МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История социальной работы в России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 83
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 83 83 83 83
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., Доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
История социальной работы в России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – способствовать формированию у студентов научно обоснованных, подкрепленных фактами представлений о прошлом и настоящем социальной работы во всем ее многообразии в России в целом, в отдельных ее регионах.

Задачи курса:
Способствовать формированию социального мышления студентов;
- Ознакомить студентов с накопленным в разных странах за много веков опытом социальной организации государства и общества, государственной системой управления социальными процессами, формами, методами и технологиями социальной работы, а также особенностями общественного призрения и обеспечения различных категорий населения в дореволюционной России, в период войн, революционных потрясений, в советское время и после краха СССР;
Дать студентам знания о региональных особенностях зарождения и формирования общественного призрения в Алтайском крае;
Способствовать применению студентами теоретических знаний на практике, а так же развитию у них способности к критической оценке собственных знаний и умений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
ОПК-2.2 Описывает социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.О систематическом обзоре процесса зарождения, становления основных этапов развития, долговременно действовавших факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности и социального призрения в России IX – XX вв.
Опыт социальной организации государства и общества, государственной системы управления социальными процессами, формами, методами и технологиями социальной работы в России за много веков.

Особенности общественного призрения и обеспечения различных категорий населения в дореволюционной России, в период войн, революционных потрясений, в советское время и после краха СССР.
Региональные особенности зарождения и формирования общественного призрения в Алтайском крае.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету и сфере деятельности.
Социально мыслить, работать с историческими источниками и литературой, подготовить рефераты, доклады, сообщения.
Осмыслить и выделить важнейшие проблемы истории социальной работы.
Показать возможности применения исторического опыта социальной работы в различных сферах практики.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками деятельности по отношению к информации в данной учебной дисциплине.
Приемами и методами исторического анализа.
Принципами практической социальной работы в России в различные исторические периоды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этапы, формы и модели становления истории социальной работы в различные периоды развития человечества
1.1. Формирование основных периодов общественного призрения в России Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Российское милосердие: корни и традиции Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Формирование основных периодов общественного призрения в России Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
1.4. Формирование государственной системы социального призрения Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.5. Тенденции развития социального призрения и благотворительности в X – XVIII веках Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Тенденции развития социального призрения и благотворительности в X – XVIII веках Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
1.7. Государственно-общественная благотворительность в России во второй половине XVIII – первой половине XIX веках Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. Новые подходы к организации общественного призрения и благотворительности в России во второй половине XVIII – первой половине XIX веках Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.9. Государственно-общественная благотворительность в России во второй половине XVIII – первой половине XIX веках Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
1.10. Реформы 1860-1880-х годов XIX в. и реорганизация управления социальной сферой и совершенствования сети благотворительных организаций, учреждений и обществ Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.11. Система частной благотворительной деятельности, ее формирование и роль в истории социальной работы в России Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Реформы 1860-1880-х годов XIX в. и реорганизация управления социальной сферой и совершенствования сети благотворительных организаций, учреждений и обществ Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
1.13. Земская и городская реформы: стратегия и тактика социальной работы органов местного самоуправления Сам. работа 2 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Хозяйственно-организационная деятельность городских управ и земств в России Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.15. Земская и городская реформы: стратегия и тактика социальной работы органов местного самоуправления Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.16. История общественного призрения на Алтае (начало XIX – XX веков) Сам. работа 2 3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.17. Особенности становления социальной благотворительности в Алтайском крае Практические 2 4 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.18. История общественного призрения на Алтае (начало XIX – XX веков) Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.19. Практика социальной работы в советский период и в современных условиях Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.20. Социальная политика и социальная работа в советский период в России Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.21. Практика социальной работы в советский период и в современных условиях Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
1.22. Экзамен 2 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=612
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК 2 Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Термин, который появился в 17 веке. Дословно обозначающий - виденье, благосклонное внимание, отношение, покровительство, присмотр, забота, попечение.
a. Призрение
b. Филантропия
c. Милосердие
Ответ a
2. Год введения Пенсии инвалидам III группы
a. 1956
b. 1963
c. 1967
Ответ a
3. Первой формой социальной помощи у славян являлся…
a. Род
b. Помочи
c. Церковь
Ответ a

4. Первый женский приют для сирот на Алтае назывался…
a. Мариинский
b. Морозовский
c. Ольговский
Ответ a

5. Одно из крупных массовых объединений, которое возникло в первые годы Советской власти, называлось…
a. Друг детей
b. Общество радио
c. Союз безбожников
Ответ a

6. Год открытия одного из первых обществ по инициативе В. К. Штильке в г. Барнауле
a. 1884
b. 1956
c. 1990
Ответ a

7. Профессиональный статус в России социальная работа приобрела…
a. в постсоветский период (1991 г.)
b. во времена правления Ивана Грозного.
c. во времена правления Петра I;
Ответ a

8. Первым председателем Комиссии по улучшению жизни детей в России в XX веке являлся (лась)…
a. Ф. Дзержинский;
b. В.Ленин
c. Б.Ельцин
Ответ a

9. Первый Суд для несовершеннолетних преступников в России был открыт…
a. 1910 г.
b. 1991г.
c. 1217г.
Ответ a

10. Приказы общественного призрения были созданы …
a. Екатериной II
b. В.Лениным
c. Н.Крупской
Ответ a

11. Впервые в Европе проявил заботу о призрении пленных…
a. И.Грозный
b. Мария Федоровна
c. Павел I
Ответ a

12. Какое предполагалось наказание виновным за умервщление незаконнорожденных ?
a. смертная казнь
b. ссылка
c. заключение в тюрьму
Ответ a

13. Какой благотворительный праздник проходил в г.Барнауле 20 мая 1911 г.?
a. День белого цветка
b. День семьи
c. День отца
Ответ a

14. В какой период благотворительной деятельности в России начала формироваться «система адресности»?
a. Вторая половина XIX в-начало XX в
b. В X в
c. В XXI в
Ответ a

15. По инициативе какого императора было основано Императорское Человеколюбивое общество – первое благотворительное общество в России?
a. Александр I
b. Николай I I I
c. Александр I I
Ответ a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1) Все заложенные при Екатерине II юридически и практически аспекты призрения детей дошли почти в неприкосновенном виде до начала XX в. В этот период при поддержке государства и частичной -----------------открываются воспитательные учебные заведения – ремесленные и средние школы, приюты для детей с физическими недостатками: приюты для глухих, слепых, детей колек.
благотворительности

2) Для придания государственного характера социальной защиты бедных, включая детей, много сделала императрица -------------------Во время правления в доме призрения бедных детей получил известность проект И.И. Бецкого (1704 – 1795 гг.). В нем известный деятель просвещения предлагал из сирот «зазорных» детей вывести через воспитание и обучению новую породу людей – новых отцов и матерей – и таким образом создать в России новые сословия.
Екатерина II.
3) Земства создали истинно народную школу, сделали ее доступной населению. Органы местного самоуправления проводили большую просветительскую работу: устраивались воскресные курсы, которые давали возможность получить начальное образование фабрично- заводским рабочим, ремесленникам и другим городским жителям, а также их детям; публичные ---чтения.
народные
4) В начале 1864 года Александром II было издано «Положение о губернских и земских учреждениях». Согласно Положению по всей России было введено ----------самоуправление.
земское
5) Прежде всего, заслугой местных органов самоуправления было создание новой формы организации медицинской помощи – врачебных и ----------------участков.
фельдшерских
6) С введением на Руси -----благотворительная помощь нуждающимся оказывалась через- церковь
Христианства
7) Первый документ, регулирующий отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России назывался Церковный устав князей --------------- и Ярослава
Владимира
8) Учреждение, которое в течение года собирало сведения обо всех пожертвованиях и в конце года предоставляло отчет об этих данных называлось – отдел-------- --
пожертвований
9) Историю общественного призрения, по мнению А.Строга можно разделить на…этапа
5
10) Контроль над добровольными обществами в ----------------время у осуществлялся НКВД (Народный комиссариат внутренних дел).
советское
11) Определение словосочетанию «зазорные дети» - это --------------------- дети
незаконноржденные
12) Документ, который закрепил государственный характер социального---------------, была Конституция СССР
обеспечения
13) Закрытое призрение детей было введено в России ------- II …
Екатериной
14) Систему государственного контроля и поддержки путем регулирования цен на хлеб в период массового голода в 1601 году осуществлял царь----
Б.Годунов
15) Инициатором создания Общества попечения о начальном ---на Алтае являлся К. Штильке;
образовании
16) Строительство и содержание богаделен было одной из форм социальной помощи обездоленным слоям----------------.
Населения
17) Организационное становление социальной работы в России во второй половине XIX – начале XX в. в значительной степени было связано с деятельностью органов -------------- самоуправления. За полувековой период своего существования земствами был накоплен богатый опыт предоставления населению разнообразных форм социальной поддержки.
Земского
18) Историю развития детского призрения в России, вероятно можно начать (за отсутствием других исторических документов) со времен Великого князя --------------------------------(Святого), положившего начало христианизации Руси.
Владимира
19) В Киевской Руси призрение детей-сирот было либо частным делом князя, либо возлагалось на церковь, т.к. благотворительность в отношении неимущих, особенно детей, рассматривалась как высшая ------------------акция, вытекающая из духовных побуждений того времени.
Богоугодная
20) Прямое попечение о детях с помощью специальных учреждений появилось в начале XVIII, когда новгородский митрополит Иов, построил по собственной инициативе и за счет церкви в ------------ в Холмова Успенском монастыре «Сиропитальницу» для «зазорных» младенцев.
1706 г
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Овчинников В.А.. История социальной работы в России (с древнейших времен до начала ХХ в.): учебное пособие: Кемерово, , 2010. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зиновьева В. И. История социальной работы : курс лекций: учебное пособие: Томск: ТУСУР, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Катцина Т.А., Долидович О.М., Седельников В.Г. Социальное попечение в Сибири (XIX – начала XX в.) в документах и материалах: учебное пособие: Красноярск: Сибирский федеральный университет, , 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Автор/создатель: Лозовская Е. Г., Новак Е. С., Краснова В.Г. window.edu.ru
Э2 ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИСТОРИИ РОССИИ geolike.ru
Э3 Г. А. Кудрявцева История социальной работы в России. Хрестоматия www.litmir.me
Э4 Курс в Moodle «История социальной работы в России» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.