МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная работа с группами поведенческого риска

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Социальная работа с группами поведенческого риска

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., зав.кафедрой,д.с.н.,профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., зав.кафедрой,д.с.н.,профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование понимания сущности социальной работы с граждами с поведенческими рисками;
сформировать у студентов представление о современном состоянии организации социальной работы в области профилактики поведенческих рисков и девиаций;

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
ПК-3Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3.1 Применяет законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.2: Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.1: Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы работы с группами поведенческого риска
1.1. Теоретические основы, возникновения и развития поведенческих отклонений Лекции 5 0 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
1.2. Теоретические основы, возникновения и развития поведенческих отклонений Практические 5 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
1.3. Теоретические основы, возникновения и развития поведенческих отклонений Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.4. Понятие «поведенческий риск» Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.5. Понятие «поведенческий риск» Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
1.6. Понятие «поведенческий риск» Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
Раздел 2. Социальная работа с группами поведенческого риска
2.1. Социальная работа с осужденными Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
2.2. Социальная работа с осужденными Практические 5 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
2.3. Социальная работа с осужденными Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
2.4. Социальная работа с алко и наркозависимыми Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
2.5. Социальная работа с алко и наркозависимыми Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.6. Социальная работа с алко и наркозависимыми Сам. работа 5 14 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.7. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.8. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.9. Социальная работа с ВИЧ-инфицированными Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.4
2.10. Социальная работа с женщинами из сферы секс-услуг Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4
2.11. Социальная работа с женщинами из сферы секс-услуг Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.3, Л2.3, Л1.4, Л1.1, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ПК-1: способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. ГЛАВНЫМ ФАКТОРОМ, КОТОРЫЙ ОПРЕДЕЛЯЕТ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ, ЯВЛЯЕТСЯ:
a) культура
b) биологическая наследственность
c) индивидуальный опыт
d) экономика.
e) Власть
2. Девиантное поведение как результат несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения, рассматривает:
a) Э.Дюркгейм
b) Р. Мертон
c) Т.Селлин
d) И.Гофман
3. Автор биологической теории, связавший преступное поведение человека с его анатомическим строением:
a) Э. Дюркгейм
b) К.Лоренц
c) Ф.Гальтон
d) Ч.Ломброзо
4. 3. Ключевое место в клиентцентрированной психологии К.Роджерса занимает понятие:
a) самоактуализация
b) духовность
c) потребность
d) Ценность
5. Навешивание на личность «ярлыка» – это
a) стигматизация личности
b) депривация личности
c) изоляция личности
d) социализация личности
6. Поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей – это:
a. антисоциальное (делинквентное) поведение
b. асоциальное (аморальное) поведение
c. суицидальное поведение
d. аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение
7. Следование девианта за «приклеенным» ему обществом «ярлыком», стремление оправдать ожидания характеризуют:
a) вторичные девиации
b) осознаваемые девиации
c) неосознаваемые девиации
d) первичные девиации
8. Совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих или поддерживающих отклоняющееся поведение – это:
a) детерминация
b) аттитюд
c) девиация
d) депривация
9. Нарушения установленных обществом требований и правил поведения, закрепленных в различных правовых актах (кроме Уголовного кодекса) и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия – это:
a) проступки
b) преступления
c) отклонения
d) Деформация
10. Совокупность условий, способствующих преодолению стресса - это:
a) копинг-ресурсы
b) копинг-стратегии
c) защитные механизмы
d) копинг- механизмы
11. Целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью - это:
a) суицидальная попытка
b) суицидальное поведение
c) суицидальное намерение
d) завершенный суицид
12. Нервное расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом, - это
a) анорексия
b) булимия
c) клептомания
d) дипсомания
13. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как:
a) делинквентное
b) аутодеструктивное
c) суицидальное
d) Аддиктивное
14. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a) педагогическая запущенность;
b) социальная депривация;
c) патохарактерологическое формирование личности
d) краевая психопатия
15 .Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это:
a) Аддиктивное поведение
b) Компульсивное поведение
c) Деликвентное поведение
d) Саморазрушающее поведение
.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им. (Ресоциализация)
2. сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Социальная профилактика )
3. Медико-социальное просвещение относится к группе медико-социальных методов социально鬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________( профилактики)
4. Пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж – это методы медико-социальной профилактики? (да)
5. Социальный контроль относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
6. социальный надзор относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
7. Группа методов социальной профилактики направленные на создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других (Организационно-административные)
8. Группа методов социальной профилактики направленные разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. (Правовые методы)
9. Такой метод социальной профилактики как правовые санкции, относится к ____________ методам профилактики (правовым).
10. Правовое просвящение относится к группе правовых методов социальной профилактики (да)
11. Группа методов социальной профилактики направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. (Экономические)
12. Группа методов социальной профилактики создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках (Политические)
13. Метод экономической профилактики такой как экономическая поддержка направленный на профилактику явления экономическое положение человека или социальной группы, при котором он не может удовлетворить минимальные потребности. Что это за положение (бедность)
14. Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера (Социальная профилактика)
15. В.В. Бойко определял эту характеристику отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (Коммуникативная толерантность)
16. Модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту (возрастная поведенческая норма)
17. Направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками, цель которого проведение лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов, чтобы воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
(информирование, информационное)
18. Как называется Готовность и способность человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям (является признаком гармоничных характерологических черт) (адаптивность)
19. Метод восстановления утраченных способностей, качеств, система, свойств, с помощью медико-педагогических, социально-культурных, психологических, медицинских мер, направленных на включение человека в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его возможностей (реабилитация)
20. Исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меры, образцы допустимого (дозволенного) поведения, деятельности социальных групп, социальных организаций (норма, социальная норма)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ПК-2: способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
1. Психологическое вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений это
a) психологическая дивергенция
b) психологическая компенсация
c) психологическая интервенция
d) психологическая превенция
2. Данная форма мотивации употребления алкоголя и наркотических веществ проявляется в получении удовлетворения, испытания чувства радости от приема опьяняющих веществ на фоне обычного ровного настроения:
a) атарактическая мотивация
b) гедонистическая мотивация
c) мотивация с гиперактивацией поведения
d) гпсевдокультурная мотивация
3. Совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений, называется:
a) традиции
b) мораль
c) социальная норма
d) уголовное право
4. Группы самопомощи «Анонимные наркоманы», «Анонимные алкоголики» действуют в соответствии с программой:
a) «12 шагов»
b) «16 шагов»
c) «14 шагов»
d) «10 шагов»
5. Социальная работа в условиях мест лишения свободы, называется:
a) пенитенциарная
b) поддерживающая
c) реабилитационная
d) Переучивающая
6. Полным принятием социально одобряемых целей и средств их реализации (по Р.Мертону), называется:
a) конформизм
b) ритуализм
c) ретризм
d) инновация
7. К принципам психопрофилактической работы относится:
a) все варианты верны
b) комплексность
c) позитивность информации
d) массовость
8. Перечислить основные виды профилактики:
a) первичная, вторичная, третичная
b) адаптационная, интеграционная
c) комплексная, системообразующая
d) социальная, педагогическая
9. Направление психологии, предметом изучения которого являлось поведение:
a) бихевиоризм
b) психоанализ
c) гештальтпсихология
d) когнитивная психология
10. Превенция - это:
a) предупреждение, предохранение, предотвращение
b) преступность, алкоголизм и наркомания
c) процесс нарушения равновесия личности и среды
d) процесс адаптации индивида к окружающей среде
11. Что из примеров относится к методам социальной диагностики?
a) интервью, мониторинг, социологический опрос, экспертная оценка, экспертный прогноз, биографический метод
b) психогимнастика, игровая коррекция, игротерапия, арттерапия, диагностический обучающий эксперимент, социально-психологический тренинг
c)
d) превентивный метод, социальная терапия, социодрама, группа поддержки
e) эмпатическое слушание, интерпретация, идентификация, фасилитация, выдвижение гипотез
12. . Ведущим видом деятельности подростка является:
a) учебная деятельность
b) учебно-профессиональная деятельность
c) общение со сверстниками
d) эмоциональное общение
13. Модель взаимоотношений между людьми, играющими роли « спасателя, жертвы и преследователя»
a) Треугольник Карпмана
b) Модель Фрейда
c) Матрица проекции
14. Стадии социальной профилактики
a) Стадия предупреждения, стадия предотвращения, стадия пресечения
b) Стадия актуализации, стадия развития, стадия возврата
c) Стадия прогноза, стадия основная стадия завершения
15. Группа методов социальной профилактики направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п (медико-социальные методы)
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им. (Ресоциализация)
2. сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Социальная профилактика )
3. Медико-социальное просвещение относится к группе медико-социальных методов социально鬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________( профилактики)
4. Пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж – это методы медико-социальной профилактики? (да)
5. Социальный контроль относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
6. социальный надзор относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
7. Группа методов социальной профилактики направленные на создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других (Организационно-административные)
8. Группа методов социальной профилактики направленные разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. (Правовые методы)
9. Такой метод социальной профилактики как правовые санкции, относится к ____________ методам профилактики (правовым).
10. Правовое просвящение относится к группе правовых методов социальной профилактики (да)
11. Группа методов социальной профилактики направленные– формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся методы образования, воспитания и просвещения. (Педагогические)
12. Воспитание – относится к группе _________________ методов (педагогических)
13. Группа методов социальной профилактики направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. (Экономические)
14. Группа методов социальной профилактики создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках (Политические)
15. Метод экономической профилактики такой как экономическая поддержка направленный на профилактику явления экономическое положение человека или социальной группы, при котором он не может удовлетворить минимальные потребности. Что это за положение (бедность)
16. Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера (Социальная профилактика)
17. В.В. Бойко определял эту характеристику отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (Коммуникативная толерантность)
18. Модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту (возрастная поведенческая норма)
19. Направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками, цель которого проведение лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов, чтобы воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
(информирование, информационное)
20. Как называется Готовность и способность человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям (является признаком гармоничных характерологических черт) (адаптивность)
21. Метод восстановления утраченных способностей, качеств, система, свойств, с помощью медико-педагогических, социально-культурных, психологических, медицинских мер, направленных на включение человека в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его возможностей (реабилитация)
22. Исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меры, образцы допустимого (дозволенного) поведения, деятельности социальных групп, социальных организаций (норма, социальная норма)


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-3: способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
1. Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия — это:
a) психотерапевтическое воздействие, учитывающее личностные особенности пациента;
b) психотерапевтическое направление, основанное на психологии отношений;
c) вариант клиент-центрированной психотерапии;
d) вариант когнитивной психотерапии
2. К принципам психопрофилактической работы относится:
a) все варианты верны
b) комплексность
c) позитивность информации
d) массовость
3. Девиантология как область научного знания относится к одной из следующих наук:
a) психологии;
b) социологии;
c) биологии;
d) междисциплинарной науке
4. В понятие идеальной нормы помимо параметров, входящих в гармоничное поведение, включается:
a) адаптивность;
b) самоактуализация;
c) нравственность;
d) креативность;
e) коммуникабельность
В рамках психологической коррекции происходит формирование:
a) навыков адаптивного поведения
b) личностной позиции
c) неврозоустойчивости
d) фрустрационной толерантности
e) стрессоустойчивости
5. Логотерапия — это:
a) психотерапия с помощью поиска утраченного смысла бытия;
b) суггестивная психотерапия;
c) метод лечения заикания;
d) метод коррекции речи;
e) метод глубинного психоанализа

6. Основополагающими принципами в выборе тех или иных коррекционных, психотерапевтических и методик в деятельности, направленной на исправление (искоренение, смягчение) отклонений в поведении человека, считаются:
a) принцип добровольности
b) принцип осознанности; принцип соответствия (адекватности)
c) принцип целесообразности
d) принцип допустимости
e) принцип гуманности
7. Деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психических новообразований на данной ступени развития:

a) учебная деятельность;
b) ведущая деятельность;
c) коммуникативная деятельность;
d) предметно-манипулятивная деятельность
8. Суицидальное поведение, связанное с кризисными ситуациями в жизни и личными трагедиями, называется:
a) Анемическим
b) психогенным;
c) эгоистическим;
d) альтруистическим;
e) дистимическим;
9. метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры.
a) Игровая психотерапия
b) Игровая инклюзия
c) Психологическая коррекция
d) Профилактика
10. Метод, который может использоваться в профилактике, коррекции поведенческого риска, который представляет собой моделирование событий, происходящих в определённом мире в определённое время. Её участники отыгрывают собственных персонажей, руководствуясь при этом характером своей роли и внутренними убеждениями персонажа в рамках игровых реалий
a) Ролевая игра
b) Ролевой персонаж
c) Тренинг
d) Игровая психотерапия
11. Поведение, которое возникает в результате воздействия тех или иных факторов риска и является явно или потенциально опасным как для самого индивида, так и для окружающих его людей и общества в целом.
a) Рискованное поведение
b) Девиантное поведение
c) Формализованное поведение
12. Тип рискованного поведения, при котором индивид рискует с пользой для себя, оно помогает развить определенные качества личности, преодолеть страхи, влиться в социум и т.д.
a) Положительный риск(конструктивный риск)
b) Негативный риск
c) Формальный риск
13. Вид рискованного поведение подростков, при котором они покоряют самые высокие точки города без специального снаряжения
a) Скайуокинг
b) диггерство
c) сталкертсво
14. Вид рискованного поведение подростков, при котором они передвигаются на электричке, троллейбусе, трамвае вне салона (на крыше, на подножке)
a) Зацепинг
b) Руферство
c) Сталкертсво
15. Создание социокульной среды, в профилактике девиаций у подростков, ориентировано на воздействие на социальные факторы, создание положительных условий для развития личности подростка, является одной из форм профилактики деваций
a) Верно
b) Неверно
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. А
3. А
4. A
5. А
6. A
7. А
8. A
9. А
10. A
11. A
12. А
13. А
14. A
15. А
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Группа методов социальной профилактики направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п. (Экономические)
2. Группа методов социальной профилактики создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках (Политические)
3. Метод экономической профилактики такой как экономическая поддержка направленный на профилактику явления экономическое положение человека или социальной группы, при котором он не может удовлетворить минимальные потребности. Что это за положение (бедность)
4. Совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения негативного характера (Социальная профилактика)
5. В.В. Бойко определял эту характеристику отношений личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию (Коммуникативная толерантность)
6. Модель поведения, система предписаний, которых должен придерживаться индивид, чтобы его признали соответствующим определенному возрасту (возрастная поведенческая норма)
7. Направление воспитательно-профилактической работы с девиантными подростками, цель которого проведение лекций, бесед, распространения литературы или телефильмов, чтобы воздействовать на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений
(информирование, информационное)
8. Как называется Готовность и способность человека приспосабливаться к различным жизненным ситуациям (является признаком гармоничных характерологических черт) (адаптивность)
9. Метод восстановления утраченных способностей, качеств, система, свойств, с помощью медико-педагогических, социально-культурных, психологических, медицинских мер, направленных на включение человека в социальную среду, приобщение к жизни и труду на уровне его возможностей (реабилитация)
10. Исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меры, образцы допустимого (дозволенного) поведения, деятельности социальных групп, социальных организаций (норма, социальная норма)
11. Возвращение или укрепление социальных связей, усвоение индивидом ценностей и норм, отличающихся от усвоенных им ранее, вид личностного изменения, при котором зрелый индивид принимает тип поведения, отличный от принятого им. (Ресоциализация)
12. сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. (Социальная профилактика )
13. Медико-социальное просвещение относится к группе медико-социальных методов социально鬬¬¬¬¬¬¬¬¬¬_________________( профилактики)
14. Пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж – это методы медико-социальной профилактики? (да)
15. Социальный контроль относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
16. социальный надзор относится к группе ____________________ методов социальной профилактики (Организационно-административные)
17. Группа методов социальной профилактики направленные на создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базы, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование, и ряд других (Организационно-административные)
18. Группа методов социальной профилактики направленные разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п. (Правовые методы)
19. Такой метод социальной профилактики как правовые санкции, относится к ____________ методам профилактики (правовым).
20. Как называются социальные нормы, закрепленные в юридических законах, соблюдение, которых гарантируется государственными органами (формальные нормы)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации
1. Теоретические подходы к исследованию проблем девиантного поведения
2. Исследователи девиантного поведения
3. Возникновение девиации на различных этапах развития общества
4. Факторы и условия формирования эффективной системы профилактики девиантного поведения
5. Меры профилактики девиантных форм поведения в различные исторические периоды
6. Признаки девиантного поведения
7. Приведите примеры видов социальных норм.
8. Каковы причины формирования зависимых форм поведения?
9. Приведите примеры социальных патологий, приобретающих характер социальной катастрофы. По какому принципу их можно выделить
10. Характеристики девиантное поведение.
11. Основные подходы к классификации девиантного поведения
12. Причины и последствия одиночества для человека, социальной группы, общества в целом.
13. Причины и последствия алкоголизма для человека, социальной группы, общества в целом.
14. Причины и последствия сексуальных девиаций для человека, социальной группы, общества в целом.
15. Причины и последствия агрессии для человека, социальной группы, общества в целом.
16. Причины и последствия наркомании для человека, социальной группы, общества в целом.
17. Социальная работа с наркоманами и их окружением (направления, форма, принципы, методы).
18. Причины и последствия проявления суицидального поведения
19. Опишите меры предпринимаемые для профилактики суицидальных форм поведения
20. Опишите меры предпринимаемые для профилактики алкоголизма и наркомании
21. Опишите меры предпринимаемые для профилактики форм одиночества у различных групп населения
22. Агрессия как форма поведения, теории агрессии.
23. Меры профилактики агрессии.
24. Феномен «терроризма» как один из видов агрессии.
25. Насилие, как форма проявления агрессивного поведения.
26. Условия и факторы преодоления девиаций
27. Причины и последствия проституции для современного общества
28. Причины и последствия игромании для человека, социальной группы, общества в целом.
29. Причины и последствия трудоголизма для человека, социальной группы, общества в целом.
30. Созависимое поведение: особенности проявления, причины и последствия
31. Возможности социальной работы в профилактике девиантных форм поведения
32. Социальные меры по профилактике девиантных форм поведения
33. Учреждения системы социальной защиты, как субъекты профилактики девиантных форм поведения
34. Меры социальной помощи лицам с девиантным поведением
35. Факторы эффективной профилактики девиантных форм поведения


Процедура проведения:
Зачет (экзамен) проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (незачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колесникова Г. И. ДЕВИАНТОЛОГИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Пономарева И.М. Работа психолога в кризисных службах: учебное пособие СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2014 // ЭБС "Университетская библиотека online",2 biblioclub.ru
Л1.3 Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика : учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 biblio-online.ru
Л1.4 Психология кризисных и экстремальных ситуаций: индивидуальные жизненные кризисы; агрессия и экстремизм: учебник: Санкт-Петербургский государственный университет, 2016 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И.Н.Галасюк, О.В.Краснова, Т.В. Шинина Психология социальной работы : учебник М.: Дашков и Ко, 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=453431
Л2.2 Инновационные практики социальной работы: коллективная монография / АлтГУ ; под ред. Ю. А. Калининой, С. Г. Чудовой. : - Барнаул : АлтГУ, , 2017 elibrary.asu.ru
Л2.3 Холостова Е.И., Дашкина А.Н., Малофеев И.В. Зарубежный опыт социальной работы: Издательство "Дашков и К", 2017
Л2.4 Тигунцева Г.Н. ПСИХОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ. Учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайский краевой центр по профилактике и борьбе со СПИДОМ и инфекционными заболеваниями. http:// www.altaids.alt.ru
Э2 Сайт о паллиативном и хосписной помощи.http://www.pallcare.ru/
Э3 Сайт научно-популярного просветительского проекта фонда СПИД.Центр https//spid-center
Э4 Сайт центра медицинской профилактики город Томск http://profilaktika.tomsk.ru
Э5 курс в Moodle «Социальная работа с группами поведенческого риска» portal.edu.asu.ru
Э6 курс в мудле portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональные базы данных:
1. Образовательный платформа https://urait.ru/
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.