МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум консультанта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.01. Социология
ПрофильСоциология коммуникаций и управленческое консультирование
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz39_04_01_Социология_СКиУК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 187
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 187 187 187 187
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор, Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Практикум консультанта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 79)

составлена на основании учебного плана:
39.04.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Срок действия программы: 20182024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение теоретических основ и специальных технологий управленческого консультирования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
ОПК-1.1 Обосновывает выбор информационно-коммуникационных технологий для постановки и решения задач социологического исследования
ОПК-1.2 Предлагает постановку задач по поиску, обобщению социологических данных
ОПК-1.3 Осуществляет обоснованный выбор методов, технологических и программных средств для обработки социологической информации, проверки гипотез исследования и надежности полученных данных
ОПК-1.4 Создает информационную базу исследований по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений
ПК-1Способен к проведению социологических исследований в социальной сфере на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных
ПК-1.1 Знает модели и методы описания и объяснения социальных явлений и процессов
ПК-1.2 Умеет планировать, собирать социальную информацию для проведения социальных исследований
ПК-1.3 Умеет обрабатывать и представлять анализ полученных данных в ходе исследования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.логические обоснования применения абстрактного мышления, анализа и синтеза в конкретной и актуальной области социологического изучения значимых проблем общества; существующий в современной науке арсенал социально-экономических, социологических и демографических методов в исследовании, потенциал и ограничения методов, критерии подбора необходимых в исследовании методов;
базовые и инновационные основы формулирования целей и задач исследования в контексте современных научных подходов к анализу социальной реальности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать инновационные методы в научном исследовании, связанном с методами управленческого консультирования, опираясь на абстрактное мышление, анализ и синтез в своей профессиональной деятельности; давать собственную оценку рассматриваемым проблемам, ориентироваться и применять полученную информацию в рамках организации. Обучаться новым методам исследования.
Формулировать цели и задачи в необходимом исследовательском контексте в профессиональной деятельности в области управленческого консультирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Анализа механизмов регулирования социальных проблем.
Эффективного использования качественных и количественных методов изучения социума. Оптимального применения абстрактного мышления, анализа и синтеза в необходимом исследовательском контексте.
Анализа механизмов и моделей современных социальных проблем с учетом научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности.
Необходимыми базовыми и инновационными навыками по формулированию основных компонентов научного исследования в сфере социального знания в профессиональной деятельности. Навыки использования новейшего отечественного и зарубежного опыта. Навыки применения современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы методов управленческого консультирования
1.1. Общие проблемы управленческого консультирования Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Организация управленческого консультирования Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Специальные методы управленческого консультирования Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Консультирование организаций Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфические инструменты консультационных услуг Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.6. Методы организационной самодиагностики Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.7. Организационная диагностика Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Структуризация проблемного поля в управленческом консультировании Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.9. Методы групповой работы в управленческом консультировании.Методы тестирования, тренинга и проведения имитационных игр Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.10. Использование SWOT-анализа для управленческого консультирования Сам. работа 1 187 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8830

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен обоснованно отбирать и использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач
ПК-1: Способен к проведению социологических исследований в социальной сфере на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА


1. Предмет управленческого консультирования включает?
А.Методы психологического изучения субъектов управления
В.Методы внедрения экономических и управленческих знаний в практическую деятельность хозяйствующих субъектов.
С. Методы социального изучения субъектов управления
ОТВЕТ В.


2. Управленческий консалтинг-это?
А.Теория, направленная на совершенствование форм управления и ведения бизнеса.
В.Наука, направленная на совершенствование форм управления и ведения бизнеса.
С. Деятельность, направленная на совершенствование форм управления и ведения бизнеса.
ОТВЕТ С.

3. Кого называют участниками процесса консультирования?

А.Процесс консультирования включает двух партнеров – консультанта и клиента
В.Процесс консультирования включает трех партнеров – консультанта и клиента и государство
С. Процесс консультирования (по Токмаковой) включает одного партнера – клиента
ОТВЕТ А.

5. Что является объектом и консультационной деятельности?
А.Услуга по предоставлению информации, адаптированной к правовой или фактической ситуации клиента.
В.Процесс консультирования включает трех партнеров – консультанта и клиента и государство
С. Процесс консультирования (по Токмаковой) включает одного партнера – клиента
ОТВЕТ А.

6. Что можно отнести к инструментам консультационной деятельности?
А.Методы предоставления информации, адаптированной к правовой или фактической ситуации клиента.
В.Технологии консультирования клиента в органиазции.
С. Организационную диаг­ностику, метод мозговой атаки, технологии организации проблемных совеща­ний, рабочих групп, кружков качества, нововведение, технологию организаци­онных изменений, внедрение улучшенной системы документооборота, прове­дение совещаний, контроль за исполнением решений, изменение оргструктуры.
ОТВЕТ С.

7.В чем заключается междисциплинарность процесса консультирования?
А.Означает использрвание разных методов предоставления информации, адаптированной к правовой или фактической ситуации клиента.
В. Означает соединение усилий 2-х и более дисциплин, создающих условия для получения новых знаний в управленческом консультирвании
С. Означает применение разных технологий консультирования клиента в органиазции.
ОТВЕТ В.
8. Организационная диаг­ностика-это?
А.Сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей .
В. Соединение усилий 2-х и более дисциплин, создающих условия для получения новых знаний в управленческом консультирвании
С. Применение разных технологий консультирования клиента в органиазции.
ОТВЕТ А.

9. Метод мозговой атаки-это?
А.Сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей .
В. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические
С. Применение разных технологий консультирования клиента в органиазции.
ОТВЕТ В.

10. Технология организации проблемных совеща­ний -это?
А. Форма консультирования, в виде проведения делового совещания под руководством консультанта
В. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические
С. Применение разных технологий консультирования клиента в органиазции.
ОТВЕТ А.

11.Технология организаци­онных изменений включает?
А.Сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей .
В. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические
С. Системный подход к трансформации организации.
ОТВЕТ С.

12. Технология внедрения улучшенной системы документооборота это?
А. Создание комплексных инфосистем и технологий электронного документооборота.
В. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические
С. Системный подход к трансформации организации.
ОТВЕТ А.

13. Тренинг в управленческом консультироваии используется для?
А. Создания комплексных инфосистем и технологий электронного документооборота.
В. Решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические
С. Обучения методам, способам эффективного управления
ОТВЕТ С.
14. Психодиагностика в управленческом консультироваии используется для?
А. Выявления индивидуальных качеств и свойств личности, перспектив развития субъектов управления.
В. Решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические
С. Обучения методам, способам эффективного управления
ОТВЕТ А.
15. Имитационная игр в управленеском консультировании используется для?
А. Выявления индивидуальных качеств и свойств личности, перспектив развития субъектов управления.
В. Формирования новых знаний, суждений, представлений в процессе индивидуальной или коллективной специфической игровой экспертной деятельности, а также для подготовки практических решений
С. Обучения методам, способам эффективного управления
ОТВЕТ В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Дайте определение нормативного консультирования.?
Ответ: Вид консультирования по оказанию помощи топ-менеджменту при выработке ключевых решений
2..Какова специфика ценностного консультирования?
Ответ:Это средство оказания психологической помощи, основано на гармонизирующем воздействии духовно-нравственной направленности.
3. Что решает проблемное консультирование?
Ответ: Задачу оптимизировать сам процесс решения задачи клиентом: помочь ему точно описать условия, корректно поставить цель, оценить имеющиеся возможности и препятствия, наметить план и перейти к конкретным действиям.

4. Назовите основные компоненты структуры деловых услуг?
Ответ: Bнформационное обслуживание в форме представления статистических отчетов; 'экспертиза; консалтинговые проекты:

5.Как используется аутсорсинг в консалтинге?
Ответ: Аутсорсинг — формат рабочих отношений, при котором одна компания передает часть своих бизнес-процессов и функций другой. Это один из способов сэкономить: не нужно нанимать специалистов в штат — их можно арендовать у внешней компании.
6. В чем особенности управленческого консультирования в области администрирования?
Ответ: Консультирование в области администрирования повышает эффективность управления в краткосрочном периоде.
7. Что представляетя SWOT - анализ в консультировании?
Ответ:Свот-анализ — это действенный инструмент стратегического менеджмента. Он состоит в изучении внешней и внутренней среды с выявлением слабых и сильных сторон предприятия,
8. Что представляетя PEST - анализ в консультировании?
Ответ: Аббревиатура “PEST” представляет собой сочетание первых букв четырех английских слов Policy (P) - политика, Economy (E) - экономика, Society (S) – социум (общество), Technology (T) – технология
9. Коучинг в управленческом консультировании-это?
Ответ: Управленческий коучинг — это консультативный диалог между коучем и его клиентом (обычно руководителем) с целью улучшения управленческих навыков и развития личности.
10. Бизнес -коучинг это?
Ответ: Бизнес-коучинг — система профессиональных взаимоотношений между специалистом по развитию и росту бизнеса, а также повышение мотивации (коучем) и клиентом11
11. Назовите основной принципы коучинга?
Ответ: В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.
12. Сценарный метод в управленческом консультировании-это?
Ответ: Сценарный метод - метод реализации ситуационного подхода к принятию решений. Базируется на итеративной последовательности построения сценариев с целью выбора подходящей альтернативы управления.
13. Рефлексный метод в управленческом консультировании-это?
Ответ:Под рефлексивным понимается такое управление, при котором каждая из сторон стремится сделать все, чтобы заставить противоположную сторону действовать таким образом, как выгодно ей самой.
14.Назовите техники НЛП, используемые в управленческом консультировании?
Ответ: Распознавание наиболее часто используемых слов и предикатов репрезентативных систем другого человека и подстройка под них. Подстройка с помощью «отзеркаливания» и совпадения по позе, жестам, выражению лица, положению головы, темпу и высоте голоса, для того чтобы поддерживать раппорт с собеседником. Перевод высказываний из одной репрезентативной системы в другую для улучшения понимания между отдельными людьми или группами людей, если при общении между ними возникают проблемы. Рефрейминг контекста и содержания речи собеседника.
15. На чем основан реинжиниринг как метод совершенствования управления?
Ответ: Реинжиниринг бизнес-процессов воплощается скачкообразно, в крупных масштабах, совершенствование - терпеливо, непрерывно, затрагивая отдельные элементы организации.
16. Как работает метод «метафора» на оценку действительного состояния организации?
Ответ: У каждого работника есть свой образ той организации, в которой он работает. Сочетание этих образов дает разностороннее представление об организации не только консультанту, проводящему эту работу, но и всем участникам самодиагностики, что позволяет сотрудникам предприятия корректировать видение образа организации в сознании.
17. .В чем заключается организационная диагностика?
Ответ: Это сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных её подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей оптимизации управления.
18. В чем специфика диагностического интервью?
Ответ: Диагностическое интервью хорошо сочетается с тестовыми приемами, которые органично включаются в структуру беседы. Выполняя собственные функции, беседа является ещё и естественным фоном, который объединяет все остальные методы.
19. В чем заключается суть методики уточнения предварительного списка проблем ?
Ответ: В результате методики уточнения предварительного списка проблем получаем перечень, состоящий, как правило, из нескольких десятков проблем . Можно определить главные проблемы, их оценить и реадтзлвать решения.
20. Как определить эффективность управленческого консультирования?
Ответ: Эффективность консалтинга определяется как разница между оценкой-результатом и оценки первоначального состояния предприятия и отнесением полученной разницы к оценке-эталону.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ
Теоретические вопросы
1. Этапы становления управленческого консультирования.
2. В чем сущность целевой модели организации.?
3. Дайте определение управленческому консалтингу.
4. Кого называют участниками процесса консультирования?
5. Что является объектом и предметом консультационной деятельности?
6. Что можно отнести к инструментам консультационной деятельности?
7. чем отличается реактивное управление организации от пассивного?
8. Каковы особенности проактивного стиля управления организации?
9. Почему консультирование является частью процесса управления организацией?
10.В чем заключается междисциплинарность процесса консультирования?
11.Назовите основные функции консультантов по управлению?
12.Чем отличаются внутренние консультанты от внешних?
13. Назовите основные виды деятельности внутренних консультантов?
14.Дайте определение нормативного консультирования.
15.Какова специфика ценностного консультирования?
17.Что решает проблемное консультирование?
18.Назовите основные компоненты структуры деловых услуг
19.Как используется аутсорсинг в консалтинге?
20.В чем особенности управленческого консультирования в области администрирования?
21. Какие направления консультирования затрагивает консалтинг в области маркетинга?
22.Особенности консультирования в области производственного менеджмента.
23.Консультирование в области информационных технологий.
24.Чем экспертное консультирование отличается от процессного?
25.Приведите типологию консалтинга, в основе которой лежит успешность и масштабы деятельности.
26.Назовите техники НЛП, используемые в управленческом консультировании
27.Назовите основные принципы коучинга.
28.Назовите основные положения концепции глубокого консультирования.
29.Опишите поведенческие аспекты консультант-клиентских отношений.
30.Приведите классификации методов консультирования.
31.На чем основан реинжиниринг как метод совершенствования управления?
32.Как работает метод «метафора» на оценку действительного состояния организации?
33.В чем заключается организационная диагностика?
34.В чем специфика диагностического интервью?
35.В чем заключается суть методики уточнения предварительного списка проблем ?
36.Как осуществляется взаимодействия консультанта с группой?
37.Как обеспечить групповую динамику?
Практические задания
38. Приведите перечень тестовых методик. На что может быть направлено тестирование работников клиента?
39. Приведите пример игр. В каких случаях используются организационно - деятельностные игры?
40.Назовите отличительные особенности деловых игр?
41.Приведите классификацию деловых игр
42 Проанализируйте свое участие в тернингах.В чем заключается специфика тренинга?
43.Приведите типологию тренингов.
44. Осуществите SWOT-анализа деятельности своего факультета?
45. Проведите PEST-анализ какого-либо предприятия?
46.Из каких элементов состоит анализ менеджмента в организации?
47.Какова роль консультантов в разработке стратегии организации?
48.Можно ли определить видение организации с помощью метода «метафор»?

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. П. Третьякова, А. Я. Троцковский Программно-целевые методы управления: исторический и современный контекст: монография Изд-во АлтГУ, 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прокопьев А. П., Емельянов Р. Т., Иванчура В. И. Методы управления технологическими процессами строительства асфальтобетонных покрытий: Научные монографии Сибирский федеральный университет, 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Moodle Практикум консультанта portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека
http://flogiston.ru/ - Психологический портал МГУ
www.e-library.ru - Научная электронная библиотека
http://e.lanbook.com/ -- Электронно-библиотечная система «Издательства «Лань»
http://www.biblioclub.ru/ -- «Университетская библиотека онлайн»
http://www.regioncentre.ru – Научно-исследовательский центр «Регион»
Журнал практической психологии и психоанализа – электронный журнал - http://psyjournal.ru/
Вопросы психологии – каталог полнотестовых статей - http://www.voppsy.ru/
Психологические исследования – электронный журнал - http://psystudy.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.