МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Источники мусульманского права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Насыров Р.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Источники мусульманского права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины «Источники мусульманского права» является формирование у обучающегося компетенций, необходимых и достаточных для:
Проведения научных исследований в сфере истории права и сравнительного правоведения;
Осуществления педагогической деятельности в сфере юридического образования;
Осуществление нормотворческой деятельности в области прав и свобод человека и гражданина;
Осуществления экспертно-консультативной деятельности по вопросам применения права.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика мусульманского права
1.1. Ислам и его роль в современном мире Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Ислам и его роль в современном мире Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Ислам и его роль в современном мире Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Мусульманское право, его становление и эволюция Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Мусульманское право, его становление и эволюция Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Мусульманское право, его становление и эволюция Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные школы мусульманского права Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные школы мусульманского права Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные школы мусульманского права Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Источники мусульманского права: своеобразие и виды
2.1. Коран и Сунна как источники мусульманского права Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Коран и Сунна как источники мусульманского права Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Коран и Сунна как источники мусульманского права Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Иджма как источник мусульманского права Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Иджма как источник мусульманского права Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Иджма как источник мусульманского права Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Кияс как источник мусульманского права Лекции 2 0 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Кияс как источник мусульманского права Практические 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Кияс как источник мусульманского права Сам. работа 2 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Зачет
3.1. Зачет 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6530

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что является основным источником права в мусульманской правовой системе?
– Конституция;
– Судебная практика;
– Коран;
– Библия.
Ответ: Коран

2. В какой правовой системе наблюдается единство норм религии и права?
– Романо-германское право;
– Мусульманское право;
– Англо-саксонское право;
– Во всех правовых системах.
Ответ: Мусульманское право

3. Что относится к христианским конфессиям?
– Буддизм;
– Зороастризм;
– Католицизм;
– Даосизм
Ответ: католицизм

4. Что относится к направлению в исламе?
– Шиизм;
– Протестантство;
– Исихазм
– Деизм.
Ответ: шиизм

5. Что в переводе с латинского означает слово «конфессия»?
– Церковь;
– Община;
– Вера (вероисповедание)
– Духовенство.
Ответ: Вера (вероисповедание).

6. Как в ст. 14 Конституции РФ 1993 г. определено соотношение религиозных объединений и государства?
– Единство;
– Противоположность;
– Нейтральность;
– Религиозные объединения отделены от государства.
Ответ: Религиозные объединения отделены от государства

7. Как в ст. 14 Конституции РФ 1993 г. определен статус религиозных объединений по отношению к друг другу?
– Влияние религиозных объединений определяется количеством их членов.
– Автономность религиозных объединений;
– Равенство перед законом;
– Толерантность по отношению к друг другу.
Ответ: Равенство перед законом.

8. Кто в РФ может создать религиозную организацию (полный ответ)?
– Юридические лица;
– Физические лица;
– Централизованная религиозная организация;
– Как граждане РФ, так и централизованная религиозная организация.
Ответ: Как граждане РФ, так и централизованная религиозная организация

9. Вопрос: Может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов на имущество религиозной организации (полный ответ)?
– Нет;
– Да;
– Да, в полном объеме;
– Может, за исключением недвижимого имущества богослужебного назначения.
Ответ: Может, за исключением недвижимого имущества богослужебного назначения.

10. Имеют ли право религиозные организации создавать свои собственные предприятия (полный ответ)?
– Нет.
– Да, на общих основаниях наравне с другими субъектами гражданского права;
– В порядке исключения;
– Только предприятия по производству церковной утвари.
Ответ: Да, на общих основаниях наравне с другими субъектами гражданского права

11. В РФ иностранные граждане пользуются правом на свободу совести и вероисповедания?
– Во всех сферах общественной жизни иностранные граждане равны гражданам РФ.
– Да, наравне с гражданами РФ.
– В порядке исключения.
– Нет.
Ответ: Да, наравне с гражданами РФ.

12. Кто имеет право на получение религиозного образования в РФ?
– Только представители христианской и исламской конфессий.
– Все члены религиозных объединений.
– Каждый.
– Никто.
Ответ: каждый

13. В чем отличие религиозной организации от религиозной группы (полный ответ)?
– Отличий нет.
– По количеству членов.
– Религиозная организация должна быть официально зарегистрирована.
– Религиозная организация имеет статус юридического лица и должна быть официально зарегистрирована.
Ответ: Религиозная организация имеет статус юридического лица и должна быть официально зарегистрирована.

14. Сколько граждан РФ, могут быть учредителями местной религиозной организации?
– 2;
– 100;
– 50;
– 10.
Ответ: 10

15. Какой орган осуществляет надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях?
– МВД;
– Суд;
– Прокуратура;
– Адвокатура.
Ответ: Прокуратура

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Что означает синкретизм мусульманского права?
Ответ: Это означает единство религиозных предписаний и юридических норм?

2. Относятся ли религиозные тексты к источникам современного российского права?
Ответ: Нет. К их числу относится нормативный правовой акт, нормативный правовой договор, правовой обычай.

3. В чем отличите аналогии закона от аналогии права. Как называется аналогия закона в мусульманском праве?
Ответ: При аналогии закона субъект юридической квалификации ссылается на конкретную норму права, регулирующую схожие общественные отношения. При аналогии права нормативной основой юридической квалификации являются принципы права. В мусульманском праве метод аналогии называется Кияс.

4. Какие основные направления в исламе вы знаете и какое их них является наиболее влиятельным в РФ среди мусульман?
Ответ: Суннизм, шиизм и другие (хариджиты, суфизм). В РФ большинство мусульман – сунниты.

5. Тождественны ли понятия «свобода совести» и «свобода вероисповедания»?
Ответ: Понятие «свобода совести» – шире и включает в себя естественное право человека формировать свои убеждения; свобода вероисповедания – право исповедовать любую религию или никакую.

6. Что ст. 29 Конституции РФ 1993 г. запрещает делать в процессе реализации свободы совести и вероисповедания?
Ответ: Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

7. Какие религии названы в преамбуле ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ .
Ответ: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России.

8. Какие две сферы общественной жизни составляют предмет ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ?
Ответ: Во-первых, это правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, и, во-вторых, правовое положение религиозных объединений.

9. В чем особенности правового положения религиозной группы?:
Ответ: осуществляет деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица

10. Кто не быть участником и руководителем участником религиозной группы?
Ответ: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ.

11. Какое условие необходимо для привлечения к уголовной ответственности за действия, направленные возбуждение ненависти по религиозному признаку?
Ответ: После его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние в течение одного года.

12. Кто может быть учредителями местной религиозной организации?
Ответ: Могут быть не менее десяти граждан РФ, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

13. Какие требования предъявляются к внутренним установлениям религиозных объединений?
Ответ: Внутренние установления не должны противоречить законодательству РФ и быть приняты в религиозным объединением, обладающим уставом и правоспособностью.

14. Какому требованию должна соответствовать литература, выпускаемая и распространяемая религиозной организаций в рамках осуществления от её имени миссионерской деятельности?
Ответ: Литература не должны противоречить законодательству РФ и иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

15. Может ли представитель государственного органа присутствовать на проводимых религиозной организацией мероприятиях?
Ответ: Да, орган государственной регистрации может направлять своих представителей для присутствия на проводимых религиозной организацией мероприятиях по приглашению органов управления религиозной организации;

16. На каких началах регулируются вопросы условий труда и оплаты в договорах, заключаемых религиозными организациями с работниками?
Ответ: На граждан, работающих в религиозных организациях по трудовым договорам, распространяется законодательство Российской Федерации о труде; условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством РФ трудовым договором между религиозной организацией (работодателем) и работником.

17. Допустимо отдавать предпочтение тем или иным участникам судебного спора по признаку принадлежности той или иной конфессии?
Ответ: Нет. Согласно части 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1¬ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам, в том числе по признаку их отношения к религии.

18. При каком условии религиозная организация может осуществлять религиозное (богословское) образование в специальных образовательных учреждениях?
Ответ: Такая образовательная деятельность должна осуществляться на основе с лицензии (разрешения), выдаваемой государственными органами.

19. Члены религиозного течения «Свидетели Иеговы», ссылаясь на тексты Библии о воздержании от крови (Лев. 3, 7; 17, 10–16; Деян. 15, 20), оказываются от переливания крови себе и своим детям по медицинским показаниям. Какие религиозные и юридические доводы вы можете привести, доказывая ложность такой позиции.
Ответ: Все авраамические религии (иудаизм, христианство, ислам) запрещают суицид (самоубийство) и убийство. А с юридической точки зрения речь идет о нарушении конституционного права на жизнь.

20. Почему такие острые споры вызывают попытки ввести в школах религиозные предметы (Основы богословия и т.д.)?
Ответ: По Конституции РФ 1993 г. Россия – светское государство, религия отделена от государства. А образование находится в сфере государственного управления. Проблема в том, на основании принципа свободы совести все формы мировоззрения равны, в том числе и религии по отношению к атеизму. Но признание государства светским фактически означает, что признается официальным мировоззрение атеизма. Имплицитно атеизм получает преимущество.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

1. Что является основным источником права в мусульманской правовой системе?
2. В какой правовой системе наблюдается единство норм религии и права?
3. Как в ст. 14 Конституции РФ 1993 г. определено соотношение религиозных объединений и государства?
4. Кто имеет право на получение религиозного образования в РФ?
5. В чем отличие религиозной организации от религиозной группы?
6. Какой орган осуществляет надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях?
7. Что означает синкретизм мусульманского права?
Ответ: Это означает единство религиозных предписаний и юридических норм?
8. Как называется аналогия закона в мусульманском праве?
9. Какие основные направления в исламе вы знаете и какое их них является наиболее влиятельным в РФ среди мусульман?
10. Что ст. 29 Конституции РФ 1993 г. запрещает делать в процессе реализации свободы совести и вероисповедания?
11. Какое условие необходимо для привлечения к уголовной ответственности за действия, направленные возбуждение ненависти по религиозному признаку?
12. Кто может быть учредителями местной религиозной организации?
13. Какие требования предъявляются к внутренним установлениям религиозных объединений?
14. Какому требованию должна соответствовать литература, выпускаемая и распространяемая религиозной организаций в рамках осуществления от её имени миссионерской деятельности?
15. Может ли представитель государственного органа присутствовать на проводимых религиозной организацией мероприятиях?
16. На каких началах регулируются вопросы условий труда и оплаты в договорах, заключаемых религиозными организациями с работниками?
17. Допустимо отдавать предпочтение тем или иным участникам судебного спора по признаку принадлежности той или иной конфессии?
18. При каком условии религиозная организация может осуществлять религиозное (богословское) образование в специальных образовательных учреждениях?
19. Члены религиозного течения «Свидетели Иеговы», ссылаясь на тексты Библии о воздержании от крови (Лев. 3, 7; 17, 10–16; Деян. 15, 20), оказываются от переливания крови себе и своим детям по медицинским показаниям. Какие религиозные и юридические доводы вы можете привести, доказывая ложность такой позиции.
20. Почему такие острые споры вызывают попытки ввести в школах религиозные предметы (Основы богословия и т.д.)?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. В. Серегин Сравнительное правоведение (мир правовых семей) : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бартольд В. В.  Ислам. Культура мусульманства : Москва : Издательство Юрайт, 2023 URL: https://urait.ru/bcode/515967
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Совет Федерации www.council.gov.ru www.council.gov.ru
Э2 Государственная дума РФ www.duma.gov.ru www.duma.gov.ru
Э3 Президент РФ www.president.kremlin.ru www.president.kremlin.ru
Э4 Источники мусульманского права: Единый образовательный портал АлтГУ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов – дистанционные образовательные технологии. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с нормативными правовыми актами, юридической практикой, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки правовой информации, применению полученных знаний при решении задач и тестов. Работа с различными правовыми системами перемежается работой по теоретическим вопросам на семинарских занятиях.
Наиболее эффективный алгоритм работы с правовыми системами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера.