МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология конституционализма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология цифрового общества
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_01_Социология_СЦО-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 122
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 122 122 122 122
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
д.ф.н., Профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология конституционализма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.сформировать понимание механизмов функционирования систем государственного и муниципального управления в Российской Федерации;
научить разрабатывать предложения и рекомендации для органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению социальных проблем;
научить оценивать эффективность реализации органами государственной власти и органами местного самоуправления социально значимых проектов;
обучить основным технологиям согласования интересов различных социальных групп и общностей в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-2.5 Представляет результаты проекта, предлагает возможности их использования и/или совершенствования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.способы интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (в системе ГМУ)
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и обобщать данные, полученные в ходе обработки и интерпретации комплексной социальной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками решения конкретных организационно- управленческих задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Государство. Общие понятия. Роль социологии в изучении государства Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Государство. Общие понятия. Роль социологии в изучении государства Сам. работа 3 10 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Государство. Общие понятия. Роль социологии в изучении государства Лекции 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Механизм (аппарат) государства. Роль социологии в изучении механизма государства Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Механизм (аппарат) государства. Роль социологии в изучении механизма государства Сам. работа 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Государственная власть. Роль социологии в изучении государственной власти Лекции 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Государственная власть. Роль социологии в изучении государственной власти Сам. работа 3 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. «Конституция РФ, общая характеристика». Сам. работа 3 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. «Конституция РФ, общая характеристика». Сам. работа 3 19 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. «Правотворчество в государственном управлении». Роль социологии государственного и муниципального туправления в изучении правотворчества Сам. работа 3 20 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. «Правотворчество в государственном управлении». Роль социологии государственного и муниципального туправления в изучении правотворчества Практические 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. «Правотворчество в государственном управлении». Роль социологии государственного и муниципального туправления в изучении правотворчества Сам. работа 3 2 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. «Правотворчество в государственном управлении». Роль социологии государственного и муниципального туправления в изучении правотворчества Сам. работа 3 12 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. «Государственное управление. Общие понятия».Социология управления и социология государственного и муниципального управления. Сам. работа 3 5 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности. Практические 3 4 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.16. «Система муниципального управления». Сам. работа 3 12 УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-2.5 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы:
1. Социология государственного и муниципального управления как отрасль знаний.
2. Понятие, сущность и основные признаки государства.
3. Функции государства. Роль социологии в исследовании функций государства.
4. Формы и методы осуществления функций государства. Роль социологии в исследовании форм и методов осуществления функций государства.
5. Формы государства.
6. Понятие, признаки механизма (аппарата) государства.
7. Структура механизма государства. Социологические приемы и способы
8. Органы государства, их виды. Роль социологии в исследовании органов государства.
9. Бюрократизм и коррупция в государственном механизме. Роль социологии в изучении бюрократизма и коррупции.
10. Понятие, признаки и структура государственной власти.
11. Экономическая, социальная и нравственно-духовные основы государственной власти.
12. Методы осуществления власти.
13. Властеотношения, легитимность и легальность государственной власти.
14. Соединение и разделение властей.
15. Понятие, характерные черты и принципы правотворчества в государственном управлении.
16. Виды правотворчества.
17. Законодательный процесс и его стадии.
18. Нормативно-правовые акты органов государства.
19. Понятие государственного управления.
20. Функциональная и организационная структура государственного управления.
21. Принципы федеративного устройства в России. Понятия федерализма и унитаризма.
22. Государственное управление и государственная политика.
23. Функции и типы законодательных органов управления.
24. Совет Федерации как законодательный орган управления.
25. Государственная Дума как законодательный орган управления.
26. Депутаты Государственной Думы РФ и члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
27. Общая характеристика законодательного органа государственной власти субъекта РФ.
28. Президент Российской Федерации: статус как главы государства, полномочия, правовые акты.
29. Президент Российской Федерации: правовые акты, основания досрочного прекращения полномочий.
30. Правительство как высший исполнительный орган государственной власти.
31. Состав и порядок формирования Правительства РФ.
32. Полномочия и организация деятельности Правительства РФ.
33. Принципы деятельности, система и ответственность органов государственной власти субъектов РФ.
34. Органы исполнительной власти субъекта РФ.
35. Судебная власть в Российской Федерации: понятие и сущность.
36. Функции судебной власти.
37. Статус судьи, порядок назначения на должность судьи.
38. Судебная система в Российской Федерации.
39. Государственное управление конфликтами. Роль социологии в исследовании конфликтов в системе управления.
40. Понятие муниципального управления и основ местного самоуправления.
41. Территориальные основы местного самоуправления.
42. Финансово-экономические и правовые основы местного самоуправления.
43. Понятие системы местного самоуправления.
44. Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления.
45. Органы местного самоуправления. Роль социологии в исследовании деятельности органов местного самоуправления.
46. Методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно- управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности.
Практические задания на экзамене:
1. Задача: Известно, что государственные доходы составили 20 % от ВВП, равного 800 млрд. ден. ед., расходы государства составили 150 млрд. ден. ед. Определите состояние государственного бюджета.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения может проводиться опрос граждан. Какой характер носят результаты этого опроса: обязательный или рекомендательный?
3. Комплексная социальная информация – это совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений и процессов. Приведите пример социального института, использующего данный вид информации, и кратко поясните механизм такого использования.
4. Сформулируйте организационно-управленческую задачу для органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанную с регулированием социальной сферы в регионе.
5. Какой метод сбора комплексной социальной информации может быть наиболее действенным для получения актуальных результатов? Ответ кратко аргументируйте.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеется
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС ГМУ УК-2.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Паниной Ольги Владимировны, Прокофьева Станислава Евгеньевича, Еремина С.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Граждан В. Д. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404877
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml
Э2 www.socioline.ru/node/842
Э3 www.dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/30321
Э4 www.soc.pu.ru
Э5 www.i-u.ru/biblio/archive/pochepcov
Э6 www.humanities.edu.ru/db/msg/
Э7 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7
Microsoft Office 2010
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.