МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Профилактика социального сиротства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц. наук , зав. кафедрой СР, Чудова С.Г.

Рецензент(ы):
к.соц. наук, доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Профилактика социального сиротства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., доктор соц. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., доктор соц. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель - формирование у студентов целостного представления о трансформациях в области профилактики социального сиротства в России и Алтайском крае; освоение навыков работы с семьями группы риска по профилактике социального сиротства, основанных на базовых ценностях социальной работы и семейноцентированном подходе


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Знает основы диагностики социальных проблем и методики оценки потребностей
ПК-1.2 Умеет применять методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.3 Владеет методами комплексных подходов в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Знает технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2.2 Умеет определять технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.3 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
ПК-3Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3.1 Знает законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Умеет применять законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.3 Умеет применять современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Уровни профилактики социального сиротства и содержание технологий оценки, диагностики и планирования на каждом этапе. Основные походы и принципы разработки индивидуальных программ социальной работы с семьей; базисные компоненты технологий раннего выявления семейного неблагополучия и межведомственного ведения случая; ресурсы системы социальной защиты, в том числе социальной помощи и социального обслуживания.
3.2.Уметь:
3.2.1.навыками социальной работы с семьей в рамках кооперативного подхода; навыками оценки: безопасности ребенка, риска жестокого обращения, потребностей и ресурсов семьи; способами активизации семьи по выстраиванию собственной траектории изменений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками социальной работы с семьей в рамках кооперативного подхода; навыками оценки: безопасности ребенка, риска жестокого обращения, потребностей и ресурсов семьи; способами активизации семьи по выстраиванию собственной траектории изменений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сиротство как социальная проблема современного российского общества
1.1. Базовый понятийный аппарат по проблеме сиротства. Генезис социального сиротства, распространенность, последствия. Эволюция системы защиты детства в РФ Лекции 5 2 Л1.1
1.2. Уровни профилактики социального сиротства, целевые группы, содержание работы Практические 5 2 Л1.1
1.3. Факторы риска социального сиротства Сам. работа 5 10 Л1.1
1.4. Базовые положения теории привязанности Лекции 5 2 Л1.1
1.5. Депривация: понятие, виды, последствия Сам. работа 5 10 Л1.1
1.6. Нормативно-правовые основы социальной работы в сфере профилактики социального сиротства Сам. работа 5 2 Л1.1
Раздел 2. Превенция жестокого обращения с ребенком как основной уровень профилактики социального сиротства
2.1. Жесткое обращение как социальный феномен. Масштабы проблемы, генезис, последствия Лекции 5 2 Л1.1
2.2. Уровни риска жестокого обращения, признаки внешние, поведенческие Сам. работа 5 10 Л1.1
2.3. Технологии раннего выявления семейного неблагополучия и межведомственного ведения случая как инновационные практики социальной работы семьей по профилактике Сам. работа 5 2 Л1.1
2.4. Оценка риска жестокого обращения , разработка плана безопасности ребенка Сам. работа 5 16 Л1.1
2.5. Установление контакта с семьей. Работа с сопротивлением. Вовлечение семьи в работу.. Практические 5 6 Л1.1
2.6. Диагностика семьи, методы сбора информации. Анализ сильных и слабых стороны, ресурсов и дефицитов . Постановка гипотез Сам. работа 5 15 Л1.1
2.7. Планирование работы с семьей, разработка индивидуальной программы на основе кооперативного подхода. Анализ внешних реабилитационных ресурсов и их привлечение. Мониторинг оценки реализации программ Сам. работа 5 6 Л1.1
Раздел 3. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как объекты социальной работы
3.1. Виды жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Сам. работа 5 4 Л1.1
3.2. Замещающая семья от привлечения к формированию новой семейной системы. Сам. работа 5 6 Л1.1
3.3. Подготовка и сопровождение замещающей семьи. Практические 5 2 Л1.1
3.4. Оценка эффективности социальной работы по профилактике социального сиротства Сам. работа 5 2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2463
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1 Схема семейной истории, создаваемая по определенны правилам и отражающая взаимоотношения исследуемой семьи с общественными институтами
ОТВЕТ:
a) Социальный паспорт семьи
b) Социальная матрица
c) Генограмма
d) Экокарта
ОТВЕТ с
Вопрос 2 Программа действий специалистов и членов семьи по изменению ситуации в ней, решению ее проблем и защите прав ребенка называется
a) Социальный паспорт
b) Коррекционная программа
c) План реабилитации
Жестокое обращение с детьми – это...
a. Действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
b. Физическое насилие, приносящее вред здоровью ребенка

Вопрос 3 Укажите, какие признаки могут свидетельствовать о физическом насилии в семье
a) Синяки;
b) Синяки, разные по времени происхождения или в разных частях тела;
c) Частые респираторные заболевания у ребенка
d) Неопрятный внешний вид ребенка
e) Агрессия у ребенка
f) Потеря веса у ребенка
ОТВЕТ: b, е

Вопрос 4 Укажите действия, относящиеся к психологическому насилию
a) Обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
b) Лишение прогулок
c) Совершение насилия к другим членам семьи в присутствии ребенка
d) Оставление ребенка без присмотра
e) Скудное питание
ОТВЕТ: а,с

Вопрос 5 Укажите, для ребенка какого возраста психологическое насилие имеет более тяжкие последствия
a) Ранний возраст (0-3 г.)
b) Дошкольный возраст (3- 7)
c) Младший школьный возраст (7 – 11)
d) Старший школьный возраст ( 11-17)
e) Психологическое насилие имеет тяжкие последствия для всех детей, независимо от возраста
ОТВЕТ: а

Вопрос 6 В каких случаях ребенок изымается из семьи?
a. В случае непосредственной угрозы жизни ребенка.
b. В любом случае, если установлен факт жестокого обращения с ребенком;
c. В случае физического насилия;
d. В случае сексуального насилия, совершенного членами семьи (инцест);
ОТВЕТ: а

Вопрос 7 Родители, которые подвергались насилию в детстве...
a. В большинстве случаев применяют насилие по отношению к своим детям;
b. В большинстве случаев считают неприемлемым насилие по отношению к детям
c. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 8 В семьях с низким материальным достатком и низким социальным статусом риск жестокого обращения...
a. Повышается
b. Понижается
c. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 9 Какие меры предприняты с целью снижения влияния субъективных факторов при оценке риска жестокого обращения?
a. Применение методов экспертных оценок;
b. Использование специальных форм оценки риска;
c. Обучение специалистов приемам снижения субъективных факторов
ОТВЕТ: b

Вопрос 10 Укажите факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка
a. Детская ранимость
b. Состояние здоровья ребенка
c. Факторы, угрожающие безопасности ребенка
d. Социально-бытовые условия
e. Защитные возможности
f. Факторы, связанные с особенностью родителей
ОТВЕТ: а, с, е

Вопрос 11Процесс оценки безопасности ребенка...
a. Проводится на этапе проверки информации, т.е. в момент первого знакомства с семьей;
b. Проводится на этапе мониторинга семьи;
c. Непрерывен, продолжается на протяжении всей работы со случаем
d. Проводится на этапе проверки информации и мониторинга;
ОТВЕТ: с

Вопрос 12 Решение о закрытии случая принимается при...
a. Отказе родителей от участия в реабилитационной работе;
b. Устранении причин жестокого обращения;
c. Достижении запланированных результатов;
ОТВЕТ: с
Вопрос 13 Опека, одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, которая устанавливается над детьми в возрасте:
a. до 14 лет,
b. до 16 лет
c. до 18 лет
d. до 12 лет
ОТВЕТ: а

Вопрос 14 Составляется трудовой договор и оплачивается работа за воспитание ребенка в:
a. Семье усыновителей
b. Опекунской семье
c. Приемной семье
d. При попечительстве над ребенком
ОТВЕТ: с

Вопрос 15 Ребенок, имеющий биологических родителей, которые лишены родительских прав (или отказались от него) является:
a. Биологическим сиротой
b. Беспризорным
c. Социальной сиротой
d. Безнадзорным
ОТВЕТ: с

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите основные этапы формирования социальных служб по работе с семьей и детьми в РФ. Их влияние на основные профессиональные качества работников.
2. Раскройте смысл и задачи современного этапа профилактики социального сироства.
3. Опишите алгоритм раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми: основные этапы их роль и значение.
4. Раскройте основные сложности при организации раннего выявления на практике.
5. Опишите алгоритм работы со случаем: основные этапы, их роль и значение для обеспечения качества услуг для клиентов целевой группы.
6. Раскройте смысл семейно-ориентированного подхода в работе семьей.
7. Опишите влияние культуры и личного опыта специалиста на его профессиональное суждение.
8. Опишите действия, относящиеся к физическому насилию.
9. Раскройте физические, поведенческие и эмоциональные признаки физического насилия у детей разных возрастных групп.
10. Опишите признаки пренебрежения нуждами ребенка.
11. Выделите действия и бездействия, относящиеся к понятию «пренебрежение нуждами». Понятие «умышленное намерение».
12. Опишите действия, относящиеся к психологическому насилию.
13. Раскройте особенности психологического насилия и сложности при его выявлении.
14. Назовите отличия психологического насилия от приемов неэффективного воспитания.
15. Опишите действия, относящиеся к сексуальному насилию.
16. Назовите типы сексуального насилия.
17. Опишите особенности детей, делающих их уязвимыми.
18. Раскройте понятие «риск жестокого обращения»,
19. Опишите факторы риска жестокого обращения.
20. Выделите факторы, усугубляющие последствия жестокого обращения.
21. .

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Схема семейной истории, создаваемая по определенны правилам и отражающая взаимоотношения исследуемой семьи с общественными институтами
ОТВЕТ:
e) Социальный паспорт семьи
f) Социальная матрица
g) Генограмма
h) Экокарта
ОТВЕТ с
Вопрос 2 Программа действий специалистов и членов семьи по изменению ситуации в ней, решению ее проблем и защите прав ребенка называется
d) Социальный паспорт
e) Коррекционная программа
f) План реабилитации
Жестокое обращение с детьми – это...
c. Действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
d. Физическое насилие, приносящее вред здоровью ребенка

Вопрос 3 Укажите, какие признаки могут свидетельствовать о физическом насилии в семье
g) Синяки;
h) Синяки, разные по времени происхождения или в разных частях тела;
i) Частые респираторные заболевания у ребенка
j) Неопрятный внешний вид ребенка
k) Агрессия у ребенка
l) Потеря веса у ребенка
ОТВЕТ: b, е

Вопрос 4 Укажите действия, относящиеся к психологическому насилию
f) Обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
g) Лишение прогулок
h) Совершение насилия к другим членам семьи в присутствии ребенка
i) Оставление ребенка без присмотра
j) Скудное питание
ОТВЕТ: а,с

Вопрос 5 Укажите, для ребенка какого возраста психологическое насилие имеет более тяжкие последствия
f) Ранний возраст (0-3 г.)
g) Дошкольный возраст (3- 7)
h) Младший школьный возраст (7 – 11)
i) Старший школьный возраст ( 11-17)
j) Психологическое насилие имеет тяжкие последствия для всех детей, независимо от возраста
ОТВЕТ: а

Вопрос 6 В каких случаях ребенок изымается из семьи?
e. В случае непосредственной угрозы жизни ребенка.
f. В любом случае, если установлен факт жестокого обращения с ребенком;
g. В случае физического насилия;
h. В случае сексуального насилия, совершенного членами семьи (инцест);
ОТВЕТ: а

Вопрос 7 Родители, которые подвергались насилию в детстве...
d. В большинстве случаев применяют насилие по отношению к своим детям;
e. В большинстве случаев считают неприемлемым насилие по отношению к детям
f. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 8 В семьях с низким материальным достатком и низким социальным статусом риск жестокого обращения...
d. Повышается
e. Понижается
f. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 9 Какие меры предприняты с целью снижения влияния субъективных факторов при оценке риска жестокого обращения?
d. Применение методов экспертных оценок;
e. Использование специальных форм оценки риска;
f. Обучение специалистов приемам снижения субъективных факторов
ОТВЕТ: b

Вопрос 10 Укажите факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка
g. Детская ранимость
h. Состояние здоровья ребенка
i. Факторы, угрожающие безопасности ребенка
j. Социально-бытовые условия
k. Защитные возможности
l. Факторы, связанные с особенностью родителей
ОТВЕТ: а, с, е

Вопрос 11Процесс оценки безопасности ребенка...
e. Проводится на этапе проверки информации, т.е. в момент первого знакомства с семьей;
f. Проводится на этапе мониторинга семьи;
g. Непрерывен, продолжается на протяжении всей работы со случаем
h. Проводится на этапе проверки информации и мониторинга;
ОТВЕТ: с

Вопрос 12 Решение о закрытии случая принимается при...
d. Отказе родителей от участия в реабилитационной работе;
e. Устранении причин жестокого обращения;
f. Достижении запланированных результатов;
ОТВЕТ: с
Вопрос 13 Опека, одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, которая устанавливается над детьми в возрасте:
e. до 14 лет,
f. до 16 лет
g. до 18 лет
h. до 12 лет
ОТВЕТ: а

Вопрос 14 Составляется трудовой договор и оплачивается работа за воспитание ребенка в:
e. Семье усыновителей
f. Опекунской семье
g. Приемной семье
h. При попечительстве над ребенком
ОТВЕТ: с

Вопрос 15 Ребенок, имеющий биологических родителей, которые лишены родительских прав (или отказались от него) является:
e. Биологическим сиротой
f. Беспризорным
g. Социальной сиротой
h. Безнадзорным
ОТВЕТ: с

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Опишите особенности разных стратегий поведения собеседования.
2. Раскройте специфику вовлечения членов семьи в совместную работу
3. Выделите значение установления контакта для получения адекватной информации о ситуации в семье.
4. Опишите традиционный и кооперативный подход в работе с семьёй и их сущностные характеристики
5. Назовите основные коммуникативные приемы, используемые при установлении контакта с клиентом.
6. Раскройте смысл сопротивления клиента вмешательству. Виды поведения клиента, которые выражают сопротивление.
7. Опишите причины сопротивления членов семьи интервенции и выделите факторы, повышающие или понижающие сопротивление.
8. Опишите конфликт личной и профессиональной позиции в ситуации жестокого обращения.
9. Раскройте причины конфликта позиций в ситуации интервенции.
10. Опишите способы преодоления сопротивления клиента интервенции.
11. Раскройте понятие «оценка» и смысл оценки.
12. Выделите факторы, осложняющие проведение оценки ситуации в семье и принципы оценки.
13. Рассмотрите проведение оценки на разных этапах работы со случаем: предварительная оценка сигнала, оценка безопасности, оценка риска, оценка семьи. Раскройте смысл оценки на каждом этапе.
14. Опишите цель оценки безопасности ребенка. Факторы, требующие рассмотрения при оценке безопасности ребенка.
15. Раскройте суть плана безопасности: цель, принципы разработки.
16. Структурируйте цель оценки риска жестокого обращения. Опишите шкалу оценка риска и факторы, увеличивающие риск.
17. Опишите процесс сбора информации о семье и источники информации.
18. Опишите оценку ресурсов семьи,
19. Систематизируйте критерии оценки семьи .
20. Выделите факторы, увеличивающие или уменьшающие риск жестокого обращения в семье.
Проблемы социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1 Схема семейной истории, создаваемая по определенны правилам и отражающая взаимоотношения исследуемой семьи с общественными институтами
ОТВЕТ:
2. Социальный паспорт семьи
3. Социальная матрица
4. Генограмма
5. Экокарта
ОТВЕТ с
Вопрос 2 Программа действий специалистов и членов семьи по изменению ситуации в ней, решению ее проблем и защите прав ребенка называется
g. Социальный паспорт
h. Коррекционная программа
i. План реабилитации
Жестокое обращение с детьми – это...
a. Действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка.
b. Физическое насилие, приносящее вред здоровью ребенка

Вопрос 3 Укажите, какие признаки могут свидетельствовать о физическом насилии в семье
i. Синяки;
j. Синяки, разные по времени происхождения или в разных частях тела;
k. Частые респираторные заболевания у ребенка
l. Неопрятный внешний вид ребенка
m. Агрессия у ребенка
n. Потеря веса у ребенка
ОТВЕТ: b, е

Вопрос 4 Укажите действия, относящиеся к психологическому насилию
a. Обвинения в адрес ребенка (брань, крики);
b. Лишение прогулок
c. Совершение насилия к другим членам семьи в присутствии ребенка
d. Оставление ребенка без присмотра
e. Скудное питание
ОТВЕТ: а,с

Вопрос 5 Укажите, для ребенка какого возраста психологическое насилие имеет более тяжкие последствия
1. Ранний возраст (0-3 г.)
2. Дошкольный возраст (3- 7)
3. Младший школьный возраст (7 – 11)
4. Старший школьный возраст ( 11-17)
5. Психологическое насилие имеет тяжкие последствия для всех детей, независимо от возраста
ОТВЕТ: а

Вопрос 6 В каких случаях ребенок изымается из семьи?
1. В случае непосредственной угрозы жизни ребенка.
2. В любом случае, если установлен факт жестокого обращения с ребенком;
3. В случае физического насилия;
4. В случае сексуального насилия, совершенного членами семьи (инцест);
ОТВЕТ: а

Вопрос 7 Родители, которые подвергались насилию в детстве...
1. В большинстве случаев применяют насилие по отношению к своим детям;
2. В большинстве случаев считают неприемлемым насилие по отношению к детям
3. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 8 В семьях с низким материальным достатком и низким социальным статусом риск жестокого обращения...
1. Повышается
2. Понижается
3. Подобной корреляции не установлено
ОТВЕТ: а

Вопрос 9 Какие меры предприняты с целью снижения влияния субъективных факторов при оценке риска жестокого обращения?
1. Применение методов экспертных оценок;
2. Использование специальных форм оценки риска;
3. Обучение специалистов приемам снижения субъективных факторов
ОТВЕТ: b

Вопрос 10 Укажите факторы, требующие рассмотрения при проведении оценки безопасности ребенка
1. Детская ранимость
2. Состояние здоровья ребенка
3. Факторы, угрожающие безопасности ребенка
4. Социально-бытовые условия
5. Защитные возможности
6. Факторы, связанные с особенностью родителей
ОТВЕТ: а, с, е

Вопрос 11Процесс оценки безопасности ребенка...
1. Проводится на этапе проверки информации, т.е. в момент первого знакомства с семьей;
2. Проводится на этапе мониторинга семьи;
3. Непрерывен, продолжается на протяжении всей работы со случаем
4. Проводится на этапе проверки информации и мониторинга;
ОТВЕТ: с

Вопрос 12 Решение о закрытии случая принимается при...
1. Отказе родителей от участия в реабилитационной работе;
2. Устранении причин жестокого обращения;
3. Достижении запланированных результатов;
ОТВЕТ: с
Вопрос 13 Опека, одна из правовых форм защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, которая устанавливается над детьми в возрасте:
1. до 14 лет,
2. до 16 лет
3. до 18 лет
4. до 12 лет
ОТВЕТ: а

Вопрос 14 Составляется трудовой договор и оплачивается работа за воспитание ребенка в:
1. Семье усыновителей
2. Опекунской семье
3. Приемной семье
4. При попечительстве над ребенком
ОТВЕТ: с

Вопрос 15 Ребенок, имеющий биологических родителей, которые лишены родительских прав (или отказались от него) является:
1. Биологическим сиротой
2. Беспризорным
3. Социальной сиротой
4. Безнадзорным
ОТВЕТ: с
Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.
• «зачтено» - верно выполнено более 50% заданий;
• «отлично» и- верно выполнено не менее 85% заданий; «хорошо» 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верн6овыпонено 51069% заданий; «неудовлетворительно» - верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение планирования, его цели, основные этапы планирования, содержание каждого этапа, требования к формулировке основных целей работы со случаем, требования к промежуточным целям работы со случаем.
2. Опишите типы мотивации клиента и факторы, влияющие на мотивацию.
3. Раскройте цели мониторинга, шаги в процессе мониторинга и рганизационные условия систематического качественного мониторинга.
4. Выделите основания закрытия случая, порядок закрытия, причины, по которым случай может быть закрыт, последствия несвоевременного закрытия случая.
5. Опишите уровни организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми.
6. Раскройте феномен жестокого обращения с детьми в общественном сознании, основные концептуальные подходы при изучении жестокого обращения с детьми как социального феномена.
7. Опишите реабилитационные программы для семей группы риска, организация реабилитационного досуга в образовательном пространстве.
8. Опишите телефон доверия как средство обеспечения доступности экстренной психологической помощи подростам в ситуации жестокого обращения.
9. Раскройте суть реформы системы защиты детства.
10. Опишите семейно-ориентированный подход в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Опишите становление и развитие системы замещающей заботы в РФ.
12. Раскройте суть привязанности и деривации детско-родительских отношений.
13. Опишите депривационные расстройства ребенка.
14. Опишите процедуры подготовки и сопровождения специалистов сферы жизнеустройства детей-сирот.
15. Выделите основы государственной политики в вопросах жизнеустройства в современной России: обзор нормативно-правовой базы.
16. Опишите виды и формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
17. Рассмотрите непрофессиональные и профессиональные формы семейного жизнеустройства
18. Опишите этапы формирования замещающей семьи: характеристика и задачи каждого этапа.
19. Рассмотрите сопровождение замещающей семьи: цели , формы и методы.
20. Раскройте проблемы эффективности замещающей заботы. Стандарты качества. Риски и факторы успешной адаптации.

Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Суждения фрагментарны .
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
21. Основные этапы формирования социальных служб по работе с семьей и детьми в РФ. Их влияние на основные профессиональные качества работников. Смысл и задачи современного этапа.
22. Алгоритм раннего выявления фактов жестокого обращения с детьми: основные этапы их роль и значение. Основные сложности при организации раннего выявления на практике.
23. Алгоритм работы со случаем: основные этапы, их роль и значение для обеспечения качества услуг для клиентов целевой группы.
24. Семейно-ориентированный подход в работе семьей. Семейно-ориентированные услуги во всех аспектах деятельности служб по защите ребенка.
25. Индивидуальность семей – баланс проблем и ресурсов. Влияние культуры на поведение родителей. Влияние культуры и личного опыта специалиста на его профессиональное суждение.
26. Физическое насилие. Действия, относящиеся к физическому насилию. Физические, поведенческие и эмоциональные признаки физического насилия у детей разных возрастных групп.
27. Пренебрежение нуждами ребенка. Действия и бездействия, относящиеся к понятию «пренебрежение нуждами». Понятие «умышленное намерение».
28. Психологическое насилие. Действия, относящиеся к психологическому насилию. Особенности психологического насилия. Отличие психологического насилия от приемов неэффективного воспитания.
29. Сексуальное насилие. Типы сексуального насилия. Действия, относящиеся к сексуальному насилию. Особенности детей, делающих их уязвимыми.
30. Понятие «риск жестокого обращения», факторы риска жестокого обращения. Факторы, усугубляющие последствия жестокого обращения.
31. Особенности разных стратегий поведения собеседования. Применение полномочий. Вовлечение в совместную работу. Целесообразность применения каждой стратегии.
32. Значение установления контакта для получения адекватной информации о ситуации в семье. Традиционный и кооперативный подход: сущностные характеристики Основные коммуникативные приемы, используемые при установлении контакта с клиентом.
33. Сопротивление клиента вмешательству. Виды поведения клиента, которые выражают сопротивление. Причины сопротивления. Факторы, повышающие или понижающие сопротивление
34. Личная и профессиональная позиция в ситуации жестокого обращения. Причины конфликта позиций. Роль конфликта в деятельности специалисты. Способы преодоления.
35. Понятие «оценка». Смысл оценки. Факторы, осложняющие проведение оценки. Принципы оценки.
36. Проведение оценки на разных этапах работы со случаем: предварительная оценка сигнала, оценка безопасности, оценка риска, оценка семьи. Смысл оценки на каждом этапе.
37. Цель оценки безопасности ребенка. Факторы, требующие рассмотрения при оценке безопасности ребенка. План безопасности: цель, принципы разработки.
38. Цель оценки риска жестокого обращения. Шкала оценка риска. Факторы, увеличивающие риск.
39. Процесс сбора информации о семье. Источники информации.
40. Оценка ресурсов семьи. Критерии оценки семьи. Факторы, увеличивающие или уменьшающие риск жестокого обращения.
41. Определение планирования, его цели. Основные этапы планирования. Содержание каждого этапа. Требования к формулировке основных целей работы со случаем. Требования к промежуточным целям работы со случаем.
42. Мотивация. Типы мотивации: внутренняя и внешняя. Факторы, влияющие на мотивации.
43. Цели мониторинга. Шаги в процессе мониторинга. Организационные условия систематического качественного мониторинга.
44. Закрытие случая. Порядок закрытия. Причины, по которым случай может быть закрыт. Последствия несвоевременного закрытия случая.
45. Уровни организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми. Региональные модели работы по профилактике социального сиротства.
46. Феномен жестокого обращения с детьми в общественном сознании. Основные концептуальные подходы при изучении жестокого обращения с детьми как социального феномена.
47. Реабилитационные программы для семей группы риска. Организация реабилитационного досуга в образовательном пространстве.
48. Телефон доверия как средство обеспечения доступности экстренной психологической помощи подростам в ситуации жестокого обращения.
49. Реформа системы защиты детства. Национальная стратегия в интересах детей.
50. Семейно-ориентированный подход в системе жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
51. Становление и развитие системы замещающей заботы в РФ.
52. Привязанность и деривация детско-родительских отношений.
53. Депривационные расстройства ребенка. Детский стресс и травма. Компенсация.
54. Подготовка и сопровождение специалистов сферы жизнеустройства детей-сирот. Ценности и профессиональные принципы специалиста сферы жизнеустройства.
55. Государственная политика в вопросах жизнеустройства в современной России: обзор нормативно-правовой базы.
56. Государственная полит тика в вопросах жизнеустройства в современной России: новые приоритеты, новые задачи.
57. Виды и формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
58. Непрофессиональные формы семейного жизнеустройства
59. Профессиональные формы семейного жизнеустройства.
60. Этапы формирования замещающей семьи: характеристика и задачи каждого этапа.
61. Привлечение замещающей семьи: способы и инструменты.
62. Подготовка замещающей семьи и приемного ребенка к жизнеустройству: способы и инструменты.
63. Сопровождение замещающей семьи: цели , формы и методы.
64. Служба сопровождения: организационно-управленческий аспект.
65. Проблема эффективности замещающей заботы. Стандарты качества. Риски и факторы успешной адаптации.
66. Проблемы социальной инклюзии детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Критерии оценивания:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. В. Воронина Семейное право: учеб. пособие : учебное пособие АлтГУ.- Барнаул, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье» www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт «Растем и развиваемся месте» www.rastem-wmeste.ru
Э5 Сайт «Семья растет» www.semya-rastet.ru
Э6 Сайт детского фонда Виктория www.victoriacf.ru
Э7 Сайт Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) www.unicef.ru.
Э8 Справочно-поисковая система «Консультант плюс», 2010 (или «Гарант»). www.garant.ru
Э9 Курс в Moodle «Профилактика социального сиротства» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для студентов

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену необходимо ознакомиться с перечнем примерных вопросов.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом/зачетом.
 Продумайте свой ответ, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.