МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерные исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Гендерные исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 20182024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г. д. соц. н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г. д. соц. н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - овладение студентами теоретико-методологической базой исследования и оценки социальной реальности в контексте гендерного подхода, развитие критического мышления и гендерной чувствительности.

Задачи дисциплины:
-сформировать базовые представления об основных понятиях, подходах и направлениях современной гендерной теории и методологии;
-ознакомить студентов с эволюцией теоретических концепций, затрагивающих объект и предмет феминологии и гендерологии;
-продемонстрировать возможности междисциплинарного подхода в гендерных исследованиях путём пересечения знаний истории, философии, психологии, демографии, антропологии, лингвистики и других дисциплин;
-сформировать представления об основных тенденциях развития гендерных исследований;
-сформировать у студентов основы знаний по международной и национальной системе прав человека в гендерном аспекте;
-ознакомить студентов с эволюцией мировых общественных женских и мужских движений;
-раскрыть значимость использования гендерного подхода в социальной работе;
-способствовать развитию толерантного отношения и гендерной чувствительности к социальным явлениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.2 Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан.
3.2.Уметь:
3.2.1.
ПК-1.2. Использует комплексные подходы оценки потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи ,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.1 Применяет методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Гендерные исследования
1.1. Теоретические основы гендерных исследований Лекции 5 2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.2. Гендерный подход Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.3. Теоретические основы гендерных исследований Сам. работа 5 18 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.4. Маскулинность и фемининность Практические 5 1 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.5. Маскулинность и фемининность. Женские движения. Сам. работа 5 18 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.6. Гендерно-чувствительная политика Лекции 5 2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.7. Гендерный подход в социальной работе Сам. работа 5 18 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.8. Гендерная система в советской и постсоветской России Лекции 5 2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.9. Гендерные стереотипы и гендерные ролди. Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.10. Женская проблема в философском контексте Практические 5 2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.11. Этапы формирования и развития феминизма в России и за рубежом Практические 5 2 Л1.1, Л2.4, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.12. Социальное конструирование гендера Сам. работа 5 17 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.13. Кризис маскулининность. Мужские движения. Практические 5 1 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.14. Гендерная система в советской и постсоветской России Сам. работа 5 17 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1
1.15. Насилие как механизм гендерного угнетия Практические 5 2 Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=610

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен к проведению оценки обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности граждан, определению индивидуальных потребностей граждан в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Гендер - это...
а) социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом и сексуальностью, но возникают во взаимодействии с другими людьми в рамках определенной культуры;
б) биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями;
в)совокупность морфологических и физиологических особенностей организма, обеспечивающих половое размножение
2. Что такое гендерный контракт?
а) соглашение между мужчинами и женщинами по поводу сфер занятости;
б)особый вид взаимодействий, который регулирует отношения между мужчинами и женщинами на уровне представлений, а также формальных и неформальных правил и норм поведения в определенном государственном строе;
в) брачный договор между супругами.
3.Расставьте в правильном порядке алгоритм работы с женщиной, пострадавшей от домашнего насилия:
а) Первичная оценка состояния и потребностей клиента;
б) Углубленная психоэмоциональная оценка жертвы;
в) Выявление случая/ поступление женщины в убежище и установление контакта;
г) Осуществление плана реабилитации в рамках индивидуальной работы;
д) Разработка плана реабилитации
е) Закрытие случая.
4.Стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям мужского и женского - это:
а) гендерные стереотипы
б) социальные стереотипы
в) религиозные стереотипы
5. Согласно ФЗ-442 "О социальном обслуживании граждан РФ" какие услуги оказываются женщинам, пострадавшим от домашнего насилия?
а) социально-педагогические
б) социально-трудовые
в) социально-психологические
г) срочные
6. Расположите в правильном порядке фазы из цикла домашнего насилия:
а) Фаза "медовый месяц"
б) Фаза инцидента острого насилия
в) Фаза напряжения
7. Сколько парадигм к определению гендера выделяют?
а) 4
б) 3
г) 2
д) 5
8. Согласно официальным источникам, в Советском Союзе существовал ли феминизм, как женское общественное движение?
а) да
б) нет
9. Какая страна первая ввела широкий спектр социальных гарантий и льгот, как всеобщих (их сегодня называют гендерно-нейтральные нормы социальной политики), так и специфически (гендерно-чувствительные нормы и практики социальной политики) в отношений женщин?
а) США
б) Великобритания
в) СССР
г) Япония
10. Сколько видов гендерных контрактов выделяется?
а) 4
б) 2
в) 3
11. В какую волну феминизма происходила борьба женщин за гражданское право участия в голосовании?
а) суфражизм
б) новый феминизм
в) радикальный
12. В каких годах начал свое развитие радикальный феминизм?
а) 90-е годы XX века
б) 60-80-е гг. ХХ века
в) 20-30-е годы XIX века
13. Кто является автором "Декларации прав женщин и гражданки"?
а) К.Цеткин
б) М. Уолсторнкрафт
в) О. де Гуж
14. Стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям мужского и женского - это:
а) гендерные стереотипы
б) социальные стереотипы
в) морально-нравственные стереотипы
15. Существует ли в Российской Федерации нормативно-правовая база, касающаяся защиты жертв домашнего насилия?
а) да
б) нет

Правильные ответы:
1. а
2. б
3. вабдге
4. а
5. г
6. вба
7. б
8. б
9. в
10. в
11. а
12. б
13. в
14. а
15. б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Судебная доктрина в США конца XIX века, в отношении равенства между мужчинами и женщинами официально называлась «___________________» обращение.
Ответ: равное, но раздельное
2. "__________________выступает как наука и учебная дисциплина и имеет своей основной целью изучение и реализацию принципа равенства полов, а также исследование их взаимоотношений, что может обеспечить существенное преобразование общества на основе эгалитарной теории".
Ответ: гендерология
3. __________________ – это особый вид дискриминации, проявляющийся через позицию или действие, которые принижают, исключают, недооценивают и стереотипизируют людей по признаку пола.
Ответ: сексизм
4. __________________ - подход, в рамках которого социальное положение женщины рассматривается через призму семейной политики и интересов семьи.
Ответ: фамилизация
5. Задача ____________________ — дать целостную концепцию, в которой должны быть отражены, во-первых, социальная, экономическая, политическая и духовная роль женщины в современном обществе; во-вторых, ее реальные возможности и место в общественном развитии; в-третьих, сущность гражданской позиции женщины.
Ответ: феминологии или феминология
6. Внешние и внутренние различия мужского и женского организмов называют половым _________________.
Ответ: диморфизмом
7. Начало женскому движению в России было положено еще в _________ веке, когда встал вопрос о демократических преобразованиях общественной жизни, изменении положения женщины.
Ответ: XVIII веке или 18 веке.
8. Как называют государства, которые реализует социальную политики и меры социальной поддержки женщин?
Ответ: государства, дружественные женщинам или дружественные женщинам
9. Перечислите какие проблемы есть у человека, имеющего нетрадиционную сексуальную ориентацию.
Ответ: проблемы с работой, личной жизнью, получением медицинской помощи, созданию дружеских отношений.
10. Какая главная причина отсутствия в СССР женского общественного феминистского движения? Какие события подтолкнули государство обратиться за помощью к женщинам?
Ответ: Две мировое войны и послевоенные репрессии подтолкнули государство создать особые условия поддержки для женщин, чтобы экономика и промышленность СССР продолжала работать.
11. Правила взаимодействия, права и обязанности, определяющие разделение труда по признаку пола в сферах производства и воспроизводства и взаимно ответственные отношения между мужчинами и женщинами, в т. ч. принадлежащих к разным поколениям - это ________________________
Ответ: гендерный контракт
12. Какова суть теневого гендерного контракта?
Ответ: это контракт, которые официально не разрешен или не поддерживается государством и/или обществом, но и не запрещен.
13. В соответствии с гендерным контрактом определяется кто и за счет каких ресурсов осуществляет организацию ________________ и уход за детьми в семье и за ее пределами.
Ответ: домашнего хозяйства
14. Укажите, какая организация в первую очередь занимается реабилитацией и поддержкой женщин и детей, пострадавших от домашнего насилия?
Ответ: Кризисный центр для женщин или Краевой кризисный центр для женщин
15. В 60-80-е гг. ХХ века (второй этап), феминизм принял более _______________________ форму, направленную на революционное преобразование общества в целом. Укажите название второго этапа.
Ответ: радикальную форму или радикальный феминизм
16. Что такое гендерно-чувствительная социальная работа?
Ответ: Это направление социальной работы, цель которой активизация ресурсов клиента, чтобы человек самостоятельно мог отвечать за собственную жизнь в зависимости от его гендера
17. Что такое гендерно-нейтральная социальная работа?
Ответ: Это направление социальной работы, включающее в себя создание гендерно-нейтральной среды в обществе посредством, например, предоставления мужчинам дополнительных часов для общения с детьми, создание равных шансов для обоих родителей оставить у себя ребёнка в случае бракоразводного процесса и т.д.
18. Назовите основные типы гендерных контрактов в советской России.
Ответ: работающая мать, женщина-добытчик (добытчик), представители коммерческого секса, гомосексуалисты.
19. Назовите основные типы гендерных контрактов в постсоветской России.
Ответ: работающая мать, женщина-добытчик (добытчик), спонсорство
20. Назовите основных агентов гендерной социализации.
Ответ: семья, общество, сам человек

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1.Биологическое и социальное в понятиях "пол" и "гендер".
2.Основные направления рассмотрения понятия "гендер".
3.Междисциплинарный характер гендерных исследований.
4.Понятие феминизма. Концепции феминизма.
5.Феминизм в России.
6.Гендер как социальный конструкт.
7.Теории гендерной социализации.
8.Факторы конструирования гендерной идентичности.
9.Понятие гендерных стереотипов. Типы гендерных стереотипов.
10.Гендерные стереотипы и гендерные роли: взаимосвязь.
11.Роль СМИ в гендерной социализации.
12.Гендер в философии.
13.Гендерные аспекты социальной работы с разными группами населения.
14.Понятия: "гендерная система" и "гендерный контракт".
15.Гендерные контракты в советской России.
16.Гендерные контракты в постсоветской России.
17.Маскулинность: понятие и основные парадигмы.
18.Насилие как основа гендерной дискриминации. Виды, формы работы с угнетенными представителями общества.
19.Мировое женское движение.
20.Гендерная сегрегация в трудовой деятельности.
21.Феминистская и гендерно-чувствительная социальная работа
22.Сексуальные меньшинства в России: отношения, жизнь, проблемы
23.Мужчины в семейной системе: история и современность.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1.Назовите пять основных видов гендера в современном развитии общества.
2.Опишите схему междисциплинарного ведения случая гендерного насилия в отношении:
а)жертвы ; б)агрессора; в) свидетелей акта насилия
3.Составьте модель существования и развития гендера по следующей схеме: основные проблемы гендера – отягчающие факторы развития – «точки роста» развития – методы работы специалиста по социальной работе.
Типы гендеров (на выбор): гомосексуалист, работающая мать, пожилой человек, отец-одиночка, трансгендер.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ключко О.И. Гендерная психология и педагогика: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2020 Заменить ссылку на: https://biblio-online.ru/book/711A80CA-3E33-4F12-B3B1-DB8587A778A6
Л1.2 Кранзеева, Е.А Гендерная социология:: опорный текст лекций для студентов - бакалавров социологии Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Большакова, О.В История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. Аналитический обзор Москва : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л2.2 Зуйкова, Е.М. Феминология и гендерная политика: учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017 biblioclub.ru
Л2.3 научн. ред. и сост. А.В. Кирилина Гендер и язык: Москва : Языки славянских культур, 2005 biblioclub.ru
Л2.4 под общ. ред. М. Перро, Ж. Дюби ; под ред. Ф. Тебо ; нучн. ред. пер. Н.Л. Пушкарева. История женщин на Западе. В 5 т. Т. 4. Становление культурной идентичности в XX столетии: Санкт-Петербург : Алетейя, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Гендерные исследования" portal.edu.asu.ru
Э2 Рубрика сайта Агентства социальной информации www.asi.org.ru
Э3 Женская информационная сеть www.womnet.ru
Э4 Сеть женщин Востока и Запада www.neww.org
Э5 Каталог информационных ресурсов «Интернет?женщинам!» www.iw.owl.ru
Э6 Открытая женская линия www.owl.ru
Э7 Центр гендерных исследований Европейского гуманитарного университета www1.ehu.unibel.by
Э8 Харьковский центр гендерных исследований www.gender.univer.kharkov.ua
Э9 Московский центр гендерных исследований www.gender.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.