МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коррекционная работа в системе образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильУправление в молодежной политике
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_03_Организация работы с молодежью_УвМП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Коррекционная работа в системе образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 2018-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических и методологических оснований как базы для коррекционных технологий в практике оказания помощи личности в контексте образовательной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Теорию, основные принципы коррекционной работы в системе образования, основные методы и методики психокоррекции
навыками поиска и систематизации необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач
3.2.Уметь:
3.2.1.Определить содержание и сущность коррекции различных возрастных групп в образовательном процессе;
Реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении;
реализовать основные стратегии психокоррекционной помощи и их специфику в различных возрастных группах в образовательном учреждении; обучить основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении; проводить основные коррекционные мероприятия в образовании, нести за них ответственность.
Собирать и систематизировать необходимую информацию в заданном контексте для решения специфических профессиональных задач
Обучать основам организации и планирования психокоррекционной помощи в образовательном учреждении
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Реализации основных практических технологий и методики психокоррекции в образовании
навыками использования практических технологий, техник и методик психокоррекции в образовании; навыками проведения эффективных тренингов и коррекционных мероприятий в образовании, навыками поиска новых решений в необходимых ситуациях
навыками поиска и систематизации необходимой информации для решения актуальных профессиональных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психокоррекции в образовании
1.1. Введение в коррекционную работу в системе образования Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в психодинамическом направлении. Возможности использования в системе образования Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в аналитическом направлении Лекции 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.4. Коррекционные воздействия, цели, техники коррекции в клиент-центрированном направлении Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.5. Использование логотерапии В. Франкла в психокоррекции подростков и старших школьников Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.6. Особенности составления психокоррекционных программ Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.7. Технологии работы психолога с различными возрастными группами. Практические 5 2 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.8. Психокоррекция как направление деятельности психолога в образовании Сам. работа 5 20 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.9. Использование индивидуальной и групповой формы психокоррекции в системе образования Сам. работа 5 20 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.10. Составление проекта психокоррекционной программы Сам. работа 5 25 Л2.2, Л1.1, Л2.1
1.11. Нарушения поведения, их профилактика и коррекция Сам. работа 5 20 Л2.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет коррекционной работы в системе образования включает?
А.Психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
В.Физиологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С. Процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении
ОТВЕТ С.
2. Объект коррекционной работы в системе образования включает?
А.Личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию
В.Физиологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С. Процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей и подростков с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление у них отклонений в развитии и поведении
ОТВЕТ А.
3.Как характеризуются «аномальные дети» ?
А. Это дети с особенностями психофизического развития, с отклонениями в развитии, с патологией развития, с дизонтогенезом (нарушением индивидуального хода развития), с трудностями в обучении, с недостатками в умственном и физическом развитии, с особыми образовательными потребностями, лица с ограниченными возможностями здоровья и д
В.Это дети с особыми физиологическими характеристиками
С. Это дети с отклонениями в развитии и поведении
ОТВЕТ А.
4. Что такое школьной дезадаптация?
А. Это отклонение в развитии
В.Это дисбаланс физиологическимх характеристик
С. Это нарушение приспособления
ОТВЕТ С
5. Что такое депривация ?
А. Это отклонение в развитии
В. Это перенесенное в детстве лишение
С. Это нарушение приспособления
ОТВЕТ В
6. Что такое девиация?
А. Это отклонение в поведении
В. Это перенесенное в детстве лишение
С. Это нарушение приспособления
ОТВЕТ А.
7. Какова базовая задача коррекционной педагогики на современном этапе?
А. Разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции;
В. Это изучение перенесенного в детстве лишения
С. Это изучение принципов приспособления
ОТВЕТ А.
8. Какова прикладная задача коррекционной педагогики на современном этапе?
А. Разработка концепций о сущности нарушений психофизического развития, путей их компенсации и коррекции;
В. Это разработка технологий, методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность;
С. Это изучение принципов приспособления
ОТВЕТ В.
9. Что такое дефект?
А. Это нарушение психофизического развития
В. Это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
С. Это нарушение приспособления
ОТВЕТ В.
10. Что такое предметная норма?
А. Это знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием учебной программы;
В. Это норма физического или психического развития
С. Это отсутствие нарушения приспособления
ОТВЕТ А.
11. Что такое психокоррекционная ситуация?
А. Это знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием учебной программы;
В. Это это спланированное воздействие, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности.
С. Это отсутствие нарушения приспособления
ОТВЕТ В.
12. Что такое коррекция?
А. Это знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием учебной программы;
В. Это это спланированное воздействие, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности.
С. Это система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.
ОТВЕТ С
13. Что такое социально-возрастная норма ?
А. Это показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сформироваться к концу определенного возрастного этапа;
В. Это показтели характера
С. Это показатели психофизического развития
ОТВЕТ А
14. Что такое индивидуальная норма?
А.Это показатели интеллектуального и личностного развития школьника
В. Это индивидуальные особенности развития и саморазвития ребенка
С. Это показатели психофизического развития
ОТВЕТ В.
15. Что такое компенсация?
А. Это процесс возмещения недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет перестройки или усиленного использования сохранных функций
В. Это процес формирования индивидуальных особенностей развития и саморазвития ребенка
С. Это процесс развития психофизических особенностей
ОТВЕТ А.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В чем различия психотерапии и психокоррекции в контексте работы в системе образования?
Ответ: Психотерапия помогает клиенту в разрешении эмоциональных, поведенческих и межличностных проблем. Цель психотерапии — изменить мировоззрение, улучшить качество жизни.
Психокоррекция означает «исправление». Это набор методик, которые исправляют недостатки психологии или поведения человека, не имеющие органической основы.
2. В чем сходство психотерапии и психокоррекции в контексте работы в системе образования?
Ответ: Направленность на помощь человеку в образовательных учреждениях.
специфические черты психокоррекции в системе образования
3. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования по характеру направленности?
Ответ: симптоматическая, каузальная (причинная).
4. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования по содержанию направленности?
Ответ: коррекция: —познавательной сферы, — личностных проявлений, — эмоционально-волевой сферы, — отклонений в поведении, — навыков общения, — детско-родительских отношений и т. д.
5. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования по форме организации психологической помощи?
Ответ: лекционно-просветительская, — консультативно-рекомендательная, — собственно коррекционная.
6. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования по форме работы с клиентом?
Ответ: индивидуальная, — групповая (в закрытой естественной группе, в открытой группе для клиентов со сходными проблемами, смешанную).
7. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования по наличию программ?
Ответ: программированная, — импровизационная
8. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования по масштабу решаемых задач?
Ответ: общая, — частная, — специальная.
9. Какие элементы включает в себя психокоррекционная ситуация?
Ответ: Психокоррекционная ситуация включает в себя пять элементов: 1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы – клиент. 2. Человек, который помогает – психолог.3. Теория которая используется для объяснения проблем клиента. Психологическая теория включает психодинамику, принципы научения и другие психические факторы. 4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией. 5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
10. Выделите основные принципы психокоррекции учащихся?
Ответ: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. 2. Принцип единства коррекции и диагностики. 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа 4. Деятельностный принцип коррекции. 5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. 6. Принцип комплексности методов психолого-педагогической коррекции.
11. Каковы требования к психологу-педагогу, осуществляющему психокоррекцию в системе образования?
Ответ: Психолог должен иметь базовую фундаментальную подготовку в области психологии и специальную подготовку в осуществлении на практике конкретных методов коррекционного воздействия.
12. Каковы принципы составления психокоррекционных программ в условиях системы образования?
Ответ: 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2. Принцип единства коррекции и диагностики.
3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа
4. Деятельностный принцип коррекции.
5. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
13. Какие есть виды психокоррекционных программ?
Ответ: общая, типовая, индивидуальная.
14. Каковы основные блоки психокоррекционного комплекса?
Ответ: Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока: 1. Диагностический. 2. Установочный. 3. Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
15. Каковы основные требования к составлению психокоррекционных программ?
Ответ: При составлении коррекционной программы необхо­димо соблюдать следующие требования: Четкое формулирование целей коррекционной рабо­ты. Определение круга задач, конкретизирующих цели коррекционной работы. Определение стратегии и тактики проведения коррекционной работы. Отбор конкретных методик и техник для предстоящей коррекционной работы. Подготовка необходимых материалов и оборудова­ния.
Четкое определение формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая или смешанная). Определение общего времени, необходимого для реа­лизации всей коррекционной программы. Определение частоты необходимых встреч (например: встречи будут происходить ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, раз в две недели и т.д.). Определение длительности каждой встречи, каждого коррекционного занятия(от 10-15 мин. в начале кор­рекционной программы до 1,5- 2 часов на заключите­льном этапе). и.т.п.
16. Как провести оценку эффективности психокоррекции в образовании?
Ответ: Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения: а) разрешения реальных трудностей развития; б) постановки целей и задач коррекционной программы.
17. Назовите основные направления в зарубежной психокоррекционной теории?
Ответ: психоанализ, поведенческая терапия.
18. Назовите коррекционные технологии, обучающие школьников работать в команде?
Ответ: группвые виды терапии, тренинги, деловые и имитационные игры.
19. Выделите показания к групповой коррекции в образовательном учреждении?
Ответ: проблемы общения и взаимодействия в учебном коллективе.
20. На чем основано поведенческое направление в психокоррекции?
Ответ: на базовызх подходах и техниках бихевиоризма, помогающих скорректировать поведение учащегося.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
Влияние личностных особенностей педагога-психолога на эффективность психокоррекции учащегося.
2. Интропсихологические детерминанты выбора профессии клинического психолога.
3. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в психокоррекционном взаимодействии.
4. Критерии эффективности психокоррекции в случае неадекватной самооценки учащегося.
5. Критерии оценки эффективности психокоррекционной деятельности.
6. Мотивационные факторы выбора специальных техник поведенческой психокоррекции при агрессивном поведении учащихся.
7. Проблемы семейной психокоррекции в отечественной психологии.
8. Психокоррекционные факторы активизации самоосознования клиентов в гештальт-подходе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
1. Различия и сходство психотерапии и психокоррекции в контексте работы в системе образования.
2. Определите специфические черты психокоррекции в системе образования
3. Назовите виды психокоррекции, используемые в системе образования.
4. Какие элементы включает в себя психокоррекционная ситуация.
5. Выделите основные принципы психокоррекции учащихся.
6. Назовите цели, задачи психокоррекции для разных возрастных групп учащихся.
7. Требования к психологу-педагогу, осуществляющему психокоррекцию в системе образования.
8. Принципы составления психокоррекционных программ в условиях системы образования.
9. Виды психокоррекционных программ.
10. Основные блоки психокоррекционного комплекса.
11. Основные требования к составлению психокоррекционных программ.
12. Оценка эффективности психокоррекции в образовании.
13. Назовите основные направления в зарубежной психокоррекционной теории.
14. Определите кратко специфику каждого подхода.
15. Назовите основные техники в рамках каждого подхода.
16. Выделите показания к групповой и индивидуальной коррекции в образовательном учреждении.
17. Определите психологические особенности индивидуальной психокоррекции учащихся.
18. Каковы основные стадии индивидуальной психологической психокоррекции.
19. Виды позиций психолога в процессе установления контакта с клиентами-субъектами образовательного процесса.
20. Поведенческое направление в психокоррекции.
21. Когнитивное направление.
22. Транзактный анализ, его возможности в коррекции поведения учащихся.
23. Гештальт-терапия, специфика использования для работы со старшими школьниками.
24. Педагогические конфликты: предупреждение и разрешение.
25. В чем заключается коррекционная работа с семьей в родительских группах?
26. В каких случаях используется метод семейной скульптуры.
27. Что представляет собой метод семейной генограммы.
28. Какова стратегия и тактика психокоррекционной работы с агрессивными подростками.
29. Каковы мишени психокоррекционной работы при аддиктивном поведении учащихся.
30. Влияние личностных особенностей педагога-психолога на эффективность психокоррекции учащегося.
31. Интропсихологические детерминанты выбора профессии клинического психолога.
32. Влияние ценностных ориентаций подростков на формирование барьеров в психокоррекционном взаимодействии.
33. Критерии эффективности психокоррекции в случае неадекватной самооценки учащегося.
34. Критерии оценки эффективности психокоррекционной деятельности.
35. Мотивационные факторы выбора специальных техник поведенческой психокоррекции при агрессивном поведении учащихся.
36. Проблемы семейной психокоррекции в отечественной психологии.
37. Психокоррекционные факторы активизации самоосознования клиентов в гештальт-подходе

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. И. Колесникова СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. ПСИХОКОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ 2-е изд.: Учебное пособие для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Назарова Наталия Михайловна Педагогика инклюзивного образования: Учебник ИНФРА-М, 2018 znanium.com
Л2.2 Мазниченко М. А. КОРРЕКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2-е изд. : Учебник и практикум для академического бакалавриата М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.