МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Механизм реализации субъективных процессуальных прав

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданский процесс. Трудовое право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ГП-с,ТП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, М.А. Боловнев

Рецензент(ы):
Ст. преп., А.А. Серебряков

Рабочая программа дисциплины
Механизм реализации субъективных процессуальных прав

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 22.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является получение комплексных знаний о механизме и правилах реализации субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса, а также способах их обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданского судопроизводства и трудового права.
ПК-2.1 Знает структуру правоотношений, сферу действия правовых норм и порядок принятия актов правоприменения.
ПК-2.2 Умеет квалифицировать общественные отношения.
ПК-2.3 Владеет навыками вынесения актов правоприменения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает структуру правоотношений, сферу действия правовых норм и порядок принятия актов правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет квалифицировать общественные отношения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками вынесения актов правоприменения.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса
1.1. Механизм обеспечения прав участников процесса; понятие субъективного процессуального права, содержание субъективного процессуального права Лекции 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.2. Механизм обеспечения прав участников процесса; понятие субъективного процессуального права, содержание субъективного процессуального права Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
1.3. Механизм обеспечения прав участников процесса; понятие субъективного процессуального права, содержание субъективного процессуального права Сам. работа 2 22 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Механизм обеспечения реализации субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса
2.1. Конкретизация субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса; пределы реализации субъективных процессуальных прав; деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов в механизме реализации субъективных процессуальных прав Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.2. Конкретизация субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса; пределы реализации субъективных процессуальных прав; деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов в механизме реализации субъективных процессуальных прав Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
2.3. Конкретизация субъективных процессуальных прав участников гражданского и арбитражного процесса; пределы реализации субъективных процессуальных прав; деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов в механизме реализации субъективных процессуальных прав Сам. работа 2 21 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Лабораторный практикум
Раздел 4. Защита прав участников гражданского и арбитражного процесса
4.1. Превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав; процессуальные меры защиты субъективных прав; процессуальная ответственность Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.2. Превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав; процессуальные меры защиты субъективных прав; процессуальная ответственность Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
4.3. Превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав; процессуальные меры защиты субъективных прав; процессуальная ответственность Сам. работа 2 21 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Эффективность правового регулирования
5.1. Понятие эффективности правового регулирования и методика ее оценки Лекции 2 0 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.2. Понятие эффективности правового регулирования и методика ее оценки Практические 2 2 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1
5.3. Понятие эффективности правового регулирования и методика ее оценки Сам. работа 2 30 Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4635
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в сфере гражданского судопроизводства и трудового права
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Кто не входит в состав лиц, участвующих в деле?

А. Представитель;
Б. Прокурор;
В. Истец;
Г. Ответчик.

Ответ: А.

2. Каков общий срок для подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд округа?

А. 30 дней;
Б. 2 месяца;
В. 10 дней;
Г. 15 дней.

Ответ: Б.

3. Что не является критерием определения подведомственности?

А. Субъектный состав;
Б. Предметный характер спора;
В. Указание в законе;
Г. Воля истца.

Ответ: Г.

4. Что является уважительной причиной для восстановления пропущенного процессуального срока?

А. Неполучение почтовой корреспонденции;
Б. Присмотр за ребенком;
В. Служебная командировка;
Г. Рассмотрение дела другим судом в это же время.

Ответ: А.

5. С какого момента начинает исчисляться процессуальный срок?

А. По усмотрению судьи;
Б. Со дня совершения процессуального действия;
В. Незамедлительно;
Г. На следующий день после совершения процессуального действия.

Ответ: Г.

6. Какого вида подсудности не существует?

А. Договорной;
Б. Функциональной;
В. Смешанной;
Г. Исключительной.

Ответ: Б.

7. Какие действия по общему правилу вправе совершить истец при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции?

А. Изменить предмет или основание иска;
Б. Уменьшить исковые требования;
В. Отказаться от иска;
Г. Ходатайствовать о привлечении в дело третьих лиц.

Ответ: В.

8. Какой документ процессуальный составляется судом по результатам исследования доказательств по месту их нахождения?

А. Постановление;
Б. Определение;
В. Протокол;
Г. Никакой, поскольку все документы составляются в совещательной комнате.

Ответ: В.

9. В случае если исковое заявление следовало подавать в суд общей юрисдикции, но оно предъявлено, в арбитражный суд,...

А. Будет отказано в его принятии;
Б. Оно подлежит возвращению;
В. Оно подлежит передаче в суд общей юрисдикции;
Г. Оно будет оставлено без движения.

Ответ: Б.

10. В случае ненаправления ответчиком отзыва на исковое заявления...

А. На него могут быть отнесены судебные расходы вне зависимости от исхода дела;
Б. На него может быть наложен судебный штраф;
В. Его возражения не будут приниматься;
Г. Он лишается права на доказывание.

Ответ: А.

11. Условием принятия встречного иска не является:

А. Наличие между встречным и первоначальным исками взаимной связи, а также влияние их совместного рассмотрения на более быстрое и правильное рассмотрение споров;
Б. Исключение полностью или в части удовлетворения первоначального иска удовлетворением встречного иска;
В. Направленность встречного требования к зачету первоначального требования;
Г. Наличие в качестве предмета спора однородных прав и обязанностей истца и ответчика.

Ответ: Г.

12. Может ли мировое соглашение быть утверждено при рассмотрении дела в порядке надзора?

А. Нет, его утверждение допускается до вынесения решения судом первой инстанции;
Б. Может, если получено согласие председателя ВС РФ;
В. Может;
Г. Может, если оно не изменяет решение суда.

Ответ: В.

13. Исполнительный лист выдается взыскателю судом:

А. После истечения трехмесячного срока;
Б. После вступления судебного постановления в законную силу;
В. После направления копии судебного постановления лицам, участвующим в деле;
Г. После оглашение судебного постановления.

Ответ: Б.

14. Для участия в судебном заседании в качестве представителя наличие высшего юридического образования:

А. Необходимо только представителям юридических лиц;
Б. Не обязательно;
В. Необходимо;
Г. Не обязательно, если лицо имеет экономическое образование.

Ответ: В.

15. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подсудны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, дело подлежит рассмотрению...

А. В суде общей юрисдикции, если разделение требований невозможно;
Б. В суде общей юрисдикции;
В. В арбитражном суде, если разделение требований невозможно;
Г. Только после устранения недостатков, поскольку следует возвратить исковое заявление.

Ответ: А.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что является доказательствами по делу?

Ответ: полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

2. Что понимается под доказыванием?

Ответ: обоснование истинности суждений сторон перед компетентным судом с целью установления обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

3. Какие обстоятельства являются относимыми?

Ответ: те, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

4. Что входит в предмет доказывания?

Ответ: обстоятельства материального и процессуального характера, подлежащие установлению для правильного разрешения дела.

5. Количество сторон в арбитражном процессе?

Ответ: две.

6. Акты арбитражного суда субъекта РФ, разрешающие переданные на его рассмотрение споры по существу, называются:

Ответ: решения.

7. Акты арбитражного суда, которыми разрешаются возникающие в ходе арбитражного производства вопросы процессуального характера, называются:

Ответ: определения.

8. До вынесения арбитражным судом решения по делу истец вправе изменить только:

Ответ: предмет или основание иска.

9. До принятия решения арбитражного суда размер предъявляемого ко взысканию иска истцом:

Ответ: может быть уменьшен или увеличен.

10. Замена арбитражным судом ненадлежащего истца и ответчика может быть произведена:

Ответ: по ходатайству или с согласия истца.

11. На какой стадии может быть заключено мировое соглашение между сторонами?

Ответ: на любой.

12. Что является основанием иска?

Ответ: конкретные жизненные обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

13. Отводы, заявленные всему составу арбитражного суда, рассматриваются:

Ответ: этим же судом в полном составе простым большинством голосов.

14. Отзыв на исковое заявление должен быть представлен:

Ответы: до начала рассмотрения дела по существу.

15. Передача дела из одного суда в другой осуществляется на основе принятого этим судом:

Ответ: определения.

16. При коллегиальном рассмотрении споров в арбитражном суде решение:

Ответ: принимается судьями на основании большинства голосов.

17. Свидетели и эксперты являются субъектами доказывания?

Ответ: нет.

18. Гражданин или организация, в пользу которой осуществляется взыскание – это ...

Ответ: взыскатель.

19. Исполнительные действия совершаются:

Ответ: в рабочие дни с 6 до 22 часов.

20. В каких формах могут быть заявлены ходатайства в процессе?

Ответ: в устной, письменной, электронной.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Вопрос 1. Раскройте понятие субъективного процессуального права.

Вопрос 2. Охарактеризуйте содержание субъективных процессуальных прав.

Вопрос 3. В каких формах может происходить защита субъективных прав?

Вопрос 4. Какие существуют способы защиты прав?

Вопрос 5. Что из себя представляет конкретизация субъективных процессуальных прав?

Вопрос 6. Какие выделяются гарантии реализации субъективных процессуальных прав?

Вопрос 7. Какими средствами осуществляется защита прав ответчика?

Вопрос 8. В чем сущность материально – правовых способов защиты интересов ответчика?

Вопрос 9. В чем сущность процессуальных средств защиты интересов ответчика?

Вопрос 10. Охарактеризуйте превентивные меры в механизме защиты субъективных процессуальных прав.

Вопрос 11. Охарактеризуйте процессуальную ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.

Вопрос 12. Что необходимо сделать для сложения или уменьшения штрафа, наложенного судом за процессуальное правонарушение?

Вопрос 13. Раскройте систему процессуальных прав сторон процесса.

Вопрос 14. Назовите и охарактеризуйте процессуальные обязанности сторон.

Вопрос 15. Раскройте содержание правоотношений между субъектами процесса.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Старцев, проживающий в Ленинском районе г. Барнаула предъявляет иск к Алешину, проживающему в Центральном районе г. Барнаула, о взыскании час-ти оставшегося долга в сумме 27 000 рублей за проданный комплект мебели, общей стоимостью 58 000 рублей. У истца имеется письмо ответчика, получен-ное им за два месяца до обращения в суд, в котором Алешин писал о том, что намеревается вернуть оставшийся долг через десять дней.

Составьте исковое заявление. Недостающие данные восполните по собственному усмотрению.

2. Петров обратился к мировому судье по своему месту жительства с исковым требованием к ООО «Мириаль» о возмещении убытков, причиненных продажей недоброкачественной бытовой техники (телевизор, холодильник, микроволновая печь торговой марки «Dexp»). Судья иск удовлетворил в полном объеме. Представитель ООО «Мириаль» обжаловал решение мирового судьи в апелляционном порядке, так как в нарушение требований ст. 228 ГПК РФ в ходе судебного заседания не составлялся протокол.

Составьте апелляционную жалобу. Недостающие данные восполните по собственному усмотрению.

3. Гражданин Иванов, ограниченный судом в дееспособности, обратился с заявлением к работодателю о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы.

Как следует поступить суду? Ответ изложите в виде соответствующего судебного акта.

4. Кузина обратилась в суд с иском к ООО «Торис» о восстановлении на работе, компенсации морального вреда и взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы. Во время подготовки дела к судебному заседанию истица скончалась. Судья вынес определение о приостановлении производства по делу до вступления в процесс правопреемника.

Составьте заявление о вступлении в дело в качестве правопреемника.

5. В районном суде рассматривалось дело по иску Самаева к ООО «К-Транс» о восстановлении на работе. До окончания рассмотрения дела в суд поступило ходатайство от ООО «К-Лизинг» о замене ответчика по настоящему делу – ООО «К-Транс» на правопреемника – ООО «К-Лизинг» в связи с прекращением 26 августа 2018 года деятельности ООО «К-Транс» как юридического лица и присоединением к ООО «К-Лизинг» с передачей последнему всех прав и обязанностей. Самаев о замене ответчика возражал.

Как следует поступить суду? Составьте определение суда по этому вопросу.

6. Прокурор района предъявил иск в интересах пенсионера Кириллова О.В. к органам местного самоуправления о предоставлении ему, согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» отдельной благоустроенной квартиры. В ходе судебного разбирательства прокурор отказался от исковых требований, на основании чего судья вынес согласно абз. 4 ст. 220 ГПК РФ определение о прекращении производства по делу.

Правильно ли поступил судья? Составьте апелляционную жалобу на определение суда о прекращении производства по делу.

7. Берилов был уволен с работы по сокращению штатов. Однако, по его словам, действительной причиной увольнения явились критические замечания в адрес руководства предприятия. Бериллов обратился с иском в суд к ОАО «Технология» о восстановлении на работе.

Составьте проект заключение прокурора по данному делу. Недостающие данные восполните по собственному усмотрению.

8. Сельхоз предприятие «Заря» произвело сброс воды с рисовых чеков до наступления сроков детоксикации гербицидов, находившихся в воде. В результате загрязнения вода через систему каналов попала в р. Волгу, что причинило значительный ущерб как государству, так и ряду прибрежных хозяйств.

Кто может предъявить иск о возмещении причиненного ущерба? В чьих интересах может быть возбуждено такое дело? Составьте исковое заявление.

9. Вытихин обратился в Городской комитет по защите прав потребителей с просьбой предъявить в его интересах в суд иск к фирме «Интеграция» в связи с тем, что Вытихин приобрел ноутбук «Lenovo», в котором обнаружились существенные технологические недостатки.

Составьте исковое заявление от Городского комитета по защите прав потребителей в интересах Вытихина. Недостающие данные восполните по своему усмотрению.

10. Григорьев обратился в суд с иском о расторжении брака с Божко. В исковом заявлении он указал, что причина, побудившая его обратиться в суд – неверность ответчицы. Во время его службы в Вооруженных Силах она вступила в сожительство с другим мужчиной, от которого теперь имеет сына в возрасте 1 года. Против развода она не возражает. Судья отказал в принятии искового заявления, указав, что истцу надлежит обратиться в ЗАГС, так как супруги не имеют общих несовершеннолетних детей и оба изъявляют согласие на развод.

Оцените правильность действий судьи. Составьте частную жалобу на определение суда об отказе в принятии заявления.

11. Мировой судья по заявлению Краснова вынес решение о расторжении брака с Красновой. Спустя два месяца после вынесения решения о расторжении брака к мировому судье обратилась Краснова с иском о взыскании алиментов с Краснова на двоих детей. Во время подготовки дела к судебному разбирательству ответчик предъявил требование о передаче ему на воспитание детей.

Как должен поступить мировой судья в данной ситуации? Составьте соответствующее определение суда.

12. Ищенко обратился с иском в суд об установлении права собственности на самовольную постройку. Судья вынес определение об оставлении заявления Ищенко без движения (ст. 136 ГПК РФ), поскольку в нарушение требований ст. 132 ГПК РФ им не были представлены копии необходимых документов и заявление не было оплачено гос. пошлиной. В последний день срока, собрав все необходимые документы, Ищенко не смог оплатить гос. пошлину из-за сбоя в электронной системе Банка.

Составьте заявление о продлении срока для устранения недостатков искового заявления.

13. Пиманов предъявил иск к ООО «Техторг» о расторжении договора купли-продажи телевизора «Sony», поскольку он не поддерживает формат цифрового сигнала вещания, о чем Пиманову не было сообщено при покупке товара, и возмещении убытков в размере 116.000 руб. (46.000 – стоимость телевизора; 10.000 руб. – стоимость проведенной экспертизы; 60.000 – компенсация морального вреда). Пиманов также просил взыскать с ответчика затраты на услуги представителя по делу в размере 20.000 руб. Суд удовлетворил иск частично и взыскал с ООО «Техторг» 66.000 руб. (46.000 руб. – стоимость телевизора; 20.000 – компенсация морального вреда).

Составьте заявление о возмещении судебных расходов.

14. Эксперт, не явившийся в судебное заседание, был подвергнут штрафу в размере 1000 руб. Считая причину неявки в судебное заседание уважительной, эксперт обратился с жалобой на определение суда в краевой суд.

Правильно ли поступил эксперт? Составьте заявление, которое должен был подать эксперт.

15. Седов обратился в суд с иском к редакции многотиражной газеты «Вперед» о защите чести и достоинства.

Составьте исковое заявление, недостающие данные восполните по собственному усмотрению.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И.В. Решетникова Практика применения арбитражного процессуального кодекса РФ: Профессиональный комментарий Юрайт, 2023 https://urait.ru/book/dokazyvanie-v-grazhdanskom-processe-531341
Л1.2 А.А. Власов Арбитражный процесс: Учебник для вузов Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Юрист: Научно-практический и информационный ИГ "Юрист", Ежемесячно
Л2.2 Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Журнал российского права: Норма, Ежемесячно
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Арбитражного суда Алтайского края www.altai-krai.arbitr.ru
Э2 Сайт Алтайского краевого суда kraevoy.alt.sudrf.ru
Э3 Курс "Механизм реализации субъективных процессуальных прав в ЭОИС MOODLE - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4635 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows, Microsoft office.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационные справочные системы:
СПС "Консультант Плюс" (инсталированный ресурс АлтГУ или http: // www.consultant.ru/);
СПС "Гарант".
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных "Scopus" (http: // www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Механизм реализации субъективных процессуальных прав" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.

Критерии оценки

Оценки «зачтено» заслуживает студент, продемонстрировавший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой.
Оценка «незачтено» выставляется студенту, имеющему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.