МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Международное уголовное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПрименение уголовного закона
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ПУЗ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
Ст. преп., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Международное уголовное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.дисциплина изучается в целях формирования у обучающихся компетенций УК-3, ПК-2, ПК-3

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
ПК-2.2 Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера.
ПК-2.3 Применяет нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.
ПК-3Способен давать консультации в сфере уголовного права
ПК-3.1 Знает особенности юридического консультирования в сфере уголовного права, пределы и возможности уголовного права в защите прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовноправового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.
ПК-3.2 Умеет давать мотивированные консультации по вопросам применения уголовно-правовых норм при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач.
ПК-3.3 Умеет осуществлять юридическое консультирование по уголовно-правовым вопросам, разъясняя смысл уголовноправового запрета с точки зрения защиты прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
УК-3.2 Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
УК-3.3 Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1. Знает правила командной работы; необходимые условия для эффективной командной работы.
ПК-2.1. Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
ПК-3.1.Знает особенности юридического консультирования в сфере уголовного права, пределы и возможности уголовного права в защите прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2. Планирует командную работу, распределяет поручения и делегирует полномочия членам команды; организует обсуждение разных идей и мнений; прогнозирует результаты действий; вырабатывает командную стратегию для достижения поставленной цели.
ПК-2.2. Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера.
ПК-3.2. Умеет давать мотивированные консультации по вопросам применения уголовно-правовых норм при решении стандартных и нестандартных профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3. Осуществляет деятельность по организации и руководству работой команды для достижения поставленной цели.
ПК-2.3. Применяет нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.
ПК-3.3.Умеет осуществлять юридическое консультирование по уголовно-правовым вопросам, разъясняя смысл уголовно-правового запрета с точки зрения защиты прав и свобод человека, социальную обусловленность уголовно-правового запрета, фактическое содержание ограничений прав и свобод человека, составляющих уголовное наказание.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История международного уголовного права
1.1. История международного уголовного права Сам. работа 2 12 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Понятие, предмет, система, принципы и значение современного международного уголовного права
2.1. Понятие, предмет, система, принципы и значение современного международного уголовного права Практические 2 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Понятие, предмет, система, принципы и значение современного международного уголовного права Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Источники международного уголовного права
3.1. Источники международного уголовного права Практические 2 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Источники международного уголовного права Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Место международного уголовного права в системе российского уголовного права
4.1. Место международного уголовного права в системе российского уголовного права Сам. работа 2 12 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Юрисдикция международного уголовного права. Экстрадиция.
5.1. Юрисдикция международного уголовного права. Экстрадиция. Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Институт преступления в международном уголовном праве
6.1. Институт преступления в международном уголовном праве Практические 2 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Институт преступления в международном уголовном праве Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Институт наказания в международном уголовном праве
7.1. Институт наказания в международном уголовном праве Практические 2 2 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Институт наказания в международном уголовном праве Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Особенная часть: международные преступления
8.1. Особенная часть: международные преступления Лекции 2 1
8.2. Особенная часть: международные преступления Практические 2 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Особенная часть: международные преступления Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Особенная часть: преступления международного характера
9.1. Особенная часть: преступления международного характера Лекции 2 1
9.2. Особенная часть: преступления международного характера Практические 2 1 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1
9.3. Особенная часть: преступления международного характера Сам. работа 2 10 Л3.1, Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции УК-3 Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели

Примеры зданий закрытого типа
20. Укажите несуществующую правовую семью:
Выберите один ответ:
а. Традиционалистская правовая семья
б. Романо-германская правовая семья
в. Индо-Европейская правовая семья
г. Англосаксонская правовая семья
Ответ: в
21. Из судебного прецедента исходит
Выберите один ответ:
а. Романо-германское право
б. Индуистское право
в. Англосаксонское право
г. Мусульманское право
Ответ: в
22. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов?
Выберите один ответ:
а. Романо-германская правовая система
б. Индуистская правовая система
в. Мусульманская правовая система
г. Англосаксонская правовая система
Ответ: г
23. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия?
Выберите один ответ:
а. Индуистской правовой системы
б. Романо-германской правовой системы
в. Англосаксонской правовой системы
г. Мусульманской правовой системы
Ответ: в
24. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску?
Выберите один ответ:
а. Социалистическая правовая система
б. Мусульманская правовая система
в. Англосаксонская правовая система
г. Романо-германская правовая система
Ответ: б
25. К какой общей группе относятся страны Океании, Африки и Мадагаскара?
Выберите один ответ:
а. Романо-германской правовой семье
б. Социалистической правовой семье
в. Семье религиозно-традиционного права
г. Семье общего права
Ответ: в
26. Выберите компонент правовой системы
Выберите один ответ:
а. Все вышеперечисленное
б. Правовое сознание
в. Правовые отношения
г. Правовые тексты
Ответ: а
27. Кто из учёных выступил основателем теории опасного состояния личности?
Выберите один ответ:
а. П.Н. Тарновская
б. Э. Ферри
в. Р. Гарофало
г. Д.А. Дриль
Ответ: б
28. Какая школа уголовного права выдвинула принцип "нет ни преступления, ни наказания, без указания на то в законе"?
Выберите один ответ
a. классическая
б. социологическая
в. позитивистская
г. антропологическая
д. легистская
Ответ: а
29. К какой школе уголовного права может быть применено высказывание "измерить, взвесить и повесить"?
а. классическая
б. антропологическая
в. легистская
г. социологическая
Ответ: б
30. Приводимая Г.А. Есаковым типология уголовно-правовых систем опирается на критерий
Выберите один ответ
а. ведущего источника права
б. структуры правоотношений
в. страноведческом
г. основной идеи или доминанты
д. частно-правовой
Ответ: г
31. Ломброзианство - это
Выберите один ответ
а. классическая школа
б. антропологическая школа
в. постклассическая школа
г. социологическая школа
ответ: б
32. с какой школой уголовного права связывают зарождение криминологии?
Выберите один ответ
а. классическая
б. социологическая
в. постклассическая
г. антропологическая
ответ: б
33. На идее-доминанте человека, по мнению Г.А. Есакова, основана уголовно-правовая система
Выберите один ответ
а. англосаксонская
б. дальневосточная
в. мусульманская
г. континентальная
д. обычного права
ответ: а
34. субъективные ошибки по немецкому уголовному праву делятся на:
Выберите один ответ
а. в характере последствий и в развитии причинной связи
б. в личности потерпевшего и в предмете преступления
в. релевантные и нерелевантные
г. в объекте и в объективной стороне
ответ: в
35. Критерием разделения уголовно-правовых институтов на материально-правовые и процессуально-правовые необходимо считать:
Выберите один ответ
а. такого критерия не существует
б. влияние на вину и, соответственно, наказуемость
в. закрепление в материальном или процессуальном законе
г. определение процессуальных и материальных прав сторон
Ответ: б

Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

Примеры знаний открытого типа

51. Бесчеловечные действия, совершаемые в контексте институционализированного режима систематического угнетения и господства одной расовой группы над другой расовой группой или группами и совершаемые с целью сохранения такого режима - это
Ответ: преступления апартеида
52. Категория международных преступлений, которые выражаются в разного рода бесчеловечных деяниях, совершаемых в рамках широкомасштабного или систематического нападения на любых гражданских лиц в мирное или военное время, если они совершается сознательно - это
Ответ: преступления против человечности
53. «Лицо, не пользующееся доверием», «нежелательная личность», представитель государства, не пользующийся либо утративший доверие, в силу различных обстоятельств, со стороны правительства того государства, куда он был назначен, в связи с чем подлежит выдворению из страны пребывания - это
Ответ: персона нон грата
54. Деяния, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, а именно: убийство членов данной группу, причинение им серьезных телесных повреждений или умственного расстройства, создание таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное их уничтожение, меры, рассчитанные на предотвращение деторождение в среде этой группы, насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую - это
Ответ: геноцид
55. Деятельность по привлечению граждан третьих государств для выучки и участия в вооруженном конфликте или военных действиях за материальное вознаграждение - это
Ответ: вербовка наёмника
56. Суммы, которые побежденное государство уплачивает победителю по условиям мирного договора либо принудительные поборы взимаемые оккупационными властями с населения оккупированных земель -
Ответ: контрибуция
57. Применение к субъектам, совершившим правонарушение, предусмотренное нормами международного права, меры принуждения в установленном для этого процессуальном порядке - это
Ответ: международно-правовая ответственность
58. Лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующее в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянного на территории данного государства, а также не является лицо направленным для исполнения официальных обязанностей - это
Ответ: наёмник
59. Обстоятельство, исключающее уголовную ответственность, когда деяние было совершено лицом по приказу правительства или начальника, будь то военного или гражданского, и это лицо было юридически обязано исполнять приказы данного правительства или данного начальника, не знало, что приказ был незаконным, и этот приказ не был явно незаконным - это
Ответ: приказ о совершении преступления (вариант: преступный приказ)
60. Окончательное утверждение международного договора верховной властью государства (утверждение правительством именуют «конфирмацией») посредством издания международно-правового (ратификационной грамоты) либо внутригосударственного акта (национального закона, указа, постановления), в которой государство выражает свое согласие на обязательность для него этого международного договора - это
Ответ: ратификация
61. Действие или бездействие, прямо запрещенное уголовным законом - это пример
Ответ: классического определения преступления (вариант: формального определения преступления)
62. Общественно опасное деяние, причиняющее вред охраняемым уголовным законом отношениям или ставящее их под угрозу причинения вреда - Какое это определение преступления?
Ответ: материальное
63. Преступлением является общественно опасное деяние, запрещенное уголовным
законом - какого это определения преступления пример?
Ответ: формально-материального (вариант - смешанного)
64. Объединение межгосударственного или негосударственного характера, созданное на основе соглашений - это
Ответ: международная организация
65. Российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории России - это
Ответ: некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента (вариант: иностранный агент/иноагент)
66. Разрыв дипломатических отношений, выдвижение территориальных и иных политических претензий, срыв международных переговоров, свертывание торгового, экономического или иного межгосударственного сотрудничества, денонсация международных договоров, установление эмбарго на ввоз из-за рубежа тех или иных товаров, приостановление участия в деятельности международных организаций и т. д. - это
Ответ: осложнение международных отношений
67. Одна из основ материалистической диалектики, которая характеризует направление процесса развития, единства поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого -
это
Ответ: отрицание отрицания
68. Незаконный захват, ограбление или потопление гражданских морских и воздушных судов - это
Ответ: пиратство
69. Полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства - это
Ответ: международный полёт
70. Наказание, применявшееся в царской России к лицам привилегированных сословий в порядке замены смертной казни, состоявшее в лишении чести и всех прав состояния - это
Ответ: политическая смерть

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-2 Способность применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности

Примеры заданий закрытого типа

11. Хабеас корпус акт 1679 г. (Англия) закрепил
Выберите один ответ:
а. конституционную монархию
б. неприкосновенность личности при арестах
в. независимость судей
Ответ: б
12. Наивысшая юридическая сила среди источников мусульманского уголовного права принадлежала именно этому источнику
Выберите один ответ:
а. Фетва (решения наиболее известных богословов)
б. Иджма (решение всей мусульманской общины)
в. Коран (главная священная книга мусульман)
г. Сунна (сборники преданий о поступках и изречениях пророка Мухамада)
Ответ: в
13. Уголовный кодекс Франции 1810 г. классифицирует преступные деяния
Выберите один ответ:
а. по тяжести преступления
б. по объекту посягательства
в. по тяжести наказания
Ответ: б
14. Каким термином нельзя назвать форму уголовного судопроизводства, закрепившуюся в феодальном праве в 18 в., характеризующуюся главенствующим местом суда и отсутствием восприятия судебного процесса как спора между двумя сторонами?
Выберите один ответ:
а. Розыскной процесс
б. Состязательный процесс
в. Следственный процесс
г. Инквизиционный процесс
Ответ: б
15. Выдающийся криминалист, развивал в России идеи антропологической школы уголовного права?
Выберите один ответ:
а. Д.А. Дриль
б. А.Н. Радищев
в. Н.Д. Сергеевский
г. И.Я. Фойницкий
Ответ: а
16. Основной принцип определения наказания по Законам Хаммурапи
Выберите один ответ:
а. общей композиции
б. телесные наказания
в. талиона
Ответ: в
17. Основным источником права в континентальной правовой системе является
Выберите один ответ:
а. закон
б. прецедент
в. обычай
г. доктрина
Ответ: а
18. Совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний – это
Выберите один ответ:
а. Прогресс науки
б. Средства науки
в. Методология науки
г. Предмет науки
Ответ: в
19. Элементы социо-нормативного и правокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени - это
Выберите один ответ:
а. Правовые условности
б. Правовые обязательства
в. Правовые обычаи
г. Правовые нормы
Ответ: в
20. Укажите несуществующую правовую семью:
Выберите один ответ:
а. Традиционалистская правовая семья
б. Романо-германская правовая семья
в. Индо-Европейская правовая семья
г. Англосаксонская правовая семья
Ответ: в
21. Из судебного прецедента исходит
Выберите один ответ:
а. Романо-германское право
б. Индуистское право
в. Англосаксонское право
г. Мусульманское право
Ответ: в
22. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов?
Выберите один ответ:
а. Романо-германская правовая система
б. Индуистская правовая система
в. Мусульманская правовая система
г. Англосаксонская правовая система
Ответ: г
23. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия?
Выберите один ответ:
а. Индуистской правовой системы
б. Романо-германской правовой системы
в. Англосаксонской правовой системы
г. Мусульманской правовой системы
Ответ: в
24. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску?
Выберите один ответ:
а. Социалистическая правовая система
б. Мусульманская правовая система
в. Англосаксонская правовая система
г. Романо-германская правовая система
Ответ: б
25. К какой общей группе относятся страны Океании, Африки и Мадагаскара?
Выберите один ответ:
а. Романо-германской правовой семье
б. Социалистической правовой семье
в. Семье религиозно-традиционного права
г. Семье общего права
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры зданий открытого типа

21. Наивысшая юридическая сила среди источников мусульманского уголовного права принадлежала именно этому источнику
Ответ: коран
22. Основной принцип определения наказания по Законам Хаммурапи между равными
Ответ: талион
23. Совокупность принципов, приемов, способов научной деятельности, применяемых для получения истинных, отражающих объективную реальность знаний – это
Ответ: методология науки
24. Элементы социо-нормативного и правокультурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени - это
Ответ: правовые обычаи
25. Какая правовая система получила значительный импульс для своего развития после норманнского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов?
Ответ: англосаксонская
26. К какой правовой семье принадлежат Южно-Африканская Республика, Австралия, Соединенные Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада, Великобритания, Нигерия?
Ответ: англосаксонская
27. Какая правовая система носит ярко выраженную религиозную окраску?
Ответ: мусульманская
28. По немецкому законодательству обстоятельства, которые исключают ответственность или наказуемость деяния, либо обстоятельства, которые уменьшают ответственность -
Ответ: Основания, исключающие противоправность деяния
29. В немецком уголовном праве определяются как противоправное действие, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года - это
Ответ: уголовные преступления
30. Выделение на основе специ фики основных уголовно- правовых институтов в конкретном государстве, практики их применения, социальной основы, правовой культуры общества и организационной структуры правовых учреждений следующих систем уголовного права: 1) романо-германская; 2) англосаксонская; 3) социалистическая; 4) мусульманская - это
Ответ: типология уголовно-правовых систем
31. Осознание законодателя и ученых о том, что преступность — это не отдельные неправедные поступки отдельных людей, а некое социальное и массовое явление, т. е. явление, порождаемое неблагоприятными факторами, обусловленными деформациями социальной жизни, связано с появлением какой школы уголовного права?
Ответ: социологическая
32. Выдача иностранному государству лица, нарушившего законы страны, куда передается нарушитель - это
Ответ: экстрадиция
33. Установленная законом (или иным нормативным правовым актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям - это
Ответ: юрисдикция
34. Антропологическое направление в уголовном праве и криминологии - это
Ответ: криминальная антропология
35. Лицо, которое не рассматриваеся гражданином какого-либо государства в силу его закона - это
Ответ: апатрид (вариант - лицо без гражданства)
36. Родовое понятие по отношению к давности исполнения обвинительного приговора и давности привлечения к уголовной ответственности - это
Ответ: давность
37. Принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ - это
Ответ: депортация
38. Комплекс либеральных правовых воззрений, основанных на идеях просвещения XVIII в. о естественных и неотъемлемых правах человека, присущих ему с рождения - это
Ответ: доктрина естественного права
39. Философская концепция, отрицающая закономерности причинности и ставящая случайность в основу всех происходящий событий и явлений - это
Ответ: индетерминизм
40. Одновременное наличие юрисдикций различных государств в отношении одного и того же лица или объектов, а также осуществление или попытка осуществления такими государствами своей юрисдикции в отношении соответствующих лица или объектов - это
Ответ: конкуренция юрисдикций

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-3 Способен давать консультации в сфере уголовного права

Примеры заданий закрытого типа
31. Ломброзианство - это
Выберите один ответ
а. классическая школа
б. антропологическая школа
в. постклассическая школа
г. социологическая школа
ответ: б
32. с какой школой уголовного права связывают зарождение криминологии?
Выберите один ответ
а. классическая
б. социологическая
в. постклассическая
г. антропологическая
ответ: б
33. На идее-доминанте человека, по мнению Г.А. Есакова, основана уголовно-правовая система
Выберите один ответ
а. англосаксонская
б. дальневосточная
в. мусульманская
г. континентальная
д. обычного права
ответ: а
34. субъективные ошибки по немецкому уголовному праву делятся на:
Выберите один ответ
а. в характере последствий и в развитии причинной связи
б. в личности потерпевшего и в предмете преступления
в. релевантные и нерелевантные
г. в объекте и в объективной стороне
ответ: в
35. Критерием разделения уголовно-правовых институтов на материально-правовые и процессуально-правовые необходимо считать:
Выберите один ответ
а. такого критерия не существует
б. влияние на вину и, соответственно, наказуемость
в. закрепление в материальном или процессуальном законе
г. определение процессуальных и материальных прав сторон
Ответ: б
36. Необходимость разграничения материальных и процессуальных уголовно-правовых норм обусловлена:
Выберите один ответ
а. особенностями национальной уголовно-правовой системы
б. перспективным действием новых материально-правовых норм, ухудшающих положение адресата, и правилом немедленного действия процессуальных норм
в. требованиями законодательной техники
г. объемом гарантий прав и свобод при осуществлении уголовного преследования
Ответ: б
37. УК США был принят:
Выберите один ответ
а. в 1871
б. в 1909
в. США не имеют федерального кодифицированного акта в области уголовного права
г. в 1992
д. в 1962
Ответ: в
38. Кодифицированный федеральный уголовный акт в ФРГ - это
Выберите один ответ
а. закон о преступлениях и наказаниях ФРГ 1991 г.
б. УК ГДР 1986 г.
в. УК ФРГ 1997 г.
г. Уголовное уложение Германской империи 1871 г. в ред. 1997 г.
Ответ: г
39. С чем связана редакция УК Германии 1997 г.?
Выберите один ответ
а. с отменой УК ФРГ 1949 г.
б. это обычная техническая правка
в. с отменой УК Германии 1933 г.
г. с объединением Германии
д. с принятием нового кодекса
Ответ: г
40. Кодифицированный уголовно-правовой акт во Франции
Выберите один ответ
а. УК 1994 г.
б. УК 1992 г.
в. УК 1810 г. (Кодекс Наполеона)
г. УК 1958 г. (Кодекс де Голля)
Ответ: б
41. Первый УК Франции был принят
Выберите один ответ
а. в 1673 г.
б. в 1792 г.
в. в 1810 г.
г. в 1992 г.
Ответ: б
42. Особенностью англосаксонского состязательного процесса выступает
Выберите один ответ
а. действует стандарт доказывания путем ясных и убедительных доказательств
б. суд обладает активной ролью в установлении истины по делу
в. ключевое значение имеет собственное признание обвиняемого
г. предварительное следствие не рассматривается как процессуальная стадия
Ответ: г
43. по какому принципу построена система источников уголовного права ФРГ?
Выберите один ответ
а. существования УК, дополнительного уголовного права, которое не должно противоречить общим положениям УК, а также уголовного права земель в части, не урегулированной федеральным уголовным правом
б. стопроцентной кодификации уголовно-правовых запретов
в. Федерального УК ограниченного действия и уголовного права земель
г. УК и дополнительного уголовного права с самостоятельной системой запретов и наказаний за их нарушение
Ответ: а
44. УК Германии предусматривает ответственность за
Выберите один ответ:
а. преступления и проступки
б. уголовно-правовые деликты
в. преступления
г. проступки
Ответ: а
45. Фелония и мисдиминор различаются между собой
Выберите один ответ
а. это одно и то же
б. по названию
в. по источнику закрепления
г. по степени опасности
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа

30. Выделение на основе специфики основных уголовно-правовых институтов в конкретном государстве, практики их применения, социальной основы, правовой культуры общества и организационной структуры правовых учреждений следующих систем уголовного права: 1) романо-германская; 2) англосаксонская; 3) социалистическая; 4) мусульманская - это
Ответ: типология уголовно-правовых систем
31. Осознание законодателя и ученых о том, что преступность — это не отдельные неправедные поступки отдельных людей, а некое социальное и массовое явление, т. е. явление, порождаемое неблагоприятными факторами, обусловленными деформациями социальной жизни, связано с появлением какой школы уголовного права?
Ответ: социологическая
32. Выдача иностранному государству лица, нарушившего законы страны, куда передается нарушитель - это
Ответ: экстрадиция
33. Установленная законом (или иным нормативным правовым актом) совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, т. е. оценивать действия субъекта права с точки зрения их правомерности, применять юридические санкции к правонарушителям - это
Ответ: юрисдикция
34. Антропологическое направление в уголовном праве и криминологии - это
Ответ: криминальная антропология
35. Лицо, которое не рассматриваеся гражданином какого-либо государства в силу его закона - это
Ответ: апатрид (вариант - лицо без гражданства)
36. Родовое понятие по отношению к давности исполнения обвинительного приговора и давности привлечения к уголовной ответственности - это
Ответ: давность
37. Принудительная высылка иностранного гражданина (лица без гражданства) из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ - это
Ответ: депортация
38. Комплекс либеральных правовых воззрений, основанных на идеях просвещения XVIII в. о естественных и неотъемлемых правах человека, присущих ему с рождения - это
Ответ: доктрина естественного права
39. Философская концепция, отрицающая закономерности причинности и ставящая случайность в основу всех происходящий событий и явлений - это
Ответ: индетерминизм
40. Одновременное наличие юрисдикций различных государств в отношении одного и того же лица или объектов, а также осуществление или попытка осуществления такими государствами своей юрисдикции в отношении соответствующих лица или объектов - это
Ответ: конкуренция юрисдикций
41. Определенные категории лиц, указанные в международно-правовых документах, посягательство на которых угрожает не только их безопасности, но и создает серьезную угрозу поддержанию нормальных международных отношений, необходимых для сотрудничества между государствами - это...
Ответ: Лица или учреждения, которые пользуются международной защитой
42. Часть земного шара, расположенная в пределах границ данного государства и находящаяся под его суверенитетом -
Ответ: государственная территория
43. Изъятие определенной категории лиц и организаций из-под действия территориальной юрисдикции государств, непривлечение их к уголовной ответственности за нарушение правовых запретов либо привлечение в ограниченном объеме - это
Ответ: иммунитет (вариант: иммунитет от международной уголовной юрисдикции)
44. Особо опасные для человеческой цивилизации нарушения основных принципов и норм международного права - это
Ответ: международные преступления (вариант: конвенционные преступления/преступления против мира и безопасности человечества)
45. Структурно оформленная группа в составе трех или более лиц, существующая в течении определенного периода времени и действующая согласовано с целью совершения одного или нескольких серьезных преступлений или преступлений, признанных таковыми в соответствии с конвенционными нормами, с тем чтобы получить, прямо или косвенно, финансовую или иную материальную выгоду - это
Ответ: организованная преступная группа (вариант: организованная группа)
46. Особая разновидность преступлений по международному уголовному праву, которые посягают на отношения по международному сотрудничеству государств в экономической, социально-культурной, предпринимательской, научно-исследовательской, правоохранительной и иных областях - это
Ответ: преступления международного характера
47. Состояние и положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них - это
Ответ: рабство
48. Группа, которая не была случайно образована для немедленного совершения преступления и в которой не обязательно формально определены роли ее членов, оговорен непрерывный характер членства или создана развитая структура - это
Ответ: структурно оформленная группа
49. Обладание верховенством государственной власти внутри страны и независимостью во внешнеполитических сношениях - это
Ответ: суверенитет
50. Установленные законом или иным нормативным правовым актом полномочия государственных органов и должностных лиц решать какие-либо правовые вопросы, в том числе разрешать юридические споры, применять меры юридической ответственности и т.д. - это
Ответ: юрисдикция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет в силу специфики учебной дисциплины входит 2 вопроса теоретического характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Понятие международного уголовного права.
2. Источники международного уголовного права.
3. Понятие субъекта международного уголовного права.
4. Международная уголовная ответственность физических лиц.
5. Основание привлечения физических лиц к ответственности по международному уголовному праву.
6. Общие основания сотрудничества государств в борьбе с преступностью.
7. Преступления международного характера: понятие и виды.
8. Международные организации по борьбе с преступностью.
9. Правовая помощь государств по уголовным делам.
10. Понятие и виды военных преступлений по международному уголовному праву.
11. Ответственность за совершение военных преступлений в международном уголовном праве.
12. Международно-правовые основы ответственности за военные преступления.
13. Международно-правовые основы борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
14. Международно-правовые основы борьбы с терроризмом.
15. Международные структуры по борьбе с терроризмом.
16. Международные судебные органы.
17. Статут международного уголовного Суда.
18. Международные трибуналы
19. Преступления против мира и безопасности человечества
20. Международно-правовые основы ответственности за геноцид
21. Международно-правовые основы ответственности за рабство и работорговлю
22. Международно-правовые основы ответственности за наемничество.

Критерии оценивания
Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Бриллиантов [и др.] ; под общей редакцией А. В. Бриллиантова ; ответственные редакторы А. А. Арямов, Г. А. Русанов. Международное уголовное право : учебник для вузов: Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 А. В. Наумов, А. Г. Кибальник, В. Н. Орлов, П. В. Волосюк ; под редакцией А. В. Наумова, А. Г. Кибальника. Международное уголовное право : учебник для вузов: Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Матвеева, Т. Д. Международное право : учебник для вузов 3-е изд., перераб. и доп.: Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Потапов Д.П. Международное уголовное право: учеб.-метод. комплекс (сокращ. версия) для проведения семинарских занятий и самостоятельной работы магистрантов очного отд-ния Барнаул, 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронный курс Международное уголовное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Международное уголовное право» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.
Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее);
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;
– выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.
В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе «Основы теории уголовного закона». В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) дисциплины изучается студентами самостоятельно.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки АлтГУ.
Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний.
При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач.
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач- казусов, контрольных работ.
Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников по Уголовному праву, сопоставляя соответствующие темы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными.

Приведем пример решения задачи.
Задача: В 1995-1996 годах Зеренчук в составе группы лиц совершил несколько нападений на коммерческие ларьки, за что был осужден по ч.2 ст.162 УК РФ (разбой) к 7 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Правильно ли применен закон?

Для решения казуса следует изучить учебную литературу, дополнительную литературу, рекомендованную преподавателем и указанную в планах семинарских занятий, обратить внимание на судебную практику, перечень которой предложен также в плане семинарского занятия, уяснить положения раздела 1 УК РФ с одноименным названием.
Для ответа на вопрос: правильно ли применен уголовный закон, необходимо вникнуть в суть задачи. Из нашего казуса очевидно, что преступные действия Зеренчука в составе группы были совершены во время действия УК РСФС 1960г. (группа совершала разбойные нападения в период 1995-1996годов). По общему правилу применяться может лишь тот закон, который является действующим на момент совершения преступления (уже вступил в силу и еще не утратил ее). Содержание этого правила закреплено в части 1 ст.6 УК РСФСР: Преступность и наказуемость деяния определяется законом, действующим во время совершения этого деяния. С учетом этого, казалось бы, следует ответ о том, что действия Зеренчука следует квалифицировать по ст.146 УК РСФСР. Этот ответ был бы правильным, если мы исходили только из общей нормы, закрепленной в ч.1 ст.6 УК РСФСР. Но в этой же статье есть исключение из общей нормы. Оно установлено в ч.2 « закон, устраняющий преступность и наказуемость деяния или смягчающий наказание, имеет обратную силу, то есть распространяется так же на деяния, совершенные до его издания».
Поскольку ко времени вынесения приговора уже был принят новый УК РФ ( 24.05.1996г), который вступил в действие с 01 января 1997 года, возникает вопрос можно ли применить УК РФ к уголовному делу о событиях 1995-1996годов? Правило об обратной силе закона должно применяться в строгом соответствии с законом, в частности с ч. 1 ст. 10 УК РФ 1996 г., которая указывает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, распространяется на лиц, совершивших соответствующее деяние до вступления такого закона в силу. Уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Названные положения ст. 10 УК РФ базируются на ст. 54 Конституции Российской Федерации 1993 г., которая гласит: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон". Данная статья Конституции носит всеобщий характер и распространяется на все законы, устанавливающие юридическую ответственность граждан за правонарушения, в том числе уголовные.
С учетом этих положений осталось определить не является ли новый закон более мягким, а для этого необходимо сравнить санкции за совершенное Зеренчуком преступление по старому и новому УК.
При решении вопроса о том, какой закон является более мягким, следует исходить из разъяснений Верховного Суда, в которых, в частности, отмечено, что более мягким признается тот закон, в котором высший предел наказания ниже.
По старому закону действия Зеренчука подпадали под п. «а» ч.2 ст.146 – УК РСФСР - разбой, совершенный по предварительному сговору группой лиц. Санкция ч. 2 ст.146 предусматривает лишение свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.
По новому уголовному закону действия Зеренчука подпадают под признаки п. «а» ч. 2 ст.162 – разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, санкция которой предусматривает лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества ( в такой редакции ст.162 УК РФ существовала до изменений, внесенных Федеральным законом от 08.12.2003г. № 162-ФЗ).
В результате сравнения санкций нового (до 12 лет) и старого (до 15 лет) уголовного закона приходим к выводу о том, что УК РФ 1996г. в части ответственности за разбой, совершенный группой лиц, является более мягким, т.е. он имеет обратную силу.
Следовательно, суд обоснованно применил нормы УК РФ 1996г.

Для успешного получения зачета по дисциплине необходимо посещать лекции и выполнять все виды заданий на практических занятий в установленные преподавателем сроки. В соответствии с учебным планом зачет выставляется на заключительном практическом занятии, при невозможности выставления - принимается в соответствии с приведенным в РПД и ФОСе перечнем вопросов в устной/письменной форме.