МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инновационное поведение молодежи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 90
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 90 90 90 90
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат социологических наук, старший преподаватель, Эбелинг Эвелина Олеговна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Инновационное поведение молодежи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение системой теоретических знаний о современных инновационных процессах, факторах и условиях, обеспечивающих инновационное поведение, овладение практическими, современными, образовательными технологиями, направленными на формирование инновационного поведения молодежи.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять работу по организации мероприятий в сфере молодежной политики на основе социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.1 Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
ПК-1.2 Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
ПК-1.3 Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.принципы, правила и сущность гуманитарных технологий как условия становления инновационного поведения; основные инновационные образовательные технологии, инновационные методы и методики, используемые в обучении на разных этапах образовательного процесса.
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами; применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы гуманитарных технологий, их инновационный потенциал; применять эти знания в своей профессиональной деятельности, использовать полученные знания в разработке и внедрении проектов и программ по проблемам детей, подростков и молодежи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками моделирования и проектирования гуманитарных технологий как условия становления инновационного поведения; навыками применения полученных знаний в разнообразных видах психосоциальной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Традиционные и инновационные процессы
1.1. Инновации, инноватика – характеристика понятий Лекции 4 0,5 Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Основания социального заказа на инновационное поведение молодежи в РФ Лекции 4 0,5 Л1.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Инновация: проблема оценки новизны Практические 4 0,5 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Принципы управления инновациями Практические 4 0,5 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Инновационные потребности возможности РФ Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Традиционные и инновационные процессы Сам. работа 4 34 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Основания инновационного образования в России
2.1. Образование как ресурс повышения инновативности молодежи Лекции 4 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Реформирование российского образования Лекции 4 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Реформирование российского образования Практические 4 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Анализ Закона об образовании и анализ ФГОС ВО по направлению подготовки «Организация работы с молодежью» с целью оценки их инновационного потенциала Практические 4 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Основания инновационного образования в России Сам. работа 4 8 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Инновационные образовательные технологии
3.1. Научно-философские основания инновационного образования в России Лекции 4 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Методы активного социально-психологического обучения: инновационный потенциал технологий Лекции 4 1 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Сущность и структура инновационного процесса в образовании Практические 4 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Разработка элементов инновации на уровне дидактических идей Практические 4 0,5 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Инновационные образовательные технологии Сам. работа 4 28 Л1.3, Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Инновационное поведение человека
4.1. Инновационное поведение человека Лекции 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Проблемы инновационного поведения Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Психологические характеристики инноваторов Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Инновационное поведение человека Сам. работа 4 10 Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения
5.1. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения Лекции 4 1 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.2. Принципы экспертизы содержания образовательных проектов и методических разработок Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.3. Экспертиза инновационного содержания образовательных проектов и методических разработок Практические 4 1 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.4. Гуманитарные технологии как условие становления инновационного поведения Сам. работа 4 10 Л1.3, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в
полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой
университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11072
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Проблема – это…
А. переломный момент в жизни человека, когда он должен коренным образом изменить свой образ жизни.
Б. некая ситуация, которая не может существовать в таком виде, в связи с чем требует разрешения.
В. такое соотношение между субъектом какой-либо его социальной функцией, которое складывается в результате разрыва их единства или изначально отсутствия.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 2. Причина технологизации социальной деятельности:
А. социальные потрясения 20 века
Б. научно-техническая революция
В. желание минимизировать ошибки и неверные решения в социальной сфере
Г. процесс целеполагания человека.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 3. Социальная технология базируется на:
А. постоянном изучении общества
Б. операционализации процессов и процедур
В. участие семьи индивида.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 4. Социальная технология – это:
А. наиболее оптимальная последовательность социально-педагогической деятельности,
позволяющая получать рациональный результат в конкретной ситуации
Б. совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой
деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы
В. область знания, рассматривающая вопросы создания, использования и распространения
соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 5. Значение технологизации социальной деятельности заключается в:
А. придании более рационального характера деятельности
Б. повышение эффективности деятельности
В. обеспечение 100% результата
ОТВЕТ: А.
Вопрос 6. Объектом социальной технологизации является:
А. социальное пространство
Б. социальный процесс
В. социальный субъект.
ОТВЕТ: Б.
Вопрос 7. Структура социальной технологии включает в себя:
А. цель
Б. статистические данные
В. квалификацию работников
Г. средства и методы достижения цели.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 8. Основные характеристики социальной технологии:
А. универсальность
Б. доступность
В. экономичность
Г. многозначность.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 9. Конструктивность социальной технологии означает:
А. ориентация на конечный, проверяемый результат
Б. способность адаптации в изменяющихся условиях
В. нацеленность на решение конкретных проблем проверенными и обоснованными способами.
ОТВЕТ: В.

Вопрос 10. С точки зрения масштабности социальные технологии можно разделить на:
А. глобальные
Б. региональные
В. демографические.
ОТВЕТ: А.
Вопрос 11. Социальные технологии можно классифицировать по следующим основаниям:
А. по степени новизны
Б. по степени эффективности
В. по сферам жизнедеятельности.
ОТВЕТ: В.
Вопрос 12. Общие технологии социальной работы включают:
А. социальную диагностику
Б. социальную реабилитацию
В. опеку и попечительство
Г. феминологические технологии.
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 13. Частные технологии включают:
А. социальную работу в сфере занятости
Б. социальную работу с лицами девиантного поведения
В. решение социально – этнических проблем
Г. социальное обеспечение.
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 14. Критериями креативности являются:
А. Оригинальность
Б. Разработанность.
В. Правильность
Г. Желание.
ОТВЕТ: А, Б.
Вопрос 15. По масштабности инновации бывают:
А. Крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные
Б. Локальные, модульные, системные
В. Местные, территориальные, локальные
Г. Локальные, глобальные, региональные.
ОТВЕТ: Б.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. _____________ - деятельность, направленная на изменения в самой деятельности и в стиле мышления субъектов.
Ответ: инновационная деятельность.
2. Первоначально понятие «инноватика» появляется чуть более ста лет тому назад в:
Ответ: культурологии и лингвистике.
3. Пять стадий усвоения инновации: осведомленность, убеждение, решение, реализация и подтверждение выделяет:
Ответ: Э. Роджерс.
4. ___________ - это процесс, посредством которого инновации (новые товары, идеи, технологии и т.д.) постепенно получают признание в социальных системах.
Ответ: диффузия инноваций.
5. Создание условий, которые стимулируют развитие инновационной деятельности и обеспечивают принятие ее результата являются…
Ответ: объективным фактором инновационных процессов.
6. Каким двум критериям должен соответствовать процесс или результат, чтобы считаться инновационным?
Ответ: 1) новшество, 2) улучшение.
7. ______________ - это новые виды деятельности и услуг, направленные на достижение удовлетворения социальных потребностей и решения социальных задач или проблем в таких сферах, как образование, здравоохранение, занятость населения и экология.
Ответ: социальные инновации.
8. Вид инноваций, которые относятся к области методики обучения и воспитания, преподавания и учения, организации учебно-воспитательного процесса, - это…
Ответ: методические инновации.
9. Новые концепции, гипотезы, направления, закономерности, принципы, классификации и т.д., полученные в результате научно-исследовательской деятельности и положенные в основу инновационных процессов, называются…
Ответ: теоретические инновации.
10. Новые методики, правила, алгоритмы, рекомендации относятся к:
Ответ: практическим инновациям.
11. ________ - совокупная характеристика навыков и приемов, применяемых в какой-либо деятельности.
Ответ: техника.
12. __________ - учение о методах решения определенной задачи, а также совокупность методов, обеспечивающих решение определенной задачи.
Ответ: методика.
13. Разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения. В отличие от антисоциального
поведения не направлено против существующих общественных отношений называется:
Ответ: асоциальное поведение.
14. _____________ - деятельность государства по созданию правовых, экономических, организационных и иных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека, поддержки молодежных объединений, движений и инициатив.
Ответ: государственная молодежная политика.
15. _____________ - отклонение поведения человека от общепринятых норм.
Ответ: девиация.
16. _____________ - противоправное поведение, совершение правонарушений и преступлений.
Ответ: деликвентное поведение.
17. _____________ - состояние личности или социальной группы, поставленных общественным развитием на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.
Ответ: маргинальность.
18. ____________ - процесс формирования, развития и становления личности путем усвоения
общепринятых в обществе ценностей и норм, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.
Ответ: социализация.
19. Под «___________ __________ инновации» понимается последовательность фаз развития новшества от появления до старения и отрицания, стадийность процесса нововведения, единство его начала и конца.
Ответ: жизненным циклом.
20. Наиболее распространенными формами экспериментов в движении социальных инноваций являются: мыслительный эксперимент и ______________.
Ответ: эмпирическая проба.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для
обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему
изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1
вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1. Определение понятий «инновации (нововведение)», «инноватика», «новшество».
2. Инноватика как научная отрасль. Сфера внимания инноватики.
3. Жизненный цикл нововведения и новшества: характеристика и взаимосвязь.
4. Особенности инноваций. Социально-экономические функции инноваций
5. Инновационная деятельность. Субъекты инновационной деятельности
6. Основания социального заказа на инновационное поведение молодежи в РФ
7. Смена технологического уклада: переход к шестому технологическому укладу. Способности, востребованные в новой инновационной экономике
8. Проблема оценки новизны инновации
9. Управление инновациями: принципы, возможности, риски
10. Сопротивление инновациям и методы его нейтрализации
11. Инновационная система страны как фактор устойчивого развития экономики
12. Национальная инновационная система РФ
13. Базовые понятия образовательной инноватики
14. Инновационные образовательные парадигмы
15. Цели и стратегии управления инновационно-образовательной деятельности в вузе
16. Реформирование российского образования в рамках Болонского процесса. Введение многоуровневой подготовки.
17. Проблемы академическая мобильность студентов и преподавателей.
18. Основные инновационные образовательные технологии.
19. Инновационное поведение человека: определение понятия.
20. Психологические механизмы инновационного поведения.
21. Инновационное поведение как готовности человека к изменению образа жизни.
22. Миграционная готовность как проявление инновационной мобильности.
23. Инновационный потенциал личности: определение понятия и структура личности.
24. Проектирование гуманитарных технологий как условие становление инновационного поведения.
25. Сетевые образовательные программы.
26. Экспертиза инновационного содержания методических разработок и образовательных проектов
27. Гуманитарные технологии. Основные черты (манипулятизм - гуманизм)
28. Высокие гуманитарные технологии. Принципы проектирования высоких гуманитарных технологий.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности
развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в
полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит
собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные
практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где
студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а
также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает
аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение
монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются
неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими
неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном
о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и
полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными
навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные
ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью,
логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании
ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд
серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной
области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов
теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение
практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при
дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонец В.А. - Отв. ред., Бедный Б.И. - Отв. ред. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Агарков А.П., Голов Р.С. Управление инновационной деятельностью: учебник для бакалавров: Учебники Издательство "Дашков и К", 2017 e.lanbook.com
Л1.3 Алексеева М.Б., Ветренко П.П. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ксензова Г. Ю. ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ. РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Поляков Н.А., Мотовилов О.В., Лукашов Н.В. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. Е. И. Холостовой и Г. И. Климантовой Энциклопедия инновационных практик социально ориентированных некоммерческих организаций: Энциклопедии Издательство "Дашков и К", 2018 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
Э2 http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
Э3 www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
Э4 http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
Э5 http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
Э6 http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html - электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.
Э7 http://www.althisto.ru/ - сайт об истории Алтайского края.
Э8 www.altruism.ru – сайт, посвященный неформальным движениям и альтернативной педагогике.
Э9 www.altaimolodoi.ru - официальный сайт управления Алтайского края по образованию и делам молодежи.
Э10 www.fadm.gov.ru –официальный сайт Федерального агентства по делам молодежи.
Э11 www.zavtra.ru/cgi/veil/zavtra/atlas.html - Атлас молодежных политических движений России.
Э12 www.yhrm.org.ru. – Молодежное правозащитное движение.
Э13 Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/
Э14 Журнал «Инновации. Технологии. Решения» - http://www.sibai.ru/content/view/414/528 и http://www.i-t-r.ru/?pg=itr-new
Э15 Интернет-журнал «Эйдос» (инновации в образовании) - http://www.eidos.ru/journal/index.htm
Э16 Журнал «Наука и инновации» - http://innosfera.org/
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для визуализации лекционного материала и семинарских занятий: Microsoft office Power Point.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.