МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методология экспертного знания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциальная и правовая экспертиза
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СиПЭ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 81
индивидуальные консультации 8
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 81 81 81 81
Консультации 8 8 8 8
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.н., профессор, Попов Е.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Методология экспертного знания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины являются формирование целостного представления об особенностях экспертного знания и его методологии.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять фундаментальные и прикладные социологические исследования на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.1 Знает специфику осуществления фундаментальных и прикладных социологических исследований
ПК-1.2 Умеет разрабатывать научные исследования в области социальной и правовой экспертизы на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.3 Владеет навыками представления результатов социологического исследования с использованием ИКТ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специфику осуществления фундаментальных и прикладных социологических исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать научные исследования в области социальной и правовой экспертизы на этапе выбора и обоснования методологии исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками представления результатов социологического исследования с использованием ИКТ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Введение в методологию экспертного знания Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Введение в методологию экспертного знания Практические 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Введение в методологию экспертного знания Сам. работа 1 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Основные направления методологии экспертного знания Лекции 1 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.2
1.5. Основные направления методологии экспертного знания Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.2, Л1.3, Л1.1, Л1.2
1.6. Основные направления методологии экспертного знания Сам. работа 1 30 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.3, Л2.1, Л1.1
1.7. Основные проблемы выбора методологии экспертного знания Сам. работа 1 21 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.3
1.8. Консультации 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции:
ПК-1 Способен осуществлять фундаментальные и прикладные социологические исследования на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.1. Знает специфику осуществления фундаментальных и прикладных социологических исследований
ПК-1.2. Умеет разрабатывать научные исследования в области социальной и правовой экспертизы на этапе выбора и обоснования методологии исследования
ПК-1.3. Владеет навыками представления результатов социологического исследования с использованием ИКТ

Примеры заданий закрытого типа

1. Экспертные системы (ЭС) используются для :
а) неформализованных задач
б) Плохое формализованных задач
в) Хорошо формализованных задач
2. Что такое коэффициент доверия ?
а) Погрешность в конечном итоге
б) Число, которое означает вероятность или степень уверенности
в) Интерпретатор, определяющий как применять правила для вывода новых знаний
г) Подсистема моделирования
3. Какие связи видображают взаимозависимости , существующие между объектами области экспертизы?
а) Внутренние
б) внешние
в) динамические
г) системные
4. В режиме приобретения знаний общение с ЭС осуществляет:
а) Эксперт
б) Инженер по знаниям
в) программист
г) Тестер
5. Под экспертной системой (ЭС ) понимают набор программ, выполняющий функции:
а) Инженера по знаниям
б) программиста
в) эксперта
г) тестера
6. Сущность судебной экспертизы заключается:
а) в исследовании специалистами различных объектов для разрешения вопросов, требующих специальных познаний;
б) в экспертном осмотре следов преступления и преступника;
в) в использовании оперативными работниками специальных познаний;
г) в привлечении специалистов для участия в производстве следственных действий.
7. Под специальными познаниями понимается:
а) совокупность практических навыков;
б) совокупность теоретических знаний;
в) знания, получаемые в результате специальной подготовки;
г) совокупность современных теоретических знаний и практических навыков, полученных в результате специальной подготовки или профессионального опыта.
8. Основание, по которому образцы для сравнительного исследования подразделяются на свободные, условно-свободные и экспериментальные:
а) по времени возникновения;
б) по способу получения;
в) по механизму получения;
г) посубъекту получения.
9. Следы орудий взлома как идентифицирующие объекты являются результатом:
а) термического отображения;
б) химического отображения;
в) психофизиологического отображения;
г) механического отображения;
10. Требования, которым должны отвечать образцы для сравнительного исследования:
а) несомненность происхождения, достаточное количество и надлежащее качество;
б) неизменяемость и полнота;
г) сравнимость, полнота и неизменяемость;
д) неизменяемость и сходство условий получения образцов.
11.Экспертиза, в производстве которой участвуют несколько специалистов одной отрасли знания:
а) комплексная;
б) комиссионная;
в) повторная;
г) дополнительная.
12. Исполнитель рукописного текста устанавливается посредством производства:
а) автороведческой экспертизы;
б) почерковедческой экспертизы;
в) дактилоскопической экспертизы;
г) трасологической экспертизы;
13. Способами оценки научной достоверности заключения эксперта являются:
а) анализ условий и методов проведенных исследований;
б) анализ материалов уголовного дела;
в) анализ исходной информации для назначения экспертизы;
5) анализ материалов уголовного дела и оперативных данных;
14. Какое понятие использует социолог-эксперт при проведении социологической экспертизы по уголовным делам?
а) социальная группа;
б) стратификация;
в) социальный лифт;
г) социум
15. Методология экспертного знания – это…
а) система обобщенных знаний
б) отрасль знаний, определяющая специфику осуществления экспертизы;
в) отрасль социологии;
г) форма накопления информации.
16. Методология экспертного знания базируется на…
а) на фундаментальных и прикладных социологических исследованиях;
б) на системе ключевых ценностей социума;
в) на алгоритмизации конкретных профессиональных действий;
г) на понимании дискуссионности тех или иных понятий

Ключ к тестам
№ ответ № ответ
1 а 9 г
2 б 10 а
3 б 11 б
4 а 12 а
5 в 13 а
6 а 14 а
7 г 15 б
8 а 16 а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Что такое методология экспертного знания?
Ответ: наука о методах и теории проведения экспертиз
2. С какого действия начинается деятельность социолога при анализе документов с целью их экпертирования?
Ответ: выбор методов исследования
3. Может ли системный подход является основой методологии экспертного знания?
Ответ: Может
4. Какой опыт социологических исследований может пригодиться для проведения экспертной оценки программ развития, целевых программ и т.д.?
Ответ: опыт эмпирических исследований
5. Какую ИКТ, применяемую социологами, можно применить при осуществлении экспертизы?
Ответ: SPSS
6. Какой характер имеет экспертное знание при определении его четкого алгоритма?
Ответ: процессуальный
7. Какой ключевой подход используется при проведении экспертиза в социальной сфере?
Ответ: системный
8. Какие два типа ответственности попадает в зону внимания социолога при проведении экспертизы?
Ответ: социальная, правовая
9. Какой тип ответственности рассматривается при анализе документов в сфере социальных отношений?
Ответ: социальный
10. Какой тип ответственности рассматривается при анализе документов в сфере общественных отношений, регламентированных уголовным или иным законом?
Ответ: правовой
11. Экспертное знание с точки зрения социологии – это система…
Ответ: анализа источников (документов)
12. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с образованием?
Ответ: социология образования
13. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с конфликтами?
Ответ: социология конфликта
14. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с семейными отношениями?
Ответ: социология семьи
15. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с наукой?
Ответ: социология науки
16. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с управлением?
Ответ: социология управления
17. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с политикой?
Ответ: социология политики (или политическая социология)
18. Какие два подхода помимо системного определяют суть методологии экспертного знания с точки зрения социологии?
Ответ: структурно-функциональный, детерминистский
19. Какой подход указывает на влияние на экспертное знание различных объективных факторов?
Ответ: детерминистский
20. В какой отрасли социологии используется экспертное знание, связанное с социальной сферой?
Ответ: социология социальной сферы

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Теоретические вопросы.
1.Понятиие принципа правовой экспертизы.
2.Система взаимосвязанных основополагающих начал, идей, применяемых в процессе экспертного исследования.
3.Основные черты правовой экспертизы.
4.Связь принципов правовой экспертизы с основами российского законодательства.
5.Системность и иерархичность (субординация)в экспертном знании.
6.Отраслевая дифференциация в экспертном знании.
7.Основополагающие принципы экспертной деятельности относятся принципы: компетентности эксперта; независимости эксперта; законности экспертных процедур; научности и информационной обеспеченности; системности экспертизы; полноты и всесторонности экспертного исследования; финансовой обеспеченности и др.
8. Принцип компетентности эксперта.
9. Принцип независимости эксперта.
10.Принцип законности экспертных процедур.
11.Соответствие экспертной процедуры принципам и нормам как общей системы права.
12. Принцип научности и информационной обеспеченности выражается в том, что экспертиза законодательства должна проводиться с учетом имеющихся научных разработок, существующих достижений в конкретной области научных познаний и должна основываться на использовании широкого круга информации.
13. Принцип системности экспертизы.
14. Принцип полноты и всесторонности экспертного исследования.
15. Принцип финансовой обеспеченности.
16. Принципы антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
17. Требование обязательности официальной государственной антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
18. Принцип необходимости оценки нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.
19. Принцип обоснованности, объективности и проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
20. Принцип профессиональной компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
21. Профессиональная компетентность проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов.
22. Принцип сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.
Практические задания.
1.Покажите, в чем заключаются проблемы проведения экспертного знания.
2.Сравните различные методологические подходы в проведении экспертного знания.
3.Сравните принципы проведения социальной экспертизы.

Процедура проведения:
Экзамен проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос и выполнить одно практическое задание.

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.
Удовлетворительно (зачтено) Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
Неудовлетворительно (не зачтено) Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны, студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сущинская М.Д., Власова Т.В. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Третьякова Е.-Д.С. Правотворчество и экспертиза нормативных правовых актов: учебное пособие Издательство НГТУ, 2013 www.studentlibrary.ru
Л1.3 Сущинская М.Д. Социальная экспертиза: учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F52982-37D0-4895-9803-6A8572F7C0D6.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. Н. А. Кривич Культурологическая экспертиза: теоретические модели и практический опыт: монография Астерион, 2011
Л2.2 Ефремов И.А. Судебная экспертиза: Краткое научно-практическое пособие для адвокатов Юстиция, 2013
Л2.3 В.М. Питулько Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов Академия, 2005
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.edu.ru (Министерство образования и науки РФ);
Э2 2. www.schoolexpro.ru (Российский образовательный форум);
Э3 3. www.gain.ru (Государственная академия инноваций);
Э4 4. www.law.edu.ru (Российский образовательный правовой портал);
Э5 5. www.vlados.ru (Гуманитарный издательский центр «Владос»);
Э6 6. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ);
Э7 7. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека);
Э8 8. www.mto.ru/children (Президентская программа «Дети России»)
Э9 9. www.consultant.ru (СПС «Консультант плюс»);
Э10 10. www.garant.ru (СПС «Гарант»).
Э11 2. Электронные библиотечные системы:
Э12 ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/
Э13 ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/
Э14 Курс в Moodl: : «Коммуникация в правовой сфере для магистров социологии права»
Э15 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.