МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационные формы социальной работы с семьей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Инновационные формы социальной работы с семьей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 20182024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение студентами теоретическими знаниями и практическими умениями внедрения таких инновационных технологий социальной работы с семьей как сетевая терапия и интенсивная семейная терапия на дому.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3.1 Применяет законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3.1: Применяет законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3.2: Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3.2: Применяет современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сетевая терапия.
1.1. Теоретические аспекты сети социальных контактов Лекции 4 2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4
1.2. Теоретические основы работы с сетью социальных контактов Сам. работа 4 14 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.3. Методика и этапы проведения сетевых встреч Практические 4 2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.4. Методика и этапы проведения сетвых встреч Сам. работа 4 14 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.5. Работа с кейсами: сетевая диагностика Практические 4 2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
1.6. Методика и этапы проведения сетевых встреч Сам. работа 4 14 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Интенсивная семейная терапия на дому
2.1. Основы становления и развития семейной терапии Лекции 4 2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.2. Основные направления семейной терапии Практические 4 2 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
2.3. Основы становления и развития семейной терапии Сам. работа 4 13 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Технология активной поддержки родительства
3.1. Теоретические основы активной поддержки родительства. Сам. работа 4 12 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.2. Психосоциальная помощь семье в период ожидания рождения ребенка Сам. работа 4 8 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.3. Психосоциальное сопровождение родительства Практические 4 2 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.4. Подготовка и просмотр видео-роликов по активной поддержке родительства Сам. работа 4 12 Л1.2, Л2.3, Л2.1, Л2.2
3.5. Подготовка к экзамену Экзамен 4 9 Л1.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2531

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3: Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Введение в семейную терапию таких понятий как «краткосрочная семейная терапия» и «директивы» принадлежит:
а) Зигмунду Фрейду
б) Карлу Юнгу
в) Джей Хелли
г) Грегори Бейтсон
2. Сколько уровней входит в процесс формирования «родительства»?
а) 5
б) 3
в) 1
г) 2
3. Сколько компонентов родительства выделяют?
а) 7
б) 4
в) 6
г) 5
4. Класс нарушений, включая психические симптомы, при котором поведение пациента оказывает сильное влияние на других, является непроизвольным и не поддается контролю, а также может быть выгодно всем членам семьи – это:
а) нарушение
б) отклонение
в) проблема
г) симптоматическое поведение
5. Основоположником социально-экологического подхода к определению сущности сетевой терапии был:
а) Курт Левин
б) Зигмунд Фрейд
в) Юрий Бронфенбренер
г) Джон Барнс
6. Введение в семейную терапию такого понятия как «семейный гомеостаз» принадлежит:
а) Общей теории систем
б) Психодинамической теории
в) З.Фрейду
г) Д.Джексону
7. Выберите правильное понятие к следующему определению: Способность осуществлять субъектом (индивидуальным или групповым) рефлексию по отношению к различным видам и областями собственной активности, т.е. это способность придавать качество рефлексивности любому процессу (в том числе, и процессу сетевой терапии) и функциональной структуре- это:
а) рефлексия
б) рефлексивная способность
в) сетевая терапия
г) групповая терапия
8. Выберите вид сетевой карты, которой не существует:
а) пятисекторная
б) четырехсекторная
в) односекторная
г) шестисекторная
9. Процесс интеграции субъективно-личностных уровней отца и матери – это:
а) родительство как феномен
б) родительство как надындивидуальный уровень
в) родительство как социальный институт
г) материнство и отцовство
10. Симптом в семье может выполнять следующие функции:
а) морфостатическая
б) гомеостаза
в) морфогенетическая
г) интеграции
11. Соотнесите предложенные понятия с их определениями:
а) графическое изображение социальных связей человека при помощи условных знаков
б) Основные фазы развития сетевой терапии
в) Человек, знающий наибольшее количество людей, разных групп, микросистем в окружении составителя карты
г) Многоуровневый процесс осознания человеком оснований, средств и способов, поведения, деятельности, субъективного состояния, осмысление собственного «Я» (в проблемно-конфликтных ситуациях), а также понимание самосознания своей личности и внутреннего мира других
1) рефлексия
2) сетевая карта
3) спираль развития сетевой встречи
4) нексус
12. Типичные отношения в группе некоторых лиц, где стиль контактов несет такие качества, которые, применяя целостный анализ, можно использовать для объяснения поведения этих людей - это:
а) сеть социальной поддержки
б) географическая карта
в) сетевой анализ
г) сеть социальных контактов
13. С точки зрения общей теории систем, изменений скольких порядков в семейной терапии выделяют?
а) Пяти
б) Десяти
в) Трех
г) Одного
14. Введение в семейную терапию такого понятия как «двойная связь» принадлежит:
а) Общей теории систем
б) Психодинамической теории
в) Позитивизму
г) Группе ученых Школы Пало-Альто
15. Карта сети социальных контактов клиента составляется два раза: до и после работы. Какие аспекты учитываются на ней?
а) Неблагоприятные факторы (проблемы), которые отражаются на каждой системе, изменяя ее, создают напряженность в системе связей
б) Возраст клиента и его ближайших родственников, с целью анализа культурного разрыва
в) Изменения, которые приобретают динамическую устойчивость и сохраняются даже после исчезновения неблагоприятного фактора
г) Численность представителей сети контактов

Правильные ответы;
1. в
2. б
3. а
4. г
5. а
6. г
7. б
8. в
9. б
10. а, в
11.а2, б3, в4, г1
12. г
13. в
14. г
15. а, в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите подход к семейной терапии, утверждающий, что причиной семейных конфликтов является ранний негативный жизненный опыт.
Ответ: Психодинамический или психоаналитический
2. «Форма социально-психологической реабилитации, ориентированной на семьи с детьми и подростками, имеющие серьезные проблемы поведенческого характера, организованна посредством привлечения мобильных бригад – это _________________________________________________________________»
Ответ: Интенсивная семейная терапия
3. Что является своеобразной квинтэссенцией всех структурных компонентов родительства?
Ответ: стиль семейного воспитания или семейное воспитание
4. Псевдонаучная теория из области нетрадиционной медицины, утверждающая возможность обучения эмбриона до его рождения и предполагающая методы такого обучения – это ___________
Ответ: перинатальное обучение
5. Комплекс психотерапевтических приемов и методов, направленных на лечение пациента в семье и при помощи семьи, а также на оптимизацию семейных взаимоотношений называется__________
Ответ: семейная терапия
6. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний (основа интроспективной психологии) – это_____________________________
Ответ: рефлексия
7. Социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний и убеждений относительно себя как родителя, что реализуется в поведении – это ____________
Ответ: родительство
8. Перечислите другие виды сетевой терапии с семьей.
Ответ: семейный совет, встреча-диалог, группы поддержки
9. Перечислите инновационные технологии социальной работы с семьей.
Ответ: сетевая терапия, активная поддержка родительства, семейные советы, семейная терапия
10. Графическое изображение социальных связей человека при помощи условных знаков - это ________
Ответ: карта сети социальных контактов или сетевая карта
11. С какими категориями семей целесообразно проводить сетевую терапию?
Ответ: семьи категории СОП, семьи с несовершеннолетними правонарушителями, конфликтными семьями
12. Какие учреждения социального обслуживания населения Алтайского края в первую очередь реализуют технологию активной поддержки родительства?
Ответ: Краевой кризисный центр для женщин и Краевой кризисный центр для мужчин
13. Модель родительства, для которой характерен осознанный подход к планированию семьи и воспитанию ребенка - это___________________________
Ответ: ответственное родительство
14. Методологической основой работы с отцами, их детьми другими членами семьи стала концепция «активной поддержки родительства», разработанная учеными и практиками Школы социальной работы из _____________ (укажите страну)
Ответ: Швеция
15. Заполните пробелы:
Цель работы с семьями в семейной терапии можно распределить по четырем основным уровням. К целям первого уровня относятся индивидуальные цели членов семьи. К целям второго уровня - ___________________________________. К целям третьего уровня можно отнести определенные изменения в отношениях семьи с обществом. Так, например, решение проблемы на уровне семейной системы в целом помогает ее членам лучше работать, учиться и т.д. К целям четвертого уровня относят __________________________________________.
Ответ: цели самой семьи; цели терапевта
16. Укажите, какие сектора указываются на карте сети социальных контактов на микроуровне?
Ответ: родители, родственники, друзья, коллеги, школа/детский сад
17. Человек, знающий наибольшее количество людей, разных групп, микросистем в окружении составителя карты - это _________________
Ответ: нексус
18. Укажите тип семейной терапии на основе данной характеристики:
Техники _____________________ терапии строятся на использовании директив
Ответ: краткосрочной или стратегической
19. Под __________________ диагнозом понимается типизация семейных нарушений с учетом индивидуально-личностных свойств членов семьи.
Ответ: семейным
20. Перечислите методы работы психолога с будущими родителями.
Ответ: тематические беседы, аутогенная тренировка, телесноориентированная терапия, арт-терапия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Основные подходы к определению «сеть социальных контактов»
2.Организация сетевых встреч, мотивация и мобилизации участников. Процесс сетевых встреч, спираль развития встречи.
3.Другие виды сетевых встреч (семейный совет, встреча-диалог, группа поддержки и т.д.
4.Рефлексия в сетевом процессе.
5.Сетевая карта: условные обозначения, сектора, дистанции и социальные связи.
6.Типы сетевых карт: историческая, географическая, биографическая, гипотетическая, карта желаемого.
7.Команда сетевых специалистов.
8.История становления семейной терапии. Основные школы и направления семейной терапии
9.Цели семейной терапии. Состав участников и длительность семейной терапии.
10.Интенсивная семейная терапия. Фазы интенсивной семейной терапии.
11.Внутренняя картина семья, семейные сценарии.
12.Методы коррекции семейных отношений.
13.Семейные постулаты. Семейный симптом.
14.Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье.
15.Консультирование: цели, задачи, виды, принципы.
16.Супружеское и семейное консультирование: цели, виды, процедура проведения.
17.Терапевтическое консультирование: особенности, цели, отличия от диагностического консультирования.
18.Роль консультанта, его функции, стили поведения в процессе консультирования клиента.
19.Основные подходы к анализу понятия "родительство". Цели и задачи активной поддержки родительства.
20.Феноменологический подход к понятию "родительство".
21.Факторы, определяющие формирование родительства.
22.Интегративные составляющие феномена «родительство».
23.Соотношение понятий «родитель», «родительство», «отцовство», «материнство».
24.Культурно-исторические аспекты родительства в России.
25.Психологическая готовность к материнству.
26.Психологическая подготовка родителей к рождению ребенка.
27.Перинатальное воспитание. Перинатальные матрицы.
28.Формы и методы психосоциальной работы с семьей, ожидающей рождение ребенка.
29.Основные подходы к отцовству как к социальному феномену.
30.Отцовство в исторической ретроспективе.
31.Формы и методы работы с подростками и молодежью по формированию ответственного отношения к родительству: тематические дискуссии, тренинги.
32.Программы и проекты по формированию ответственного отношения к родительству у подростков и молодежи
33.Реабилитационный досуг для семей с детьми.
34.Формы и методы работы с отцами: группы само- и взаимопомощи, клуб для пап, тренинги, семинары-интенсивы.


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1.Графически представьте микросистемный (макросистемный, мезосистмный) уровень работы с клиентом.
2.Соотнесите предложенные понятия с их определениями:
1. Нексус А. графическое изображение социальных связей человека при помощи условных знаков
2. Сетевая карта Б. Основные фазы развития сетевой терапии
3. Спираль развития сетевой встречи В. Человек, знающий наибольшее количество людей, разных групп, микросистем в окружении составителя карты
4.Рефлексия Г. Многоуровневый процесс осознания человеком оснований, средств и способов, поведения, деятельности, субъективного состояния, осмысление собственного «Я» (в проблемно-
конфликтных ситуациях), а также понимание самосознания своей личности и внутреннего мира других

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Могилевская, Е.В. Перинатальная психология. Психология материнства и родительства: учебник Ростов : Издательство Южного федерального университета, 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Куфтяк, Е.В. Основы психологической работы с семьей : учебное пособие Москва ; Берлин : Директ-Медиа,, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кохановская, Л.С. Семьеведение: семья в разводе и социальная работа с ней: учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
Л2.3 Тюрина, Э.И. Технологии социокультурной работы с семьей: учеьное пособие Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт «Все о детях и семье». www.7ef.ru/pub
Э2 Сайт Национального фонда защиты детей от жестокого обращения www.sirotstvo.ru
Э3 Сайт Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. www.fond-detyam.ru
Э4 Сайт Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). www.unicef.ru
Э5 Сайт "Я-родитель" www.ya-roditel.ru
Э6 Курс в Moodle "Инновационные формы социальной работы с семьей" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.