МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Педагогическая психология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Педагогическая психология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н.Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Заведующий кафедрой д.с.н.Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Педагогическая психология» являются: формирование у будущих специалистов представлений о процессе обучения, как непрерывном развитии личности человека в течение своей жизнедеятельности, изучение теоретических и методологических оснований как базы для психолого-педагогических технологий в практике социальной работы с молодежью, а также освоение практических техник и методик психолого-педагогического сопровождения личности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Специфику процесса обучения, как непрерывного развития личности человека в течение своей жизнедеятельности; теоретические и методологические основания для психолого-педагогических технологий в практике социальной работы с молодежью; эффективные способы и методы планирования и организации личного саморазвития.
Базовые и инновационные основы сбора и систематизации научной информации по заданной теме.
3.2.Уметь:
3.2.1.
Применять практические техники и методики психолого-педагогического сопровождения личности молодежи. Использовать основные знания по педагогической психологии для совершенствования в своей деятельности.
Находить и систематизировать научную информацию по актуальной молодежной тематике в профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Планирования, организации и проведения системы психолого-педагогических мероприятий по сопровождению субъектов образования.
Анализа механизмов эффективности проблем саморазвития.
Поиска и определения критериев классификации научной информации по заданным критериям, используя для решения актуальных молодежных проблем в профессии.
Использования практических технологий и методики проведения оценки, анализа научных исследований. Разнообразными навыками анализа научных исследований для решения профессиональных задач. Навыками анализа типичных и своеобразных профессиональных задач с учетом требований исследовательской деятельности.
Профессиональными навыками поиска и систематизации необходимых научных источников. Навыками критической оценки источников статистической информации о проблемах молодежи, используя в своей профессии в необходимом контексте.
Всеми необходимыми навыками планирования, организации и проведения исследований по актуальной молодежной проблематике. Навыками выбора моделей, проведения и презентации результатов эмпирического исследования. Навыками разработки всех базовых компонентов НИР, используя в своей профессиональной деятельности.
Навыками грамотного и соответствующего уровня составления презентаций НИР. Способами применения научно-методических знаний в своей профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. основы педагогической психологии
1.1. Общенаучная характеристика педагогической психологии краткая история становления Лекции 3 1 Л1.1, Л1.4, Л1.5, Л2.1
1.2. Основные характеристики педагогической психологии Лекции 3 2 Л1.5, Л1.2, Л2.1
1.3. Образование в современном мире Лекции 3 3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
1.4. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном Практические 3 1 Л1.3, Л2.1
1.5. Субъекты образовательного процесса Практические 3 4 Л2.1
1.6. Специфика основных категорий педагогической психологии Практические 3 1 Л2.1
1.7. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе Практические 3 1 Л1.5, Л2.1
1.8. Педагог как субъект педагогической деятельности Практические 3 1 Л2.1
1.9. Специфика субъектов образовательного процесса Сам. работа 3 20 Л1.3, Л2.1
1.10. Студент как специфический субъект образовательного процесса Сам. работа 3 20 Л2.1
1.11. Общая характеристика учебной деятельности Сам. работа 3 21 Л1.3, Л2.1
1.12. Учебная мотивация. Тренинг мотивации Сам. работа 3 29 Л2.1
1.13. Экзамен 3 4 Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1292

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет педагогической психологии включает?
А.Психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
В.Физиологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С. Явления, законы их развития, связанные с процессом обучения, а также механизмы психики субъектов образования..
ОТВЕТ С.

2. Образование это?
А. Система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта деятельности и компетенций.
В. Учет в обучении физиологических характеристик каждого возрастного этапа развития детей
С. Изуение явлений, законов их развития, связанные с процессом обучения.
ОТВЕТ А.

3. Базовая задача педагогической психологии?
А. Изучение системы воспитания и обучения личности.
В. Выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса.
С. Изучение явлений, законов их развития, связанных с процессом обучения.
ОТВЕТ В.

4. Структура педагогической психологии включает?
А. Психологию воспитания; психологию учения; психологию педагогической деятельности.
В. Психология воспитания.
С. Психологию воспитания; психологию учения; .
ОТВЕТ А.
5. Наблюдение в педагогической психологии используется для?
А.Для изучения педагогической деятельности.
В. Для изучения психологии воспитания.
С. .Для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов
ОТВЕТ С.
6. Анкетирование в педагогической психологии используется для?
А.Для изучения общих взглядов, мнений субъектов образования по тем или иным вопросам; выявления мотивации их деятельности, системы отношений..
В. Для изучения психологии воспитания.
С. .Для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов
ОТВЕТ А.
7. Психологическое тестирование в педагогической психологии используется для?
А.Для изучения общих взглядов, мнений субъектов образования по тем или иным вопросам; выявления мотивации их деятельности, системы отношений..
В. Для психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. .
С. .Для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов
ОТВЕТ В.
8. Эксперимент в педагогической психологии используется для?
А.Для проверки частных и общих гипотез, определения эффективности привычных схем и методик преподавания, уточнения отдельных фактов и моментов (с которыми педагог сталкивается на ежедневной основе), повышения производительности труда учащихся и лично преподавателя.
В. Для психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. .
С. .Для изучения стиля деятельности учащихся и педагогов
ОТВЕТ А.
9. Главное преимущество онлайн образования заключается в?
А. Можно получить любую специальность в любой точке мира.
В. Подходит Для психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.
С. .Подходит для оценки стиля деятельности учащихся и педагогов
ОТВЕТ А.
10. Аналогом учебной доски в онлайн пространстве, является?
А. Веra
В. Micro
С. Miro
ОТВЕТ C.
11. Преимущество онлайн досок заключаеся в?
А. Веra
В. Micro
С. Miro
ОТВЕТ

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Многоаспектность образования заключаеяс в ?
Ответ: можно выделить по меньшей мере четыре аспекта образования: образование как ценность, образование как система, образование как процесс, образование как результат.

2. Личностно-деятельностный подход заключается в ?
Ответ: Основная идея личностно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности.
3. Какова главная цель образования?
Ответ: Приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
4. В чем главный результат образования?
Ответ: Знания, умения, навыки – пожалуй, главные, наиболее значимые результаты образовательного процесса,
5. В чем заключаеся двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе?
Ответ: Обучение и воспитание неразрывно связаны в процессе образования.
6. Кто является субъектами образования?
Ответ: Субъект образовательного процесса – это носитель инициативности т.е. это индивид или группа лиц, обладающий (-ие) определенными знаниями и занимающийся (-еся) их донесением до объекта образовательного процесса. Субъект является активным участником образовательного процесса.
7. Профессионально важные качества педагога?
Ответ: Важными профессиональными качествами педагога мы должны признать трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда
8. Профессионально важные качества педагога в современном цифровом пространстве?
Ответ: Постоянное повышение квалификации в качестве цифрового педагога.
9. Что создает барьеры в педагогическом взаимодействии в цифровом обучающем пространстве?
Ответ: низкий уровень цифровой культуры педагога и учащихся.
10.Какие качества требует цифровая экономика от обучающихся?
Ответ: Цифровая экономика требует, чтобы каждый обучаемый (а не только лучшие) овладел компетенциями XXI в. (критическим мышлением, способностью к самообучению, умением полноценно использовать цифровые инструменты, источники и сервисы в своей повседневной работе) и мог творчески (не по шаблону) применять имеющиеся знания в быстроразвивающейся цифровой среде.
11. Что такое цифровая трансформация образования?
Ответ: Цифровая трансформация образования — затрагивает все уровни образования и невозможна без деятельного участия учащихся, педагогов, работников управления.
12. Что такое четвертая индустриальная революция, что она требует от личности?
Ответ: Прочные знания, умения и способности в области технологий (проектное мышление; цифровая грамотность; алгоритмическое мышление; направленное, или критическое, мышление и др.)
13. В чем суть цифровой трансформации образования?
Ответ: Суть цифровой трансформации образования — достижение необходимых образовательных результатов и движение к персонализации образовательного процесса на основе использования цифровых технологий.
14. Какие цифровые технологии в образовании вы знаете?
Ответ: Цифровой образовательный контент. Образовательные коммуникационные сети. Мобильное обучение . Геймификация — включение в образование виртуальных игровых элементов. Облачные технологии.
15. Что такое геймификация в образовании?
Ответ: Геймификация обучения - это образовательный подход, который направлен на мотивацию учащихся путем использования дизайна видеоигр и игровых элементов в учебной среде.
16. Как использлвать дополненную реальность в образовании?
Ответ: Один из самых популярных видов AR-приложений в школьном образовании — «ожившие иллюстрации» для учебников.
17. Как использовать виртуальную реальность в образовании?
Ответ: В основе обучения с применением виртуальной реальности лежат иммерсивные технологии – виртуальное расширение реальности, позволяющее лучше воспринимать и понимать окружающую действительность. То есть, они в буквальном смысле погружают человека в заданную событийную среду.
18. Как использовать искусственный интеллект в образовании?
Ответ: Нейросети могут, например, отвечать за автоматическое понимание языка или за распознавание эмоций на лицах студентов.
19. Как использовать блокчейн в образовании?
Ответ: Чтобы усовершенствовать систему образования уже сегодня предстоит начинать внедрять блочное хранение данных. С помощью блокчейн реально избежать манипуляций с сертификатами, дипломами, научными работами, статьями.
20. Как использовать бльшие данные в образовании?
Ответ: Например, xтобы внедрить анализ больших данных в приёмную кампанию, надо, чтобы данные генерировались как в университете, так и на предыдущей ступени — в школе. Dузы могли бы использовать «цифровой след» поступающих.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / зачет по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

1. Образование как многоаспектный феномен.
2. Основные направления обучения в современном образовании.
3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
4. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
5. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.
6. Обучение и развитие.
7. Развивающее обучение в отечественной развивающей системе.
8. Субъекты образовательного процесса.
9. Категории субъекта образования.
10. Специфика субъектов образовательного процесса.
11. Особенности работы социального педагога в зависимости от разновидностей педагогических ситуаций.
12. Интропсихологические детерминанты выбора профессии педагога.
13. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в педагогическом взаимодействии.
14. Критерии формирование личности педагога как субъекта своей профессиональной жизни.
15. Оценка эффективности педагогической деятельности.
16. Индивидуальный подход школьного психолога к формированию профессиональных планов старших подростков.
17. Мотивационные факторы выбора профессии педагога старшеклассниками.
18. Основы психологического изучения профессиональной деятельности педагога.
19. Факторы активизация познавательной деятельности старшеклассников.
20. Активные методы формирования педагогической компетентности.
21. Педагогическая психология как междисциплинарная область научного знания.
22. Общенаучная характеристика педагогической психологии.
23. История становления педагогической психологии.
24. Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
25. Методы исследования в педагогической психологии.
26. Образование как многоаспектный феномен.
27. Основные направления обучения в современном образовании.
28. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
29. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
30. Двустороннее единство обучения-учения в образовательном процессе.
31. Обучение и развитие.
32. Развивающее обучение в отечественной развивающей системе.
33. Субъекты образовательного процесса.
34. Категории субъекта.
35. Специфика субъектов образовательного процесса.
36. Особенности работы социального педагога в зависимости от разновидностей педагогических ситуаций.
37. Интропсихологические детерминанты выбора профессии педагога.
38. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в педагогическом взаимодействии.
39. Критерии формирование личности педагога как субъекта своей профессиональной жизни.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Талызина Н.Ф. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. СОЦИАЛЬНАЯ, ВОЗРАСТНАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Маракушина И.Г. Педагогическая психология: учебное пособие ИД САФУ, 2014 www.studentlibrary.ru
Л1.4 Исаев Е.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Под ред. Гуружапова В.И. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мандель Б. Р. Современная педагогическая психология: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Педагогическая психология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.