МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проблемы исполнения уголовных наказаний

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПрименение уголовного закона
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ПУЗ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.пр., Воронкова Е.О.

Рецензент(ы):
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Проблемы исполнения уголовных наказаний

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных компетенций: способность принимать решения и совершать юридические действия; способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; способность выявлять, пресекать,раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
ПК-2.2 Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера.
ПК-2.3 Применяет нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
ПК-2.1. Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
ПК-2.2. Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.3. Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
ПК-2.3. Применяет нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права
1.1. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права Практические 2 0 Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного права Сам. работа 2 13 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнитель¬ного законодательства
2.1. Актуальные проблемы понятия уголовно-исполнительного законодательства Практические 2 0 Л2.1, Л1.1
2.2. Актуальные проблемы поня¬тия уголовно-исполнитель¬ного законодательства Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью
3.1. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью Лекции 2 0 Л2.1, Л1.1
3.2. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью Практические 2 0 Л2.1, Л1.1
3.3. Актуальные проблемы системы учреждений и органов, исполняющих наказания, и контроля за их деятельностью Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Актуальные проблемы правового положения осужденных
4.1. Актуальные проблемы правового положения осужденных Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Актуальные проблемы правового положения осужденных Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы
5.1. Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Актуальные проблемы исполнения наказания в виде лишения свободы Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Актуальные проблемы правового регулирования и применения средств исправления осужденных к лишению свободы
6.1. Актуальные проблемы правового регулирования и применения средств исправления осужденных к лишению свободы Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
6.2. Актуальные проблемы правового регулирования и применения средств исправления осужденных к лишению свободы Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Актуальные проблемы освобождения осужденных от отбывания наказания
7.1. Актуальные проблемы освобождения осужденных от отбывания наказания Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
7.2. Актуальные проблемы освобождения осужденных от отбывания наказания Сам. работа 2 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Актуальные проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы
8.1. Актуальные проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы Практические 2 0 Л2.1, Л1.1
8.2. Актуальные проблемы исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Контроль
9.1. Экзамен Экзамен 2 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3572.
УК-1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Исправительными учреждениями являются
A) исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, сизо
B) исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения
C) исправительные колонии, тюрьмы, лечебные воспитательные учреждения
D) исправительно - трудовые колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, сизо
ОТВЕТ: A
2. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, разрешается ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости помимо средств, заработанных осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия, которые могут расходовать без ограничения, расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере _______ рублей
A) 9000
B) 5000
C) 15000
D) 9500
ОТВЕТ: A
3. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается получать ______ посылок или передач и 6 бандеролей в течение года
A) 6
B) 3
C) 4
D) 5
ОТВЕТ: A
4. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается иметь 6 краткосрочных свиданий и _________ длительных свидания в течение года
A) 4
B) 6
C) 5
D) 2
ОТВЕТ: A
5. Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в _________
A) камерах
B) общежитиях
C) ПКТ
D) ШИЗО
ОТВЕТ: A
6. Осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в _____________.
A) запираемых общих камерах
B) ШИЗО
C) общежитиях
D) карцере
ОТВЕТ: A
7. Закончите предложение;
Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается
A) бесплатный проезд к месту жительства в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
B)бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
C) бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным муниципальным органом
D) бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Ответ: В
8. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью ___ часа на территории исправительного учреждения

A)1
B)6
C)3
D)4
Ответ: D
9. Осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью ___ суток на территории исправительного учреждения
A)1
B)2
C)3
D)6
ОТВЕТ: С

10.Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание _________, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения ___________.
A) краткосрочным выездом с выходом с территории ИУ/ телефонным разговором
B) телефонным разговором / краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии
C)дополнительной посылкой/ краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии
D) ) краткосрочным выездом с выходом с территории ИУ/ телефонным разговором
Ответ: В

11. По общему правилу, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы ______
A) но не более 3 единиц в день
B) но не более 3 единиц в месяц
C) но не более 3 единиц в неделю
D)без ограничения их количества
Ответ: D
12. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы ______ цензуре со стороны администрации исправительного учреждения за исключением случаев, указанных в законе.

A) подвергаются
B) не подвергаются
C) подвергаются, в определенных уголовно- исполнительным законом случае
D) подвергаются, по решению администрации ИУ
Ответ: А

13. Водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до ¬¬¬¬____ суток

A)15
B)7
C)30
D)2

14. Принцип уголовно-исполнительного права, заключающийся в главенствующем положении закона при осуществлении уголовно-исполнительной деятельности, - это принцип
A) законности
B) равенства всех перед законом
C)демократизма
D) гуманизма
Ответ: А

15. Уголовно-исполнительное право как отрасль права
A) характеризуется собственными предметом, принципами и методом
B) характеризуется собственными предметом
C) характеризуется собственными принципами и методом
D) характеризуется собственными методами
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПК-2
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основанием исполнения наказания является
A) приговор либо изменяющее его определение
B) акт помилования или акт амнистии
C) федеральные законы
D) устав колонии
ОТВЕТ: A
2. Медицинские и иные опыты, ставящие жизнь и здоровье осужденных под угрозу
A) не могут проводиться вообще
B) могут проводиться с согласия администрации учреждения, исполняющего наказание
C) могут проводиться с согласия осужденного
D) с письменного согласия врача
ОТВЕТ: A
3. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается получать ______ посылок или передач и 6 бандеролей в течение года
A) 6
B) 3
C) 4
D) 5
ОТВЕТ: A
4. Осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима, проживают в общежитиях. Им разрешается иметь 6 краткосрочных свиданий и _________ длительных свидания в течение года
A) 4
B) 6
C) 5
D) 2
ОТВЕТ: A
5. Осужденные к пожизненному лишению свободы размещаются в _________
A) камерах
B) общежитиях
C) ПКТ
D) ШИЗО
ОТВЕТ: A
6. Осужденные к лишению свободы содержатся в тюрьмах в _____________.
A) запираемых общих камерах
B) ШИЗО
C) общежитиях
D) карцере
ОТВЕТ: A
7. Закончите предложение;
Осужденным, освобождаемым от принудительных работ, ареста или лишения свободы на определенный срок, обеспечивается
A) бесплатный проезд к месту жительства в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
B)бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
C) бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным муниципальным органом
D) бесплатный проезд к месту жительства, они обеспечиваются продуктами питания или деньгами на время проезда в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
Ответ: В
8. Осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью ___ часа на территории исправительного учреждения

A)1
B)6
C)3
D)4
Ответ: D
9. Осужденным к лишению свободы предоставляются длительные свидания продолжительностью ___ суток на территории исправительного учреждения
A)1
B)2
C)3
D)6
ОТВЕТ: С

10.Осужденным по их просьбе разрешается заменять длительное свидание краткосрочным, краткосрочное или длительное свидание _________, а в воспитательных колониях длительное свидание с проживанием вне исправительного учреждения ___________.
A) краткосрочным выездом с выходом с территории ИУ/ телефонным разговором
B) телефонным разговором / краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии
C)дополнительной посылкой/ краткосрочным свиданием с выходом за пределы воспитательной колонии
D) ) краткосрочным выездом с выходом с территории ИУ/ телефонным разговором
Ответ: В

11. По общему правилу, осужденным к лишению свободы разрешается получать и отправлять за счет собственных средств письма, почтовые карточки и телеграммы ______
A) но не более 3 единиц в день
B) но не более 3 единиц в месяц
C) но не более 3 единиц в неделю
D)без ограничения их количества
Ответ: D
12. Получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы ______ цензуре со стороны администрации исправительного учреждения за исключением случаев, указанных в законе.

A) подвергаются
B) не подвергаются
C) подвергаются, в определенных уголовно- исполнительным законом случае
D) подвергаются, по решению администрации ИУ
Ответ: А

13. Водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до ¬¬¬¬____ суток

A)15
B)7
C)30
D)2

14. Принцип уголовно-исполнительного права, заключающийся в главенствующем положении закона при осуществлении уголовно-исполнительной деятельности, - это принцип
A) законности
B) равенства всех перед законом
C)демократизма
D) гуманизма
Ответ: А

15. Уголовно-исполнительное право как отрасль права
A) характеризуется собственными предметом, принципами и методом
B) характеризуется собственными предметом
C) характеризуется собственными принципами и методом
D) характеризуется собственными методами
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
УК-1
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ЕДИНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ КАМЕРНОГО ТИПА – это
Ответ: предназначены для содержания злостных нарушителей режима отбывания
наказания в воспитательных колониях на срок до 12 месяцев
2. ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ОСУЖДЕННЫХ- это
Ответ: закрепленные в правовых нормах возможности для осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворение которых связано с оценкой их поведения
должностными лицами органов, исполняющих наказания, прокуратуры,
судом личности осужденных во время отбывания наказания
3.ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ, ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – это
Ответ: вид уголовного наказания, состоит в запрещении занимать должности на государственной службе в органах местного самоуправления, либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью
4. ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ –это
Ответ: комплекс психолого-педагогических мер воздействия, направленных на формирование у них поведения, соответствующего конституционным нормам, нормам морали и нравственности.
5. перечислите все виды ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Ответ: колонии-поселения, исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
6. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА – это
Ответ: предназначены для содержания осужденных мужчин при особо опасном рецидиве преступлений, осужденных к пожизненному лишению свободы, а также осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
7. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ СТРОГОГО РЕЖИМА – это
Ответ: предназначены для отбывания наказания мужчин, осужденных к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений, ранее не отбывавших лишение свободы, а также при рецидиве преступлений, если осужденный ранее отбывал лишение свободы
8. ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ ОБЩЕГО РЕЖИМА – это
Ответ: предназначены для исполнения наказания в виде лишения свободы в отношении мужчины, осужденных за совершение тяжких преступлений, ранее не отбывавшие лишение свободы, а также осужденные женщины
9. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ –это
Ответ: разделение их на определенные категории (группы) в зависимости от характера и степени опасности совершенного преступления, прошлых судимостей, пола, возраста и других особенностей личности осужденных
10. КОЛОНИЯ-ПОСЕЛЕНИЕ –это
Ответ: исправительное учреждение открытого типа для содержания осужденных за преступления небольшой и средней тяжести ранее не отбывавшие лишение свободы, а также осужденных переведенных из исправительных колоний общего и строго режима
11. ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО, ВОИНСКОГО ИЛИ ПОЧЕИНОГО ЗВАНИЯ, КЛАССНОГО ЧИНА И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАГРАД –это
Ответ: вид уголовного наказания. Лишение специального, воинского или почетного
звания, классного чина и государственных наград применяется только в
качестве дополнительных видов наказаний и исполняется судом, вынесшим
приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются
должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим
государственной наградой, либо соответствующими органами Российской
Федерации.
12. ЛИШЕНИЕ ПРАВА ЗАНИМАТЬ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ ИЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – это
Ответ: вид уголовного наказания и состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Применяются в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
13. ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ НА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК – это
Ответ: вид уголовного наказания. Лишение свободы заключается в изоляции
осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму Лишение свободы устанавливается на срок от двух месяцев до двадцати лет. За исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 56 УК РФ, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений
максимальный срок лишения свободы не может быть более двадцати пяти
лет, а по совокупности приговоров - более тридцати лет. В случае совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных отдельными составами УК РФ, при частичном или полном сложении сроков лишения свободы при назначении наказаний по совокупности преступлений максимальный срок лишения свободы не может быть более тридцати лет, а по совокупности приговоров - более тридцати пяти лет.
14. НАКАЗАНИЕ – это
Ответ: - мера государственного принуждения, которая назначается по приговору суда и заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного
15. НАУКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА – это
Ответ: наука о социально- политических, экономических, нравственных, правовых,
психологических проблемах возникающих в сфере исполнения и отбывания
уголовного наказания
16. НОРМА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА - установленное государством в соответствии с требованиями уголовно-исполнительной политики и выраженное в соответствующих юридических актах общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, которые складываются в процессе исполнения уголовного наказания, т.е. норма уголовно-исполнительного права представляет собой
правило поведения в области исполнения уголовных наказаний
17. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ –это
Ответ: вид уголовного наказания, заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно- исполнительными инспекциями (ст. 49 УК РФ). Порядок исполнения обязательных работ регулирует глава 4 УИК РФ.
18. ОСУЖДЕННЫЙ – это
Ответ: лицо в отношении, которого судебный приговор вступил в законную силу
19. ОТРЯД ОСУЖДЁННЫХ –это
Ответ: основное организационное звено исправительного процесса в структуре исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий для изучения социально- демографических, психологических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним основных средств исправления, установленных ч.2 ст. 9 УИК РФ
20. ОТРЯДНАЯ СИСТЕМА – это
Ответ: – система организации осужденных лишению свободы на принципах коллективизма заключающаяся в разделении осужденных на коллективы (отряды)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ПК-2
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. ОТСРОЧКА ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ – это
Ответ: – вид освобождения от отбывания наказания. Применяется к осужденной беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем, кроме осужденных к ограничению свободы, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления против личности, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста. Применяется к осужденным беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, отбывающих наказание в исправительных колония
2. ПЕНСИЛЬВАНСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА- это
Ответ: – система
исполнения лишения свободы, основанная на одиночном заключении и
религиозном внушении.
3.ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА – это
Ответ: – система исполнения наказания в виде лишения свободы
4. ПЕННОЛОГИЯ- это
Ответ: – наука о наказании (роеnnа, лат. – наказание, logos, греч. – наука). Перевоспитание есть исправление преступника плюс воспитание из него сознательного члена общества.
5. ПОЖИЗНЕНОЕ ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ – это
Ответ: вид уголовного наказания. Пожизненное лишение свободы устанавливается за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, а также за совершение особо тяжких преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, общественной безопасности, половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста
6. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ, ОТБЫВАЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ –это
Ответ: - совокупность закрепленных в различных отраслях права субъективных прав, юридических обязанностей и законных интересов, определяющих положение осужденных во время отбывания уголовного наказания
7. ПРАВООГРАНИЧЕНИЯ – это
Ответ: часть специального статуса осужденного, который дополняется специфическими элементами и определяется тем, что они не имеют аналога в общегражданском правовом статусе, их содержание не зависит от общегражданского правового статуса, а отражает особенности исполнения того или иного вида наказания.
8. ПРИЕМ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ – это
Ответ: – урегулированный нормами уголовно-исполнительного права и иными ведомственными нормативными правовыми актами комплекс организационных, правовых и воспитательных мероприятий, проводимых с целью исполнения наказания и исправления осужденных.
9. ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА – это
Ответ: система стимулирования осужденных заключающаяся в изменения их правового положения с целью исправления.
10. РЕЖИМ – это
Ответ: установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
11. РЕЖИМ ОСОБЫХ УСЛОВИЙ – это
Ответ: вводится в случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных
12. СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ – это
Ответ: - это определение порядка и условий исполнения конкретного вида наказания; обязанностей и прав осужденных; обязанностей и прав администрации учреждений и органов, исполняющих наказание; применения средств исправления осужденных и меры обеспечения их реализации.
13. СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ – это
Ответ: совокупность прав и обязанностей субъектов, определенных нормами уголовно- исполнительного права, и соответствующее им поведение субъектов этих правоотношений
14. СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРАВА ОСУЖДЕННЫХ – это
Ответ: закрепленные законом и гарантируемые государством реальные варианты возможного поведения осужденного или пользования им социальными благами, обеспечиваемые юридическими обязанностями должностных лиц, органов, исполняющих наказания, других субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.
15. ТЮРЬМОВЕДЕНИЕ – это
Ответ: подотрасль уголовного права и уголовной науки в царской России
16. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА – это
Ответ: деятельность государства по определению целей, принципов, стратегии, государства, по исполнению наказаний.
17. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ – это
Ответ: учреждения, исполняющие уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества.
18. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙФ (ФСИН) – это
Ответ: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания
19. ЦЕЛИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДА-ТЕЛЬСТВА – это Ответ:исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ОБЩАЯ И ЧАСТНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ)
20. ШТРАФНОЙ ИЗОЛЯТОР (ШИЗО) – это
Ответ: специально оборудованное помещение предназначенное для содержания нарушителей режима отбывания наказания в исправительных учреждениях на срок до 15 суток.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) / экзамена по всему изученному курсу. Зачет / экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса. Вопросы:
1. Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет, методы, место в си-стеме права.
2. Уголовно-исполнительная политика: понятие, факторы формирования, ос-новные тенденции ее развития.
3. Понятие, критерии выделения и система принципов уголовно-исполнительного права.
4. Возникновение и развитие науки уголовно-исполнительного права в России: пенология, пенитенциарная наука, наука исправительно-трудового и уголовно-исполнительного права.
5. Понятие и виды источников уголовно-исполнительного законодательства.
6. Международные акты в области исполнения уголовных наказаний: классифи-кация, соотношение законодательством РФ, проблемы их реализации в уголовно-исполнительной системе России.
7. Международные стандарты обращения с осужденными к мерам, не связанным с лишением свободы и их влияние на современную российскую уголовно-исполнительную политику.
8. Международные стандарты обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы и их влияние на современную российскую уголовно-исполнительную политику.
9. Основные этапы истории развития отечественного уголовно-исполнительного (исправительно-трудового) законодательства. Реформа уголовно-исполнительного зако-нодательства Российской Федерации.
10. Система учреждений и органов, исполняющих наказания. Основные направ-ления ее развития.
11. Понятие и структура уголовно-исполнительной системы. Основные направле-ния развития уголовно-исполнительной системы.
12. Понятие эффективности исполнения наказания. Критерии и показатели эф-фективности исполнения наказания.
13. Контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказание. Субъекты реализации контроля и надзора.
14. Общественный контроль за обеспечением прав осужденных. Содействие об-щественных организаций работе учреждений и органов, исполняющих наказания.
15. Понятие правового статуса осужденных, его структурные элементы. Основа-ния и формы правоограничений осужденных.
16. Основные права осужденных. Законные интересы осужденных.
17. Основные обязанности осужденных.
18. Классификация осужденных к лишению свободы и их распределение по ис-правительным учреждениям.
19. Места отбывания лишения свободы.
20. Понятие, функции, содержание режима исполнения (отбывания) лишения свободы.
21. Основные элементы режима исполнения (отбывания) лишения свободы.
22. Меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным к лишению сво-боды. Понятие злостного нарушения и злостного нарушителя режима.
23. Прогрессивная система исполнения наказания в виде лишения свободы.
24. Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы.
25. Общее образование, профессиональное образование и профессиональная под-готовка осужденных к лишению свободы.
26. Основные средства исправления осужденных: понятие, общая характеристика, основные направления развития.
27. Исполнение наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях: пра-вовое регулирование, проблемы реализации, направления развития.
28. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого, особого режимов: правовое регулирование, проблемы реализации, направления развития.
29. Особенности отбывания пожизненного лишения свободы. Отбывание лише-ния свободы в тюрьмах.
30. Исполнение наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях: правовое регулирование, проблемы реализации, направления развития.
31. Правовые основания и виды освобождения от отбывания наказания. Оказание помощи освобождаемым лицам.
32. Административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказа-ния.
33. Исполнение наказания в виде исправительных работ: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.
34. Исполнение наказания в виде ограничения свободы: правовое регулирование, проблемы, направления совершенствования.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Орлова В.Н., Эминова В.Е. УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИИ: КОНЦЕПЦИИ В РАЗВИТИИ. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под редакцией И. Я. Козаченко, А. П. Деткова. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронный курс Актуальные проблемы УИП на образовательном портале АГУ portal.edu.asu.ru
Э2 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э3 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э4 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э5 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э6 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э7 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э8 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационно-справочные и поисковые системы и сайты:
1. СПС КонсультантПлюч (инсталированный рерс АлтГУ)
2. Электронная база данных "Scopus" (http:www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http: elibrary.asu.ru)
4. Научная библиотека Elibrary (http: elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебные занятия по дисциплине проводятся в виде лекций, семинарских / практических занятий. Занятия по дисциплине «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права» призваны:
- закреплять, углублять, расширять изученный ранее материал;
- связывать теоретический материал с будущей профессиональной деятельностью;
- стимулировать творческую, поисковую активность магистрантов.
Технологии проведения учебных занятий определяются многими факторами.
Основную организационную форму обучения, направленную на первичное овладение знаниями, представляет собой лекция. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к учебной деятельности, дать ориентиры для самостоятельной работы над содержанием дисциплины.
Существует три основных типа лекций: вводная лекция, информационная лекция и обзорная лекция.
По данной дисциплине должны быть преимущественно использованы такие лекционные формы, как информационная и обзорная лекции.
Семинарские / практические занятия являются основной организационной формой учебной деятельности по дисциплине Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права». Главной целью семинаров является обсуждение теоретических и практических вопросов уголовно-исполнительного права. На семинарских занятиях магистранты совершенствуют умения убедительно формулировать, отстаивать собственную точку зрения, приобретают навыки профессиональной деятельности.
В основе практического занятия лежит решение казусов (задач) в количестве, определяемом особенностями изучаемой темы.
Основные рекомендации по проведению семинарских / практических занятий:
1. Для проведения семинарских занятий заблаговременно студентам дается задание в виде теоретических вопросов по теме и казусов, которые они должны самостоятельно решить, ознакомившись с необходимым законодательным материалом, судебной практикой, прочитав учебную и иную литературу. На основе изученного материала студент вырабатывает собственное мнение по предложенным вопросам и казусам.
2. При подготовке к занятиям студент ориентируется на литературу, предложенную в планах семинарских / практических занятий. Использование студентами литературы в процессе подготовки к семинарским занятиям также может быть рекомендовано как преподавателем, читающим лекции, так и ведущим семинарские занятия. Вместе с тем, окончательный выбор литературы – право самих магистрантов.
3. Наличие Уголовно-исполнительного кодекса РФ, Уголовного кодекса РФ, а также иных рекомендованных нормативных актов является обязательным. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям закона. Магистранты должны свободно ориентироваться в Уголовно-исполнительном кодексе РФ и четко понимать его содержание.
4. На занятиях преподаватель должен формировать у магистрантов навык обоснованной, деловой и спокойной критики учебной и научной литературы. Недостаточно просто вскрыть ошибки или пробелы – необходимо обосновать справедливость высказанных замечаний.
5. Необходимо учить магистрантов проявлять уважение к закону. В случаях, когда обнаруживаются ошибочные или неточные положения закона, его недостатки, пробелы, их следует проанализировать, попытаться выявить их причины и выработать рекомендации по совершенствованию положений закона.
6. Преподаватель постоянно должен следить за тем, чтобы магистранты не допускали ошибок при использовании юридической терминологии (например, вместо юридического термина «исправительная колония» произносили бытовую фразу «тюрьма» и т.п.), обращать внимание на культуру речи магистрантов (в кратких причастиях мужского рода осуждён, возбуждён ударение падает на суффикс –ён, в женском и среднем роде ударение смещается на окончание – осужденА, возбужденО. В полных причастиях всех родов ударение падает на суффикс –ённ – осуждённый, осуждённая, возбуждённое. Аналогично – ходАтайство (ходАтайствовать), а не ходатАйство).
7. В процессе семинара преподаватель обязан активно руководить ходом обсуждения темы, направлять его, ставить вопросы, которые обойдены вниманием выступавших. После развернутого обсуждения вопросов семинара преподаватель подводит итоги дискуссии. При этом преподаватель излагает мнение кафедры и собственное мнение по обсуждаемому на семинаре вопросу. Однако студент может и не согласится с предложенными подходами. В этих случаях, студент обязан аргументировать свои выводы, основываясь на законе и изученной литературе.
8. При решении предложенных казусов преподаватели могут видоизменять их. После того как студентами обсуждены все значимые обстоятельства казуса и его вариантов, выработано итоговое решение, преподаватель делает вывод. Он дает правильное (с его точки зрения) решение казуса, кратко характеризует выступления магистрантов, отмечает допущенные ошибки и неточности. Если казус был составлен по материалам правоприменительной практики необходимо процитировать эти решения студентам и показать, почему правоприменитель пришел к таким выводам.
9. С учетом темы семинара, вопросов для обсуждения, избираются конкретные формы проведения семинара, которые могут быть различными:
1) традиционное обсуждение вопросов;
2) градация вопросов: обсуждение вопросов от простого к сложному;
3) заслушивание докладов
При этом возможны следующие технологии проведения семинарского занятия в такой его форме:
а) «докладчик – активные слушатели», которые дополняют, задают вопросы, оценивают докладчика;
б) «докладчик – содокладчик»;
б) «докладчик – рецензент – оппонент».
Технология выбора тем докладов для семинара также может варьироваться:
- индивидуальный выбор предложенных тем,
- распределение тем преподавателем,
- самостоятельное дополнение перечня предложенных преподавателем тем студентами с объяснением такого выбора,
4) инновационные формы проведения занятия:
а) «дискуссия» - группы обсуждают актуальные проблемные вопросы «ЗА» и «ПРОТИВ»;
б) «конференция» - выступления магистрантов по обсуждаемой теме 5 – 7 минут;
в) «пресс-конференция» - магистранты задают вопросы по обсуждаемой теме одному или нескольким студентам;
з) «мозговой штурм» и т.д.
Дополнительными видами организационных форм обучения по изучаемой учебной дисциплине являются консультации, факультативные занятия, научные и научно-практические студенческие конференции, круглые столы и т.д.
Контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебной деятельности магистрантов, мастерства преподавателя. Существуют традиционные формы контроля. Так, по времени контроль делится на текущий, тематический, рубежный, промежуточный, итоговый. По формам систему контроля составляют экзамены, зачеты, устный опрос (собеседование), письменный опрос, эссе, рефераты, курсовые, контрольные работы и др.
С целью обеспечения эффективности контроля за уровнем усвоения знаний студентами по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» предлагается использовать следующие виды контроля:
- текущий контроль в процессе изучения дисциплины (на семинарских и практических занятиях) в индивидуальной и фронтальной формах;
- периодический фронтальный тематический контроль по крупным разделам учебной дисциплины;
- промежуточная аттестация – экзамен для магистрантов дневного отделения и зачет для магистрантов отделения заочного обучения.
При выставлении оценки на экзамне или зачете по дисциплине с целью ее объективности также следующие факторы:
- активная работа студента во время семинарских и практических занятий;
- результаты контрольных заданий;
- качество подготовленных сообщений, эссе, докладов, рефератов и других работ;
- участие в конференциях, круглых столах по вопросам учебной дисциплины.