МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Занятость населения и ее регулирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Занятость населения и ее регулирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2009-2013 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – Цель данного курса - формирование у студентов современного, систематического и целостного научного представления о социально-экономической сущности занятости населения, современных подходах к ее регулированию и решению проблем безработицы, и формирование представлений о специфике проблем населения и особо уязвимых категорий на рынке труда в России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4 Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность и специфику социально-экономических явлений и процессов, происходящих в сфере занятости;

3.2.Уметь:
3.2.1. анализировать и оценивать ситуацию в сфере занятости;



3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать работу центра занятости населения,а также основные программы временного трудоустройства граждан и проведения активной политики занятости в учреждении

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда
1.1. Общая характеристика рынка труда Практические 4 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.3
1.2. Показатели рынка труда Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.2
1.3. Товары в системе рынка труда Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
1.4. Безработица как компонент рынка труда Практические 4 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
1.5. Структура и виды безработицы Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л2.3, Л1.2
1.6. Понятие "рабочая сила", ее составляющие и особенности функционирования Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.3, Л2.1
1.7. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики Практические 4 1 ОПК-4 Л2.1, Л1.2
1.8. Занятость как экономическая категория и социальный статус Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.3
1.9. Виды, структуры и формы занятости Сам. работа 4 4 ОПК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Регулирование занятости населения
2.1. Правовые основы регулирования занятости населения Лекции 4 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Политика регулирования занятости в России Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
2.3. Социальная политика в сфере занятости Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Социально-демографические аспекты занятости Практические 4 1 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
2.5. Социально-демографические аспекты занятости Сам. работа 4 6 ОПК-4 Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Технология работы в учреждениях и организациях службы занятости
3.1. Социальная защита на рынке труда Лекции 4 1 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.2. Элементы механизма социальной защиты населения на рынке труда Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.3, Л2.1, Л1.2
3.3. Безработица в современном обществе Сам. работа 4 10 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.1
3.4. Социально-психологическая поддержка населения в рыночных условиях Сам. работа 4 10 ОПК-4 Л1.3, Л2.1
3.5. Основные технологии социальной работы в службе занятости Лекции 4 2 ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.6. Основные направления работы с безработными гражданами Сам. работа 4 10 ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.7. Основные направления социальной защиты населения на рынке труда. Практические 4 1 ОПК-4 Л1.3, Л2.3
3.8. Основные направления работы с безработными гражданами Сам. работа 4 7 ОПК-4 Л1.3, Л2.2
3.9. Права, обязанности безработным и работодателям Сам. работа 4 2 ОПК-4 Л1.3, Л2.2, Л1.2
3.10. Модели технологических процессов по базовым процедурам Практические 4 1 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.11. Специальные мероприятия, направленные на содействие занятости лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы Сам. работа 4 16 ОПК-4 Л1.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9854
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК -4 Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Кто из перечисленных граждан является занятым
a. гражданин, ищущий работу
b. студент техникума, обучающийся на очной форме обучения
c. женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком
ОТВЕТ: a

2. Укажите основные направления деятельности психолога-профконсультанта в Центре занятости населения
a. организация взаимодействия с работодателями
b. выдача вариантов подходящей работы
c. социальная адаптация
ОТВЕТ: c

3. Право на какую занятость имеет гражданин РФ в соответствии с Законом «О занятости в Российской Федерации»:
a. эффективную
b. не продуктивную
c. не эффективную
ОТВЕТ: a

4. Какая форма занятости является типичной:
a. сезонная занятость
b. вторичная занятость
c. первичная занятость
ОТВЕТ: c

5. Уровень (коэффициент) безработицы – это:
a. разница между общей численностью населения и числом занятых
b. отношение числа занятых к численности экономического населения, выраженное в процентах
c. отношение числа безработных к численности экономического населения, выраженное в процентах
ОТВЕТ: c

6. Как в 2011 году изменился уровень безработицы в США и развитых странах Европы:
a. Увеличился
b. Уменьшился
c. динамика имеет скачкообразный характер
ОТВЕТ: c

7. Уровень безработицы в России в 2011 году составил:
a. 6,6 %
b. 20 %
c. 13 %
ОТВЕТ: a

8. Какие виды безработицы составляют естественную безработицу
a. Фрикционная
b. Скрытая
c. полу структурная
ОТВЕТ: a

9. Укажите нижнюю границу трудоспособного возраста:
a. 14 лет
b. 16 лет
c. 18 лет
ОТВЕТ: a

10. В чем сходство монетаристской и классической модели рынка труда:
a. рынок – свободная саморегулирующаяся система
b. необходимо оказывать помощь безработным гражданам
c. жесткое регулирование рынка
ОТВЕТ: a

11. Назовите субъекты рынка труда
a. работник
b. врач
c. учитель
ОТВЕТ: a

12. Гражданам, не работавшим более года и признанным в установленном порядке безработными, в первый период выплаты назначается пособие
a. 70 % от величины прожиточного минимума
b. в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента
c. 30% от величины средней заработной платы по предыдущему месту работы
ОТВЕТ: в

13. Кто определяет спрос на рынке труда:
a. безработные;
b. население трудоспособного возраста
c. работодатель
ОТВЕТ: c

14. Назовите документы, обязательные для выполнения всеми членами МОТ
a. Конвенции
b. Устав
c. Рекомендации
ОТВЕТ: a

15. Проведение каких мероприятий предусматривает пассивная политика занятости
a. подбор вариантов подходящей работы
b. направление на обязательные работы
c. обучение
ОТВЕТ: a

16. Какой орган исполнительной власти осуществляет управление службой занятости на федеральном уровне:
a. Департамент федеральной государственной службы занятости
b. Министерство здравоохранения
c. Министерство образования
ОТВЕТ: a

17. Какой документ определяет процедуру оказания государственных услуг гражданам в Центре занятости населения:
a. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»
b. Методические рекомендации службы занятости
c. Административный регламент
ОТВЕТ: a

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


1. В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» gодходящая считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, транспортной доступности ---------------------места
рабочего
2. Граждане не имеющие работы, но ищущие ее, имеют право на получение ------------------по безработице
пособия
3. Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную подготовку по направлению органов ------занятости
службы
4. Граждане имеют право на бесплатное получение услуг по ---------------- поддержке.
психологической
5. Отдел содействия занятости населения начисляет ------------по безработице
пособие
6. Юридический отдел проверяет достоверность представленной безработным -------------
информации
7. С момента регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы статус безработного присваивается сразу ------регистрации.
После.
8. Специальные мероприятия, обеспечивающие дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы участие в оплачиваемых общественных работах с дополнительной ---------------------поддержкой
материальной
9. Причины возникновения фрикционной безработицы --------------- предприятия.
Закрытие

10. Если общий уровень безработицы превышает уровень естественной безработицы на 1 %, то: рост преступности составляет 8 %;
Преступности
11. Понятие «занятость населения» трактуется как деятельность, направленная на удовлетворение личных и --------------потребностей.
общественных
12. Рынок труда – это система социально-экономических отношений между нанимаемыми и работодателями по поводу включения первых в процесс трудовой деятельности через механизм трудоустройства и ----------деятельности.
трудовой
13. В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» лицами, испытывающими трудности в поиске работы и неконкурентоспособными на рынке труда являются лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде -------свободы.
лишения
14. Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ---------------- ситуации.
трудной жизненной
15. В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, ------- консультацию, психологическую помощь.
юридическую
16. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения------------------------------.
не исполняет
17. Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создающих -------------рабочие места.
новые
18. Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или "группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в -----------------действиях и т. д.).
Боевых
19. Процедурный этап предусматривает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций и с составлением --------------------действий.
алгоритма
20. Технологии социальной поддержки безработных граждан по критериям их направленности на определённый вид поддержки и объекту поддержки, выделены технологии, направленные на:экономическую поддержку, организационную поддержку, личностную поддержку, экономическую и неэкономическую поддержку семьи ------------------- гражданина.
безработного
21. Основным ------------------социальной поддержки безработных граждан являются государственные службы занятости населения.
Субъектом.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Кто из перечисленных граждан является занятым
a. гражданин, ищущий работу
b. студент техникума, обучающийся на очной форме обучения
c. женщина, находящаяся в отпуске по уходу за ребенком
ОТВЕТ: a

2. Укажите основные направления деятельности психолога-профконсультанта в Центре занятости населения
a. организация взаимодействия с работодателями
b. выдача вариантов подходящей работы
c. социальная адаптация
ОТВЕТ: c

3. Право на какую занятость имеет гражданин РФ в соответствии с Законом «О занятости в Российской Федерации»:
a. эффективную
b. не продуктивную
c. не эффективную
ОТВЕТ: a

4. Какая форма занятости является типичной:
a. сезонная занятость
b. вторичная занятость
c. первичная занятость
ОТВЕТ: c

5. Уровень (коэффициент) безработицы – это:
a. разница между общей численностью населения и числом занятых
b. отношение числа занятых к численности экономического населения, выраженное в процентах
c. отношение числа безработных к численности экономического населения, выраженное в процентах
ОТВЕТ: c

6. Как в 2011 году изменился уровень безработицы в США и развитых странах Европы:
a. Увеличился
b. Уменьшился
c. динамика имеет скачкообразный характер
ОТВЕТ: c

7. Уровень безработицы в России в 2011 году составил:
a. 6,6 %
b. 20 %
c. 13 %
ОТВЕТ: a

8. Какие виды безработицы составляют естественную безработицу
a. Фрикционная
b. Скрытая
c. полу структурная
ОТВЕТ: a

9. Укажите нижнюю границу трудоспособного возраста:
a. 14 лет
b. 16 лет
c. 18 лет
ОТВЕТ: a

10. В чем сходство монетаристской и классической модели рынка труда:
a. рынок – свободная саморегулирующаяся система
b. необходимо оказывать помощь безработным гражданам
c. жесткое регулирование рынка
ОТВЕТ: a

11. Назовите субъекты рынка труда
a. работник
b. врач
c. учитель
ОТВЕТ: a

12. Гражданам, не работавшим более года и признанным в установленном порядке безработными, в первый период выплаты назначается пособие
a. 70 % от величины прожиточного минимума
b. в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента
c. 30% от величины средней заработной платы по предыдущему месту работы
ОТВЕТ: в

13. Кто определяет спрос на рынке труда:
a. безработные;
b. население трудоспособного возраста
c. работодатель
ОТВЕТ: c

14. Назовите документы, обязательные для выполнения всеми членами МОТ
a. Конвенции
b. Устав
c. Рекомендации
ОТВЕТ: a

15. Проведение каких мероприятий предусматривает пассивная политика занятости
a. подбор вариантов подходящей работы
b. направление на обязательные работы
c. обучение
ОТВЕТ: a

16. Какой орган исполнительной власти осуществляет управление службой занятости на федеральном уровне:
a. Департамент федеральной государственной службы занятости
b. Министерство здравоохранения
c. Министерство образования
ОТВЕТ: a

17. Какой документ определяет процедуру оказания государственных услуг гражданам в Центре занятости населения:
a. Закон «О занятости населения в Российской Федерации»
b. Методические рекомендации службы занятости
c. Административный регламент
ОТВЕТ: a


1. В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» gодходящая считается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, транспортной доступности ---------------------места
рабочего
2. Граждане не имеющие работы, но ищущие ее, имеют право на получение ------------------по безработице
пособия
3. Безработные граждане имеют право на бесплатную профессиональную подготовку по направлению органов ------занятости
службы
4. Граждане имеют право на бесплатное получение услуг по ---------------- поддержке.
психологической
5. Отдел содействия занятости населения начисляет ------------по безработице
пособие
6. Юридический отдел проверяет достоверность представленной безработным -------------
информации
7. С момента регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы статус безработного присваивается сразу ------регистрации.
После.
8. Специальные мероприятия, обеспечивающие дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы участие в оплачиваемых общественных работах с дополнительной ---------------------поддержкой
материальной
9. Причины возникновения фрикционной безработицы --------------- предприятия.
Закрытие

10. Если общий уровень безработицы превышает уровень естественной безработицы на 1 %, то: рост преступности составляет 8 %;
Преступности
11. Понятие «занятость населения» трактуется как деятельность, направленная на удовлетворение личных и --------------потребностей.
общественных
12. Рынок труда – это система социально-экономических отношений между нанимаемыми и работодателями по поводу включения первых в процесс трудовой деятельности через механизм трудоустройства и ----------деятельности.
трудовой
13. В соответствии с Законом «О занятости населения в Российской Федерации» лицами, испытывающими трудности в поиске работы и неконкурентоспособными на рынке труда являются лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде -------свободы.
лишения
14. Технология социальной работы – это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в ---------------- ситуации.
трудной жизненной
15. В центрах занятости на бесплатной основе можно получить информацию о наличии рабочих мест, ------- консультацию, психологическую помощь.
юридическую
16. По предложению центров занятости, в зависимости от ситуации на рынке труда, местные органы могут принимать решение об обязательном квотировании рабочих мест для данных категорий на предприятиях и в организациях с соответствующими карательными санкциями для тех, кто эти решения------------------------------.
не исполняет
17. Кроме административных применяются и экономические меры воздействия: льготное (или наоборот) налогообложение, льготное кредитование предприятий, увеличивающих количество рабочих мест для слабоконкурентных слоев населения, либо для создающих -------------рабочие места.
новые
18. Причиной адаптации могут служить изменения социального состояния и положения личности или "группы лиц в связи с новой социальной ситуацией (потеря работы, выход на пенсию, переселение или вынужденная миграция, получение физических увечий, переживание катастрофы, участие в -----------------действиях и т. д.).
Боевых
19. Процедурный этап предусматривает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций и с составлением --------------------действий.
алгоритма
20. Технологии социальной поддержки безработных граждан по критериям их направленности на определённый вид поддержки и объекту поддержки, выделены технологии, направленные на:экономическую поддержку, организационную поддержку, личностную поддержку, экономическую и неэкономическую поддержку семьи ------------------- гражданина.
безработного
21. Основным ------------------социальной поддержки безработных граждан являются государственные службы занятости населения.
Субъектом.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сулакшин С.С., Багадасарян В.Э., Колесник И. Ю. Государственное управление в России и труд.: М.: Научный эксперт//ЭБС «Университетская библиотека online», 2020
Л1.2 Трудовое право: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Ставропольский государственный аграрный университет, 2015 biblioclub.ru
Л1.3 ред. О. Н. Колесникова, Е. А. Попов Социология в современном мире: наука, образование, творчество: сборник статей : Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рыженков А. Я., Мелихов В. М., Шаронов С. А. ТРУДОВОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 В. Г. Глебов Особенности регулирования труда отдельных категорий работников: практикум Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
Л2.3 Федосеев В.В. Математическое моделирование в экономике и социологии труда. Методы, модели, задачи: Учебное пособие из университетской библиотеки "Онлайн" М.: Юнити-Дана, 2015 http://ib.biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114723&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Управления Алтайского края по труду и занятости www.depalt.alt.ru
Э2 Информационный портал «Работа в России». www.trudvsem.ru –
Э3 Сайт Федеральной службы по труду и занятости. www.rostrud.info.ru –
Э4 Курс в Moodle "Занятость населения и ее содействие" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Microsoft Word, Exel, Power Point, Internet-браузер

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.