МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 115
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
курсовая работа: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 115 115 115 115
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
ст. преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 20172024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности правового регулирования в сфере социальной работы; обеспечение овладением содержанием норм права в сфере социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
овладение знаниями по реализации социальных прав клиента, правовыми мерами их охраны и защиты;
формирование умения анализировать источники и нормы права для оказания социально-правовой помощи клиенту в трудной жизненной ситуации;
освоение механизмов привлечения гражданина к юридической ответственности;
развитие способности юридически правильно квалифицировать обстоятельства, возникающие при осуществлении профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.3: Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4: Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Международные документы и Российская Конституция о социальных правах и свободах человека и гражданина.
1.1. Права человека в международном праве и их защита Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.2. Права человека в международном праве и их защита Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.3. Права человека в международном праве и их защита Сам. работа 4 14 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
1.4. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
1.5. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 2. Отрасли российского права в системе правового обеспечения социальной работы
2.1. Основы гражданского права Практические 4 0 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.2. Основы гражданского права Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.3. Конституционно-правовое регулирование защиты личных и социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации Сам. работа 4 6 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.4. Основы трудового законодательства Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.5. Основы трудового законодательства Практические 4 0 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.6. Основы трудового законодательства Сам. работа 4 9 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.7. Основы семейного законодательства и ювенального права Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.8. Основы семейного законодательства и ювенального права Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.9. Основы семейного законодательства и ювенального права Сам. работа 4 9 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.2
2.10. Основы уголовного права Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.11. Основы уголовного права Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.12. Основы уголовного права Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.13. Основы исправительного права Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.14. Основы исправительного права Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
2.15. Основы исправительного права Сам. работа 4 11 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 3. Нормативно-правовые документы, регламентирующие государственные принципы и охрану прав населения на социальное обеспечение и обслуживание
3.1. Правовое обеспечение социальной работы в сфере социального обслуживания населения Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.2. Правовое обеспечение социальной работы в сфере социального обслуживания населения Сам. работа 4 18 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.3. Правовые основы социальной работы в сфере социального обеспечения населения Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
3.4. Правовые основы социальной работы в сфере социального обеспечения населения Сам. работа 4 5 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 4. Государственные и социальные гарантии
4.1. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Государственные гарантии социальной защиты интересов населения Сам. работа 4 5 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Система социальных гарантий Лекции 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Система социальных гарантий Практические 4 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Система социальных гарантий Сам. работа 4 5 Л1.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Защита интересов клиента в суде и государственных органах
5.1. Судебная защита клиента Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.2. Судебная защита клиента Сам. работа 4 7 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.3. Внесудебная защита прав граждан Практические 4 1 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1
5.4. Внесудебная защита прав граждан Сам. работа 4 10 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1424#section-1

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Соотнесите вид социальной помощи и его описание.

1. целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг
2. регулярные или единовременные выплаты из средств Фонда социального страхования России или государственного бюджета.
3. преимущество, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения


а. пособия
б. льгота
в. субсидия

2. Согласно ФЗ №422, социальные услуги могут предоставлять в бесплатной форме. Выберите из перечня всевозможные условия такой социальной помощи.
а) несовершеннолетним детям
б) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
в) в рамках выделенных лимитов на социальное учреждение
г) если на дату обращения гражданина его среднедушевой доход ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг
д) гражданина должен быть признан нуждающимся в получении социальных услуг
3. Совокупность норм права, регулирующих однородные общественные отношения (в конституционном праве к таким институтам относятся права человека, социальное государство, правовое государство и др.; в гражданском праве — институты договора и гражданско-правовой ответственности за его неисполнение или ненадлежащее исполнение и др.; в законодательстве о социальной работе — институты социальных услуг и социального сопровождения и др.) - это:
а) Институт права
б) Правоотношения
в) Норма права
4. Единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству предоставления определенного вида бесплатных социальных услуг гражданам Российской Федерации на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции Российской Федерации отдельных социальных гарантий и прав граждан, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации - называются:
а) Социальные услуги
б) Страховые выплаты
в) Минимальные социальные гарантии
г) Пенсии и иные материальные пособия
5. Согласно ФЗ №442, могут ли некоммерческие организации предоставлять социальные услуги?
а) да
б) нет
6. Совокупность определенных правовых норм и институтов, регулирующих социальную работу (например, норма права, определяющая порядок предоставления реабилитационных услуг инвалиду, институт социального обслуживания и др.), а также совокупность отдельных нормативных правовых актов, в которых наряду с другими вопросами социально-правовой политики регулируются отдельные аспекты социальной работы называется...
а) Социальное обеспечение социальной работы
б) Правовое обеспечение социальной работы
в) Право
7. Определите, к какой группе правоотношений относятся следующее взаимодействие:
Назначение, выплата, перерасчет и доставка пенсий, пособий, компенсаций, субсидий, стипендий и иных социальных выплат, которые несмотря на большое многообразие и различия по целевому назначению, уровням обеспечения, финансовым источникам относятся либо к ежемесячным, либо к единовременным денежным выплатам относят к ...
а) Сложные правоотношения
б) Процедурные и процессуальные правоотношения
в) Простые правоотношения
8. Определите, к какой группе правоотношений относится следующее взаимодействие.
В целях реализации прав граждан на конкретные виды социальной защиты, органы исполнительной власти проводят торги, конкурсы, аукционы, предметом которых являются товары, работы и услуги.
а) Сложные правоотношения
б) Простые правоотношения
в) Организационно-финансовые правоотношения
9. Выберите правильный вариант ответа.
Какой нормативно-правовой акт в области социального обслуживания был принят 28 декабря 2013?
а) ФЗ № 442 "О социальном обеспечении граждан в Российской Федерации"
б) ФЗ № 442 "О социальном обслуживании граждан в Российской Федерации"
в) ФЗ № 120 "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
г) Конституция Российской Федерации
10. Многомерный кумулятивный процесс, нарушающий социальные связи индивидов (групп) и препятствующий их участию в жизни общества, и состояние отверженности индивидов (групп), возникающее вследствие этого процесса называется...
а) Социальная эксклюзия
б) Социальная инклюзия
в) Социальная интеграция
г) Социальная депривация
11. Верно ли, что ФЗ №422 "Об основах социального обслуживания граждан РФ" был принят вместо 2 следующих законов: «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации от 10.12.1995 N 195-ФЗ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 02.08.1995 N 122-ФЗ»?
а) нет
б) да
12. Верно ли, что социальные услуги оказываются в возмездной и безвозмездной формах?
а) да
б) нет
13. Расположите нормативно-правовые акты в порядки их юридической силы
а) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
б) Федеральные законы
в) Кодексы Российской Федерации
г) Муниципальные правовые акты
д) Подзаконные (нормативные правовые) акты федеральных органов государственной власти
е) Законы субъектов Федерации
ж) Конституция Российской Федерации
14. В каком году приняли закон об объединении ПФР и ФСС в единый Фонд пенсионного и социального страхования?
а) 2021
б) 2020
в) 2023
г) 2022
15. Что относят к полномочиями Социального фонда России?
а) участие в приоритетных направлениях развития систем обязательного пенсионного страхования
б) установление и/или изменение тарифов страховых взносов.
в) формирование резервов СФР и их использование
г) все перечисленное

Ответы:
1. 1в, 2а, 3б
2. а, б, г
3. а
4. в
5. а
6. б
7. в
8. а
9. б
10. а
11. б
12. а
13. ж, а, в, б, д, е, г
14. г
15. г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.




ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Укажите все виды социальных услуг, предоставляемые гражданам в социальных учреждения в рамках ФЗ-442 от 28 декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
Ответ: социально-правовые, социально-психологические, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-трудовые, коммуникативные, срочные
2. Укажите все учреждения социального обслуживания населения в Алтайском крае.
Ответ: Комплексный центр социального обслуживания населения, Краевой кризисный центр для мужчин, Краевой кризисный центр для женщин, Краевой социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Солнышко", Краевой реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Журавлики", дома-интернаты для пожилых и инвалидов, психоневрологические интернаты, Алтайский краевой центр СПИД, Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства (отделение Центр Бомж)
3. Норма права содержит в себе волевое __________________, предполагающее, что субъекты будут ему следовать, использовать, соблюдать и исполнять.
Ответ: предписание
4. Как по закону называется гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги?
Ответ: получатель социальных услуг
5. Общественные отношения, урегулированные нормами права, участниками которых выступают субъекты права, между которыми возникают субъективные права и юридические обязанности - это _____
Ответ: правоотношения
6. Сколько этапов в формировании правового обеспечения социальной работы на сегодняшний день можно выделить?
Ответ: 3 этапа
7. Вместо каких нормативно-правовых актов был принят ФЗ №422 от 28 декабря 2013 года "Об основах социального обслуживания граждан РФ"?
Ответ: Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 N 122-ФЗ
8. Субъектами системы социального страхования в РФ являются ______________ (в лице государственных некоммерческих организаций), _________________ (работодатели, на которых возложена обязанность по перечислению взносов) и застрахованные лица – граждане РФ.
Ответ: страховщики, страхователи
9. Какие страховые взносы объединили в единый страховой тариф?
Ответ: пенсионные (ОПС); социальные по временной нетрудоспособности и материнству (ОСС); медицинские (ОМС).
10. _______________________ граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам.
Ответ: социальное обслуживание
11. Юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющий социальное обслуживание - это ____________
Ответ: поставщик социальных услуг
12. Как называют систему мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности?
Ответ: профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании
13. В течение не более _________ рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания уполномоченный орган субъекта РФ должен составить и подписать индивидуальную программу.
Ответ: десяти или 10
14. Какие социальные услуги оказываются без договора и индивидуальной программы?
Ответ: срочные
15. Укажите форму социального обслуживания: оказывается при постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Ответ: стационарная или стационар
16. Как часто специалисты обязаны пересматривать индивидуальную программу реабилитации и адаптации?
Ответ: не реже 1 раза в три года
17. Как называется соглашение, которое заключается между малоимущей семьей (или малоимущим одиноко проживающим гражданином) и органом социальной защиты населения?
Ответ: социальный контракт
18. Социальный контракт по направлению «поиск работы и трудоустройство» заключается сроком от ________________
Ответ: от 3 до 9 месяцев.
19. Социальный контракт по направлению «развитие предпринимательской деятельности» заключается на срок от __________
Ответ: от 3 до 12 месяцев.
20. Социальный контракт по направлению «ведение личного подсобного хозяйства» заключается сроком от ____________
Ответ: 3 до 12 месяцев.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы курсовых работ по дисциплине
«Правовое обеспечение социальной работы»

1. Государственно-правовые основы социальной работы.
2. Правовые основы оказания государственной социальной помощи в Российской Федерации.
3. Административно-правовое регулирование в сфере социального обслуживания населения в Российской Федерации.
4. Социальные права и гарантии личности в современном российском обществе.
5. Правовые основы деятельности социального предпринимателя в Российской Федерации.
6. Правовые основы деятельности социально-ориентированных некоммерческих неправительственных организаций в Российской Федерации
7. Нормативно-правовые основы деятельности поставщиков социальных услуг
8. Права и обязанности получателей социальных услуг
9. .Социальные проблемы инвалидов, их права и гарантии в современном российском обществе.
10. Социальные проблемы беженцев, их права и гарантии в современном российском обществе.
11. Социальные проблемы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их права и гарантии в современном российском обществе.
12. Социальные проблемы мигрантов, их права и гарантии в современном российском обществе.
13. Социальные проблемы людей без определенного места жительства, их права и гарантии в современном российском обществе.
14. Правовые основы деятельности специалиста по социальной работе в Российской Федерации.
15. Социальные права граждан в Российской Федерации.
16. Права и обязанности родителей и детей.
17. Лишение родительских прав и ограничение в родительских правах: правовые механизмы реализации.
18. Локальные нормативно-правовые документы в организации социального обслуживания.
19. Правовые основы социальной работы с военнослужащими в Российской Федерации.
20. Трудовые права лиц с семейными обязанностями и их защита в Российской Федерации.
21. Трудовые права несовершеннолетних и их защита в Российской Федерации.
22. Правовые и социальные гарантии для молодых семей в Российской Федерации.
23. Правовые основы социальной работы с многодетными семьями на региональном уровне.
24. Международно-правовое регулирование в сфере защиты социальных прав.
25. Правовые и социальные гарантии для опекунов и попечителей в Российской Федерации.
26. Правовые и социальные гарантии для лиц, находящихся в местах лишения свободы.
27. Правовые основы социальной защиты инвалидов.
28. Нормативно-правовое обеспечение социального обслуживания и обеспечения пожилых людей
29. Правовые основы социальной защиты малообеспеченных семей.
30. Условия и порядок признания гражданина безработным, правовые основы их социальной защиты
31. Нормативно-правовое обеспечение деятельности благотворительных организаций в Российской Федерации.
32. Нормативно-правовое обеспечение деятельности реабилитационных центров для несовершеннолетних в Российской Федерации.
33. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в Российской Федерации.
34. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психоневрологических интернатов в Российской Федерации.
35. Нормативно-правовое обеспечение деятельности организаций полустационарного обслуживания в Российской Федерации.
36. Нормативно-правовое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Внесудебная защита личных и социальных прав граждан.
2. Гарантии в сфере реализации трудовых прав граждан.
3. Международно-правовая защита социальных прав человека.
4. Международно-правовые акты в сфере социальной работы: значение, общая характеристика.
5. Меры социальной поддержки участников великой отечественной войны, боевых действий, ветеранов войны.
6. Особенности реализации трудовых прав отдельных категорий граждан (несовершеннолетние, лица с семейными обязанностями, инвалиды и др.).
7. Правовое обеспечение в сфере социальной работы с семьей.
8. Правовое обеспечение социальной работы в сфере занятости населения.
9. Правовое обеспечение социальной работы в сфере здравоохранения.
10. Правовое обеспечение социальной работы в сфере исполнения наказания: источники и нормы права.
11. Правовое обеспечение социальной работы в сфере образования.
12. Правовое обеспечение социальной работы в сфере пенсионного обеспечения.
13. Правовые основы и виды социального обслуживания граждан.
14. Правовые основы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
15. Правовые основы социальной работы в армии.
16. Правовые основы социальной работы в правоохранительных органах.
17. Правовые основы социальной работы с ВИЧ- инфицированными.
18. Правовые основы социальной работы с лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.
19. Правовые основы социальной работы с лицами, отбывающими наказания, несвязанные с лишением свободы.
20. Правовые основы социальной работы с наркоманами.
21. Социальные гарантии для замещающих семей.
22. Социальные гарантии для лиц без определенного места жительства.
23. Социальные гарантии для лиц, отбывающих наказание.
24. Социальные гарантии для мигрантов
25. Социальная поддержка и защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
26. Социальные гарантии для многодетных семей.
27. Социальные гарантии для молодежи и молодых семей.
28. Социальные гарантии для нетрудоспособных граждан.
29. Социальные гарантии для сотрудников правоохранительных органов.
30. Социальные гарантии и льготы для пенсионеров.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Попов в возрасте 10 лет остался сиротой и был взят на воспитание дядей, у которого была родная дочь Лариса. Дети росли и воспитывались вместе, а когда им исполнилось по 18 лет, решили пожениться, но органы ЗАГСа отказали им в регистрации брака по мотивам близкого родства и принимая во внимание возражения родителей Ларисы. Законны ли действия органов ЗАГСа? Изменится ли решение, если будет установлено, что дядя усыновил Попова?
2. Казаков, 18 лет, впервые осужден по ч.2 ст. 109 УК РФ к 5 годам лишения свободы. Определите вид исправительного учреждения, в котором осуждённый будет отбывать наказание со ссылкой на нормы уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2009
Л1.2 А.П. Толмачев Право социального обеспечения. Конспект лекций : М.: А-Приор, 2009 biblioclub.ru
Л1.3 Правоведение Р.Т. Мухаев: М.: Юнити-Дана,, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Х. Абашидзе, А.О. Гольтяев Универсальные механизмы защиты прав человека: М.: Юнити-Дана, 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Т.М. Рассолова Гражданское право: М.: Юнити-Дана, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э2 Государственная дума. Официальный сайт [Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/]
Э3 Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э4 Министерство труда и социальной защиты населения РФ. Официальный сайт: банк документов [Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs]
Э5 Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
Э6 Главалтайсоцзащита. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.aksp.ru/docs/]
Э7 СПС «Консультант Плюс»: Интернет-версия системы «Консультант Плюс» [Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/]
Э8 СПС «Гарант»: Интернет-версия системы «Гарант» [Режим доступа: http://www.garant.ru/iv/]
Э9 Курс в системе Moodle "Правовое обеспечение социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.