы
31. Уровень значимости. Достоверность различия
32. Критерий согласия Колмогорова-Смирнова
33. Критерий Шапиро-Уилка

Список методик, которые должен знать студент:
1. MMPI
2. ЧХТ
3. Тест 16 PF Кеттела
4. Тест Леонгарда-Шмишека
5. Тест САТ
6. Тест Роджерса-Даймонд
7. Тест на диагностику темперамента Я. Стреляу (PTS)
8. Тест Г. Айзенка на интеллект
9. Личностный опросник Айзенка EPQ/PEN
10. Тест «Потребность в достижении» Ю.М. Орлова
11. Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, STAI


Промежуточная аттестация в шестом семестре заключается в проведении экзамена. Экзамен проводится в устной форме. Студент отвечает на один теоретический вопрос и представляет окончательные результаты индивидуального исследования в формате презентации.

Вопросы к экзамену(второй семестр)
1. Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)
2. Определение понятия психологического теста
3. Этапы стандартизации
4. Определение норм для теста
5. Типы шкал
6. Надежность метода
7. Факторы, снижающие точность измерений
8. Валидность метода
9. Измерения в психодиагностике
10. Уровни измерений
11. Виды измерений
12. Статистические гипотезы
13. Нулевые гипотезы, альтернативные гипотезы
14. Направленные гипотезы, ненаправленные гипотезы
15. Параметры нормального распределения
16. Степень свободы
17. Уровень значимости, достоверность различия
18. Статистические критерии
19. Непараметрические критерии
20. Параметрические критерии
21. Дисперсионный анализ
22. Общие представления о корреляционном анализе
23. Отрицательная корреляция, положительная корреляция
24. Корреляционное отношение
25. Общие представления о факторном анализе
26. Метод главных компонент
27. Проблемы конструирования личностных опросников
28. Формулирование вопросов (утверждений) для личночтных опросников.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса. Индивидуальный проект выполнен с соблюдением всех требований.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. В индивидуальном проекте имеются неточности, студент допускает незначительные ошибки в ходе представления результатов.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в ходе презентации индивидуального проекта.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Индивидуальный исследовательский проект не выполнен.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Акимова М.К. - отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Янова Н.Г. Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учебник ВЛАДОС, 2016 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Психодиагностика" на Образовательном портале АлтГУ portal.edu.asu.ru
Э2 Психологическая диагностика: вопросы теории и практики elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
Язык программирования для статистической обработки данных и работы с графикой R-4.3.1
Интегрированная среда разработки RStudio
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс "Психодиагностика" реализован в системе Moodle, ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=675
В первом семестре студенты сдают зачет.
Для получения зачета необходимо:
1. Пройти тестирование, список тестов:
MMPI (Миннесотский многоаспектный личностный опросник)
"Уровень субъективного контроля" (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд)
Личностный опросник EPI (Г.Айзенк)
Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С. Шмишека)
Многофакторный личностный опросник Р.Кеттела (16 PF)
Тест Дж.Голланда (Дж.Холланда) на определение профессионального типа личности (модификация Г.В.Резапкиной)
«Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).
Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)
Опросник профессиональных склонностей Л.Йовайши в модификации Г.В.Резапкиной
Тест Сонди (метод портретных выборов).
2. Подготовить информацию по интерпретации результатов тестирования (студент должен уметь ориентироваться в разных тестах и шкалах), дать обстоятельное описание и анализ своих результатов.
3. Подготовить информацию по теоретическим вопросам к зачету.
Во втором семестре студенты сдают экзамен.
Для получения экзамена необходимо:
1. Иметь результаты тестирования по изученным методикам, знать структуру, обработку и интерпретацию результатов тестирования по следующим методикам:
Диагностика интеллекта и общих способностей
Тест "Прогрессивные матрицы Равена"
Тест на интеллект Г. Айзенка
Тест оценки уровня социального интеллекта
Методика для оценки логического мышления
Методика определения типа мышления в модификации Г.В. Резапкиной
Краткий Ориентировочный Тест (Краткий Отборочный Тест, Тест КОТ В.Н.Бузина, Э.Ф.Вандерлика)
2. Написать контрольную работу, посвященную психологической диагностике выбранного личностного свойства.
3. Подготовиться к ответу на теоретические вопросы к экзамену.

Методические рекомендации по выполнению контрольных работ для студентов заочного обучения
Студентам необходимо написать одну контрольную работу объемом 10-12 листов в рукописном варианте или 9-10 листов в компьютерном варианте (шрифт 14 через 1,5 интервала).
Структура контрольной работы
Контрольная работа состоит из 2-х частей:
1. Выбрать свойство личности самостоятельно с учетом интересов студентов и по согласованию с преподавателем. Найти определения выбранного свойства (не менее 3) с указанием авторов. На цитируемые источники необходимо делать ссылки (в скобках в конце цитаты). Сформулировать собственное определение на базе изученных определений и дать обоснование данного выбора определения.
2. Определить методики или шкалы тестов по оценке выбранного свойства из предложенных тестов.
Перечень тестов
1.Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI)
2.Тест «Черты характера и темперамента» (ЧХТ)
3.Тест интеллекта Г. Айзенк
4.16-ти факторный личностный опросник Кеттелла.
5.Опросник EPQ (методика Г. Айзенка)
6.Методика изучения акцентуаций личности К.Леонгарда (модификация С.Шмишека)
7.Исследование тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханин)
8.Шкала оценки потребности в достижении (Ю.М. Орлов)
9.Самоактуализационный тест Шостром
10.Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)
11.Методика изучения структуры темперамента Я. Стреляу (адаптация Н.Н. Даниловой, А.Г. Шмелева)
Работа должна быть оформлена аккуратно. Без положительной оценки контрольной работы студент до экзамена не допускается.