МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы супервизии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. соц. наук, доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., Профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основы супервизии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 30.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений у обучающихся о формах и методах профессионального сопровождения деятельности специалистов по социальной работе, профилактики синдромов эмоционального выгорания, хронической усталости и «вырождения» личности специалиста.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Супервизия в социальной работе
1.1. Супервизия – система профессионального сопровождения деятельности специалиста по социальной работе Лекции 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Синдромы эмоционального выгорания и хронической усталости Практические 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Симптомы «вырождения» (burnout) личности специалиста по социальной работе Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Аутосупервизия (self-supervision) и самоменджмент (self-management) Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Дефиниции супервизии Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Функции супервизии Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Формы супервизии Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Синдром хронической усталости (СХУ) Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Задачи супервизии в превенции и коррекции синдромов СЭВ и СХУ Практические 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Задачи супервизии в превенции и коррекции синдромов СЭВ и СХУ Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. «Личность профессионала» и «профессиональная личность» Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. Профессиональная деятельность – фактор снижения личности (burnout) Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Снижение личности специалиста и процессы взаимовлияния в континууме «личность – профессия – личность …» Сам. работа 3 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Формы рефлексивных навыков и умений специалиста по социальной работе Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Аутосупервизия (self-supervision) Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. Векторы рефлексии в рамках супервизионной практики в социальной работе Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Самоменджмент (self-management) Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Нормативное, правовое и этическое сопровождение и легитимизация супервизии Сам. работа 3 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Содержательные, формальные и субъективные ограничения и ресурсы супервизионной деятельности и ее субъектов Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.21. Квалификационная характеристика супервизора: попытка адаптации зарубежного опыта в России Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.22. Ошибки супервизии: ошибки супервизора, ошибки супервизируемого Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
естовые задания (выбор одного из вариантов)

1. Метод, при котором происходит доведение соответствующих сведений до адресата:
a) информирование
b) консультирование
c) аппелирование

2. Форма встречи супервизируемой группы, когда все участники осуществляют работу непосредтвенно в присутствии супервизира :
A) очная
B) заочная
C) дистанционная

3. Форма профессионального развития на основе поддержки и взаимопомощи, через анализ, представляемых из практики случаев:
A) групповая супервизия
B) контактная супервизия
C) индивидуальная

4. Супервизия помогает увидеть
A) ресурсные стороны специалиста
B) новые методы работы
С) верно оформить документальные источники


5. Для каких специалистов может проводиться супервизия?
A. Все варианты ответов
B. педагоги
C. Психологи
D. Социальные работники


6. Как дословно можно перевести понятие «Супервизия»
A. «взгляд сверху»
B. «супер формат»
C. «большое наблюдение»


7.Какая обстановка необходима для проведения супервизии:
A. Дружеская
B. Конфликтная
C. основополагающая


8.Необходим ли более опытный, квалифицированный специалист при работе на супервизии:
A) Да
B) Нет

9. Происходит ли обмен информацией между специалистами, участвующими в супервизии:
A) да
B) нет

10. Цель супервизии осознание, анализ, оценки и коррекция профессиональных действий в работе с клиентом.
A) да
B) нет

11. Раскрытие профессионального потенциала специалиста не является задачей супервизии:
A. верно
B. неверно

12. Супервизия направлена на профилактику профессионального выгорания специалиста:
А) верно
В) неверно

13. Уважительное отношение между всеми участниками группы :
А) это нормы и правила супервизии
В) это задача супервизии
С) это цель супервизии

14. Запрос на получение помощи со стороны члена группы супервизии является обязательным условием проведения супервизии:
A) да
B) нет

15. Супервизия, которая осуществляется на этапе становления специалистов, с целью обретения уверенности их в себе и профессионального роста называется:.
A) Базовая
B) формирующая
C) структурная

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Каким необходимым качеством должна обладать супервизия, если проводится через равные промежутки времени (периодичность).
2. Как называется зона будущего профессионального роста специалиста, которую позволяет увидеть супервизор? (Слепая)
3. Какой документ должен иметь специалист, имеющий право вести группы супервизии? (Иметь диплом/удостоверение супервизора )
4. Как называется систематический образ действий (метод), с помощью которого проводится супервизия? (моделью супервизии)
5. Уровень супервизии, во время которой супервизор поддерживает начинающего психолога, помогает повысить профессиональную уверенность и найти зоны роста? (базовой)
6. Уровень супервизии, во время которой супервизор помогает психологу проанализировать трудности / ошибки в работе и разобраться, как их устранить? (сертификационный)
7. Как называется форма супервизии, во время которой участники обмениваются мнениями, знаниями и опытом. Общее обсуждение помогает каждому участнику расширить свой арсенал инструментов для работы? (групповая)
8. Как называется форма супервизии во время которой супервизор работает с одним специалистом, они обсуждают отдельную сессию из его практики? (индивидуальная)
9. Супервизия направлена на личную терапию или профессиональную? (Профессиональную)
10. Вид супервизии, когда супервизор не присутствует лично обмен информацией происходит через анализ материалов работы в письменном, аудио, видео формате? (заочная)
11. Формирование и развитие профессиональных умений и навыков в супервизии является __________________функцией (образовательной)
12. Развитие противодействия негативному влиянию со стороны клиента — это ¬¬¬¬¬¬_________________функция (поддерживающая)
13. Какую функцию выполняет супервизия, если в ее процессе происходит разбор личностных проблем супервизируемого, оказывающих влияние на взаимодействие с клиентом? (направляющая)
14. Как называется супервизия, которая проводится по предварительно заключенному контракту? (индивидуальная)
15. Человек - наставник, который помогает менее опытным социальным работникам проанализировать их чувства, эмоции, реакции? (супервизор)
16. Как с точки зрения супервизорской практики называется ситуация, которую разбирают в процессу супервизии? (случай)
17. Какие 3 фактора способствуют успешной супервизии? (квалификация супервизора, открытость визируемого, более успешные результаты работы визируемого в будущем)
18. Назовите обьекта педагогической супервизии? (педагог, учитель)
19. Назовите обьекта супервизии в социальной работе? (социальный работник)
20. Назовите обьекта психологической супервизии ? (психолог)
21. Назовите 3 личностных качества хорошего супервизора? (эмпатичность, открытость, гибкость, эрудированность, сензитивность)
22. Что помогает улучшить супервизия при работе с педагогами? (качество подачи материала, умение гибко реагировать)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине. По дисциплине предусмотрен зачет
Теоретико-ориентированные вопросы
1. История возникновения и современные представления о супервизии и супервизорстве.
2. Понятие супервизии и супервизорства в помогающих профессиях.
3. Цель и задачи супервизии.
4. Главные функции супервизии.
5. Роль З. Фрейда и А. Юнга в становлении супервизии.
6. Как развивается супервизия в России. Мнение А
7. Фазы в методическом ориентировании супервизии
8. Области применения супервизии.
9. Типы супервизии
10. Модели супервизии
11. Этические и юридические принципы супервизии.
12. Компетентность, как принцип суперивзии.
13. Информированное согласие в супервизии.
14. Конфиденциальность как принцип суперивзии.
15. Защита прав клиента и супервизируемого консультанта.
16. Базовые этические принципы супервизии (Ховкинс П., Шохет Р.).
17. Стадии принятия этического решения.
18. Этические проблемы в работе супервизора.
19. Супервизия , как метод профилактики выгорания
20. Цели и задачи суперивзии в социальной работе
21. Супервизорские роли: учитель, фасилитатор, консультант, эксперт.
22. Классификация качеств супервизора по Карифио и Хесс.
23. Личность супервизора
24. Представления Гилберта и Хесса о личности супервизора.
25. Функции супервизора в процессе профессиональной деятельности.
26. Базовый уровень суперивзии.
27. Сертификационный уровень супервизии
28. Коллективная супервизия
29. Групповая супервизия
30. Эволюционные модели супервизии.
31. Модели специфичной ориентации в супервизии.
32. Модели развития в супервзии.
33. Процессуальная модель супервизии. Интегративная модель супервизии: уровни профессионального развития специалиста помогающей профессии и уровни рабочих проблем супервизора.
34. Модель развития: ориентация на себя, на клиента, на процесс, на процесс в контексте.
35. Процессуальная: семимерная модель.
36. Эффективные стили деятельности супервизора: ориентированный на решение проблемы, межличностно-сензитивный и располагающий.
37. Неэффективные стили: аморфный, неподдерживающий, терапевтический.

Практико-ориентированные вопросы
1. Приведите пример ситуации, которая могла бы быть основой для супервизии?
2. Как вы думаете, если в процессе супервизии визируемой формирует сильное сопротивление к супервизору, что можно сделать?
3. По-вашему мнению, как супервизия помогает профилактировать выгорание специалистов помогающих профессий?
4. Приведите пример как может проходить выгорание специалиста и как это может отразиться на работе?
5. Если молодой специалист по социальной работе испытывает страх при работе в конкретными клиентами, то как может помочь супервизия?
6. Например, в процессе работы, клиент был очень эмоционален и резок в высказываниях, то какие могут быть предложены супервизором техники снижения стрессового состояния?
7. Опишите цели супервизии для специалиста по социальной работе, который уже 10 лет в профессии, работает с детьми, с особенностями здоровья, в хороших отношениях с коллегами, не так давно у специалиста умер близкий родственник.
8. В процессе групповой работы , возникает напряжение между двумя участниками группы. Как по-вашему мнению должно снижаться напряжение между участниками?
9. Можно ли в процессе супервизии заметить, что у специалиста началось выгорание? Какие варианты может предложить суперивзор?
10. Назовите плюсы и минусы очной супервизии?

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ. ПСИХИЧЕСКОЕ ВЫГОРАНИЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Залевский Г.В. Психологическая супервизия: учеб. пособие Томск: [ТМЛ-Пресс], 2010
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. А. Кулаков Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии: практикум СПб.: Речь, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Основы супервизии»
Э2 Как не выгореть в первый год работы, или зачем нужна супервизия psy.edu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru/
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.