МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы организации профессиональной деятельности в цифровой среде

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.

Рецензент(ы):
к.с.н. , доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Системы организации профессиональной деятельности в цифровой среде

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 8
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.соц.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у студентов профессиональных компетенций, направленных на освоение и применение информационных технологий в профессиональной деятельности.
Дать студентам знания об информационных технологиях и их применению в социальной сфере.
Познакомить с возможностями программных средств автоматизации деятельности в социальной сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-2 Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные способы и средства получения, хранения, передачи и переработки информации. Специализированные ресурсы сети Интернет по социальной работе. Информационные системы, базы данных, АРМ используемые в системе социальной защиты населения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь использовать в работе различные методы, способы и средства хранения, передачи, переработки информации. Использовать в работе и проектировать информационные системы, базы данных, АРМ. Получать электронные услуги в социальной сфере. Осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками работы с порталами: «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»», «Мои документы» МФЦ, навыками работы с сетевыми информационными системами и АРМ в области социальной работы. Навыками управления проектом на всех этапах его жизненного цикла.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные технологии в профессиональной деятельности по социальной работе
1.1. Роль и место информационных технологий в современном мире Практические 1 1 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Информационные технологии при формировании социальной политики, в управлении социальной сферой, в социальной работе Практические 1 1 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Практика применения информационных технологий в социальной работе. Информационное пространство социальной сферы. Методы, способы, средства получения, хранения, переработки информации Практические 1 1 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Практика применения информационных технологий в социальной работе Практические 1 1 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Практические 1 1 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.6. Информационные технологии взаимодействия клиента и организаций системы социальной защиты населения Сам. работа 1 30 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Практическое использование информационных технологий в социальной защите
2.1. Глобальная сеть Интернет и социальная работа Практические 1 1 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Официальные сайты организаций системы социальной защиты населения. Информационная открытость и доступность учреждений социального обслуживания для получателей социальных услуг Практические 1 2 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы Практические 1 2 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Официальные сайты организаций системы социальной защиты населения. Информационная окрытость и доступность учреждений социального обслуживания для получателей социальных услуг Сам. работа 1 30 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.5. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы Сам. работа 1 34 УК-1, УК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информационные технологии: понятие, сущность.
2. Информационные технологии и социальная политика.
3. Информационная безопасность.
4. Федеральные целевые программы в области информационных технологий.
5. Виды современных информационных технологий.
6. Информатизация социальной сферы России.
7. Информационные технологии в сфере социальной работы.
8. Информационные технологии в социальной сфере Алтайского края.
9. Социальные службы и их информационное обеспечение.
10. Роль компьютерных технологий в обеспечении качества оказания социальных услуг.
11. Компьютерные технологии в практике социальной работы.
12. Принципы работы с банками и базами данных в практике социальной работы.
13. Портал «Государственные услуги Российской Федерации» в практике социальной работы.
14. Сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в практике социальной работы.
15. Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях https://bus.gov.ru.
16. Нормативно-правовая справочная система Гарант в практике социальной работы.
17. Нормативно-правовая справочная система Консультант в практике социальной работы.
18. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
19. Официальный сайт Министерства социальной защиты Алтайского края.
20. Сайты организаций социального обслуживания населения Алтайского края.
21. Требования к информационной открытости и доступности учреждений социального обслуживания.
22. Информационная открытость поставщиков социальных услуг. ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации.
23. Автоматизированное рабочее место.
24. Автоматизированные информационные системы в практике социальной работы.
25. Информационная система «Социальная защита населения Алтайского края».
26. Информационные системы в практике социальной работы.
27. Укажите основные виды поиска услуг на портале «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»»
28. Укажите виды государственных и муниципальных услуг по социальной поддержке предоставляет МФЦ для населения (на примере Алтайского края).
29. Перечислите основные функции пользователя, администратора/модератора автоматизированной информационной системы «Социальная защита населения Алтайского края»
30. Опишите основные поля базы данных получателей в автоматизированной информационной системы «Социальная защита населения Алтайского края»
31. Изобразите схематично алгоритм получения государственной услуги через управление по социальной защите населения в Алтайском крае.
32. Изобразите схематично алгоритм получения государственной услуги через МФЦ в Алтайском крае.
33. Изобразите схематично алгоритм получения государственной услуги через портал «Электронное Правительство РФ «Госуслуги»»
6.8 Назовите основные инструменты сети Интернет, используемые в практике социальной работы.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гасумова, С.Е. Информационные технологии в социальной сфере : учебное пособие Москва : Дашков и К,, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 Гасумова, С. Е. Информационные технологии в социальной сфере: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/476487
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Советов, Б.Я., Цехановский, В.В. Информационные технологии: учебник для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии : учебник для вузов: Москва : Издательство Юрайт, 2021 URL: https://www.urait.ru/bcode/468473
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Автоматизированная информационная система «Социальная защита населения Алтайского края».
Э2 http://www.gosuslugi.ru - Электронное Правительство (Портал государственных услуг РФ)
Э3 http://www.rosmintrud.ru - Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ
Э4 http://www.aksp.ru - официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Алтайского края
Э5 http://mfc22.ru - сайт Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края
Э6 http://www.citforum.ru/internet/search/searchsystems.shtml - Тихонов В. Поисковые системы в сети Интернет
Э7 http://www.citforum.ru/programming/khramtsov/search.shtml. - Храмцов П. Информационно-поисковые системы Internet.
Э8 Поисковые системы: www.yandex.ru, www.google.com
Э9 Курс в Moodle «Системы организации профессиональной деятельности в цифровой среде» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; интерактивная доска: SMART Board – 1 ед.; персональные компьютеры: NAIO Corp Z520 – 13 ед.
206Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка DEPO модель Neos 260, мониторы: марка Philips модель 227E3LHSU - 14 единиц
202Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка HP - 14 единиц; мониторы: марка ASUS модель VS197DE - 14 единиц
107Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 18 посадочных мест; компьютеры: марка HP, модель ProOne 400 - 18 единиц; проектор: марка SMART, модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SMART Board модель SMB680 - 1 единица
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.