МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропология права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент кафедры теории и истории государства и права, Зеленин Юрий Александрович

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Антропология права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение комплекса знаний о человеке как субъекте права; рассматриваемого одновременно в качестве главного объекта охраны правовой системы общества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в
зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.

3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2. Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории
гуманитарного знания.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3. Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Антропология права как научная и учебная дисциплина Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Антропология права как научная и учебная дисциплина Практические 2 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Антропология права как научная и учебная дисциплина Сам. работа 2 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Человек как объект юридико-антропологического познания Лекции 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Человек как объект юридико-антропологического познания Практические 2 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Человек как объект юридико-антропологического познания Сам. работа 2 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Происхождение человека и права Практические 2 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.8. Происхождение человека и права Сам. работа 2 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.9. Человек как субъект права Практические 2 2 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Человек как субъект права Сам. работа 2 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека Лекции 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека Практические 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека Сам. работа 2 8 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Антропология обычного права Практические 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Антропология обычного права Сам. работа 2 10 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.16. Антропология корпоративного права Практические 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.17. Антропология корпоративного права Сам. работа 2 9 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.18. Антропология религиозных правовых систем Практические 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.19. Антропология религиозных правовых систем Сам. работа 2 10 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.20. Антропология современного западного позитивного права. Лекции 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.21. Антропология современного западного позитивного права. Практические 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.22. Антропология современного западного позитивного права. Сам. работа 2 10 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.23. Антропология российского права Лекции 2 0 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
1.24. Антропология российского права Сам. работа 2 10 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен 2 9 ПК-2.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4499

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Юридическая антропология изучает:
а)историю государственных органов;
б)современные социально-экономические проблемы коренных народов;
в)правовое бытие человека на всех стадиях его развития
г) все ответы верны
Ответ: в

Вопрос 2. Основоположником школы структурной антропологии является:
а) Л.Г. Морган;
б)К. Леви-Строс;
в)К. Маркс
г) З. Фрейд
Ответ: б

Вопрос 3. М.М. Ковалевский является автором классических трудов по исследованию обычного права:
а)народов Дальнего Востока;
б)племен Новой Гвинеи;
в) племен Северной Африки
г)народов Кавказа
Ответ: г

Вопрос 4. Мыслители эпохи Просвещения рассматривали первобытного человека как:
а)«доброго дикаря»;
б)«говорящее орудие»;
в)«кровожадного варвара»
г) нет правильного ответа
Ответ: а

Вопрос 5. Антрополог Ф. Боас является основоположником теории:
а)эволюционизма;
б) структурализма
в)культурного плюрализма;
г)функционализма.
Ответ: в

Вопрос 6. Правовая аккультурация - это:
а)уничтожение традиционных правовых институтов;
б)процесс прививки чуждых элементов цивилизации традиционным обществам;
в)отказ от принятия новых форм гражданского права;
г)нет правильного ответа.
Ответ: в

Вопрос 7. Право с точки зрения исторической школы права это:
а)приказ суверена
б)естественные права человека
в)исторически обусловленные правила поведения, эволюционирующие вместе с народом
г)воля господствующего класса

Ответ: в

Вопрос 8. Для какой страны в большей степени характерно применение конституционных обычаев
а) Россия
б) в Бразилия
в) Франция
г) Великобритания
Ответ: г

Вопрос 9.В рамках какой правовой семьи неписаное право признано источником права?
а) Англосаксонская
б) Обычно-правовая
в) Романо-германская
г) Религиозная

Ответ: б

Вопрос 10. Какой древний мыслитель сопоставлял обычаи спартанцев и египтян?
а) Солон
б) Соломон
в)Геродот
г) Пифогор

Ответ: в

Вопрос 11. Представители договорной теории происхождения государства –
это …
а) Маркс, Энгельс, Ленин;
б) Гумплович, Каутский, Дюринг;
в) Руссо, Локк, Гоббс;
г) Спенсер, Петражицкий.

Ответ: в

Вопрос 12. Какую теорию происхождения и сущности права отстаивали Фома
Аквинский и Ж. Маритен?
а) ирригационную;
б) естественно-правовую (естественного права);
в) теологическую;
г) патриархальную.

Ответ: в

Вопрос 13. Что такое правовой обычай?
а) передача духовных ценностей от поколения к поколению
б) традиционный порядок проведения какой либо церемонии
в) санкционированные государством и многократно повторяющиеся правила поведения
г) соблюдение внешней вежливости и учтивости

Ответ: в

Вопрос 14. Главным источником права в мусульманской правой традиции?
а) Законы Ману
б) Ветхий закон
в) Коран
г) Авеста
Ответ: в

Вопрос 15. Для какой правовой традиции ключевым понятием является категория «дхарма»?
а) иудейская правовая традиция
б)индуская правовая традиция
в) мусульманская правовая традиция
г) европейская правовая традиция
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1.______________ -это мировоззрение, ориентированное на западную цивилизацию или предвзятое мнение, которое отдает предпочтение ей перед незападными цивилизациями.
Ответ: Европоцентризм

Вопрос 2. Включенное ____________ как один из методов антропологии права помогает исследователю преодолеть закрытость сфер жизнедеятельности, регулируемых обычным правом.
Ответ: наблюдение


Вопрос 3. Французский правовед ______________рассматривал право как неотъемлемый элемент конкретного общества и считал, что оно зависит от таких факторов как климат и демография.
Ответ: Ш. Монтескье

Вопрос 4. По мнению французского социолога права Жана Карбонье, юридическая (правовая) антропология, - это «наука о _________________», в рамках которой подчеркивается исключительная способность человеческих существ, в отличие от всех других живых созданий, обуздывать свои инстинкты и агрессию, создавать нормы права и следовать их предписаниям.
Ответ: homo juridicus / человеке юридическом

Вопрос 5. ______________ права – это заимствование и приспособление к условиям какой-либо страны права, выработанного в другом государстве или в предшествующую историческую эпоху.
Ответ: Рецепция

Вопрос 6. Назовите правовую семью в которой нормативно-правовой акт является основным источником права?
Ответ: романо-германская правовая семья


Вопрос 7. В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. _______________— норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера
Ответ: Мононорма

Вопрос 9. ________ – священные запреты, налагаемые на определенные действия и предметы в первобытной культуре.
Ответ: Табу

Вопрос 10. _____________ — это правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной.
Ответ: Ритуал


Вопрос 11. _____________________ – самобытная цивилизация, центральное понятие разработанной Н.Я.Данилевским философско-исторической доктрины, изложенной в его книге «Россия и Европа».
Ответ: Культурно-исторический тип


Вопрос 12. ______________ - это совокупность обязанностей, которым должен был следовать каждый индус согласно его социальному статусу (варне) и стадиям своего существования (ашрама).
Ответ: дхарма


Вопрос 13. Как называется один из самых известных и древнейших индийских сборников законов?
Ответ:Законы Ману / Ману-смрити/ Ману-самхита /Манава-дхармашастра

Вопрос 14. Китайский иероглиф 法 (фа), обозначающий писаный _________, выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказания за совершенное преступление.
Ответ: закон
Вопрос 15. Исправление имён (正名) — одно из центральных категорий _____________, суть которой заключается в необходимости правильно выстраивать понятия ради того, чтобы с их помощью самосовершенствоваться и управлять государством.
Ответ: конфуцианства


Вопрос 16. В отличие от конфуцианцев, бескомпромиссно отвергавших применение фа по отношению к "благородным людям", ____________ считали, что люди будут неукоснительно соблюдать письменно зафиксированные нормы фа, если будут знать, какие наказания неотвратимо последуют за их нарушение.
Ответ: легисты


Вопрос 17. _____________ - священная книга мусульман, содержащая правила поведения, которым должен следовать мусульманин.
Ответ:Коран

Вопрос 18. _______ — традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев.
Ответ: галаха


Вопрос 19. _________________ анализ - это гуманитарная экспертиза юридических документов, главным образом, связанная с его оценкой с позиции отношений между субъектами.
Ответ: антропологический

Вопрос 20. ____________ _____________ – отрицание права как социального института и системы правил поведения, как элемента успешного регулирования взаимоотношений между людьми.
Ответ: Правовой нигилизм

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В какой правовой традиции позитивный закон является основным источником права?
а) иудейская правовая традиция
б) мусульманская правовая традиция
в) индуская правовая традиция
г) европейская правовая традиция
Ответ: г

Вопрос 2. Как называется способ, с помощью которого закрепляются нормы права?
а) применение права
б) отрасль права
в) источник права
г) юридический факт
Ответ: в

Вопрос 3. Что является характеристикой источников права с позиции юридического позитивизма?
а) обязательность только для части населения
б) официальный характер
в) принятие негосударственными организациями
г) неформальный характер
Ответ: б

Вопрос 4. Какой источник права является исторически первым:
а) правовой обычай
б) судебный прецедент
в) нормативно-правовой акт
г) нормативный договор
Ответ: а

Вопрос 5. Что такое правовой акт в его основном значении?
а) юридический документ
б) устное соглашение
в) негласное правило
г) договор между людьми
Ответ: а

Вопрос 6. Для какой правовой системы характерно использование понятия «нормативно-правовой акт» для обозначения позитивного права:
б) правовой системы Израиля
в) правовой системы России
г)правовой системы Великобритании
д) правовой системы Франции
Ответ: в

Вопрос 7. Что такое судебный прецедент?
а) особый случай
б) нарушение закона
в) решение суда по конкретному делу
г) использование закона при вынесении решения суда

Ответ: в

Вопрос 8. Что из названного не является стадией применения права?
а) Выбор и толкование нормы права;
б) Возникновение правоотношения;
в) Сбор и анализ фактической стороны юридического дела;
г) Принятие и оформление решения по юридическому делу.
Ответ: б


Вопрос 9. Применение права является одной из форм
а) правотворчества;
б) возникновения правоотношений;
в) реализации права;
г) правового воспитания.
Ответ: в

Вопрос 10. Что не относится к источникам права?
а) нормативно-правовой акт
б) законопроект
в) судебный прецедент
г) правовой обычай

Ответ: б

Вопрос 11. Что не является нормативно-правовым актом?
а) решение профсоюзного комитета
б) постановление правительства
в) конституция
г) все перечисленные

Ответ: а

Вопрос 12. Что является формой права?а) разновидность праваб) внешнее выражение права в) процесс создание праваг) соблюдение права

Ответ: б

Вопрос 13. Какие нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации?
а) Федеральные законы;
б) Указы Президента РФ;
в) Постановления Правительства РФ;
г) Все вышеперечисленное.

Ответ: г

Вопрос 14. Какой из перечисленных признаков отличает акт применения права от нормативных правовых актов?
а) издается государственным органом
б) имеет внутреннюю структуру
в) имеет силу только для конкретного случая
г) оформляется письменно
Ответ: в

Вопрос 15. . Особой формой реализации права является …
a) исполнение права;
б) правотворчество;
в) применение права;
г)злоупотребление правом.
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
 «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
 «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какой термин в отечественной дореволюционной юридической науке и практике использовался вместо термина «нормативный правовой акт»?
Ответ: Закон

Вопрос 2. Как называется официальный акт правотворчества компетентного органа, содержащий правовые нормы.
Ответ: нормативный правовой акт

Вопрос 3. Является ли гражданско-правовой договор нормативным правовым актом?
Ответ: нет (не является)

Вопрос 4. Как называется нормативный акт, регулирующий отношения внутри какой-либо
организации, предприятия, учреждения?
Ответ: локальный

Вопрос 5. На какие виды подразделяются нормативно-правовые акты зависимости от юридической силы?
Ответ: На законы и подзаконные акты

Вопрос 6. Назовите правовую семью в которой нормативно-правовой акт является основным источником права?
Ответ: романо-германская правовая семья


Вопрос 7. В какой правовой семье придают большое значение судебным решениям, которые считаются важнейшим источником права наравне с нормативно-правовым актом, принимаемым парламентом?
Ответ: Англосаксонская правовая семья / англо-американская правовая семья / семья общего права

Вопрос 8. _______________ согласно Конституции РФ одобряет федеральные законы?
Ответ: Совет Федерации РФ

Вопрос 9. __________ - это структурная часть нормативно-правового акта, в которой указываются цели его принятия, задачи, который он призван разрешить, и положения, мотивирующие человека его соблюдать.
Ответ: Преамбула

Вопрос 10. Назовите, к какому элементу правового акта относятся такие положения как заголовок, дата принятия и номер акта.
Ответ: Реквизиты


Вопрос 11. ____________ _______________ ________ - юридическое свойство Конституции РФ, согласно которому Конституция РФ обладает приоритетом над всеми правовыми актами, действующими на территории РФ.
Ответ: Высшая юридическая сила


Вопрос 12. Назовите правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, но вместе с этим на основании и во исполнении их принимаются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Ответ: Указы, распоряжения и поручения Президента РФ


Вопрос 13. ___________ правовых систем – это значительная степень униформизации и поэтапный отказ от многих нак называемых национальных особенностей правовых систем отдельных государств.
Ответ: Стандартизация

Вопрос 14. Как называется принцип, учитываемый при написании нормы права, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно принимает на себя целый ряд обязательств перед гражданами?
Ответ: Принцип единства прав и обязанностей


Вопрос 15. Как законодательно в Российской Федерации регулируется вопрос об эвтаназии?
Ответ: Эвтаназия запрещена


Вопрос 16. Требование ______________ нормативно-правового акта означает, что все цели его издания реализованы с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.
Ответ: эффективности


Вопрос 17. _______________правовых актов – это расхождение между действующими нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же правоотношения.
Ответ: коллизия.

Вопрос 18. _________________ - неполнота правового регулирования.
Ответ: пробел в праве


Вопрос 19. _________________ анализ - это гуманитарная экспертиза юридических документов, главным образом, связанная с его оценкой с позиции отношений между субъектами.
Ответ: антропологический

Вопрос 20. ____________ _____________ – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации
Ответ: Федеральное Собрание

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) и в конце второго семестра экзамена. Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. Дайте характеристику понятия и предмета антропологии права (юридической антропологии). Чем антропология права отличается от других теоретико-юридических дисциплин?
Вопрос 2. Каково место антропология права в сфере наук, изучающих правовую сферу жизни общества?
Вопрос 3. Какие научные методы используются в антропологии права?
Вопрос 4. Какие основные подходы существуют к соотношению государства и общества, а также общества и личности?
Вопрос 5. Как решается проблема происхождения права в антропологии права?
Вопрос 6. В чем особенность социо-нормативной системы догосударственных обществ?
Вопрос 7. Дайте характеристику понятия «субъект права». Какие виды субъектов права вы знаете?
Вопрос 9. Как соотносятся понятия «правовой статус личности» и «правовое положение личности»?
Вопрос 10. Как соотносятся понятия «субъективное право» и «юридическая обязанность»?
Вопрос 11. Как соотносятся понятия «обычное право» и «правовой обычай»?
Вопрос 12. Каково место обычного права в различных правовых семьях?
Вопрос 13. Какова суть и истоки формирования западная традиция права?
Вопрос 14. Дайте общую характеристику места человека в правовой системе России на разных этапах её эволюции.
Вопрос 15. Каковы современные представления о правовом положении человека в России?


ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1. Что такое правосознание человека и какова его роль и значение в правовом регулировании?
Вопрос 2.
Каково место правового обычая в системе источников права Российской Федерации? Приведите примеры нормативно-правовых актов РФ, в которых правовой обычай закреплен в качестве источника права.
Вопрос 3.
Приведите примеры влияния религиозных норм на современное нормативное правовое регулирование в Российской Федерации и других странах.

Вопрос 4.
Чем объясняется тот факт, что в первобытном обществе не было налогов и особой казны, тогда как их наличие является важнейшим признаком государства?

Вопрос 5. Охарактеризуйте проблему приоритета общества, государства и личности. Какое юридическое выражение данная проблема находит в Конституции Российской Федерации?
Вопрос 6.
Что такое антропологический анализ (экспертиза) проекта нормативного правового акта? Чем он отличается от других экспертиз проектов нормативно правовых актов и в чем состоит его практическая значимость?
Вопрос 7.
Приведите минимум три примера прав и свобод, указывая то, какие обязанности являются для них корреспондирующими и на каких субъектов возложено исполнение данных обязанностей.
Вопрос 8.

Вопрос 9.
В 1979 г. в Кении умер известный адвокат С. М. Отинио, который родился в африканском племени Луо. Вдова адвоката собралась хоронить мужа на его собственной земле под г. Найроби по христианскому европейскому обряду. Однако семья (племя) Луо этому воспрепятствовала и потребовала совершить похороны по местному обряду и совсем в другом месте. Кроме этого возник вопрос о вдове, так как в Кении старейшины рода решают, кто из родственников унаследует собственность покойного, вдову и неженатых детей. Суд первый инстанции отказал семье Луо в их претензиях. Апелляционный же суд признал основные требования старейшин племени.
На какие источники права опирался суд первой инстанции в своем решении, а на какие — апелляционный суд?

Вопрос 10.
Согласны ли вы с позицией, что в России сформировалась устойчивая традиция правового нигилизма? Свой ответ обоснуйте.

Вопрос 11.
Согласны ли вы с мнением итальянского государственного деятеля и мыслителя Н. Макиавелли: "Не существует законов и предписаний, способных остановить всеобщее разложение. Ведь чтобы сохранить добрые нравы, необходимы законы, а для соблюдения законов нужны добрые нравы". Свой ответ обоснуйте.

Вопрос 12.
Может ли субъектом права быть животное или искусственный интеллект? Каково юридико-антропологическое измерение данной проблемы?

Вопрос 13.
Способен ли искусственный интеллект заменить такие юридические профессии как судья или прокурор? Каково юридико-антропологическое измерение данной проблемы?

Вопрос 14. К какой правовой семье (традиции) относиться российская правовая система? Свой ответ обоснуйте.

Вопрос 15.
Каково юридико-антропологическое измерение проблемы абортов? Как она законодательно регулируется в Российской Федерации и других странах

Вопрос 16.
Каково юридико-антропологическое измерение проблемы смертной казни? Как она законодательно регулируется в Российской Федерации и других странах
Вопрос 17.
Каково юридико-антропологическое измерение проблемы эвтаназии? Как она законодательно регулируется в Российской Федерации и других странах.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Перевалов, В. Д. Теория государства и права: учебник М.: Юрайт // ЭБС Юрайт, 2017 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пиголкин, А. С., , А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев; под ред. А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2019 : www.biblio-online.ru/book/CA3163F9-5EBF-4D28-931E-F8590A2D54F8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 сайт кафедры теории и истории государства и права tigp.wordpress.com
Э2 сайт Института этнологии и антропологии Российской академии наук iea-ras.ru
Э3 Курс в Moodle (Антропология права) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows;
Microsoft Office;
7-Zip;
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).
Курс в Moodle (Антропология права): https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4499

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


1.1. Занятия по дисциплине «Антропология права» проводятся на юридическом факультете.
1.2. Занятия проводятся в рамках направления «юриспруденция» по магистерской программе «Теория и история права и государства; история правовых учений».
1.3. На семинарские занятия выносятся, в первую очередь, темы, наиболее проблемные и сложные для понимания, требующие активного обсуждения и групповой работы. Большинство тем не охватывается содержанием лекций. Некоторые темы семинарских занятий предполагают решение задач и обсуждение этого решения, что в целом способствует формированию практических навыков студентов по применению антропологических знаний к конкретным жизненным ситуациям. В целом, тематика семинарских занятий обусловлена содержанием дисциплины.
1.4. Учебным планом на семинарские занятия отводится 28 часов для дневного отделения.
1.5. Темы семинарских занятий полностью соответствуют программе курса, методологически ею обусловлены.
1.6. При формулировании вопросов разработчик исходил, во-первых, из потребности заинтересовать студентов в обсуждении той или иной проблемы антропологии права, во-вторых, из возможности организовать рассмотрение вопроса в интерактивной форме, в форме деловой игры или диспута, а также исходя из значимости изучения вопроса для наиболее полного усвоения материала темы, и дисциплины в целом. Ряд вопросов предполагают освоение основ дисциплины, их знание проверяется в форме письменной самостоятельной работы. Максимальное количество баллов, которые может получить студент на одном семинарском занятии, равняется пяти.
1.7. Общая цель проведения семинарских занятий – углубить и расширить знания студентов в области юридической антропологии, усовершенствовать навыки применения правовых норм, а также аргументации своей точки зрения, формулирования вопросов, подготовки ответов на них, дискуссии и т.п.
1.8. Источники, рекомендованные для подготовки к семинарским занятиям в общем списке основной и дополнительной литературы, наиболее полно освещают содержание дисциплины. Они доступны к скачиванию с Интернет-сайтов, имеются в библиотеке, и представляют собой фундаментальные научные труды в области юридической антропологии. Без изучения этих источников не сформируется представление о проблемах данной учебной дисциплины.
1.9. Контроль по итогам изучения дисциплины «Антропология права» проводится в форме экзамена.

Тема 1. Методологические основы антропологии права

Методические рекомендации. Тема открывает курс юридической антропологии и носит вводный характер. Она подробно раскрыта в учебной литературе, внимание необходимо сосредоточить на нескольких моментах. Во-первых, на различиях в представлении о предметном поле юридической антропологии в отечественной и зарубежной гуманитарной науке, и о причинах таких различий. Сравните подходы Н. Рулана, А.И. Ковлера и И.Л. Честнова. Особое место занимает В.В. Бочаров, который предмет антропологии права обозначает термином «неписаный закон», и трактует его достаточно широко. Во-вторых, необходимо определить место юридической антропологии в системе наук вообще, наук гуманитарного цикла и наук о праве. В-третьих, выяснить своеобразие методологии антрополого-юридического знания и причины такого своеобразия. Стоит сказать, что наиболее важным методом получения такого рода знаний выступает метод включенного наблюдения, а в роли опорного методологического подхода выступает духовно-культурологический (цивилизационный) подход. Самым объёмным является шестой вопрос темы, но в учебной литературе, в частности, в размещенных в открытом доступе работах Н. Рулана и А.И. Ковлера, он освещён в необходимых пределах.

Тема 2. Человек как объект юридико-антропологического познания.

Методические рекомендации. Тема призвана дать общее представление о человеке, который в системе всех свойств и качеств его правового бытия выступает объектом юридико-антропологического познания. Стоит, конечно, учитывать, что в рамках такого познания объект и субъект познания совпадают, и всегда необходимо делать поправку на культурно-психологическую обусловленность полученных знаний. Предполагаемые ответы на поставленные в плане семинарского занятия вопросы носят дискуссионный, проблематичный и субъективный характер, и, скорее, должны выступать следствием саморефлексии на основе современных представлений о человеке, чем выражаться в форме раз и навсегда установленный теоретических постулатов. При ответе на четвертый вопрос требуется обращение к Конституции РФ, а также к отраслевому законодательству.

Тема 3. Происхождение человека и права.

Методические рекомендации. Тема призвана углубить знания, имеющиеся из курсов теории государства и права и истории государства и права, по проблематике происхождения права, понимания права как социо-культурного явления. Также определенное внимание уделяется происхождению человека и человеку в системе биологических видов. Важно уяснить закономерность и необходимость возникновения регулятивных систем догосударственных обществ, а также хорошо себе представить плюрализм, множественность социальных регуляторов, аналогичных праву. Полезно задуматься и ответить прежде всего самому себе на вопрос о принципиальных отличиях человека от животного, и об условности наших знаний о самих себе.

Тема 4. Человек как субъект права.

Методические рекомендации. Тема носит общетеоретический характер, вопросы, на первый взгляд, уже известные, предполагается более углубленное их изучение. Рекомендуются труды А.С. Архипова и В.Г. Павлова, И.Н. Васева и А.А. Рудакова. Необходимо обратить внимание на понимание субъекта права в связи с разграничением субъективного и объективного права, на принципиальные различия между субъективным юридическим правом и субъективной юридической обязанностью. При этом следует исходить как из юридической стороны вопроса, так и из фактического положения вещей. В свете рассмотрения человека как субъекта права интерес представляют проблемы эвтаназии, усыновления, положения детей в бракоразводном процессе. Также стоит осмыслить вопрос о субъектах права, не носящих антропологического характера – юридических лицах, социальных общностях, животных, вещах и т.п. При рассмотрении восьмого вопроса необходимо обратить внимание на различие в юридическом и общесоциальном понимании ответственности личности. Вопрос о правосознании завершает эту тему и позволяет суммировать знания о человеке как субъекте права и о его взаимосвязи и взаимодействии с правовыми явлениями и процессами.

Тема 5. Механизм юридической защиты прав и законных интересов человека.

Методические рекомендации. Необходимая тема как с точки зрения широкого понимания предмета антропологии права, так и в рамках социокультурной антропологии. Её изучение предполагает, помимо прочего ознакомление с практикой КС РФ, а также с практикой ЕСПЧ, чтобы получить наиболее полное представление о механизмах защиты прав и свобод человека на государственном и международном уровне, о возникающих казусах и способах их разрешения, применяемых Конституционным Судом РФ и Европейским Судом по правам человека. Немаловажен вопрос в рамках этой темы о пределах защиты прав человека, в том числе самозащиты, а также вопрос о допустимых пределах ограничения прав, свобод и законных интересов человека. В целом проблематика защиты прав человека завершает общую картину теоретических аспектов изучения правового бытия человека и ставит вопросы о конкретном выражении такого бытия в различных правовых системах, что раскрывает уже Особенная часть.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ.

Тема 6. Антропология обычного права.

Методические рекомендации. Тема открывает Особенную часть юридической антропологии. Обычное право выступает исторически первой нормативно-регулятивной системой и наиболее живучей формой жизни права в целом. Первые три вопроса посвящены теоретическим вопросам обычного права в современной юриспруденции, отвечают на вопрос о его юридическом и фактическом статусе. Четвертый вопрос представляет собой традиционную схему анализа обычного права в отечественной и зарубежной юридической антропологии. Для изучения рекомендуются любые научные работы по обычному праву, но классикой считаются труды Л.Г. Моргана, Г.С. Мэйна, Ф. Энгельса, Р. Дареста, М.М. Ковалевского. Пятый вопрос касается такого понятия, как правовая аккультурация, которое описывает взаимодействие правовых систем эпохи модерна с обычным правом туземных народов в колониальную эпоху и неудачную попытку «окультурить» эти народы, которые сразу же после падения системы колониализма вернулись во многом к традиционным своим регуляторам.

Тема 7. Антропология корпоративного права.

Методические рекомендации. Корпоративное право не менее традиционно присуще человеческому обществу, чем обычное. Его даже можно рассматривать в качестве разновидности обычного права, особенно в той части, которая не получила письменного закрепления. Среди современных культур в наибольшей степени пронизана корпоративно-правовым духом культура Японии, поэтому вопрос о ней вынесен отдельно. Главная особенность корпоративного права и главное его основание – это присутствие особого корпоративного духа, особого единства всех участников корпорации, что обусловливает и добровольность подчинения корпоративным нормам. В противном случае самое суровое наказание – это исключение из корпорации, лишение возможности приобщаться к этому корпоративному духу.

Тема 8. Антропология религиозных правовых систем.

Методические рекомендации. Наиболее сложная и неоднозначная тема, поскольку в своем завершенном виде предполагает довольно глубокое знакомство с постулатами той или иной религии или метафизического учения. Характерно, что официально принятое на сегодняшний день той или иной конфессией учение может и не совпадать с первоисточником религии (священной книгой), или вообще расходиться. Существует также множество нюансов, проблем, трактовок, противоречий, разного понимания одних и тех же постулатов, которые осложняют антропологическое понимание религиозного или метафизического учения. Главный вопрос, на который необходимо ответить – это сущность человека в том или ином учении, его место в мире, соотношение с мировым Первозаконом, если речь идет о восточной метафизике, или с Творцом – если об аврамических религиях и их производных. Важна также регулятивная роль религиозных норм при их столкновении с нормами позитивного права, выявляя которую можно определить в том числе и эффективность последнего. Незаменимую помощь при изучении этой темы способны оказать труды Рене Генона, в особенности «Общее введение в изучение индусских учений», а также работа Карен Армстронг «История Бога». Также многие вопросы о взаимоотношении права и власти с религиозными вероучениями раскрыты в трудах И.А. Исаева, в особенности в работах «Politica Hermetica: скрытые аспекты власти» и «Власть и закон в контексте иррационального».

Тема 9. Антропология современного западного позитивного права.

Методические рекомендации. Девятая и десятая темы курса юридической антропологии представляют собой его своеобразный итог, поскольку в рамках поставленных вопросов необходимо осуществить применение знаний о теоретических аспектах правового бытия человека и о его правовом бытии в традиционных правовых культурах к антрополого-юридическим проблемам современного западного и российского общества. В зарубежной юридической антропологии только в относительно недавних работах пробуждается, под влиянием исследований традиционных правовых систем, интерес к собственной правовой культуре, поэтому в работе Н. Рулана «Юридическая антропология» мы уже видим самостоятельную главу по данной тематике. По первому вопросу полезно перечитать работы Г.Дж. Бермана «Западная традиция права: эпоха формирования», а также М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма». Второй вопрос, помимо прочего, предполагает знакомство с трудами «просветителей» - Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, Б. Спинозы, Ж. Бодена, И. Бентама и др., которые стоят у истоков новоевропейского понимания естественного права. По проблеме эвтаназии помощь окажут отраслевые юридические работы, связанные с уголовной ответственностью за убийство – труды С.В. Бородина, А.Н. Попова, Т.А. Плаксиной, О.С. Капинус и др. Наиболее трудный и неоднозначный – это четвёртый вопрос, тем более что в настоящее время понимание семейных вопросов в «Старой Европе» несколько меняется. Пятый вопрос Н. Рулан рассматривает отдельно, магистранты при желании могут с ним ознакомиться.

Тема 10. Антропология российского права.

Методические рекомендации. Довольно интересную попытку антропологически проанализировать российское право предпринимает А.И. Ковлер, поднимает наиболее интересные на его взгляд проблемы. Хороший материал по действующему в современной России обычному праву среди широких слоев населения, а также отдельных маргинальных групп, дает также В.В. Бочаров. Основная масса антрополого-юридических работ посвящена обычному праву национальных регионов Севера, Кавказа, Урала, отчасти – Сибири, в связи с чем это все рассматривается как своего рода экзотика. Хотя В.В. Бочаров убедительно показывает роль и значение обычно-правовых (корпоративных) норм во вполне современных коллективах людей. Необходимо учитывать непростую социокультурную ситуацию современной России, особенности её исторического развития, влияние этого развития на современность российского права. Юристам второй ступени подготовки в равной мере полезны «Антропология права» А.И. Ковлера и «Российская правовая система. Введение в общую теорию» В.Н. Синюкова. Антропологический характер носит и труд Р.В. Насырова «Человек как самоценность: к вопросу о формулировке статьи 2 Конституции РФ». Изучение названных трудов, осмысление всей в совокупности проблематики вопросов курса «антропология права» позволит магистрантам представить себе в полном объёме своеобразие правового бытия человека в нашей стране и в иных правовых культурах.