МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовая система России: традиции и новации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.н., Доцент, Русанов В.В.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Правовая система России: традиции и новации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А., д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А., д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Правовая система России: традиции и новации являются формирование комплексного представления о правовой системе России. Формирование общего уровеня знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Перечисленные компоненты формируются под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты
ПК-1.1 Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-1.2 Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-1.3 Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
ПК-2Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПК-2.1 Знает основные стадии правоприменения.
ПК-2.2 Умеет применять нормативные правовые акты.
ПК-2.3 Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает основные стадии нормотворчества.
ПК-2.1. Знает основные стадии правоприменения.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет разрабатывать проекты нормативных правовых актов.
ПК-2.2. Умеет применять нормативные правовые акты.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками формулирования юридических дефиниций.
ПК-2.3. Владеет навыками реализации норм материального и процессуального права в профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Правовые системы стран мира. История правовой системы России Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Правовые системы стран мира. История правовой системы России Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Правовые системы стран мира. История правовой системы России Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.4. Правовые системы стран мира. История правовой системы России Сам. работа 2 44 Л1.1, Л2.1
1.5. Правовая система современной России Лекции 2 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Правовая система современной России Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Правовая система современной России Сам. работа 2 50 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9319

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен разрабатывать нормативные правовые акты

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Синонимом понятию «законотворчество» является термин:
- правотворчество;
- законность;
- правоведение;
- моделирование права.
Ответ: правотворчество

Вопрос 2. Депутаты Государственной Думы РФ?
- разрабатывают и принимают проект закона;
- одобряют или нет принятый Советом Федерации РФ проект закона;
- принимают решение о публикации закона в СМИ;
- спорят о судьбе России.
Ответ: разрабатывают и принимают проект закона

Вопрос 3. Совет Федерации РФ:
- разрабатывают и принимают проект закона;
- одобряют принятый или нет Государственной Думой РФ проект закона;
- принимают решение о публикации закона в СМИ;
- контролирует работу министерства юстиции.
Ответ: одобряют принятый или нет Государственной Думой РФ проект закона.

Вопрос 4. Обсуждение законодательным органом законопроекта называется?
- пленарным;
- законодательным;
- правовым;
- очередным.
Ответ: пленарным.

Вопрос 5. Какое количество чтений законопроекта предусматривается Регламентом Государственной Думы РФ?
- 2;
- 3;
- 4;
- неограниченно.
Ответ: 3

Вопрос 6. Обладает ли Президент РФ законодательной инициативой:
- да;
- нет;
- в чрезвычайных условиях;
- предлагает проекты законов.
Ответ: да.

Вопрос 7. Кто впервые ввел термин суверенитета в качестве существенного признака государства и поставил приоритеты последнего выше всех остальных социальных образований, в том числе церкви?:
- Ж. Боден;
- Г. Гроций;
- Н. Макиавелли;
- В. Ленин.
Ответ: Ж. Боден

Вопрос 8. Внутренняя самооценка правового нигилизма – это
- позиция отождествления смысла права с сознанием субъекта;
- отрицание значения права как регулятора человеческого поведения;
- мнение, что источниками права является сам объективный мир и социальная действительность;
- принцип права.
Ответ: отрицание значения права как регулятора человеческого поведения.

Вопрос 9. Планируя свою образовательную и профессиональную деятельность в духе нормативизма дайте верный ответ: Нормативистская концепция в качестве источника права называет?
- эмоциональное состояние человека;
- государство;
- свободную экономическую деятельность людей
- обычаи.
Ответ: государство.

Вопрос 10. Вымышленное идеальное общество, свободное от научных обоснований, называется:
- утопией;
- цивилизацией;
- правовым государством;
- неправовым государством.
Ответ: утопией.

Вопрос 11. Какой французский философ эпохи Просвещения считал, что главный источник народных бед – религия и что грамотный правитель способен исправить всю несправедливость, которая существует в обществе?
- Вольтер;
- Ш.Л. Монтескье;
- Ж.-Ж. Руссо;
- Л. Ришелье.
Ответ: Вольтер.

Вопрос 12. Либертарно-юридическая аксиология проповедует идею?
- взаимосвязи права и экономики;
- тождества права и закона;
- различения права и закона;
-доминанта права.
Ответ: различения права и закона.

Вопрос 13. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста только в специальных газетах, например, «Российская газета»?
- нет;
- да;
- газета «юрист и закон»
- радио «официально»
Ответ: нет.

Вопрос 14. Руководитель субъекта РФ может в случае необходимости подписать и обнародовать федеральный закон?
- нет;
- да;
- только если Президент РФ находится за границей;
- при военном положении.
Ответ: нет.

Вопрос 15. Законопроекты разрабатываются депутатами Государственной Думы в специальных?
- группах;
- комиссиях;
- комитетах;
- коллегиях.
Ответ: комитетах

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какая правовая система действует в России??
Ответ: Современную правовую систему России относят к романо-германской семье. Правовая система Российской Федерации делится на федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации.

Вопрос 2. Что входит в правовую систему?
Ответ: В качестве элементов правовой системы она называет субъектов права, правовые нормы и принципы, правоотношения, правовое поведение, юридическую практику, режим функционирования правовой системы, правовую идеологию, правосознание, правовые взгляды, правовую культуру, а также законность и правопорядок

Вопрос 3. В чем состоит специфика российской правовой системы?
Ответ: важнейшим источником права является нормативно-правовой акт; право, как систему норм, формировал и формирует законодатель; деление на отрасли права; деление на частное и публичное право; кодифицированность права

Вопрос 4. Какое главное назначение правовой системы?
Ответ: Главное назначение права состоит в том, чтобы упорядочить общественную жизнь, обеспечить её стабильность, устойчивость.

Вопрос 5. Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип.
Ответ: разделения властей.

Вопрос 6. Каким образом соотносятся право и правовая система?
Ответ: Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Они соотносятся друг с другом как часть и целое.

Вопрос 7. Какие три элемента включает в себя нормы права?
Ответ: Правовая норма состоит из трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции.

Вопрос 8. Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом познания служат феномены положительного права, называется?
Ответ: юридическим позитивизмом

Вопрос 9. Когда появился термин правовая система?
Ответ: Правовая система как самостоятельное понятие сформировалось в отечественной науке в 1980-х гг. и стало использоваться наряду с понятием «система права», как имеющее более широкое значение.

Вопрос 10. Границами права являются границы?
Ответ: Свободы.

Вопрос 11. Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель, политический деятель и правовед?
Ответ: Ш.Л. Монтескье

Вопрос 12 Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности называется?
Ответ: общественным договором.

Вопрос 13. Что составляет основу российской правовой системы?
Ответ: Конституция является первоисточником права в РФ, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы.

Вопрос 14. Что входит в законотворческий процесс?
Ответ: Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию..

Вопрос 15. Чем отличается законодательный процесс от законотворческого?
Ответ: Законодательная деятельность предполагает введение в систему нормативно-правовых актов принятого закона, тогда как законотворческая деятельность (законотворчество) предполагает еще и творческий исследовательский подход к созданию закона, а потому значение данного понятия шире.

Вопрос 16. Как президент участвует в законотворческом процессе?
Ответ: В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе.

Вопрос 17. Когда законопроект становится законом?
Ответ: Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней с момента их подписания Президентом. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самим документом не установлен другой срок.

Вопрос 18. Что лежит в основе законов?
Ответ: Законность опирается на силу и авторитет государства, предполагает верховенство закона над властью, а также над иными нормативными системами.

Вопрос 19. Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем?
Ответ: Риме.

Вопрос 20. В чем разница между правом и законом?
Ответ: правом называются юридические нормы, которые устанавливаются государством. Закон же, в свою очередь, является неким правовым актом, регулирующий определенную сферу деятельности человека.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. процессуальное право — это
- совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений);
- урегулированная законом деятельность по принудительному исполнению судебных актов;
- система взглядов, воззрений, концепций, теорий о характере, сущности и закономерностях развития гражданского процессуального права, практики его применения;
- совокупность правовых норм, регулирующих способы защиты гражданских прав.
Ответ: совокупность правовых норм, регулирующих порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения судом гражданских дел, а также пересмотра судебных решений, т. е. правосудие по гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных постановлений (решений, определений)

Вопрос 2. Методом процессуального права является
- диапозитивный;
- императивный;
- предписания;
- императивно-диспозитивный.
Ответ: императивно-диспозитивный

Вопрос 3. Процессуальная форма - это?
- порядок рассмотрения гражданских дел;
- деятельность суда и других участвующих в деле лиц, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских дел;
- последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий;
- совокупность реквизитов процессуальных документов.
Ответ: последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий

Вопрос 4. Какой из принципов относится к организационно-функциональным
- законности;
- диспозитивности;
- непрерывности судебного разбирательства;
- равенства граждан и организаций перед законом и судом.
Ответ: равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Вопрос 5. Утверждение, что российское государство с ранних времен существования обладало признаками культурного, религиозного, этнического, социального многообразия?
- верно;
- неверно;
- это утверждение применимо только к современному периоду;
- это утверждение применимо только к периоду советского государства.
Ответ: верно

Вопрос 6. Процессуальное правопреемство — это:
- участие в деле нескольких истцов;
- участие в деле нескольких ответчиков;
- обязательное участие в деле всех субъектов спорного правоотношения в качестве истцов или ответчиков;
- замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
Ответ: замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении

Вопрос 7. Процессуальное соучастие — это:
- участие в одном деле нескольких истцов или ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга;
- участие лица на стороне истца или ответчика в связи с тем, что решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон;
- вступление лица в уже возникший между истцом и ответчиком процесс для защиты самостоятельных прав на предмет спора;
- замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении.
Ответ: участие в одном деле нескольких истцов или ответчиков, интересы и требования которых не исключают друг друга

Вопрос 8. межкультурное взаимодействие - это:
- замена одного культурного пласта на другой;
- смена исторических эпох;
- контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга;
- противоборство разных культур.
Ответ: контакт двух или более культурных традиций, в результате чего контрагенты оказывают взаимное влияние друг на друга.

Вопрос 9. Какое процессуальное положение занимает лицо, не заявляющее самостоятельных требований, вступающее в уже возникший процесс на стороне истца или ответчика?
- представитель ответчика;
- представитель истца;
- третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования;
- процессуальный соучастник.
Ответ: третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования.

Вопрос 10. Особенностями правоприменения в международном частном праве являются процедуры (стадии) правоприменения:
- разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка;
- толкование юридических понятий и применение иностранного права;
- установление содержания норм иностранного права и сравнение его с содержанием российского права.
-герменевтика права.
Ответ: разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка

Вопрос 11. Правовыми основаниями определения применимого права к гражданскоправовым отношениям, осложненным иностранным элементом являются?
- воля субъектов правоотношения;
- согласие других государств на применение из национального права в РФ;
- международный договор РФ; Гражданский кодекс РФ; другие федеральные законы; обычаи; признаваемые в РФ;
-обычаи.
Ответ: международный договор РФ; Гражданский кодекс РФ; другие федеральные законы; обычаи; признаваемые в РФ.

Вопрос 12. При затруднении в толковании юридических понятий иностранного права применяется:
- российское право как основа для толкования юридических понятий;
- всегда иностранное право, т.к.уяснению подлежит иностранное правовое понятие;
- толкование международного договора;
- решение не принимается.
Ответ: российское право как основа для толкования юридических понятий.

Вопрос 13. «Конфликт квалификаций» - это:
- несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка;
- проблема правоприменения в международном частном праве;;
- квалификация по отечественному праву;
- конфликт между субьектами правоотношений.
Ответ: несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка

Вопрос 14. Установление содержания норм иностранного права подчинено определенному алгоритму (последовательности)::
- установление содержания аналогичного понятия в российском праве и анализ судебной практики;
- обращение в Министерство юстиции для получения официального заключения;
- уяснение официального толкования иностранного права в соответствующем государстве; ознакомление с практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства;
- соответствие.
Ответ: уяснение официального толкования иностранного права в соответствующем государстве; ознакомление с практикой применения и доктриной соответствующего иностранного государства.

Вопрос 15. Риторсии - это?
- ограничения имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц государства в ответ на уже имеющиеся ограничения прав российских граждан и юридических лиц в этом государстве;
- санкции ООН, принятые Советом Безопасности;
- экономические, торговые санкции государств против друг друга;
- международные штрафы.
Ответ: ограничения имущественных и неимущественных прав граждан и юридических лиц государства в ответ на уже имеющиеся ограничения прав российских граждан и юридических лиц в этом государстве

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Отраслью материального права является?
Ответ: гражданское право

Вопрос 2. Отраслью процессуального права является?
Ответ: арбитражно-процессуальное право.

Вопрос 3. Обжалование решений суда, не вступивших в законную силу, проводится в?
Ответ: апелляционном порядке

Вопрос 4. Распоряжение об исполнении решения суда в гражданском и арбитражном процессе называется?
Ответ: исполнительным листом

Вопрос 5. Сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, называются?
Ответ: доказательствами

Вопрос 6. Как юристы называют отрасли права, определяющие гражданские, административные и уголовные правоотношения?
Ответ: материальные

Вопрос 7. Что определяет правила реализации и защиты материальных прав?
Ответ: процессуальное право.

Вопрос 8. Что осуществляют суды на основе процессуального права?
Ответ: правосудие.

Вопрос 9. Укажите центральную и сложнейшую задачу суда.
Ответ: установление истины.

Вопрос 10. Укажите первую стадию судебного процесса?
Ответ: Возбуждение производства по делу

Вопрос 11. Когда решение суда вступает в законную силу, если его не обжаловали?
Ответ: После прохождения 10 суток с момента его объявления

Вопрос 12. Стадия гражданского процесса — это:
Ответ: его определенная часть, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной (окончательной) цели

Вопрос 13. Источником гражданского процессуального права является
Ответ: Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Вопрос 14. Принцип диспозитивности — это
Ответ: нормативно-руководящее положение гражданского судопроизводства, определяющее в качестве движущего начала процесса главным образом инициативу заинтересованных в исходе дела лиц.

Вопрос 15. Подведомственность — это
Ответ: относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов

Вопрос 16. Подсудность гражданского дела — это
Ответ: пределы компетенции суда относительно круга гражданских дел, которые он правомочен рассматривать.

Вопрос 17. Альтернативная подведомственность — это
Ответ: подведомственность, при которой спор о субъективном праве может быть рассмотрен по выбору заинтересованного лица как в суде, так и в ином государственном органе или общественной организации.

Вопрос 18. Императивная подведомственность — это
Ответ: подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности.

Вопрос 19. Виды подсудности — это
Ответ: родовая, общая территориальная, альтернативная, исключительная, договорная и по связи дел.

Вопрос 20. Укажите момент гражданского процесса, не допускающий вступления третьих лиц в возникший процесс?
Ответ: постановление и оглашение решения.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Системно-иерархический характер источников права;
2. Источники современного российского права;
3. Закон в системе источников современного российского права;
4. Классификация законов: критерии, виды;
5. Конституция РФ 1993 года - Основной закон современного российского государства;
6. Подзаконные акты как источники современного российского права;
7. Указы Президента Российской Федерации;
8. Постановления Правительства РФ и федеральные ведомственные акты;
9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
10. Правовая политика современной России и региональные акты;
11. Акты органов местного самоуправления и другие источники права;

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Правовой договор, общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России;
2. Развитие идей судейского (прецедентного) правотворчества и определение юридической природы судебной практики как источника права;
3. Судебная практика как источник современного российского права;
4. Правовые позиции Конституционного Суда как форма судейского правотворчества;
5. Систематизация нормативных правовых актов: понятия и виды;
6. Источники романо-германского права;
7. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации;
8. Закон в системе источников романо-германского права;
9. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды;
10. Соотношение прецедента с другими источниками права;
11. Источники англосаксонского (общего) права;
12. Основные периоды становления и развития общего права и его источников;

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. К. Бабаев [и др.] ; под редакцией В. К. Бабаева. Теория государства и права: учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Волков, А. М. Основы российской государственности. Правовая система: учебник для вузов Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-правовая система Консультант-Плюс; справочно-правовая система Гарант; сайт кафедры теории и истории государства и права tigp.wordpress.com
Э2 Курс в Moodle: Правоввая система России: традиции и новации ЮИ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows; Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс"

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса расчитана на усвоение основных разделов и тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tdip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibraty.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.