МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное партнерство в социальной работе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.04.02. Социальная работа
ПрофильОрганизация и управление в социальной работе
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_04_02_Социальная работа_ОиУ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальное партнерство в социальной работе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 39.04.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 80)

составлена на основании учебного плана:
39.04.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: 2018-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать формированию целостного представления об основах взаимодействия государственных и общественных структур в социальной работе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.1 Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.2 Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
ПК-2.3 Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основы планирования организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет осуществлять планирование деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Умеет осуществлять координацию и организацию деятельности сотрудников и подразделений, реализующих деятельность по социальной защите граждан

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное партнерство в социальной работе
1.1. Введение в курс. Понятие и основные принципы социального партнерства Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Тиры социального партнерства. Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Типы социального партнерства. Сам. работа 2 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Нормативно-правовые акты в сфере некоммерческого сектора Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Нормативно-правовые акты в сфере некоммерческого сектора Сам. работа 2 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Принципы построения социального партнерства в социальной работе Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Принципы построения социального партнерства в социальной работе Сам. работа 2 22 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Примеры успешного социального партнерства в социальной работе Сам. работа 2 28 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10436

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию и организации деятельности сотрудников и подразделений организаций, реализующих деятельность по социальной защите граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К какому механизму межсекторного взаимодействия относится грант субъекта РФ?
a. организационно-структурные
b. социально-технологические
c. конкурсные
Ответ: с

2. Партнерство государственных структур и некоммерческого сектора называют:
a. общественно-государственное партнерство
b. частно-государственное партнерство
c. частно-общественное партнерство
Ответ: а

3. К какому виду механизмов межсекторного взаимодействия относятся общественные советы?
a. конкурсные
b. процедурные или переговорные
c. организационно-структурные
Ответ: b

4. Заполните пропущенную часть определения: «Трехстороннее межсекторное социальное партнерство - это союз между сторонами, представляющими _____, в котором стратегически объединяются ресурсы и способности каждой из сторон и которое основано на принципах разделения рисков, затрат и общей выгоды».
a. государство, бизнес, гражданское общество
b. государство, НКО, гражданское общество
c. государство, бизнес, муниципалитет
Ответ: а

5. Соотнесите сектор общества с характерной для него формой собственности - коммерческий сектор:
a. общественная форма собственности
b. акционерная форма собственности
c. муниципальная форма собственности
Ответ: b

6. Какие субъекты межсекторного взаимодействия относят к участникам частно-государственного партнерства?
a. государственная организация и бизнес структура
b. государственная организация и НКО
c. НКО и бизнес структура

7. Верно ли, что корпоративное волонтерство является проявлением частно-общественного партнерства?
a. Да
b. Нет
Ответ:а

8. К какому виду механизмов межсекторного взаимодействия можно отнести проведение круглых стов, координационных советов?
a. конкурсные
b. процедурные или переговорные
c. организационно-структурные
Ответ: b

9. К какому виду механизмов межсекторного партнерства можно отнести муниципальный социальный заказ?
a. конкурсные
b. процедурные или переговорные
c. организационно-структурные
Ответ: b

10. Удовлетворение многообразных потребностей индивидов и их групп за счет оказания социальных услуг субъектами гражданского общества является ______ функцией гражданского общества.
a. мобилизационная
b. сервисная
c. социализирующая
Ответ: b

11. Каков вклад социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в решение задач долгосрочного социально-экономического развития РФ?
a. содействие повышению качества социальных услуг и решению актуальных социальных проблем
b. разработка и апробация социальных инноваций
c. развитие некоммерческого сектора экономики
d. все варианты верны
Ответ: d

12. К какой форме поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) органами государственной власти относится передача в пользование организации государственного или муниципального имущества:
a. имущественная поддержка
b. финансовая поддержка
c. информационная поддержка
Ответ: а

13. Что относится к финансовой поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) органами государственной власти и органами местного самоуправления:
a. обучение сотрудников
b. грант губернатора региона
c. размещение информации о деятельности НКО на сайте министерства региона
Ответ: b


14. Включение социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в реестр поставщиков социальных услуг осуществляется на:
a. добровольной основе
b. обязательной основе
Ответ: а

15. Метод исследования потребностей благополучателей социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), заключающийся в групповом обсуждении (или групповом интервью) с представителями целевой группы по заданной теме:
a. анкетирование
b. наблюдение
c. фокус-группа
Ответ: с

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» –

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Верно ли, что разработанная сообща представителями 2 или всех 3 секторов совокупность правил, технологий и документации по организации и реализации совместных работ, направленная на решение социально значимой проблемы – это механизм межсекторного партнерства?
Ответ: да.

2. Привычка уважительно относиться к чужому мнению, желание и умение выстраивать социальные отношения, принимать активное участие в запланированной и оформленной соответствующим соглашением совместной деятельности, выполняя принятые на себя обязательства – это характеристики ____________ мышления (вставьте прилагательное).
Ответ: партнерского.

3. Функция гражданского общества, заключающаяся в социализации индивидов и выработке общественных норм, связанных с воплощением в жизнь ценностей солидарности, ответственности, справедливости, называется ________ функцией (вставьте прилагательное).
Ответ: социализирующей.

4. Организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками, является ____________ организацией (вставьте прилагательное).
Ответ: некоммерческой.

5. Социально _________ некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации (вставьте прилагательное).
Ответ: ориентированными

6. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности – это социальная _______ (вставьте существительное).
Ответ: услуга

7. Информационная система, которая осуществляет сбор, хранение, обработку и предоставление информации о поставщиках социальных услуг называется __________ поставщиков социальных услуг региона (вставьте существительное).
Ответ: реестром

8. Под _________ деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, оказанию иной поддержки (вставьте прилагательное).
Ответ: благотворительной.

9. Под ___________ деятельностью понимается добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях согласно законодательству РФ (вставьте прилагательное).
Ответ: добровольческой или волонтерской.

10. Неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, реализующая благотворительную деятельность в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц, называется ________ организацией (вставьте прилагательное).
Ответ: благотворительной.

11. Верно ли, что миссией некоммерческого сектора является максимальное извлечение прибыли на основе предоставления товаров и услуг в конкурентной борьбе с другими участниками внутреннего и внешнего рынка для удовлетворения или формирования спроса на них?
Ответ: нет.

12. Принцип _________ дополнения заключается в том, что в рамках совместной деятельности для достижения наилучшего результата каждый должен делать то, что он делает лучше других (вставьте прилагательное).
Ответ: взаимной.

13. Социальное партнерство в решении молодежных проблем – это _________ взаимодействие общественных объединений молодежи, государственных органов, бизнес-организаций при проведении единой политики в сфере молодежных интересов (вставьте прилагательное).
Ответ: межсекторное.

14. _______ механизмы реализуются тогда, когда претендент выигрывает конкурс, организованный по заранее разработанной схеме (с участием НКО и других сторон) (вставьте прилагательное).
Ответ: конкурсные.

15. Межсекторное социальное __________ - это конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), «выгодное» населению территории и каждой из сторон, и обеспечивающее синергетический эффект от «сложения» разных ресурсов при решении социальных проблем (вставьте прилагательное).
Ответ: партнерство.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чирун С.Н. Молодежная политика: генезис, состояние, региональная специфика: учеб.пособие Кемерово : [Кузбассвузиздат], 2009 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 [под общ. ред. С. Г. Максимовой] Молодежь Алтая: оценка современного положения, социально-экономической и политической активности: монография: Барнаул, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл «Социальное партнерство в социальной работе» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения проанализируйте рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.