МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 151
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 151 151 151 151
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 20182024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями организации проведения и применения методик социально-психологической диагностики в социальной работе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.1: Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.2: Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психосоциальной диагностики. Ее место в социальной работе.
1.1. Понятие психодиагностики и психосоциальной работы. Их место и роль в системе социальной работы Лекции 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.2. Программное обеспечение психодиагностики Лекции 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.3. Теоретические основы психологической диагностики Практические 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.4. Консультирование в системе психодиагностики Практические 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.5. Апробация различных методик психодиагностики Практические 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.6. Понятие психодиагностики и психосоциальной работы. Их место и роль в системе социальной работы Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.7. Диагностика основных социально-психологических явлений Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.8. Психологические аспекты состояния человека Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.9. Технологии социально-психологической адаптации Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
1.10. Апробация различных методик психодиагностики Сам. работа 4 17 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Психосоциальная работа
2.1. Психосоциальная работа с индивидом Практические 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.2. Психосоциальная работа с группой Практические 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.3. Апробация различных методик психодиагностики Практические 4 2 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.4. Психисоциальная работа: ее место и роль в системе социальной работы Сам. работа 4 16 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.5. Посттравматический синдром и психическая травма как объект профилактики и реаблитации Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.6. Психосоциальная работа с индивидом Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.7. Психосоциальная работа с группой Сам. работа 4 14 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.8. Апробация различных методик психодиагностики Сам. работа 4 20 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1
2.9. Экзамен 4 13 Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1313

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Соотносите, пожалуйста, виды психологической травмы и их краткое определение:
а) массивные (катастрофические)
б) ситуационные
в) пролонгированные ситуации

1. внезапные и острые
2. действующие на протяжении многих лет (ситуация лишения свободы, близких, значимых отношений и т.п.)
3. острые, многопланового воздействия

2. Соотнести принцип психосоциальной диагностики с его определением.
1. исследователь не должен зависеть от влияния внешних факторов, должен противостоять влиянию на результаты проводимого им анализа внутренних факторов - собственных предрассудков, незнания, аберрации собственного жизненного, семейного опыта.
2. установления ее достоверности, возможности проверки при помощи других процедур или других источников данных
3. для того чтобы определить источник и способы разрешения жизненного затруднения клиента, необходимо проанализировать его микросоциальную среду, его семейные взаимоотношения; необходимо также иметь представление об интеллектуальном уровне и особенностях характера клиента, о состоянии его здоровья.
4. рассмотрения всех сторон психосоциальной действительности, всех связей и рассмотрение социальной ситуации с точки зрения интересов и прав индивидуального или группового клиента

а) принцип системности
б) принцип объективности
в) принцип клиентоцентризма
г) принцип верификации психологической и социальной информации

3. Установление оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе свойственной человеку деятельности, что позволяет индивиду удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека и поведения требованиям среды называется:
а) Психологической адаптацией
б) Социальной адаптацией
4. Активное приспособление человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также преодоление последствий психологической или моральной травмы называется:
а) Психологической адаптацией
б) Социальной адаптацией
5. Что такое вторичная травма у специалиста?
а) это болезненное, шокирующее переживание, реакция на стрессовый фактор за пределами обычного воздействия, психологическая реакция на травму.
б) патогенность ситуации для личности, зависящая как от остроты, длительности, повторяемости, неожиданности психической травмы, так и от уязвимости личности конкретной психической травмой.
в) это изменения во внутреннем опыте специалиста (терапевта, социального работника, психолога, спасателя, врача и т.п.), которые возникают в результате его эмпатической вовлеченности в отношения с человеком, переживающим травматическое состояние.
6. Что такое диагностическое интервью?
а) совокупность методик, направленных на исследование личности и разработанных в рамках проективного диагностического подхода
б) особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации
в) метод терапевтической беседы с пациентом с целью оказать ему психологическую помощь, например, избавиться от навязчивой идеи.
7. Какие проективные методики помогают определить зону внутреннего конфликта и причину эмоциональной дезадаптации?
а) Рисунок
б) Ролевая игра
в) Анкета
8. Социально-психологическая помощь включается в себя:
а) социальную и психологическую помощь клиенту
б) социальную, медицинскую и психологическую помощь клиенту
в) социальную, психологическую и бытовую помощь клиенту
г) социальную, психологическую, медицинскую и бытовую помощь клиенту
9. Специальные вопросы, помогающие выйти на организационные проблемы через обработку полученных высказываний - это:
а) диагностическое наблюдение
б) самодиагностика
в) диагностическое интервью
г) диагностика
10. Принцип верификации иначе можно интерпретировать как...
а) конкретизация направленности социальной помощи
б) проверка достоверности полученной информации
в) причинно-следственная обоснованность поведения клиента
г) поощрение клиента в процессе диагностической работы
11. Какие выделяют варианты поведения стратегии клиента?
а) конструктивные
б) неконструктивные
в) плановые
г) личностные
12. Предметом диагностики в социальной работе является:
а) клиент
б) социальные связи клиента
в) уровень личности клиента
г) особенности развития трудной жизненной ситуации личности клиента
13. К методам социальной диагностики относят:
а) анкетирование
б) опрос
в) беседа
г) наблюдение
д) тестирование
е) все вышеперечисленное
14. Какие из этих утверждений верны?
Можно выделить вид(ы) социально-психологического диагноза:
1. установление степени отклонения изучаемого явления от нормы;
2. установление места данного явления на шкале интенсивности того или иного признака этого явления.
15. Расположите в правильном порядке компоненты программы психосоциальной диагностики:
а) Формулировка проблемы
б) Формулировка целей и задач и гипотез
в) Составление плана графика
г) Описание методов и методик
д) Определение объекта и предмета исследования

Ответы:
1.а1, б3, в2
2. 1б, 2г, 3а, 4в
3. а
4. б
5. в
6. б
7. а;б
8. а
9. в
10. б
11. а; б
12. г
13. е
14.1, 2
15. а, д, б, г, в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. С каких двух сторон описывается понятие «норма»?
Ответ: с одной стороны, это то, что характеризует взгляды и поведение большинства, то, что в социальной действительности математически описывается как нормальное распределение; с другой стороны, это общепризнанное правило, то, что предписывается всем в качестве образца поведения и чувствования
2. Напишите 5 симптомов при посттравматическом стрессе (ПТС) на разных уровнях человеческой деятельности.
Ответ: нарушение сна, утомляемость, раздражение, депрессия, проблемы с едой, снижение или увеличение коммуникации, частые простуды, психосоматика
3. Комплекс методов социальной диагностики позволяет сделать __________________ относительно вариативности поведения личности в этот период.
Ответ: прогноз
4. Какие факторы важно учитывать во время диагностики трудной жизненной ситуации клиента?(два фактора)
Ответ: объективные (взаимосвязи клиента с окружающими) и субъективные (личностные внутренние переживания и эмоции по поводу отношений с окружающими); внутренние и внешние
5. Какие направленности личности с точки зрения диагностики выделяют?
Ответ: совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность клиента и мотивы личности
6. К какой из копинг-стратегий относится следующее определение: «Активная поведенческая стратегия, при которой человек для эффективного решения проблемы обращается за помощью и поддержкой к окружающим: семье, друзьям, близким, значимым другим людям»?
Ответ: стратегия поиска социальной поддержки
7. Что измеряет цветовой тест Люшера?
Ответ: Эмоциональное состояние человека
8. С какого времени специалисты начали проводить диагностику социальных болезней (рахит, туберкулез, венерические болезни)?
Ответ: с конца XIX в. (19 века)
9. Болезненное, шокирующее переживание, реакция на стрессовый фактор за пределами обычного воздействия, психологическая реакция на травму – это ________________
Ответ: постравматическое стрессовое расстройство или ПТСР
10. Итогом психодиагностического исследования является _____________________________
Ответ: постановка психологического диагноза или диагноз
11. Психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека – это ____________
Ответ: психодиагностика или психологическая диагностика
12. Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии, опирающиеся на личностный опыт, которые называются ______________
Ответ: копинг-стратегии
13. 13. Кто из практиков социальной работы является основоположником психосоциальной работы?
Ответ: Мери Ричмонд или М.Ричмонд
14. Для каких целей используется беседа как метод социальной диагностики?
Ответ: для получения информации о клиенте, а также для корректировки информации для дальнейшей работы
15. Проблема в психодиагностике – это осознанная ____________, отклонение, которое вызывает беспокойство людей, мотивирует их преобразующую деятельность.
Ответ: патология
16. Психологическая _____________ — это жизненная ситуация, характеризующая состояние нервно-психического напряжения, нарушение психического здоровья.
Ответ: травма
17. Перечислите формализованные методики психосоциальной диагностики.
Ответ: тесты; опросники; методики проективной техники; психофизиологические методики.
18. Перечислите неформализованные методики психосоциальной диагностики.
Ответ: наблюдение; беседу; анализ продуктов деятельности.
19. Чему важно уделять особое внимание специалисту по социальной работе во время диагностики проблем клиента?
Ответ: направленности личности, его целям
20. Целью социально-психологического тренинга является ____________ неадекватных и выработка новых, адекватных способов реагирования в различных ситуациях общения.
Ответ: корректировка или коррекция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Вопросы для контрольной работы:
1.Понятие психодиагностика и психосоциальной работы.
2.История становления психологической диагностики. Этапы социально-психологической диагностики.
3.Методы социально-психологической диагностики.
4.Принципы и методы психосоциальной работы.
5.Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования
6.Психодиагностическое обследование. Психологический диагноз.
7.Психотерапевтические школы и направления.
8.Психическое здоровье человека. Понятие психологической коррекции.
9.Социально-психологическая помощь.
10.Группы самопомощи и самоподдержки.
11.Формы и методы работы в группах самопомощи.
12.Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
13.Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.
14.Понятие и принципы психосоциального консультирования.
15.Этапы психосоциального консультирования (общая и текущая диагностика).
16.Методы и формы психосоциального консультирования.
17.Особенности организации консультативной беседы.
18.Проективные методы и подходы к исследованию личности.
19.Понятие социальной и психологической адаптации. Характеристика адаптивных механизмов.
20.Виды и структура социальной и психологической адаптации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1.Понятие психодиагностика и психосоциальной работы.
2.История становления психологической диагностики. Этапы социально-психологической диагностики.
3.Трудная жизненная ситуация, критическая ситуация, напряженная ситуация (характеристика)
4.Методы социально-психологической диагностики.
5.Принципы и методы психосоциальной работы.
6.Общие этические принципы и нормы психодиагностического обследования
7.Психодиагностическое обследование. Психологический диагноз.
8.Психотерапевтические школы и направления.
9.Психическое здоровье человека. Понятие психологической коррекции.
10.Социально-психологическая помощь.
11.Группы самопомощи и самоподдержки. Формы и методы работы в группах самопомощи.
12.Программное обеспечение социально-психологической диагностики.
13.Организация и процедура проведения социально-психологической диагностики.
14.Понятие и принципы психосоциального консультирования.
15.Этапы психосоциального консультирования (общая и текущая диагностика).
16.Методы и формы психосоциального консультирования. Особенности организации консультативной беседы.
17.Проективные методы и подходы к исследованию личности.
18.Понятие социальной и психологической адаптации. Характеристика адаптивных механизмов.
19.Виды и структура социальной и психологической адаптации.
20.Сущность метода групповой работы
21.Содержание группового процесса. Динамика групповых процессов
22.Виды групп в тренинговом процессе (любой вид по желанию)


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1.Раскройте сущность психодиагностики и психосоциальной работы.
2.Разработайте план организации групп самопомощи в работе с той или иной группой клиентов (психосоциальных проблем): пожилыми людьми, инвалидами, беспризорньми детьми, семьями и др. Сформулируйте специфические принципы организации этих групп.
Разработайте примерную программу организации групповой психосоциальной работы с клиентами одной социальной группы (подростками, детьми-сиротами, женщины, подвергшиеся насилию, отцы-одиночки).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. Н.С. Хрусталевой Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь: учебник Санкт-Петербург : Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2013 biblioclub.ru
Л1.2 Цагарелли, Ю.А. Системная диагностика человека и развитие психических функций: учебное пособие Казань : Познание, 2009 biblioclub.ru
Л1.3 Бендас Т. В., Якиманская И. С., Молокостова А. М., Трифонова Е. А. Социальная психология: учебник : Иэд-во: Оренбургский государственный университет , 2015 Электронный ресурс Университетская библиотека Online http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=364892&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин, А.В. Чечкова Социальная психология : учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 авт.-сост. И.В. Черникова Психосоциальная работа с пострадавшими в экстремальных ситуациях: практикум Ставрополь : СКФУ, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Зарипова, И.Р. Экспериментальная психология и психодиагностика: учебно-методическое пособие Казань : КГТУ, 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Основы социально-психологической диагностики в системе социальной работы" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.