МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особенности управления проектами в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Особенности управления проектами в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 20182025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Чудова С.Г., к. соц. н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать овладению студентами теоретическими и прикладными аспектами в области социального проектирования;
овладение знаниями о сущности программно-целевого подхода в управлении социальной сферой;
формирования умения разрабатывать документы для участия в конкурсах социальных проктов и анализировать возможность их участия в грантовом конкурсе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели
УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
УК-2.2 Формирует план-график реализации проекта в целом и план контроля его выполнения; организовывает и координирует работу участников проекта; представляет результаты проекта в различных формах
УК-2.3 Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1: Знает требования, предъявляемые к проектной работе; методы представления и описания результатов проектной деятельности; критерии и параметры оценки результатов выполнения проекта
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2: Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.3: Владеет навыками осуществления деятельности по управлению проектом на всех этапах его жизненного цикла

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1.Программно-целевой механизм управления социальной работой
1.1. Социальное управление проектами в социальной работе Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Социальное проектирование, как инструмент управления в социальной работе Сам. работа 1 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Социальный заказ и конкурс социальных проектов Сам. работа 1 18 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Разработка и реализация социальных программ
2.1. Стратегия и этапы разработки социальных программ Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Управление проектной деятельностью Практические 1 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.3. Управление проектной заявкой Сам. работа 1 20 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.4. Мониторинг и оценка социальных программ Практические 1 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.5. Мониторинг и оценка социальных программ Сам. работа 1 19 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8913

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли, что направление социальных изменений должно способствовать достижению конкретных функциональных целей, соответствовать­вать потребностям как социальной среды, социаль­ного окружения, так и ценностям и установкам стейкхолдеров проекта?
а) верно
б) неверно
в) частично верно
2. Какой тип проекта направлен на решение социальной проблемы принципиально новым способом?
а) практико ориентированный
б) проблемно-ориентированные
в) объектно-ориентированные
3. Социальное противоречие, осознаваемое субъектами (отдельными личностями, группами лиц и т.д.) как значимое для них несоответствие между существующими и должными, между целями и результатами деятельности, возникающее из-за отсутствия или недостаточности средств для достижения целей, препятствий на этом пути, борьбы вокруг целей между различными субъектами деятельности, что ведет к неудовлетворению социальных потребностей - это:
а) трудность
б) социальная проблема
в) социальное явление
4. Выявлении условий или видов поведения, которые мешают реализации целей общества, препятствуют его ровному функционированию или приводят общество в неустойчивое, неравновесное состояние - это :
а) функционалистский подход
б) дезорганизационный подход
в) структурный подход
5. Кто из ученых рассматривал социальные проблемы через призму соотнесения их с девиантным поведением?
а) З. Фрейд
б) А. Маслоу
в) Р. Мертон
6. Суть метода заключается в оценочном сопоставлении предлагаемых моделей проблемы по критерию эффективности - это:
а) Метод функциональных допущений
б) Метод проблемного моделирования
в) Метод функциональных сопоставлений
7. Метод постановки проблемы, основанный на учете тенденций изменения смоделированной проблемной ситуации - это:
а) Метод проблемного моделирования
б) Метод функциональных допущений
в) Метод функциональных сопоставлений
8. Метод постановки проблемы, основанный на проведении соответствующего эксперимента - это:
а) Экспериментальный метод
б) Метод причинной редукции
в) Метод проблемного моделирования
9. Целостный комплекс процедур для отслеживания происходящих социальных перемен на основании длительного изучения общественных явлений и процессов и анализа массовых представлений о них - это:
а) Статистический мониторинг
б) Социологический мониторинг
10. Пока люди не осознали проблему, она никак не отражается на их поведении, а объективное условие только тогда становится ею, когда угрожает ключевым ценностям конкретной социальной группы. О каком подходе к определению социальных проблем говорится?
а) функционалистский
б) конфликтно-ценностный
в) стигматизирующий
11. Решение социальных проблем связано с вмешательством, или интервенцией, в социальную жизнь, результатом которой является исчезновение проблемы из контекста социальной жизни - это :
а) Модель решения социальной проблемы
б) Модель структуры социальной проблемы
в) Модель проблемно ориентированного подхода
12. Совокупность технических приемов, обусловленных данным методом, включающих частные операции, их последовательность и взаимосвязь - это:
а) метод
б) способ
в) методология
13. К критериям отбора социальной проблемы относят:
а) Массовость проблемы
б) Численность социальной группы
в) Отклонение от социального фона
г) Целевая направленность проекта
14. Какое мышление имеет проблемно-ориентированный характер и требует способности вырабатывать образ оптимального пути для ее преодоления, достижения цели и видеть перспективы развития ситуации?
а) проблемно ориентированное
б) программно ориентированное
в) проектное
15. Совокупность приемов и операций теоретического и практического освоения действительности - это:
а) метод
б) способ
в) методология


Ответы:
1. а
2. б
3. б
4. б
5. в
6. в
7. а
8. а
9. б
10. б
11. а
12. в
13. а,в
14. в
15. а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В основе социального проекта лежит искусственное эволюционное социальное ________________, а управление социальными проектами – объединение целенаправленного действия и рефлексии субъекта (субъектов) по поводу этой деятельности.
Ответ: изменение
2. Перечислите источниками проблем, препятствующих процессу становления команды.
Ответ: нечеткость целей; нехватка открытости и конфронтация в команде; неконструктивные взаимоотношения с руководством организации; отсутствие необходимых ресурсов и финансирования; плохое техническое оснащение.
3. Как называется проявление разрыва социальных отношений или нарушение их нормального функционирования вследствие обострения существующих противоречий, которые меняют нормы поведения и ведут к социальным откликам и реакциям?
Ответ: Социальная проблема
4. Как называется подход, возникший, с одной стороны, в контексте обострения социальных проблем, вызванного ускорением темпов миграции, урбанизации и индустриализации после Первой мировой войны, а с другой – в контексте становления социологии как научной дисциплины со своим предметом и понятийным аппаратом?
Ответ: социальной дезорганизации
5. Что определяется как последствий какой-либо социальной деятельности, идущих вразрез с функциональными требованиями социальной системы и разрушающих институциональные связи?
Ответ: дисфункция
6. К какому подходу относится данная характеристика: "Социальные проблемы в значительной степени являются следствием общественной или социетальной peaкции (включая ситуации моральной паники) и социального контроля"?
Ответ: интеракционистский подход.
7. Какими требованиями, согласно Хилгартнеру и Боску должна соответствовать социальная проблема?
Ответ: драматичность, новизна, соответствие культурным предпочтениям, доминирующим в обществе, и институциональным ритмам публичных арен.
8. Что относят к публичным аренам отбора социальных проблем? Какие институты сюда включают? Укажите не менее 3.
Ответ: исполнительная и законодательная ветви власти, суды, телефильмы, кино, средства массовой информации (телевизионные службы новостей, журналы, газеты и радио), организации, занимающиеся проведением политических кампаний, группы социального действия, сфера прямых почтовых обращений и просьб (direct mail solicitations), книги, касающиеся социальных вопросов, научные сообщества 9, религиозные организации, профессиональные общества и частные фонды.
9. Метод функциональных ___________ – метод постановки проблемы, основанный на оценке вероятных последствий достижения цели
Ответ: допущений
10. Метод расширения ____________ переменных основан на преобразовании неуправляемых переменных в управляемые.
Ответ: управляемых
11. _______________ мониторинг – это система получения количественных характеристик в форме статистических показателей и коэффициентов, характеризующих различные стороны общественной жизни в режиме непрерывного слежения
Ответ: Статистический
12. В рамках конфликтно-_______________ подхода проблемы рассматриваются как результат столкновения ценностей, что ведет к нарушению ценностного консенсуса в обществе
Ответ: ценностного
13. Какое исследование предполагает наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области?
Ответ: Аналитико-экспериментальное исследование
14. ___________________ (формулятивное) исследование применяется тогда, когда об изучаемой проблеме имеется самое общее, смутное представление и никаких, кроме тривиальных, гипотез о подходах к ее решению социолог выдвинуть не может
Ответ: Разведывательное
15. Перечислите критерии отбора социальной проблемы
Ответ: 1. Массовость проблемы, 2. Отклонение от социального фона, 3. Степень влияния на жизнедеятельность общества
16. Как называется метод последовательного сведения причин к исходной, устранение которой обеспечивает возможность решения проблемы?
Ответ: Метод причинной редукции
17. Теоретико-______________ исследования ориентированы на содействие решению социальных проблем путем разработки новых принципиальных подходов к их изучению, формулированию общей стратегии их решения.
Ответ: прикладные
18. Какие исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем?
Ответ: прикладные или прикладные исследования
19. В каком из видов исследования четко определены объект и предмет?
Ответ: прикладном
20. ________________________ (дескриптивное) исследование преследует цель строгого описания качественно-количественных значений характеристик изучаемой проблемы в конкретной предметной области.
Ответ: Описательное


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2: Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. О каком подходе к управлению проектами идет речь: "Стержневая характеристика подхода – принцип социального участия всех субъектов, заинтересованных в выра­ботке решений, затрагивающих их судьбу, путем перманентного расширения «коммуникативного круга» с постепенным «втягиванием» в него все большего числа лиц с их «размотивированными» критериями оценки социальной ситуации и соци­ально значимых решений"?
а) структурный
б) инструментальный
в) социокультурный (ценностный)
2. Особый вид про­фессиональной деятельности, который не только сводится к достижению целей системы, но и пред­ставляет собой средство поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития - это:
а) социальное управление
б) распределение ресурсов
в) контроль
3. В рамках какого подхода к управлению социальными проектами базовой функцией является формирование управленческой элиты?
а) социокультурный
б) управленческий
в) инструментальный
4. Верно ли, что процессы управления должны быть скоординированы на всех структурных уров­нях, согласованы с внутренними характеристика­ми проекта, управленческие воздействия должны быть сбалансированы по всем направлениям?
а) нет
б) да
в) частично
5. Управление социальными проектами, основанное на непрерывных исследованиях, анализе собственных воздействий, способным соотносить их с прошлым и корректировать будущие управленческие воз­действия называют:
а) оптимальным
б) скоординированным
в) рефлексивным
6. По каким критериям оценивается эффективность проектной команды?
а) нацеленность всей команды на конечный результат
б) профессионализм специалистов; расстановка сотрудников в соответствии с их квалификацией и личными качествами
в) совместное времяпровождение за пределами рабочего поля
г) инициатива и творческий подход к решению задач при обеспечении сплоченности команды
7. Оценочные действия осуществляются самими исполнителями проекта, которые таким образом пытаются различными способами и на основе самостоятельно выбранных критериев, индикаторов и показателей охарактеризовать свою собственную деятельность называют:
а) самооценка
б) внешняя оценка
в) аудит
8. Верно ли, что оценка проекта позволяет определить стратегию дальнейшей деятельности и развития?
а) неверно
б) верно
9. При организации работы над проектом необходимо решить две главные задачи:
а) формирование команды проекта
б) оценить объем денежных средств для реализации
в) организация эффективной работы команды
г) найти помещение
10. Группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю - это:
а) единомышленники
б) группа
в) команда
11. Команда обладает такими существенными признаками, как:
а) одинаковой половозрастной структурой
б) групповые ценности, на основе которых формируется чувство общности в команде и создается общественное мнение
в) групповое давление, т.е. воздействие на поведение членов команды общими целями и задачами деятельности
г) квалификацией в соответствующей сфере
12. Какой подход позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации проекта?
а) межличностный подход
б) ролевой подход
в) целеполагающий подход
13. Сколько видов контроля выделяют в технологии управления проектами?
а) 2
б) 3
в) 4
14. Уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующий конкретным требованиям, включая ограничения
сроков, стоимости и ресурсов - это:
а) проект
б) программа
в) деятельность
15. Сконструированное инициатором социальное нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы; воздействие на людей признается положительным по своему социальному значению - это:
а) социальная программа
б) инновационный процесс
в) социальный проект

Ответы:
1. в
2. а
3. б
4. б
5. в
6. а, б, г
7. а
8. б
9. а, в
10. в
11. б, в
12. в
13. б
14. а
15. в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Под ___________________ управления, прежде всего, понимается достижение целей проекта, конкретная реализация изменения социальных субъектов, объектов или процессов.
Ответ: результатом
2. Достоинством какого подхода к управлению проектами является серьезная теоретическая проработка вопросов социального прогнозирования, субъектной ориен­тированности социальных процессов, ценностная направленность исследований?
Ответ: социокультурного (ценностного)
3. В рамках социального управления выделяют две основные его формы – управление материаль­ными ресурсами и управление ____________ ре­сурсами.
Ответ: человеческими
4. Перечислите стадии формирования команды проекта.
Ответ: формирование, срабатываемость членов команды, стабильная работа, реорганизация, расформирование команды ввиду закрытия проекта
5. Главная задача ______________ — обеспечить эффективную работу проектной команды.
Ответ: руководителя
6. Качество _______________ проектом во многом основано на ясном понимании совокупности имеющихся в распоряжении менеджмента ресурсов, чувствительности к происходящим в рамках проекта и, до некоторой степени за его пределами, событий и на способности организовать и при необходимости оперативно корректировать деятельность и взаимодействие участников проекта.
Ответ: управления
7. ______________________ указывает на элементы, требующие изменения, укрепления (если же это — дефекты, то пути и способы их устранения).
Ответ: оценка
8. Группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю - это ___________
Ответ: команда
9. Перечислите элементы система управления командой проекта.
Ответ: 1) организационное планирование; 2) кадровое обеспечение проекта; 3) создание команды проекта; 4) осуществление функции контроля и мотивации трудовых ресурсов проекта для эффективного хода работ и завершения проекта.
10. К какому из подходов к формированию команды относится данная характеристика: "_____________________ подход (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели".
Ответ: Проблемно – ориентированный подход
11. При каком виде управления руководитель организации управляет руководителями проектов и общими функциональными отделами (бухгалтерия, маркетинг, стратегическое планирование, техническое обслуживание и др.)?
Ответ: проектное управление
12. С какого периода происходит становления теории и практики управления проектами?
Ответ: 30-х гг. ХХ в.
13. ___________ коммуникация - процесс взаимодействия деловых партнеров, направленный на организацию и оптимизацию того или иного вида предметной деятельности.
Ответ: Деловая
14. Перечислите типы коммуникации.
Ответ: внутренние (внутрипроектные) и внешние; формальные и неформальные; письменные и устные коммуникации
15. _____________ в социальных проектах представляют собой процессы, связанные с обеспечением своевременного и соответствующего формирования, сбора, распространения, хранения и размещения информации.
Ответ: Коммуникации
16. Как называется область знаний, включающая в себя процессы, необходимые для своевременного создания, сбора, распространения, хранения, получения и в конечном итоге использования информации проекта?
Ответ: Управление коммуникациями проекта
17. Глубокое, доскональное знание существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также наличие соответствующих умений и навыков - это ___________
Ответ: компетентность
18. Компонентами коммуникативной компетентности являются вербальная и _____________ (социокультурная) компетентность.
Ответ: невербальная
19. Какой подход предлагает понимание проекта, как уникального комплекса взаимосвязанных управленческих мероприятий для достижения заранее поставленных целей при определенных требованиях к срокам, бюджету и характеристикам ожидаемых результатов?
Ответ: управленческий (менеджерский)
20. Перечислите этапы разработки социального проекта.
Ответ: 1. Организационный этап; 2. Этап разработки проекта; 3. Этап согласования и утверждения проекта; 4. Этап пропаганды и организации контроля выполнения

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Понятие и цели управления проектами.
2. Современная концепция управления проектами.
3. Окружающая среда и участники проекта.
4. Фазы и жизненный цикл проекта
5. Базовые элементы управления проектами.
6. Процессы и функции управления проектами
7. Критерии успеха проекта: связь с ресурсами организации, ее
жизненным циклом, философией и культурой.
8.Элементы организационной системы управления проектом:
производственные задачи, законы, методики, информационные
материалы.
9.Критерии приемлемости проекта.
10.Создание коммуникационной системы проекта.
11.Документы проекта, их форма, классификация, требования.
12.Организационная структура управления и система взаимоотношений
участников проекта.
13.Команда проекта.
14.Общие принципы выбора организационной структуры управления
проектом.
15.Сетевые модели планирования и управления проектами.
16.Определение работ, составляющих критический путь.
17.Управление проектом по временным параметрам.
18.Управление стоимостью и финансированием проекта.
19.Управление ресурсами проекта.
20.Управление качеством проекта.
21.Управление рисками проекта.
22.Особенности разработки и реализации проектов
государственно–частного партнерства
23.Актуальные проблемы управления проектами в современной России.
24.Особенности реализации проектного подхода в кризисных условиях

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. Составьте SWOT-анализ разработанного вами социального проекта.
2. Составьте план-график реализации вашего проекта с определением полномочий среди сотрудников

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л1.2 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Руденко, Л.Г. Планирование и проектирование органи-заций: , Электронный ресурс] : Учебники — Электрон. дан. — e.lanbook.com
Л2.2 Пирогов С. В. Социальное прогнозирование и проектирование: учебное пособие: Проспект, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в системе Moodle "Особенности управления проектами в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
Э2 4.Правительство РФ: Интернет-портал: документы [Режим доступа: http://правительство.рф/gov/results/]
Э3 3.Президент России. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://президент.рф/документы]
Э4 2.Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций. Конкурсы. [Режим доступа http://grants.oprf.ru/12535/]
Э5 1.Алтайский край. Официальный сайт: документы [Режим доступа: http://www.altairegion22.ru/official_docs/]
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2.Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4.Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5.Итоговый контроль.
Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.