МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экспертиза в организациях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 85
индивидуальные консультации 4
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 85 85 85 85
Консультации 4 4 4 4
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Экспертиза в организациях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование целостного представления об особенностях экспертного знания в организациях

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен проводить социально-правовую экспертизу в системе общественных отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.актуальные проблемы методологии экспертного знания
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять адекватный выбор методологии экспертного знания на примере экспертной деятельности в организациях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками проведения социальной и правовой экспертизы в организациях

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Основы экспертной деятельности в организациях Лекции 3 4 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Основы экспертной деятельности в организациях Практические 3 2 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Основы экспертной деятельности в организациях Сам. работа 3 30 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Основные направления методологии экспертного знания в организациях Лекции 3 2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. Основные направления методологии экспертного знания в организациях Практические 3 2 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные направления методологии экспертного знания в организациях Сам. работа 3 30 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Основные проблемы выбора методологии экспертного знания в организациях Сам. работа 3 25 Л2.1, Л1.3
1.8. Консультации 3 4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Теоретические вопросы.
1.Понятиие принципа правовой экспертизы.
2.Система взаимосвязанных основополагающих начал, идей, применяемых в процессе экспертного исследования.
3.Основные черты правовой экспертизы.
4.Связь принципов правовой экспертизы с основами российского законодательства.
5.Системность и иерархичность (субординация)в экспертном знании.
6.Отраслевая дифференциация в экспертном знании.
7.Основополагающие принципы экспертной деятельности относятся принципы: компетентности эксперта; независимости эксперта; законности экспертных процедур; научности и информационной обеспеченности; системности экспертизы; полноты и всесторонности экспертного исследования; финансовой обеспеченности и др.
8. Принцип компетентности эксперта.
9. Принцип независимости эксперта.
10.Принцип законности экспертных процедур.
11.Соответствие экспертной процедуры принципам и нормам как общей системы права.
12. Принцип научности и информационной обеспеченности выражается в том, что экспертиза законодательства должна проводиться с учетом имеющихся научных разработок, существующих достижений в конкретной области научных познаний и должна основываться на использовании широкого круга информации.
13. Принцип системности экспертизы.
14. Принцип полноты и всесторонности экспертного исследования.
15. Принцип финансовой обеспеченности.
16. Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
17. Требование обязательности официальной государственной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
18. Принцип необходимости оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
19. Принцип обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
20. Принцип профессиональной компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
21. Профессиональная компетентность проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
22. Принцип сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практические задания.
1.Покажите, в чем заключаются проблемы проведения экспертного знания.
2.Сравните различные методологические подходы в проведении экспертного знания.
3.Сравните принципы проведения социальной экспертизы.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не имеются
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сущинская М.Д., Власова Т.В. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Третьякова Е.-Д.С. Правотворчество и экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Сущинская М.Д. Социальная экспертиза: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F52982-37D0-4895-9803-6A8572F7C0D6.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Н. А. Кривич Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография Астерион, 2011
Л2.2 Ефремов И.А. Судебная экспертиза: Краткое научно-практическое пособие для адвокатов Юстиция, 2013
Л2.3 В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э3 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э5 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э7 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э9 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э10 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э11 2. Электронные библиотечные системы:
Э12 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э13 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э14 Курс в Moodl: : «Коммуникация в правовой сфере для магистров социологии права»
Э15 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.