МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Иностранный язык в сфере юриспруденции

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра иностранных языков экономического и юридического профилей
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
ПрофильОбщеправовой
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция_Общеправовой-2021_САЙТ
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат психологических наук, доцент, Корнеева А.В.;кандидат педагогических наук, доцент, Усвят Н.Д.

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Иностранный язык в сфере юриспруденции

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1011)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра иностранных языков экономического и юридического профилей

Протокол от 05.05.2022 г. № №5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.психол.н., доцент Корнеева А.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра иностранных языков экономического и юридического профилей

Протокол от 05.05.2022 г. № №5
Заведующий кафедрой к.психол.н., доцент Корнеева А.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования;
• овладение студентами необходимым и достаточным уровнем иноязычной коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях профессиональной, научной, культурной и бытовой сфер деятельности, при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования;
• достижение студентами квалификации самостоятельного пользователя на уровне «В 2 – пороговый продвинутый» (на основе, международно признанных, уровней владения иностранным языком).
Конкретной практической целью обучения иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции для использования иностранного языка в профессиональной деятельности на международной арене, в познавательной деятельности и для межличностного общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.2

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-4Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
УК-4.1 Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения
УК-4.2 Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки
УК-4.3 Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи
УК-4.4 Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-4.1. Знает нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи; особенности современных коммуникативно-прагматических правил и этики речевого общения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-4.2. Проводит анализ конкретной речевой ситуации; оценивая степень эффективности общения и определяя причины коммуникативных удач и неудач, выявляя и устраняя собственные речевые ошибки.
УК-4.3. Создаёт устные и письменные высказывания, учитывая коммуникативные качества речи.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК 4.4. Владеет устными и письменными речевыми жанрами; принципами создания текстов разных функционально-смысловых типов; общими правилами оформления документов различных типов; письменным аргументированным изложением собственной точки зрения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Страны изучаемого языка
1.1. Географическое положение Практические 2 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Ветви власти, органы власти Практические 2 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.3. Основы государственного строя Практические 2 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.4. Страны изучаемого языка Сам. работа 2 48 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Конституция
2.1. История создания конституции Практические 2 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.2. Структура и разделы конституции Практические 2 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.3. Основные права граждан Практические 2 1 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
2.4. Конституция Сам. работа 2 50 УК-4.1, УК-4.2, УК-4.3, УК-4.4 Л2.1, Л1.4, Л3.2, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция УК-4: Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах).

Английский язык
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
Выберите правильный вариант ответа.

1. I was _______by a Hollywood studio last month.
a) hit
b) heard
c) hurt
d) hired

2. An act of assigning a job or position to someone.
a) law
b) act
c) appointment
d) interview

3. Would you like to _______ a taxi to the train station?
a) drop off
b) order
c) bring
d) check

4. I think we're lost. I'm going to ask for _______.
a) instructions
b) recommendations
c) directions
d) commands

5. A lawyer, also known as an attorney, is someone who either gives___________
advice to clients or represents them in court.
a) legal
b) law
c) illegal
d) judicial

6. Most lawyers __________ in one type of law (criminal law, family law, etc.)
a) specify
b) specialize
c) notify
d) attest

7. What is the function of the investigator?
a) to conduct criminal investigation
b) to certify and attest copies
c) to provide representation to citizens in courts in both civil and criminal cases
d) to supervise implementation of laws

8. What is the function of the notary?
a) to conduct criminal investigation
b) to certify and attest copies
c) to provide representation to citizens in courts in both civil and criminal cases
d) to supervise implementation of laws

9. This person is the head of the government.
a) president
b) Prime Minister
c) judge
d) notary

10. The Constitution _______ “cruel and unusual punishment’.
a) allows
b) assures
c) forbids
d) supports

11. Punishment for people who _______ the law is decided in the court of law.
a) lose
b) break
c) support
d) make

12. Определите, какое утверждение соответствует содержанию текста.
Did You Know?
Russia is on two continents – Europe and Asia. But only 20% of Russia is in Europe. Russia has a population of 147 million people.
Almost four times as many people live in cities as in villages. The 12 biggest cities have a population of over 1 million people each.
Russian people are not always a Slavic type. They do not all have blue eyes and fair hair. Russian people may look like Spaniards, Greeks, Jews, Turks, Koreans or Mongolians. Russian people are part of a big community of more than 100 nations and ethnic groups. There are Russians, Tatars, Ukrainians, Chuvash, Bashkir, Belarusians and Mordovins, and others.
Everyone in Russia speaks Russian as the official language. Local languages are very important too. Children study them at school. There are five main religions in Russia. Orthodox Christians, Catholics, Muslims, Jews, and Buddhists live side by side all over the country.

a) The population of Russia is 140 million people.
b) There are 90 nations and ethnic groups in Russia.
c) Russian is the official language of the Russian Federation.
d) There are more than five main religions in Russia.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.d
2.c
3.b
4.c
5.a
6.b
7.a
8.b
9.b
10.c
11.b
12.c
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» - верно выполнено 60% заданий.
«не зачтено» - верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
В данных предложениях вставьте правильное слово.
1. Altai State __________ is one of the leading Russian classical higher education institutions established in 1973 (university).
2. Altai State University is a leader in higher __________ in Altai Region. (education)
3. Universities in Russia began transitioning to a system similar to that of Britain and the USA: 4 years for the Bachelor's __________and 2 years for a Master's degree (degree).
4. I study at Altai __________University. (State)
5. Altai State University was founded in __________. (1973)
6. __________ is the head of the university. (Rector)
7. __________ are the students who have completed their first degree. (Bachelors)
8. __________ are the students who have completed their second degree.(Masters)
9. The academic year has two __________. (semesters)
10. Academic year starts in __________. (September)
11. At the end of each semester students pass __________. (exams)
12. There are two oldest universities in Great Britain Cambridge University and __________ University. (Oxford)
13. The Head of the state in the Russian Federation is __________. (president)
14. Russia is situated in __________ and Asian continents. (European)
15. __________ mountains separate Asian and European parts of our country. (Urals)
16. Our region is located in the __________ part of Russia.(Asian)
17. Russia is washed by the seas of three oceans – the Atlantic, the __________ and the Pacific. (Arctic)
18. If you travel to other country you should have passport and __________. (visa)
19. _________ is the national language in all parts of Britain. (English)
20. The single person who rules the state is called a __________ (president)
21. Australia is also an English-speaking __________. (country)
22. The United States of America is a federal republic consisting of __________ states.(50)
23. The state symbol of Russia is a three-colored banner with three stripes: white, blue and __________ (red).
24. The Federal Assembly consists of __________ chambers (two)
25. The executive power belongs to the government which is headed by the __________ (Prime Minister)
26. A _________ is a person who steals things from shops.(shoplifter)
27. A __________is a person who deliberately and unlawfully kills another human being. (murderer)
28. A state ruled by a king or queen is a __________ (monarchy)
29. A system of government in which leaders are chosen by the people is called a __________ (democracy)
30. __________ is a political movement that believes in an economic system in which the state controls the means of producing everything on behalf of the people. It aims to create a society in which everyone is treated equally. (socialism)
31. _________ is a system of government which is executed by a dictator. (dictatorship)
32. __________ is an economic system in which a country’s business and industry are controlled and run for profit by private owners rather than the government. (capitalism)

Заполните пропуски нужными предлогами
33. How do you get _______ your office? (to)
34. How often do you write _______ your friends? (to)
35. Bess is always on time _______ her lesson. (for)
36. Are you going to stay here_______ the week-end? (at)
37. I was _______ the library all day studying for final exams. (at)
38. The university combines all the important traditions _______ higher education. (of)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. university
2. education
3. degree
4. State
5. 1973
6. Rector
7. Bachelors
8. Masters
9. semesters
10. September
11. exams
12. Oxford
13. president
14. European
15. Urals
16. Asian
17. Arctic
18. visa
19. English
20. president
21. country
22. 50
23. red
24. two
25. Prime Minister
26. shoplifter
27. murderer
28. monarchy
29. democracy
30. socialism
31. dictatorship
32. capitalism
33. to
34. to
35. for
36. at
37. at
38. of

Немецкий язык
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
Выберите правильный вариант ответа.

1. Deutschland ist ________ .
a. Monarchie
b) Demokratie
c) Diktatur
d) Anarchie

2. Deutschland besteht aus _________ selbstständigen und gleichberechtigten Bundesländern.
a) 17
b) 18
c) 16
d) 19

3. Der Bundestag ist _______ der Bundesrepublik Deutschland.
a) die Volksvertretung
b) Bundesrat
c) Bundesregierung
d) Bundeskanzler

4. Die Staatsgewalt geht vom _______ aus.
a) Volk
b) Bundeskanzler
c) Bundespräsident
d) Gericht

5. Das Volk übt die Staatsgewalt durch besondere Organe ________ aus.
a) der Gesetzgebung (Legislative), (Exekutive) und der Presse
b) der vollziehenden Gewalt (Exekutive), der Rechtsprechung (Judikative) und der Polizei
c) der Gesetzgebung (Legislative), der vollziehenden Gewalt (Exekutive) und der Rechtsprechung (Judikative)
d) der Presse, der Polizei und der Verwaltung

6. Die Gesetzgebung ist ________ .
a) Exekutive
b) Presse
c) Judikative
d) Legislative

7. Die vollziehenden Gewalt ist ________ .
a) Exekutive
b) Presse
c) Judikative
d) Legislative

8. Die Rechtsprechung ist _______ .
a) Exekutive
b) Presse
c) Judikative
d) Legislative

9. Das Parlament Deutschlands heißt ________ .
a) Bundesrat
b) Bundesregierung
c) Bundesverfassungsgericht
d) Bundestag

10. _______ besteht aus Mitgliedern der Landesregierungen.
a) Bundestag
b) Bundesrat
c) Bundesregierung
d) Bundesverfassungsgericht

11. Die Bundesregierung, das „________“, besteht aus dem Regierungschef (dem Bundeskanzler) und den Bundesministern.
a) Haus
b) Parlament
c) Kabinett
d) Land

12. Определите, какое утверждение соответствует содержанию текста.
Wer macht in Deutschland Politik?
Das Parlament der Bundesrepublik Deutschland ist der Deutsche Bundestag. Er befindet sich in Berlin. Seit der Wiedervereinigung am 3. Oktober 1990 ist Berlin gesamtdeutsche Hauptstadt und seit 1999 auch Parlaments- und Regierungssitz Deutschlands. Der Deutsche Bundestag wird direkt durch das Volk gewählt. Eine Regierungsperiode (Legislaturperiode) dauert vier Jahre. Die Regierungsgeschäfte werden von der Bundeskanzlerin/vom Bundeskanzler geführt.
Der Bundestag hat eine Vielzahl von Funktionen: Er entscheidet über neue Gesetze und ändert das Grundgesetz (die Verfassung). Er genehmigt die internationalen Verträge mit anderen Staaten und Organisationen und beschließt den Bundeshaushalt (das Budget des Landes). Der Bundestag kontrolliert ebenfalls den Einsatz der Bundeswehr (der Armee der Bundesrepublik).

a) Die Wiedervereinigung geschah am 3. Oktober 1999.
b) Der Deutsche Bundestag wird direkt durch Staatsgewalt gewählt.
c) Bundeswehr beschließt den Bundeshaushalt
d) Das Parlament der Bundesrepublik Deutschland befindet sich in Berlin.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1.b
2.c
3.a
4.a
5.c
6.d
7.a
8.c
9.d
10.b
11.c
12.d
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» - верно выполнено 60% заданий.
«не зачтено» - верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
В данных предложениях вставьте правильное слово:
1. _______ das direkt gewählte Parlament in der Bundesrepublik Deutschland. (Bundestag)
2. Eine Art Parlament ________, das nicht direkt gewählt wird, sondern aus Vertretern der einzelnen Bundesländer besteht. (Bundesrat)
3. _______ eine rechtliche Norm, die alle beachten müssen. (Gesetz)
4. Die Wiedervereinigung Deutschlands feiert man am ____ Oktober 1990. (3)
5. Die ganze Bevölkerung wählt die Abgeordneten des Bundestages für _______ Jahre. (4)
6. Deutschland besteht aus _________ selbstständigen und gleichberechtigten Bundesländern. (16)
7. _______ ist die Volksvertretung. (Bundestag)
8. _______ ist die Ländervertretung. (Bundesrat)
9. Die Verfassung Deutschlands heißt _______ (Grundgesetz / GG)
10. _______ bestimmt die Richtlinien der Politik im Staat. (Bundeskanzler)
11. Der Bundeskanzler wird für _______ Jahre gewählt. (4)
12. Der Name für die deutsche Armee ist: die __________ . (Bundeswehr)
13. _______ führt die Regierung in Deutschland. (Bundeskanzler)
14. _______ ist eine Sammlung von Rechtsnormen, die die Bürger und der Staat einhalten müssen. (Verfassung/GG/Grundgesetz)
15. Jedes Land _______ mindestens 3 Stimmen im Bundesrat. (hat)
16. Jeder Deutsche, der ______ Jahre alt ist, hat das Wahlrecht und ist wählbar. (18)
17. Das Bundesverfassungsgericht besteht aus _______ Senaten. (2)
18. Das Grundgesetz _______ 11 Abschnitte. (hat)
19. An erster Stelle des Grundgesetzes stehen ________ mit der Verpflichtung des Staates, die Würde des Menschen zu achten und zu schützen. (Grundrechte)
20.________ wählt den Bundeskanzler. (Bundestag)

В данных предложениях переведите подчеркнутое слово или выражение на русский язык в именительном падеже:
21. Der Bundesrat ist die Vertretung der 16 Bundesländer. (федеральные земли)
22. Die Wiedervereinigung Deutschlands erfolgte am 3. Oktober 1990. (воссоединение)
23. Die ganze Bevölkerung wählt die Abgeordneten des Bundestages für 4 Jahre. (депутаты Бундестага)
24. Die Bundesregierung, das „Kabinett“, besteht aus dem Regierungschef (dem Bundeskanzler) und den Bundesministern. (федеральное правительство)
25. Der Bundeskanzler hat die zentrale Stellung in der Bundesregierung. (Бундесканцлер)
26. Das Bundesverfassungsgericht in Karlsruhe ist das höchste Organ des Bundes auf dem Gebiet der Gerichtsbarkeit. (федеральный конституционный суд)
27. Der Bundespräsident ist das Staatsoberhaupt der Bundesrepublik Deutschland und wird von der Bundesversammlung gewählt. (федеральный президент)
28. Die Legislative macht die Gesetze und kontrolliert die Regierung. (законодательная власть)
29. Die Exekutive ist die Regierung. (исполнительная власть)
30. Die Judikative kontrolliert die Regierung und die Legislative. (судебная власть)

Заполните пропуски нужными предлогами
31. Die BRD liegt _______ Mitteleuropa. (in)
32. Deutschland besteht ________ 16 selbstständigen und gleichberechtigten Bundesländern. (aus)
33. Das Bundesverfassungsgericht befindet sich _______ Karlsruhe. (in)
34. Der Kandidat für das Amt des Bundeskanzlers wird _______ dem Bundestag vorgeschlagen. (von)
35. Der Bundestag hat seinen Sitz _______ Berlin. (in)
36. Das Volk wählt die Abgeordneten des Bundestages ______ 4 Jahre. (auf)
37. Die Gesetzgebung _______ Deutschland übt das Parlament aus. (in)
38. Das Bundesverfassungsgericht besteht _______ zwei Senaten. (aus)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Bundestag
2. Bundesrat
3. Gesetz
4. 3
5. 4
6. 16
7. Bundestag
8. Bundesrat
9. Grundgesetz / GG
10. Bundeskanzle
11. 4
12. Bundeswehr
13. Bundeskanzler
14. Verfassung/GG/Grundgesetz
15. hat
16. 18
17. 2
18. hat
19. Grundrechte
20. Bundestag
21. федеральные земли
22. воссоединение
23. депутаты Бундестага
24. федеральное правительство
25. бундесканцлер
26. федеральный конституционный суд)
27. федеральный президент
28. законодательная власть
29. исполнительная власть
30. судебная власть
31. in
32. aus
33. in
34. von
35. in
36. auf
37. in
38. aus

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет пройденным программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (незачтено) НЕ использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты существующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
С целью определения уровня овладения компетенциями, закрепленными за дисциплиной, в заданные преподавателем сроки проводится текущий и промежуточный контроль компетенций, сформированных по дисциплине. Все виды текущего контроля осуществляются на практических занятиях. Результаты текущего контроля доводятся до сведения студентов до промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета/ экзамена.
Зачет проводится по окончании курса обучения до начала экзаменационной сессии в форме письменной (тестовой) работы по пройденным темам. Экзамен проводится по расписанию экзаменационной сессии в письменной форме. Объявление результатов производится по окончанию экзамена. Результаты аттестации заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку студента. Студенты, не прошедшие промежуточную аттестацию по графику сессии, должны ликвидировать задолженность в установленном порядке.

Критерии оценивания:
Экзамен:
Тестовые оценки коррелируются с общепринятой пятибалльной системой:
- оценка «5» (отлично) выставляется студентам за верные ответы, которые составляют 91 % и более от общего количества вопросов;
- оценка «4» (хорошо) соответствует результатам тестирования, которые содержат от 71 % до 90 % правильных ответов;
- оценка «3» (удовлетворительно) от 50 % до 70 % правильных ответов;
- оценка «2» (неудовлетворительно) соответствует результатам тестирования, содержащие менее 50 % правильных ответов.
Зачет:
Бинарная шкала – 100-балльная шкала
Зачтено 100–51%
Незачтено 50–0%

Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Авт.-сост. Губернаторова Э.В., Усвят Н.Д. English for Law: Учебное пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011
Л1.2 Корнеева А.В., Шмидт В.Г. Fachdeutsch fur Studenten der rechtswissenschaftlichen Fakultat: Strafrecht: Учебно-методическое пособие Изд. АлтГУ, 2016
Л1.3 Жогова И.Г., Кузина Е.В. English Course for Legal Studies: Учебное пособие Изд.АлтГУ, 2014
Л1.4 Колесникова Н.А., Томашевская Л.А. Английский язык для юристов.: [электронный ресурс] учеб. пособие М.: Флинта, 2017 // ЭБС «Универ.библ. он-лайн» 2018 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Першина Е.Ю. Английский язык для юристов: [Электронный ресурс]: учеб. пособие М.: Флинта, 2017 // ЭБС «ЭБС «Универ.библ. он-лайн» 2023 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Демидова Е.В., Губернаторова Э.В., Жогова И.Г., Корнеева А.В., Кузина Е.В., Раззамазова О.В., Рыжкова М.А., Сметанина М.Ю., Усвят Н.Д. English Grammar Reference and Exercises: Учебно-методическое пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017 // ЭБС АлтГУ 2023 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4194
Л3.2 Демидова Е.В., Губернаторова Э.В., Жогова И.Г., Корнеева А.В., Кузина Е.В., Раззамазова О.В., Рыжкова М.А., Сметанина М.Ю., Усвят Н.Д. Praktische Grammatik der deutschen Sprache: Учебное-методическое пособие Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2017 // ЭБС АлтГУ 2023 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4196
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Словари
Э2 www.multitran.ru – электронный интернет-словарь Мультитран
Э3 www.dict.rambler.ru - Рамблер-Словари - сервис перевода и прослушивания произношения слов и фраз
Э4 www.lingvo.abbyyonline.com - Онлайн-словарь ABBYY Lingvo
Э5 www.online.multilex.ru - "Мультилекс" - онлайн словари
Э6 Интернет-ресурсы:
Э7 1. www.economist.com
Э8 2. www.ft.com
Э9 3. www.guardian.co.uk
Э10 4. www.telegraph.co.uk
Э11 5. www.macmillanenglish.com/global
Э12 6. www.study.ru/test
Э13 7. www.lingvo.com
Э14 8. www.multitran.com
Э15 9. www.dailyesl.com
Э16 10. www.esl-lab.com
Э17 11. www.cdlponline.org
Э18 12. Themen neu: http://w.w.w.themen-neu.ru
Э19 13. www.foreign-languages.com - Для изучающих немецкий, испанский, японский, чешский и др. языки.
Э20 14. http://www.grammade.ru - GrammaDe.ru – немецкая грамматика и упражнения
Э21 15. http://www.languages-study.com - Изучение языков в Интернете
Э22 16. http://www.deutsch-uni.com.ru - Немецкий язык онлайн
Э23 17. http://www.studygerman.ru - Портал изучения немецкого языка StudyGerman.ru
Э24 18. http://languages.report.ru - Языки народов мира
Э25 Курс в Moodle "Иностранный язык в сфере юриспруденции" (Английский Усвят Н.Д.) portal.edu.asu.ru
Э26 Курс в Moodle "Иностранный язык в сфере юриспруденции» (Немецкий Корнеева А.В.) portal.edu.asu.ru
Э27 Курс в Moodle "Иностранный язык в сфере юриспруденции" (Английский Сметанина М.Ю.) portal.edu.asu.ru
Э28 Курс в Moodle "Иностранный язык в сфере юриспруденции" (Английский Губернаторова Э.В.) portal.edu.asu.ru
Э29 Курс в Moodle "Иностранный язык в сфере юриспруденции" (Английский Кузина Е.В.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
www.multitran.ru – электронный интернет-словарь Мультитран
www.dict.rambler.ru - Рамблер-Словари - сервис перевода и прослушивания произношения слов и фраз
www.lingvo.abbyyonline.com - Онлайн-словарь ABBYY Lingvo
www.online.multilex.ru - "Мультилекс" - онлайн словари
http://elibrary.asu.ru/ - Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета
http://elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека elibrary
http: //www.scopus.com - электронная база данных

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
410С лаборатория "Лингафонный кабинет" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 29 посадочных мест; рабочее место преподавателя, маркерные доски – 2 шт., кафедра, переносные ноутбуки: марка Lenovo модель G50-70 - 15 единиц; телевизор sharp, музыкальный центр samsung MAX-ZG550
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Успешное усвоение иностранного языка не только зависит от профессионального мастерства преподавателя, но и от умения бакалавров понять и принять задачи и содержания учебного предмета. Необходимо принимать активное участие в учебном процессе и быть ответственным за то, что делаете на практических занятиях по иностранному языку и во время самостоятельной внеаудиторной подготовки.
Успешное изучение иностранного языка возможно только при систематической самостоятельной работе над ним. Важную роль при этом играют накопление достаточного словарного запаса, знание грамматических конструкций и фонетического строя изучаемого языка посредством внеаудиторного чтения.
Прежде всего, необходимо научиться правильно произносить и читать слова и предложения. Чтобы научиться правильно произносить звуки и правильно читать тексты на иностранном языке, следует: во-первых, усвоить правила произношения отдельных букв и буквосочетаний, а также правила ударения в слове и в целом предложении; во-вторых, регулярно упражняться в чтении и произношении.
Для того чтобы научиться правильно читать, понимать на слух иностранную речь, а также говорить на иностранном языке, следует широко использовать технические средства, сочетающие зрительное и звуковое восприятие: слушать аудиозаписи, смотреть видеофильмы на иностранном языке.
Для образования умений и навыков работы над текстом без словаря необходима регулярная и систематическая работа над накоплением запаса слов, а это в свою очередь, неизбежно связано с развитием навыков работы со словарём. Кроме того, для более точного понимания содержания текста рекомендуется использование грамматического и лексического анализа текста.
Работу над закреплением и обогащением лексического запаса рекомендуем строить следующим образом:
• ознакомьтесь с работой со словарём – изучите построение словаря и систему условных обозначений;
• выписывайте незнакомые слова в тетрадь в исходной форме с соответствующей грамматической характеристикой, т.е. имена существительные – в именительном падеже единственного числа, глаголы – в неопределённой форме (в инфинитиве), указывая для сильных и неправильных глаголов основные формы; прилагательные – в краткой форме;
• записывая иностранное слово в его традиционной орфографии, напишите рядом в квадратных скобках его фонетическую транскрипцию;
• выписывайте и запоминайте в первую очередь наиболее употребительные глаголы, существительные, прилагательные и наречия, а также строевые слова (т.е. все местоимения, модальные и вспомогательные глаголы, предлоги, союзы и частицы);
• учитывайте при переводе многозначность слов и выбирайте в словаре подходящее по значению русское слово, исходя из общего содержания переводимого текста;
• выписывая так называемые интернациональные слова, обратите внимание на то, что наряду с частым совпадением значений слов в русском и иностранном языках бывает сильное расхождение в значениях слов;
• эффективным средством расширения запаса слов служит знание способов словообразования в иностранном языке. Умея расчленить производное слово на корень, префикс и суффикс, легче определить значение неизвестного нового слова. Кроме того, зная значение наиболее употребительных префиксов и суффиксов, вы сможете без труда понять значение всех слов, образованных от одного корневого слова, которое вам известно;
• в каждом языке имеются специфические словосочетания, свойственные только данному языку. Эти устойчивые словосочетания (так называемые идиоматические выражения) являются неразрывным целым, значение которого не всегда можно уяснить путём перевода составляющих его слов. Устойчивые словосочетания одного языка не могут быть буквально переведены на другой язык. Такие выражения следует выписывать и заучивать наизусть целиком.
Для практического овладения иностранным языком, необходимо усвоить его структурные особенности, в особенности те, которые отличают его от русского языка. К таким особенностям относится, прежде всего, твёрдый порядок слов в предложении, а также некоторое число грамматических окончаний и словообразовательных суффиксов.
Учебные умения, необходимые для успешной учебной деятельности можно и нужно развивать самостоятельно и с помощью преподавателя.
Условно учебные умения делятся на три группы:
1. умения, связанные с интеллектуальными процессами,
2. умения, связанные с организацией учебной деятельности и ее корреляции,
3. умения компенсационные или адаптивные.
К умениям, связанным с интеллектуальными процессам, относятся следующие умения:
• наблюдать за тем или иным языковым явлением в иностранном языке, сравнивать и сопоставлять языковые явления в иностранном языке и родном;
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
• готовить и презентировать развернутые сообщения типа доклада.
К умениям, связанным с организацией учебной деятельности и ее корреляции относятся:
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться реферативными и справочными материалами;
• контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
Компенсационные или адаптивные умения позволяют:
• пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
• использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, "словотворчество";
• повторить или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
• использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений);
• переключитъ разговор на другую тему.