МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы математической статистики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра алгебры и математической логики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ф.-м.н., Доцент, Петров Е.П.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., Доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы математической статистики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Срок действия программы: 2008-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра алгебры и математической логики

Протокол от 31.08.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой профессор, д.ф.-м.н. Будкин А.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у обучающихся представлений о месте и математической статистики в современном мире;
повышение уровня фундаментальной подготовки;
воспитание высокой математической культуры;
ориентация студентов на использование классических методов статистики при решении фундаментальных и прикладных задач в области социологии и конфликтологии;
изучение основных принципов построения основных моделей статистики;
получение теоретических знаний в области математической статистики;
применение знаний к решению практических прикладных задач в профессиональной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-1.1 Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для сбора и хранения информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.2 Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для обработки информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.3 Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для представления информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.4 Применяет современные информационные технологии при взаимодействии с объектами и субъектами профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1 Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для сбора и хранения информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2 Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для обработки информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3 Применяет современные информационно-коммуникационные технологии для представления информации при решении профессиональных задач в сфере социальной работы
ОПК-1.4 Применяет современные информационные технологии при взаимодействии с объектами и субъектами профессиональной деятельности с учетом требований информационной безопасности в сфере социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия математическая статистика и ее приложения к обработке результатов наблюдений
1.1. Основы выборочного метода Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.2. Основы выборочного метода Практические 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.3. Основы выборочного метода Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.4. Случайные величины. Дискретная и непроерывная случайная величина.Основные распределения дискретных и непрерывных случайных величин. Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.5. Нормальное распределение. Распределение Стьюдента. Сам. работа 4 22 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.6. Точечные оценки и их характеристики. Методы получения точечных оценок. Интервальные оценки. Лекции 4 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.7. Точечные оценки и их характеристики. Методы получения точечных оценок. Интервальные оценки. Практические 4 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.8. Точечные оценки и их характеристики. Методы получения точечных оценок. Интервальные оценки. Сам. работа 4 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.9. Проверка статистических гипотез. Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3
1.10. Элементы регрессионного анализа Сам. работа 4 14 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, ОПК-1.4 Л1.2, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6624.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Значение коэффициента корреляции может изменяться в пределах:
a. от 0 до +1;
b. от -2 до +2;
c. от 0 до 3;
d. от -1 до +1;
ОТВЕТ: d.
2. Если значение коэффициента корреляции равно ± 1, то:
a. зависимость между случайными величинами является функциональной зависимостью;
b. зависимость между случайными величинами является интегральной зависимостью;
c. зависимость между случайными величинами является квадратичной зависимостью;
d. корреляционная зависимость является слабо выраженной;
e. корреляционная зависимость отсутствует.
ОТВЕТ: a.
3. По степени (силе связи) корреляция может быть:
a. пропорциональная, непропорциональная, обратно пропорциональная;
b. логарифмическая;
c. экспоненциальная;
d. неявная, явная, очевидная;
e. сильная, средняя, слабая.
ОТВЕТ: e.
4. Что является законом распределения для дискретных случайных величин?
a. зависимость вероятности случайной величины от значения случайной величины;
b. зависимость плотности вероятности случайной величины от значения случайной величины;
c. зависимость выборочной дисперсии от числа членов статистического ряда;
d. зависимость среднего выборочного значения от квадрата числа членов статистического ряда;
e. зависимость среднего выборочного значения от числа членов статистического ряда.
ОТВЕТ: a.
5. Совместными называются случайные события:
a. которые в единичном испытании не могут произойти одновременно;
b. которые всегда происходят;
c. которые не происходят никогда;
d. которые в единичном испытании могут произойти одновременно;
e. вероятность которых зависит от результата предыдущего испытания.
ОТВЕТ: d.
6. Несовместными называются случайные события:
a. которые в единичном испытании не могут произойти одновременно;
b. которые в единичном испытании могут произойти одновременно;
c. которые всегда происходят;
d. которые не происходят никогда;
e. вероятность которых зависит от результата предыдущего испытания.
ОТВЕТ: a.
7. Сумма вероятностей полной группы событий равна:
a. числу всех событий этой группы;
b. 2;
c. -1;
d. 1;
e. любому числу от -1 до +1.
ОТВЕТ: d.
8. Для какого события вероятность равна 1:
a. достоверного;
b. невозможного;
c. несовместного с достоверным;
d. противоположного к достоверному;
e. случайного.
ОТВЕТ: a.
9. Для какого события вероятность равна 0:
a. достоверного;
b. несовместного с невозможным;
c. противоположного к невозможному;
d. невозможного;
e. случайного.
ОТВЕТ: d.
10. Для какого события вероятность может быть равна 0,3:
a. достоверного;
b. невозможного;
c. противоположного к невозможному;
d. несовместного с невозможным;
e. случайного.
ОТВЕТ: e.
11. Относительная частота случайного события может принимать значения:
a. от -1 до +1;
b. от -2 до +2;
c. от 0 до 3;
d. от 0 до 1;
e. от - до +.
ОТВЕТ: d.
12. Вероятность случайного события может изменяться в пределах:
a. от -1 до +1;
b. от -1 до 0;
c. от 0 до +;
d. от 0 до 1;
e. от — до +.
ОТВЕТ: d.
13. Вероятность произведения двух независимых событий равна:
a. сумме вероятностей этих событий;
b. разности вероятностей этих событий;
c. частному вероятностей этих событий;
d. произведению вероятностей этих событий;
e. произведению логарифмов вероятностей этих событий.
ОТВЕТ: d.
14. Вероятность суммы двух несовместных событий равна:
a. сумме вероятностей этих событий;
b. произведению вероятностей этих событий;
c. разности вероятностей этих событий;
d. частному вероятностей этих событий;
e. произведению логарифмов вероятностей этих событий.
ОТВЕТ: a.
15. Если плотность распределения непрерывной случайной величины «скошена» вправо, то асимметрия:
a. равна нулю;
b. равна -1;
c. равна -2;
d. больше нуля;
e. меньше нуля.
ОТВЕТ: d.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Для выборки 2, 3, 7 среднее арифметическое равно:
ОТВЕТ: 4.
2. Для выборки 5, 7, 8, 12, 15 медиана это:
ОТВЕТ: 8.
3. Для выборки 9, 25 среднее геометрическое равно:
ОТВЕТ: 15.
4. Если все значения признака увеличить в 16 раз, то дисперсия …
ОТВЕТ: увеличится в 256 раз.
5. Если все значения признака уменьшить на одну и ту же величину А, то дисперсия …
ОТВЕТ: не изменится.
6. Если все индивидуальные значения признака увеличить на 100 единиц, то среднее значение
нового признака …
ОТВЕТ: увеличится на 100 единиц.
7. Если все индивидуальные значения признака уменьшить в 5 раз, то среднее значение нового
признака …
ОТВЕТ: уменьшится в 5 раз.
8. Если линейный коэффициент корреляции равен единице, то связь между признаками …
ОТВЕТ: функциональная.
9. Если отсутствуют различия между вариантами внутри групп, межгрупповая дисперсия равна:
ОТВЕТ: общей дисперсии.
10. Если по выборочным данным средняя равна 10, дисперсия равна 64, то коэффициент вариации
равен:
ОТВЕТ: 0,8.
11. Если связь между признаками отсутствует, то парный коэффициент корреляции равен:
ОТВЕТ: 0.
12. К структурным средним относится:
ОТВЕТ: медиана, мода.
13. Какой из показателей вариации характеризует абсолютный размер колеблемости признака
около средней величины
ОТВЕТ: среднее квадратическое отклонение.
14. Медиана — это вариант, который находится в выборочном ранжированном ряду ...
ОТВЕТ: в середине.
15. Мода — вариант в вариационном ряду, ...
ОТВЕТ: имеющий наибольшую частоту.
16. Из генеральной совокупности большого объема производят выбор n респондентов с возвращением. Пусть случайная величина X - количество респондентов, давших положительный ответ на вопрос, интересующий социолога. Какое распределение имеет случайная величина X?
ОТВЕТ: биномиальное.
17. Уровень значимости критерия обычно полагают равным:
ОТВЕТ: 0.05.
18. Вероятность принятия альтернативной гипотезы в том случае, когда верна основная гипотеза, - это …
ОТВЕТ: вероятность ошибки первого рода.
19. Вероятность принятия основной гипотезы в том случае, когда верна альтернативная гипотеза, - это …
ОТВЕТ: вероятность ошибки второго рода.
20. Если увеличить уровень значимости статистического критерия, то размер критической области при этом …
ОТВЕТ: уменьшится.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Что называется случайной величиной? Назовите виды случайных величин.
2.Что понимается под дискретной случайной величиной? Сколько возможных значений может у нее быть?
3.Что понимается под непрерывной случайной величиной? Сколько возможных значений может у нее быть?
4.Какими способами можно задать дискретную случайную величину? Как построить многоугольник распределения?
5.Какие числовые характеристики случайной величины вам известны?
6.Дайте определение математического ожидания. Запишите формулу для вычисления математического ожидания дискретной случайной величины.
7.Дайте определение отклонения случайной величины от ее математического ожидания? Чему равно математическое ожидание отклонения любой случайной величины от ее математического ожидания?
8.Дайте определение дисперсии. Запишите формулу для вычисления дисперсии дискретной случайной величины.
9.Что такое среднее квадратическое отклонение случайной величины? Как вычисляется квадратическое отклонение случайной величины?
10.Какие законы распределения дискретной случайной величины вам известны?
11.Что означает, что случайная величина распределена по биномиальному закону?
12.Что означает, что случайная величина распределена по закону Пуассона? Как найти математическое ожидание и дисперсию случайной величины распределенной по закону Пуассона?
13.Дайте определение функции распределения вероятностей случайной величины. Дайте определение плотности распределения вероятностей непрерывной случайной величины.
14.Какие числовые характеристики непрерывных случайных величин вы знаете?
15.Какие законы распределения непрерывной случайной величины вам известны?
16.В каком случае можно сказать, что случайная величина распределена равномерно? Нарисуйте график плотности распределения равномерно распределенной случайной величины.
17.В каком случае можно сказать, что случайная величина распределена по нормальному закону? Чему равны числовые характеристики нормально распределенной случайной величины? Нарисуйте график плотности распределения нормально распределенной случайной величины. Как называется график плотности распределения нормально распределенной случайной величины?
18.Какие условия указываются в теоремах, носящих общее название закона больших чисел? Какие теоремы относятся к закону больших чисел?
19.Сформулируйте неравенство Чебышева. В чем заключается практическое значение неравенства Чебышева? В чем заключается теоретическое значение неравенства Чебышева?
20.Сформулируйте теорему Чебышева. В чем заключается сущность теоремы Чебышева? В чем заключается практическое значение теоремы Чебышева?
21.Сформулируйте теорему Бернулли.
22.Что изучает математическая статистика? Перечислите основные задачи математической статистики.
23.Дайте определение генеральной совокупности. Дайте определение выборочной совокупности.
24.В чем состоит сущность выборочного метода? Какую выборку называют репрезентативной? Какие способы отбора вам известны?
25.Что понимают под статистическим распределением выборки? Как составляется дискретное статистическое распределение? Как составляется интервальное статистическое распределение?
26.Как строится полигон? Как строится гистограмма?
27.Дайте определение выборочной средней. Как вычисляется выборочное среднее?
28.Дайте определение выборочной дисперсии. Как вычисляется выборочная дисперсия?
29.Дайте определение выборочного среднего квадратического отклонения. Как вычисляется выборочное среднее квадратическое отклонение?
30.Дайте определение моды. Как находится мода?
31.Дайте определение медианы. Как находится медиана?
32.В каком случае опытные данные можно выравнивать с помощью закона распределения Пуассона?
33.В каком случае опытные данные можно выравнивать с помощью нормального закона распределения?
34.Что понимают под статистической гипотезой?
35.Что такое критерий согласия?
36.Зачем применяется критерий согласия Пирсона?


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Для дискретной случайной величины X:
а) построить закон распределения;
б) вычислить математическое ожидание, дисперсию и среднее квадратическое отклонение случайной величины.
2. Для непрерывной случайной величины найти плотность распределения и функцию распределения.
3. По данным выборки:
а) построить статистическое распределение выборки; б) построить полигон частот;
в) составить эмпирическую функцию распределения;
г) построить график эмпирической функции распределения;
е) найти основные числовые характеристики вариационного ряда: моду, медиану, выборочное среднее, выборочную дисперсию, стандарт.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие М.: Юрайт, 2011 www.biblio-online.ru
Л1.2 Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие М.: Высшее образование, 2008
Л1.3 В.Е. Гмурман Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : М.: Юрайт, 2010
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ: www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань»: www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online": www.biblioclub.ru;
Э4 свободная энциклопедия «Википедия»: http://ru.wikipedia.org
Э5 основы мат. статистики portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. http://www.lib.asu.ru - Научная библиотека Алтайского государственного университета;
2. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система издательства «Лань»;
3. http://exponenta.ru - Образовательный математический сайт
4. http://www.biblioclub.ru - электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online";
5. База данных литературы информационно-методического кабинета факультета социологии АлтГУ "ФОЛИАНТ"
6. https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6624 -Единый образовательный портал АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.