МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право и государство Китая

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.юр.н., доцент, Моисеева О.Г.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Право и государство Китая

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Право и государство Китая" являются глубокое усвоение магистрантами знаний об общих закономерностям возникновения и развития государства и права, а также особенностей китайского государства и правовой системы Китая.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1. Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2. умеет определять и применять способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5.3. Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Право и государство Китая.
1.1. История Древнего Китая. Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
1.2. История Древнего Китая. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.3. История Древнего Китая. Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1
1.4. Древнекитайское право. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Древнекитайское право. Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1
1.6. История средневекового Китая Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.7. История средневекового Китая Сам. работа 2 22 Л2.1, Л1.1
1.8. Решение задач по истории права Китая. Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.9. История Китая в Новое время. Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1
1.10. История права Китая империи Цин. Сам. работа 2 18 Л2.1, Л1.1
1.11. Зачет 2 4 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2172
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. В Древнем Китае эпохи Шан «колодезными полями» называли:
- царские земли
- орошаемые земли
- общинные земли
- храмовые земли
Ответ: общинные земли
Вопрос 2. По реформе Ван Мана все земли были:
- переданы в частную собственность
- объявлены государственными
- распределены между общинами
- переданы в аренду
Ответ: объявлены государственными
Вопрос 3. В каком году царство Цинь закончило войну за объединение царств в единую империю?
- 221 г. до н.э.
- 207 г. до н.э.
- 220 г. н.э.
- 356 г. до н.э.
Ответ: 221 г. до н.э.
Вопрос 4. Идею преобладания морально-нравственных норм над правом провозгласил:
- Лао цзы
- Шан Ян
- Конфуций
- Мо цзы
Ответ: Конфуций
Вопрос 5. Наиболее распространенной формой государства стран средневекового Востока являлась:
- республика
- неограниченная монархия
- монархия с сословным представительством
- парламентская монархия
Ответ: неограниченная монархия
Вопрос 6. Что не является особенностью средневекового права стран Востока:
- мелочная регламентация поведения
- нерасчлененность религиозных, нравственных и правовых предписаний
- существование партикулярных правовых систем
- традиционность норм права
Ответ: существование партикулярных правовых систем
Вопрос 7. Особенностями развития стран средневекового востока не является:
- государственная собственность на землю
- самостоятельность городов
- наличие разветвленного бюрократического аппарата
- неограниченная монархия
Ответ: самостоятельность городов
Вопрос 8. Сословно-классовой группой Китая не являлись
- добрые люди
- честные люди
- подлые люди
- благородные люди
Ответ: честные люди
Вопрос 9. Опиумные войны в Китае – это:
- восстания крестьян
- войны за контроль над опиумным рынком
- война Англии за доступ на внутренний рынок Китая
- война за выход к морю
Ответ: война Англии за доступ на внутренний рынок Китая
Вопрос 10. Как назывались китайские императоры империи Цин?
- властители
- богдыханы
- ваны
- цари
Ответ: богдыханы
Вопрос 11. Буржуазная революция в Китае называлась:
- Шанхайская
- Сянганская
- Синьхайская
- Пекинская
Ответ: Синьхайская
Вопрос 12. Конституция КНР была принята в:
- 1980
- 1982
- 1993
- 1997
Ответ: 1982
Вопрос 13. Сунь Ятсен выделил:
- две власти
- три власти
- четыре власти
- пять властей
Ответ: пять властей
Вопрос 14. В каком году были «сто дней реформ»?
- 1898
- 1890
- 1895
- 1900
Ответ: 1898
Вопрос 15. Как называется правительство КНР?
- Государственный совет
- Кабинет министров
- Совет министров
- Правительствующий Сенат
Ответ: Государственный совет
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Какие политико-правовые учения оказали влияние на развитие правовой системы Китая?
Ответ: Конфуцианство и легизм
2. Кого из китайских мыслителей считают родоначальником даосизма?
Ответ: Лао цзы
3. Конфуций был сторонником какой теории государства?
Ответ: патриархальной
4. В основе управления государством по Конфуцию должны было быть соблюдение ____________. Вставьте попущенное слово.
Ответ: ритуала (ли)
5. Система 5 наиболее тяжких наказаний в Древнем Китае носила название ___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: у син
6. Первый помощник императора, канцлер или министр назывался _______. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: чэнсян
7. Для уголовного права средневекового Китая было характерно закрепление в династийных кодексах наиболее тяжких преступлений, которые назывались _________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: Десять зол
8. Традиционные правовые нормы уголовно-правового характера в средневековом Китае ___, в отличие от административных постановлений_____. Вставьте пропущенные слова.
Ответ: люй, лин
9. В каком году в Китае появилось впервые обозрение законов?
Ответ: 536 г. до н.э.
10. В каком веке были проведены реформы Ван Аньши?
Ответ: XI
11. Какая династия была последней в истории имперского Китая?
Ответ: Цин
12. Кто был верховным судьей в Древнем Китае?
Ответ: Император
13. Какие шесть ведомств существовали в период династии Тан?
Ответ: Чинов, обрядов, финансов, общественных работ, военное, наказаний
14. Какое название носила династия, созданная монголами?
Ответ: Юань
15. Под каким названием известно также восстание ихэтуаней в Китае?
Ответ: боксерское
16. Главной целью брака в Китае считалось _______. Закончите предложение.
Ответ: Рождение мужского потомства
17. Как назывался памятник права династии Цин, в котором были закреплены нормы уголовного, гражданского и семейного права?
Ответ: Дацин люйли
18. Какие принципы, сформулированные Сунь Ятсеном, легли в основу политической программы Союзной лиги?
Ответ: Национализм, народовластие, народное благоденствие
19. Когда было провозглашено создание КНР?
Ответ: 1 октября 1949 г.
20. Как называется высший законодательный орган КНР?
Ответ: Всекитайское собрание народных представителей

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Кому принадлежала верховная судебная власть в Древнем Китае?
- Канцлеру
- Верховному Жрецу
- Императору
- Первому министру
Ответ: императору
Вопрос 2. Какой принцип действовал в уголовном праве Китая?
- презумпция невиновности
- презумпция виновности
- объективного вменения
- ответственности без вины
Ответ: презумпция виновности
Вопрос 3. Главное требование при заключении торговых сделок в Древнем Китае?
- письменная форма и уплата пошлины
- устная форма и присутствие свидетелей
- письменная форма и присутствие свидетелей
- устная форма и уплата пошлины
Ответ: письменная форма и уплата пошлины
Вопрос 4. Когда фактически в Китае появились первые писанные законы?
- Х в до н.э.
- VI-V вв. до н.э.
- V-III вв. до н.э.
- III-II вв. до н.э.
Ответ: VI-V вв. до н.э.
Вопрос 5.Как назывался первый свод законов?
- Уголовные установления Тан
- Обозрение законов
- Книга законов царства Вэй
- Законы Великой династии Мин
Ответ: Книга законов царства Вэй
Вопрос 6. В категорию у син по обозрению законов не входило:
- смертная казнь
- тюремное заключение
- отрезание носа
- отрезание ног
Ответ: тюремное заключение
Вопрос 7. Писанное право традиционного Китая в основном развивалось как:
- уголовное
- гражданское
- государственное
- частное
Ответ: уголовное
Вопрос 8. Особенностью права Китая являлась концепция:
- 10 зол
- 7 грехов
- 5 казней
- 3 наказаний
Ответ: 10 зол
Вопрос 9. По уголовным уложениям Тан система 5 наказаний не включала:
- смертную казнь
- штраф
- ссылку
- битье палками
Ответ: штраф
Вопрос 10. В Китае содержание положений о смягчающих вину обстоятельствах определялось учением
- даосизма
- легизма
- конфуцианства
- моизма
Ответ: конфуцианства
Вопрос 11. В каком году был принят ГК КНР?
- 2001
- 2005
- 2010
- 2021
Ответ: 2021
Вопрос 12. Первым кодексом, принятым после Синьхайской революции был:
- Гражданский
- Уголовный
- Трудовой
- Семейный
Ответ: Уголовный
Вопрос 13. Когда в конституции КНР появилась цель – создание правового государства?
- 1988
- 1993
- 1999
- 2000
Ответ: 1999
Вопрос 14. Что такое Люфа цюаньшу?
- Уголовное уложение
- Гражданский кодекс
- Семейный кодекс
- Полная книга шести отраслей права
Ответ: Полная книга шести отраслей права
Вопрос 15. В каком законе регулируется правила принятия нормативных актов?
- Закон о законе
- Закон о правилах принятия актов
- Закон о правотворчестве
- Закон о нормативном акте
Ответ: Закон о правотворчестве
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.А. был обвинен в совершении кражи, стоимость украденного оценивалась в 100 ши. Б. знал о краже, но в ней не участвовал. Полученная за молчание доля украденного составила 1 ши. Какому наказанию должен быть подвергнут Б. ?
Ответ: Согласно Циньскому уложению о наказаниях, Б. понесет такое же наказание, что и А..
2.А. и Б. не были знакомы. А. планировал обокрасть торговый склад, прибыв на место, он увидел, что туда же с той же целью прибыл Б. Договорившись, они украли имущества на 300 лян и разделили украденное поровну. Как квалифицируются их действия? Какое наказание они должны понести?
Ответ: В случае если был предварительный сговор, то оба понесли бы наказание за кражу на 300 лян, если сговора не было, каждый отвечает за кражу на 150 лян.
3.Простолюдин украл козу, на шее которой была веревка стоимостью в 1 ши.
Какому наказанию должен быть подвергнут простолюдин?
Ответ: Он ответит только за кражу козы.
4.А. донес, что Б. украл быка. На следствии выяснилось, что в действительности Б. украл не быка, а козу. Понесет ли А. какое-либо наказание?
Ответ: Да. За не подтвердившийся донос.
5.Поступил донос, что А. при краже скота со злодейским умыслом ранил человека. Следствие установило, что в действительности А. не причастен к этим преступлениям. Какое наказание полагается доносчику?
Ответ: Если он сделал это умышленно, должен отвечать за клевету, если злого умысла не было – за не подтвердившийся донос.
6.Некто А. был задержан за избиение деревянной палкой и нанесение ранений со злодейским умыслом. Как квалифицируется преступление А.? Можно ли говорить о применении оружия? Какое наказание он должен понести?
Ответ: Да. Деревянная палка – это оружие. Ответственность за ранение, нанесенное оружием.
7.Цензор во время ревизии деятельности уездного суда выявил, что чиновник вынес решение о наказании обвиняемого за нанесение ранения в драке, хотя из материалов дела следовало, что он ранил человека со злодейским умыслом. Должен ли понести наказание чиновник?
Ответ. Да. Наказание в виде порицания.
8. А. сообщил властям о том, что некто Б. со злодейским умыслом ранил человека. Следствие установило, что в действительности Б. совершил убийство. Может ли А. претендовать на вознаграждение, полагающееся за донос, чему оно должно быть равно?
Ответ: Да. 2 ляна.
9. А. сообщил, что два раба, принадлежащих другому человеку, украли 10 лян, и задержал их. От кого он должен получить вознаграждение – от государства или от потерпевшего?
Ответ: Вознаграждение от государства.
10. Начальнику уезда поступила жалоба на то, что отец без ведома сына, распорядился частью его имущества. Будут ли данные действия рассматриваться как преступление?
Ответ: Нет.
11. Должен ли чиновник, занимающий должность в управе, привлекаться к ответственности за преступления, совершенные людьми из его пятидворки?
Ответ: Нет.
12. А. украл редкий сосуд из дома Б. стоимостью 200 монет. В дом ему помог проникнуть слуга, оставивший открытой дверь. За это слуга получил от А. половину монеты. Какое наказание ждет А. и слугу по «Циньскому уложению о наказаниях»?
Ответ: А. и слуга получат наказание за кражу 200 монет.
13. Заведующий государственными амбарами А. совершил преступление и должен был подвергнуться наказанию. Дочь подала прошение на имя Сына Неба с просьбой обратить ее в государственную рабыню, но не подвергать отца жестокому наказанию. Как решилось дело по «Законодательным актам начала династии Хань»?
Ответ: Публичная казнь, но вместе с тем наблюдается тенденция к смягчению наказаний.
14. А. ранил своего соседа Б., нанес ему удары черенком лопаты. В результате полученных травм Б. остался инвалидом. Судья, который рассматривал дело, вынес решение о наказании А. за нанесение ранений в драке, хотя драки не было. Какое наказание должно быть назначено А.?
Ответ: Наказание за умышленное нанесение тяжких ран.
15. А. совершил государственную измену.
Какое наказание ему следовало по «Законодательным актам начала династии Хань»?
Ответ: Татуировка, отрезание носа, отрубание ног и битье палками до смерти. Истребление трех поколений родственников.
16. А. пришел в уездную управу с повинной, признавшись в убийстве человека по неосторожности. Будет ли он привлечен к ответственности?
Ответ: Нет. Если была явка с повинной до раскрытия преступления, к ответственности не привлекают.
17. На рассмотрение судьи поступило дело по обвинению одного из местных чиновников в краже государственных средств, участии в драке и оскорблении. Какому наказанию может быть, он подвергнут?
Ответ: Наказание за самое тяжкое преступление.
18. Житель города Нанкин, признанный уцаем, был приговорен к возмещению вреда в размере 4 цзыней меди. Таких средств у него не оказалось. Каким образом он будет наказан?
Ответ: Удары палками. За каждые 2 цзиня 10 ударов толстыми палками.
19. А. был схвачен при перелезании через стену городского рынка внутрь. Является и его действие правонарушением? Если да, то, какое наказание он понесет?
Ответ: Удары палками. 70 ударов тяжелыми палками.
20. В ходе очередной инспекции начальник уезда был обвинен в в неточном исполнении императорского указа. Является ли действия начальника уезда правонарушением? Если да, то, какое наказание ему грозит?
Ответ: Да. 100 ударов тяжелыми палками.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите и охарактеризуйте источники права Древнего Китая.
2. Назовите и охарактеризуйте основные социальные группы в средневековом Китае.
3. Назовите и охарактеризуйте виды преступлений по праву Древнего Китая.
4. Назовите и охарактеризуйте виды наказаний по праву Древнего Китая.
5. Назовите и охарактеризуйте основные черты, присущие регулированию имущественных отношений в средневековом Китае.
6. Назовите и охарактеризуйте черты, присущие судебному процессу в Древнем Китае.
7. Назовите и охарактеризуйте черты, присущие ГК КНР.
8. Назовите и охарактеризуйте основные черты присущие уголовному праву КНР.
9. Назовите и охарактеризуйте основные черты семейного права КНР.
10. Назовите и охарактеризуйте основные черты конституционного права КНР.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. А. совершил государственную измену.
Какое наказание ему следовало по «Законодательным актам начала династии Хань»? Охарактеризуйте систему наказаний по уголовному праву Древнего Китая. Какие изменения в ней произошли при императоре Вэнь-ди?
2.В ходе очередной инспекции начальник уезда был обвинен в в неточном исполнении императорского указа. Является ли действия начальника уезда правонарушением? Если да, то, какое наказание ему грозит? Охарактеризуйте виды преступлений по уголовному праву династии Тан.
3.Житель города Нанкин, признанный уцаем, был приговорен к возмещению вреда в размере 4 цзыней меди. Таких средств у него не оказалось. Каким образом он будет наказан? Охарактеризуйте виды наказаний по уголовному праву династии Тан.
4.А. украл редкий сосуд из дома Б. стоимостью 200 монет. В дом ему помог проникнуть слуга, оставивший открытой дверь. За это слуга получил от А. половину монеты. Какое наказание ждет А. и слугу по «Циньскому уложению о наказаниях»? Охарактеризуйте виды наказаний по уголовному праву династии Цинь.
5.А. и Б. не были знакомы. А. планировал обокрасть торговый склад, прибыв на место, он увидел, что туда же с той же целью прибыл Б. Договорившись, они украли имущества на 300 лян и разделили украденное поровну. Как квалифицируются их действия? Какое наказание они должны понести? Охарактеризуйте положения общей части уголовного права: соучастие, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность и т.д. по уголовному праву Древнего Китая.
6.Начальнику уезда поступила жалоба на то, что отец без ведома сына, распорядился частью его имущества. Будут ли данные действия рассматриваться как преступление? Охарактеризуйте основные институты семейного права Древнего Китая.
7.Поступил донос, что А. при краже скота со злодейским умыслом ранил человека. Следствие установило, что в действительности А. не причастен к этим преступлениям. Какое наказание полагается доносчику? Охарактеризуйте особенности судебного процесса по праву Древнего Китая.
8.Должен ли чиновник, занимающий должность в управе, привлекаться к ответственности за преступления, совершенные людьми из его пятидворки? Охарактеризуйте институт коллективной ответственности по уголовному праву традиционного Китая.
9.А. был обвинен в совершении кражи, стоимость украденного оценивалась в 100 ши. Б. знал о краже, но в ней не участвовал. Полученная за молчание доля украденного составила 1 ши. Какому наказанию должен быть подвергнут Б.? Охарактеризуйте преступления против собственности по уголовному праву Древнего Китая.
10.А. пришел в уездную управу с повинной, признавшись в убийстве человека по неосторожности. Будет ли он привлечен к ответственности? Охарактеризуйте институты общей части уголовного права династии Тан.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мухаев Р.Т. История государства и права зарубежных стран: Москва: Издательство Юрайт, 2023 г. URL:https://urait.ru/bcode/531404
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анисимова И.В. и др. История Китая: учебное пособие / эл. опт. диск (CD-ROM) АлтГУ, Ист. фак.- Барнаул : АлтГУ., 2015 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в мудл "Право и государство Китая" portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт Института государства и права РАН :http://www.igpran.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении истории государства и права Китая необходимо обратить внимание на уяснение доктринальных основ правовой системы Китая, которые зародились еще в древности. Это, прежде всего конфуцианство и легизм. Необходимо рассмотреть историю зарождения этих учений, основные взгляды на государство, роль власти в обществе, характер и способы регулирования общественных отношений, понимание права, различие между «фа» и «ли».
Необходимо рассмотреть источники права Китая, роль традиции, морали, ритуала, религиозных воззрений в регулировании общественных отношений.
При характеристике имущественных отношений необходимо выделить категории вещных прав, форм собственности, обратив особое внимание на земельную собственность. Необходимо знать основания возникновения обязательств, гарантии их выполнения и ответственность за неисполнение.
При характеристике брачно-семейных отношений необходимо определить условия вступления в брак, права и обязанности супругов, правовое положение детей.
При характеристике уголовного права следует определить понятие преступления, дать классификацию преступлений в соответствии с концепцией «10 зол». Необходимо определить характер и цели наказания, особенности привлечения к уголовной ответственности за различные виды преступлений, влияние на тяжесть наказания пола, возраста и социального статуса потерпевшего и преступника, формы вины.
При характеристике судебного процесса необходимо установить органы правосудия, основания возбуждения и характер судебного процесса, способы расследования, доказательства.