МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Освобождение от уголовной ответственности и от наказания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильПрименение уголовного закона
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ПУЗ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Тыдыкова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат юридических науку, Доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Освобождение от уголовной ответственности и от наказания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 14.02.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20222023 уч. г.

Заведующий кафедрой
АНИСИМОВА И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 14.02.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой АНИСИМОВА И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания и применения иных мер уголовно-правового характера» является овладение магистрантами системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, связанных с освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также связанных с применением иных мер уголовно-правового характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
ПК-2.2 Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера.
ПК-2.3 Применяет нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода.
УК-1.2 Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели.
УК-1.3 Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Проводит самоанализ и самооценку, определяет направления повышения личной эффективности в профессиональной деятельности.
Знает уголовное законодательство РФ и подзаконные источники уголовного права, правила квалификации преступлений, правила назначения наказания и применения иных мер уголовно-правового характера, основания и правила освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания.
3.2.Уметь:
3.2.1. Выстраивает индивидуальную образовательную траекторию развития; планирует свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивает эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач; применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания.
Умеет осуществлять квалификацию преступления, определять меру уголовного наказания, иные меры уголовно-правового характера, нормы уголовного законодательства об освобождении от уголовной ответственности и от уголовного наказания при решении профессиональных задач.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками эффективного целеполагания; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Освобождение от уголовной ответственности.
1.1. Освобождение от уголовной ответственности. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Освобождение от угоовной ответственности. Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Освобождение от уголовной ответственности. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания.
2.1. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания. Лекции 2 0
2.2. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
3.1. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Лекции 2 0
3.2. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Отсрочка отбывания наказания.
4.1. Отсрочка отбывания наказания. Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Отсрочка отбывания наказания. Практические 2 2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Отсрочка отбывания наказания. Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Условное осуждение.
5.1. Условное осуждение. Лекции 2 0
5.2. Условное осуждение. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
5.3. Условное осуждение. Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Правовое регулирование амнистии, помилования и судимости.
6.1. Правовое регулирование амнистии, помилования и судимости. Лекции 2 0
6.2. Правовое регулирование амнистии, помилования и судимости. Сам. работа 2 11 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних.
7.1. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних. Лекции 2 0
7.2. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
7.3. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних. Сам. работа 2 9 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Принудительные меры медицинского характера как иные меры уголовно-правового характера.
8.1. Принудительные меры медицинского характера как иные меры уголовно-правового характера. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
8.2. Принудительные меры медицинского характера как иные меры уголовно-правового характера. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера.
9.1. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера. Практические 2 0 Л1.1, Л2.1, Л2.2
9.2. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера. Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
1. Определите понятие по его содержанию
акт высшего законодательного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание или снимающий с осужденных судимость.
Ответ: амнистия
2. Определите понятие по его содержанию
заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества и устанавливается на срок от одного до шести месяцев
Ответ: арест
3. Определите понятие по его содержанию
истечение установленных в уголовном законе сроков, после чего вынесенный приговор не может быть приведен в исполнение и осужденный подлежит освобождению от назначенного ему наказания.
Ответ: давность обвинительного приговора
4. Определите понятие по его содержанию
день совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий
Ответ: день совершения преступления
5. Определите понятие по его содержанию
прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий (бездействия), непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца
Ответ: добровольный отказ
6. Определите понятие по его содержанию
общая сумма незаконного обогащения, полученная в результате совершения преступления (без вычета произведенных расходов), в денежной (наличные, безналичные и электронные денежные средства в рублях и (или) в иностранной валюте) и (или) натуральной форме (движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги и др.).
Ответ: доход
7. Определите понятие по его содержанию
имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.
Ответ: заглаживание вреда
8. Определите понятие по его содержанию
изменение социальных, политических или экономических условий в стране (например, прекращение военных действий, крупные экономические реформы), изменение конкретной обстановки в том или ином районе, местности, предприятии (например, незаконная охота в заповеднике, если к моменту рассмотрения дела в суде она там будет разрешена в силу чрезмерного увеличения поголовья этого вида животных).
Ответ: изменение обстановки
9. Определите понятие по его содержанию
меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, запрещенное УК, а также к лицам, в отношении которых назначение или исполнение наказания невозможно в силу их психического расстройства, не входящие в систему наказаний, назначаемые судом наряду с наказанием, либо в качестве его альтернативы, либо при освобождении от уголовной ответственности и ограничивающие права, интересы и свободы указанных лиц с целью предупреждения совершения указанными лицами новых общественно опасных деяний или преступлений.
Ответ: иные меры уголовно-правового характера
10. Определите понятие по его содержанию
назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного
Ответ: исправительные работы
11. Определите понятие по его содержанию
контрольный период времени, в течение которого осуществляется испытание условно осужденного лица, проверяется возможность достижения исправления при освобождении от наказания в условиях контроля и исправительного воздействия.
Ответ: испытательный срок
12. Определите понятие по его содержанию
принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенных видов имущества.
Ответ: конфискация
13. Определите понятие по его содержанию
состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью
Ответ: Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
14. Определите понятие по его содержанию
заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму
Ответ: лишение свободы
15. Определите понятие по его содержанию
совершение одним и тем же лицом нескольких общественно опасных деяний, каждое из которых расценивается уголовным законом как самостоятельное преступление.
Ответ: множественность преступлений
16. Определите понятие по его содержанию
возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
Ответ: обязанность загладить причиненный вред
17. Определите понятие по его содержанию
заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями
Ответ: обязательные работы
18. Определите понятие по его содержанию
могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим
Ответ: Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
19. Определите понятие по его содержанию
заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ответ: ограничение свободы
20. Определите понятие по его содержанию
освобождение лица, совершившего преступление, от: назначения наказания за совершенное преступление (ст. 80.1, ч. 1 ст. 92 УК); реального отбытия наказания, назначенного приговором суда (ст. ст. 73, 81, 82, 82.1 УК); дальнейшего отбывания частично отбытого осужденным к этому времени наказания, назначенного судом (ст. ст. 79, 82 УК).
Ответ: освобождение от наказания

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности
1. Определите понятие по его содержанию
выраженное в официальном акте государственного органа решение освободить лицо, совершившее преступление, от обязанности подвергнуться судебному осуждению и претерпеть меры государственного принудительного воздействия.
Ответ: освобождение от уголовной ответственности
2. Определите понятие по его содержанию
состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
Ответ: передача под надзор
3. Определите понятие по его содержанию
автоматическое прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за совершение преступления вследствие истечения указанных в законе сроков.
Ответ: погашение судимости
4. Определите понятие по его содержанию
применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода
Ответ: Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа
5. Определите понятие по его содержанию
акт высшего должностного лица Российской Федерации, полностью или частично освобождающий индивидуально определенное лицо от наказания и (или) его последствий либо заменяющий его более мягким.
Ответ: помилование
6. Определите понятие по его содержанию
общая сумма незаконного обогащения, полученная в результате совершения преступления (без вычета произведенных расходов), в денежной (наличные, безналичные и электронные денежные средства в рублях и (или) в иностранной валюте) и (или) натуральной форме (движимое и недвижимое имущество, имущественные права, документарные и бездокументарные ценные бумаги и др.).
Ответ: доход
7. Определите понятие по его содержанию
имущественная, в том числе денежная, компенсация морального вреда, оказание какой-либо помощи потерпевшему, принесение ему извинений, а также принятие иных мер, направленных на восстановление нарушенных в результате преступления прав потерпевшего, законных интересов личности, общества и государства.
Ответ: заглаживание вреда
8. Определите понятие по его содержанию
изменение социальных, политических или экономических условий в стране (например, прекращение военных действий, крупные экономические реформы), изменение конкретной обстановки в том или ином районе, местности, предприятии (например, незаконная охота в заповеднике, если к моменту рассмотрения дела в суде она там будет разрешена в силу чрезмерного увеличения поголовья этого вида животных).
Ответ: изменение обстановки
9. Определите понятие по его содержанию
меры государственного принуждения, применяемые к лицам, совершившим преступление или общественно опасное деяние, запрещенное УК, а также к лицам, в отношении которых назначение или исполнение наказания невозможно в силу их психического расстройства, не входящие в систему наказаний, назначаемые судом наряду с наказанием, либо в качестве его альтернативы, либо при освобождении от уголовной ответственности и ограничивающие права, интересы и свободы указанных лиц с целью предупреждения совершения указанными лицами новых общественно опасных деяний или преступлений.
Ответ: иные меры уголовно-правового характера
10. Определите понятие по его содержанию
назначаются осужденному, имеющему основное место работы, а равно не имеющему его. Осужденный, имеющий основное место работы, отбывает исправительные работы по основному месту работы. Осужденный, не имеющий основного места работы, отбывает исправительные работы в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного
Ответ: исправительные работы
11. Определите понятие по его содержанию
контрольный период времени, в течение которого осуществляется испытание условно осужденного лица, проверяется возможность достижения исправления при освобождении от наказания в условиях контроля и исправительного воздействия.
Ответ: испытательный срок
12. Определите понятие по его содержанию
принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора определенных видов имущества.
Ответ: конфискация
13. Определите понятие по его содержанию
состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью
Ответ: Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
14. Определите понятие по его содержанию
заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму
Ответ: лишение свободы
15. Определите понятие по его содержанию
совершение одним и тем же лицом нескольких общественно опасных деяний, каждое из которых расценивается уголовным законом как самостоятельное преступление.
Ответ: множественность преступлений
16. Определите понятие по его содержанию
возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
Ответ: обязанность загладить причиненный вред
17. Определите понятие по его содержанию
заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями
Ответ: обязательные работы
18. Определите понятие по его содержанию
могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательную организацию либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим
Ответ: Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего
19. Определите понятие по его содержанию
заключается в установлении судом осужденному следующих ограничений: не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток, не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования, не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования, не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях, не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Ответ: ограничение свободы
20. Определите понятие по его содержанию
освобождение лица, совершившего преступление, от: назначения наказания за совершенное преступление (ст. 80.1, ч. 1 ст. 92 УК); реального отбытия наказания, назначенного приговором суда (ст. ст. 73, 81, 82, 82.1 УК); дальнейшего отбывания частично отбытого осужденным к этому времени наказания, назначенного судом (ст. ст. 79, 82 УК).
Ответ: освобождение от наказания

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
• «Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
1) В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания…
1. установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) вышестоящего суда
2. установленного приговором суда

2) Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тяжести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса замене неотбытой части наказания более мягким видом надлежит исходить….
1. из окончательного срока наказания, назначенного по совокупности.
2. из срока наказания, которое назначено по наиболее тяжкому преступлению из преступлений, входящих в совокупность
3. из наиболее длительного срока, назначенного по одному из преступлений, входящих в совокупность.

3) Решая вопрос замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд…..
1. вправе заменитьнеотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением в порядке статьи 73 УК РФ.
2. не вправе заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением в порядке статьи 73 УК РФ.

4) Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденными беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести не менее…
1.одной третьи срока наказания
2. одной четверти срока наказания.
3. половины срока наказания

5) Суд заменил неотбытую часть наказания - 7 месяцев 6 дней лишения свободы исправительными работами сроком на 2 года. Правомерно ли такое решение?
1.) да
2.) нет

6) Неотбытая часть наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части и принудительных работ….
1. может быть заменена более мягким видом наказания только после фактического отбытия осужденным части наказания, которая зависит либо от категории, либо от вида преступления
2. Условие о минимальном фактическом сроке для этих видов наказаний в законе не предусмотрено.


7) Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания…
1. не исключает применения к лицу условно-досрочного освобождения от отбывания более мягкого вида наказания.
2. исключает применение к лицу условно-досрочного освобождения от отбывания более мягкого вида наказания.


8) В порядке, предусмотренном ст. 80 УК РФ лишение свободы на определенный срок, назначенное лицу, являющемуся инвалидом первой группы…
1. может быть заменено на более мягкий вид наказания - исправительные работы.
2. может быть заменено на более мягкий вид наказания - исправительные работы только при наличии согласия такого лица
3. не может быть заменено на более мягкий вид наказания - исправительные работы.

9) В случае отказа суда в условно- досрочном освобождении, ходатайство о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания может иметь место…
1. не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.
2. не ранее чем по истечении трех месяцев со дня вынесения постановления суда об отказе.
3. в любое время

10) В случае совершения лицом нового преступления после замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания…
1. к наказанию за вновь совершенное преступление, при наличии к тому оснований, полностью или частично присоединяется неотбытая часть назначенного более мягкого наказания.
2. к наказанию за вновь совершенное преступление, при наличии к тому оснований, полностью или частично присоединяется неотбытаядо момента замены на более мягкое наказание часть наказания

11) Нельзя считать впервые совершившим преступление лицо, совершившее преступление, если …
1. предыдущий приговор в отношении него на момент совершения нового преступления не вступил в законную силу
2. предыдущий приговор в отношении него на момент совершения нового преступления вступил в законную силу, но ко времени его совершения имело место освобождение лица от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности исполнения предыдущего обвинительного приговор
3. предыдущий приговор в отношении него вступил в законную силу, но на момент судебного разбирательства устранена преступность деяния, за которое лицо было осуждено
4. наказание, назначенное по предыдущему приговору, уже отбыто
5. все вышеназванные варианты правильные

12) Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего преступление, загладить вред в будущем для освобождения лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием…
1. вне зависимости от наличия у него объективной возможности для их выполнения не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
2. при наличии реальной возможности для их выполнения в будущем, подтвержденной документально, могут стать обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием
3. вне зависимости от наличия у него объективной возможности для их выполнения, в момент рассмотрения уголовного дела, но при условии, что будет установлен пресекательный срок для их выполнения, который не может превышать 1 года, являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием

13) Если преступление небольшой тяжести было совершено 12 августа 2010 года в 18 часов, то последний день, на который должно приходиться вступление приговора в законную силу для привлечения лица к уголовной ответственности…
1. 11 августа 2012 года
2. 12 августа 2012 года
3. 21 августа 2012 года
4. 12 августа 2013 года

14) Условное осуждение не может быть применено, если…
1. назначено наказание в виде лишения свободы
2. срок назначенного наказания превышает 8 лет лишения свободы
3. срок назначенного наказания превышает 5 лет лишения свободы
4. лицо признано виновным в совершении тяжкого преступления
5. лицо признано виновным в совершении особо тяжкого преступления

15) Подлежит условно-досрочному освобождениюлицо, отбывающее…
1. содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы
2. только лишение свободы
3. лишение свободы, арест, ограничение свободы.

Ответы:
1) 1
2) 1
3) 2
4) 2
5) 2
6) 2
7) 1
8) 3
9) 3
10) 1
11) 4
12)1
13) 1
14)2
15)1

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять нормативные правовые акты в сфере уголовного права, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности
1) В случае, если осужденный, признанный больным наркоманией, отбывание наказания которому отсрочено, отказался от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа….
1. отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда
2. отменяет отсрочку и назначает новое наказание
3. выносит постановление о принудительном лечении от наркомании

2) Если в статье Особенной части УК РФ предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности, необходимо учитывать наличие…
1) условия, указанные как в статье Особенной части, так и условия, указанные в статьях Общей части
2) только условия, указанные в статьях Общей части
3) только условий, указанные в статье Особенной части УК
4) определяющим является мнение суда о возможности освобождения

3) Основанием освобождения от уголовной ответственности не является …
1) деятельное раскаяние
2) примирение с потерпевшим
3) изменение обстановки
4) амнистия

4) В случае неуплаты судебного штрафа в установленный судом срок …
1)судебный штраф отменяется и лицо привлекается к уголовной ответственности
2) назначенный срок для его уплаты продляется, но не более, чем на 6 месяцев
3) судебный штраф отменяется, лицо привлекается к уголовной ответственности, но освобождается от наказания

5) Норма о судебном штрафе (ст.76.2 УК РФ) может быть применена….
1. только в случае совершения преступлений с материальным составом, т.к. уголовный закон требует, чтобы лицо возместило ущерб или иным образом загладило причиненный преступлением вред.
2. только в случае совершения преступлений с формальным составом, т.к. уголовный закон устанавливает требование о небольшом размере причиненного ущерба.
3. как в случае совершения преступлений с формальными составами, так и в случае совершения преступлений с материальными составами.

6) Если суд назначает судебный штраф (ст.76.2 УК РФ) при совершении лицом нескольких преступлений, то…
1. судебный штраф назначается за каждое из совершенных преступлений и исполняется самостоятельно
2. судебный штраф назначается за каждое из совершенных преступлений, далее по правилам полного или частичного сложения назначается единая сумма судебного штрафа
3. возможность применения судебного штрафа при свершении лицом нескольких преступлений вообще не предусмотрена
4. применяется одна (учитывающая в том числе количество и характер совершенных им общественно опасных деяний) мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа

7) Так как применение судебного штрафа предполагает необходимость его уплаты, то отсутствие источника дохода препятствуют освобождению виновного от уголовной ответственности и применению этой меры уголовно-правового характера.
1. верно
2.неверно

8) В тех случаях, когда наказание осужденному было смягчено актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) суда, при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания суду следует исчислять фактически отбытый срок наказания, исходя из срока наказания…
1. установленного актом амнистии или актом помилования либо определением (постановлением) вышестоящего суда
2. установленного приговором суда

9) Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тяжести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса замене неотбытой части наказания более мягким видом надлежит исходить….
1. из окончательного срока наказания, назначенного по совокупности.
2. из срока наказания, которое назначено по наиболее тяжкому преступлению из преступлений, входящих в совокупность
3. из наиболее длительного срока, назначенного по одному из преступлений, входящих в совокупность.

10) Решая вопрос замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, суд…..
1. вправе заменить неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением в порядке статьи 73 УК РФ.
2. не вправе заменять неотбытый срок наказания в виде лишения свободы условным осуждением в порядке статьи 73 УК РФ.

11) Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденными беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, находящегося в доме ребенка исправительного учреждения, к лишению свободы за совершение преступления небольшой тяжести не менее…
1.одной третьи срока наказания
2. одной четверти срока наказания.
3. половины срока наказания

12) Суд заменил неотбытую часть наказания - 7 месяцев 6 дней лишения свободы исправительными работами сроком на 2 года. Правомерно ли такое решение?
1.) да
2.) нет

13) Неотбытая часть наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части и принудительных работ….
1. может быть заменена более мягким видом наказания только после фактического отбытия осужденным части наказания, которая зависит либо от категории, либо от вида преступления
2. Условие о минимальном фактическом сроке для этих видов наказаний в законе не предусмотрено.


14) Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания…
1. не исключает применения к лицу условно-досрочного освобождения от отбывания более мягкого вида наказания.
2. исключает применение к лицу условно-досрочного освобождения от отбывания более мягкого вида наказания.


15) В порядке, предусмотренном ст. 80 УК РФ лишение свободы на определенный срок, назначенное лицу, являющемуся инвалидом первой группы…
1. может быть заменено на более мягкий вид наказания - исправительные работы.
2. может быть заменено на более мягкий вид наказания - исправительные работы только при наличии согласия такого лица
3. не может быть заменено на более мягкий вид наказания - исправительные работы.




Ответы:
1)1
2)3
3)3
4)1
5)3
6)4
7)2
8) 1
9) 1
10) 2
11) 2
12) 2
13) 2
14) 1
15) 3


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к зачету
1. Понятие и виды оснований освобождения от уголовной ответственности.
2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием: понятие, основания, проблемы применения.
3. Проблемы отграничения деятельного раскаяния от добровольного отказа от преступления в теории уголовного права и правоприменительной практике.
4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим: понятие, основания, проблемы применения.
5. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности: сущность и проблемы применения.
6. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Проблемы исчисления сроков давности.
7. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности: понятие, классификация.
8. Критерии разграничения институтов «освобождения от уголовной ответственности» и «освобождения от наказания».
9. Классификация видов освобождения от наказания и его отбывания.
10. Основания и условия замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
11. Понятие, основания и условие освобождения от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора суда.
12. Приостановление сроков давности обвинительного приговора суда.
13. Понятия, условия и основания применения института «освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
14. Применение освобождения от наказания в связи с болезнью.
15. Основания условно-досрочного освобождения.
16. Критерии исправления осужденных при условно-досрочном освобождении.
17. Обязанности, возлагаемые на условно-досрочно освобожденных.
18. Основания отмены условно-досрочного освобождения.
19. Основание и условие предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем.
20. Отмена отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем
21. Основания и условия предоставления отсрочки отбывания наказания больным наркоманией.
22. Применение условного осуждения.
23. Амнистия: юридическая природа, законодательная регламентация.
24. Правовое регулирование помилования.
25. Понятие, уголовно-исполнительные и общесоциальные последствия судимости в РФ.
26. Вопросы погашения и снятия судимости в РФ.
27. Специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
28. Понятие и основания применения принудительных мер воспитательного воздействия.
29. Применение принудительных мер медицинского характера
30. Конфискация имущества.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Сверчков В.В. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 3 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп: М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. СПС «КонсультантПлюс».
Э2 2. ИПО системы «Гарант».
Э3 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э4 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э5 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э6 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э7 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э8 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э9 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
Э10 Электронный курс на едином образовательном портале АлтГУ "Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания и применения иных мер уголовно-правового характера" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe Reader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем

СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

2. Методика решения задач
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).



3.Методика решения тестовых заданий
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше