Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Техника подготовки и толкования правовых актов |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., доцент Васильев А.А., зав. кафедрой
1.1. | - изучение правовых актов с позиций коллизионного регулирования и приобретение навыков преодоления коллизий в праве. - формылирование на основе нормативного материала и данных судебной практики основных правил разрешения правовых коллизий: между нормами разной юридической силы; между нормами равной юридической силы; между нормами, принятыми в разное время. - определение характера взаимодействия отдельных коллизионных правил. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
ОПК-3 | Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм прав |
ОПК-3.1 | Знает основные способы и виды толкования права, основные коллизионные правила. |
ОПК-3.2 | Умеет выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению. |
ОПК-3.3 | Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ООПК-3.1. Знает основные способы и виды толкования права, основные коллизионные правила |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОПК-3.2. Умеет выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОПК-3.3. Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Коллизионное правовое регулирование | ||||||
1.1. | Понятие коллизии в праве. Понятие коллизионного правового регулирования | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие коллизии в праве. Понятие коллизионного правового регулирования | Практические | 1 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Понятие коллизии в праве. Понятие коллизионного правового регулирования | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Коллизия разных по юридической силе норм | Лекции | 1 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Коллизия разных по юридической силе норм | Практические | 1 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Коллизия разных по юридической силе норм | Сам. работа | 1 | 18 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Коллизия равных по юридической силе норм | Практические | 1 | 2 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Коллизия равных по юридической силе норм | Сам. работа | 1 | 16 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Практическое занятие по теме: "Правила разрешения временной (темпоральной) коллизии" | Практические | 1 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Правила разрешения временной (темпоральной) коллизии | Сам. работа | 1 | 22 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Лабораторный практикум по теме: "Соотношение коллизионных правил". Составление словаря основных понятий | Практические | 1 | 1 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Соотношение коллизионных правил | Сам. работа | 1 | 20 | ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1999 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3 Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуации наличия пробелов и коллизий норм права ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Определите способ толкования нормы права, «золотым правилом» которого является выбор менее абсурдной из двух конкурирующих норм права А) логический Б) формально-юридический В) грамматический Г) исторический Ответ: А 2. Коллизия норм права может существовать в виде: А) противоречия норм права Б) аналогии норм права В) несоответствия или противоречия норм права Г) юридически значимого действия или события Ответ: В 3. Подача работником по трудовому договору заявления об увольнении является… А) нормативно-правовым актом Б) правовым актом В) событием Г) актом правотворчества Ответ: Б 4. Две нормы права, равно претендующие на регламентацию одного и того же общественного отношения, именуются: А) коллизионными Б) коллидирующими В) специальными Г) органическими Ответ: Б 5. Аналогия закона в части признаков, квалифицирующих противоправное деяние, прямо запрещена в… А) трудовом праве Б) административном праве В) налоговом праве Г) уголовном праве Ответ: Г 6. Основателем нормативистской теории права является: А) Г. Гроций Б) Г. Кельзен В) К. Маркс Г) Л. Петражицкий Ответ: Б 7. Состав правонарушения в качестве обязательных признаков включает в себя: А) объект и субъект правонарушения Б) объект, субъект, время, место и способ совершения правонарушения В) объект, субъект правонарушения, умышленную или неосторожную форму вины Г) объект, субъект, объективную и субъективную сторону правонарушения Ответ: Г 8. В классическую структуру нормы права входят: А) гипотеза, диспозиция, санкция Б) аналогия права и закона В) объект, субъект, объективная и субъективная стороны Ответ: А 9. Условия действия правовой нормы определяются в: А) гипотезе Б) диспозиции В) санкции Ответ: А 10. Наиболее крупным элементом системы права (из числа представленных) является А) правоотношение Б) институт права В) отрасль права Г) норма права Ответ: В 11. По истечении какого срока, по общему правилу, вступают в действие акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер? А) по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования Б) по истечении 14 дней после дня их первого официального опубликования В) по истечении 10 дней после издания Г) незамедлительно Ответ: А 12. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации: А) по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования Б) по истечении 10 дней после дня их первого официального опубликования В) по истечении 10 дней после издания Г) незамедлительно Ответ: А 13. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении _______ после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. А) 10 дней Б) 12 дней В) 7 дней Г) 5 дней Ответ: А 14. 1. Неотъемлемым признаком нормы права является: А) партикулярность; Б) писаность; В) общеобязательность; Г) устоявшаяся практика применения. Ответ: В 15. Совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений, называется: А) системой права; Б) источником права; В) отраслью права; Г) толкованием права. Ответ: В КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Ответьте на вопрос: может ли нормативно-правовой акт быть устным (например, устное военное приказание в условиях военного времени, содержащее в себе общеобязательное правило поведения)? Ответ: юридическая наука не называет писаную форму в качестве безусловного признака нормативно-правового акта. Т.е. норма права может существовать и в устной форме (правовой обычай, правовая доктрина, правовой прецедент). Поэтому существование правового акта в устной форме вполне допустимо. Хотя фактически в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с писаными нормативно-правовыми актами (чему способствует требование официальной публикации норм права, затрагивающих права и свободы граждан). 2. Большинство современных определений НПА исходят из представления об этом акте как о «письменно документе». Вопрос: не выполняется ли здесь подмена сущностного признака определяемого понятия его формой? Соотнесите вышеприведенные определения НПА с формулировкой ФЗ от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»: «Статья 1. Основные понятия документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения». Ответ: необходимо различать форму и содержание нормативно-правового акта. В данном случае закон говорит именно о документарной форме НПА, устанавливая требования к его фиксации на материальных носителях. Сущность же нормативно-правового акта в его нормативном содержании, что предполагает наличие в нем норм права, регламентирующих конкретные общественные отношения. 3. Оцените следующие предлагаемые правовой наукой признаки нормативно-правового акта: 1) волевое содержание (воля государства, народа); 2) официальный характер; 3) принятие согласно определенной процедуре; 4) компетентными органами; 5) вписанность в иерархичную систему НПА; 6) содержит нормы права; 7) документарная форма; 8) исполнение обеспечивается силой государственного принуждения; 9) подлежит публикации. Вопрос: все ли вышеперечисленные признаки отображают неотъемлемые свойства НПА? Следует ли расширить указанный перечень? Ответ: в той или иной мере все вышеперечисленные признаки присутствуют в правовой науке в рамках дискуссии о нормативно-правовом акте. Отдельные из названных признаков требуют уточнения. Например, указание на необходимость публикации выполняется далеко не в отношении всех нормативно-правовых актов. Указанный перечень можно дополнить и иными пунктами, например, требованием непротиворечивости/внутренней согласованности к системе нормативно-правовых актов. 4. Сформулируйте общие правила вступления в силу законодательных актов федерального уровня. Ответ: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру¬гой порядок вступления их в силу. 5. Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 302 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещен на интернет-портале 03.11.2013 г. (номер опубликования 0001201311030012), а в «Российской газете» — 06.11.2013 г. (№ 6225). Вопрос: с какого момента указанный ФЗ считается официально опубликованным? Ответ: официальной публикацией считается первое размещение текста НПА в источнике, предусмотренном для официальной публикации. 6. Ознакомьтесь с выдержкой из Определения Верховного Суда РФ от 02.08.2002 N 67-Г02-33: «Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону постановления и.о. главы администрации Новосибирской области от 13.10.98 N 623, утвердившего Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Новосибирской области, с момента издания на том основании, что оно не было опубликовано. Определением судьи Новосибирского областного суда от 14 июня 2002 г. отказано в принятии заявления в соответствии с п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР. В частном протесте прокурора Новосибирской области поставлен вопрос об отмене определения судьи в связи с его незаконностью. Проверив материалы, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения. Отказывая в принятии вышеуказанного заявления, судья правомерно исходила из того, что областному суду в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, должностных лиц субъектов РФ; нормативными правовыми актами являются только нормативные правовые акты, изданные в установленном порядке. Оспариваемый прокурором нормативный акт не был опубликован и потому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исходя из этого нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, принятый хотя бы и с соблюдением установленного порядка его принятия, но не опубликованный официально для всеобщего сведения, не может быть признан действующим в какой бы то ни было части. Аналогичная норма содержится и в ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Учитывая, что оспариваемый правовой акт основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не может, он не может выступать предметом судебного обжалования в областном суде. Вместе с тем в случае нарушения гражданских прав в результате применения обжалуемого нормативного правового акта, заинтересованные лица не лишены возможности обращения в суд за защитой своего нарушенного права в соответствии с абзацем 2 ст. 12 ГК РФ», т.е. в указанном случае следует использовать порядок обжалования, предусмотренный для ненормативных правовых актов (подсудность не областного, а районного суда). Вопрос: как Вы оцениваете правовую позицию ВС РФ? Ответ: в данном случае ВС РФ подменяет содержание НПА его формой. Фактически неопубликованный НПА применялся в качестве такового (воспринимается участниками правоотношений в таком качестве), порождает, изменяет и/или прекращает правоотношения. Значит, согласно неоднократно сформулированной Конституционным Судом РФ правовой позиции, такой неопубликованный правовой акт должен восприниматься судами общей юрисдикции в качестве нормативно-правового. 7. Ознакомьтесь со следующим извлечением из Постановления Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П: «Основные положения военной доктрины Российской Федерации, принятые Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833, являются составной частью концепции безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых в государстве взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросу использования Вооруженных Сил и других войск для защиты жизненно важных интересов. В документе рассматриваются варианты возникновения военных угроз, адекватного поведения государства и применения его Вооруженных Сил. Основные положения военной доктрины Российской Федерации не содержат нормативных предписаний. Нормативное содержание отсутствует в связи с этим и в Указе Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833, которым они приняты. Таким образом, эти документы не относятся к числу актов, которые могут проверяться Конституционным Судом Российской Федерации на их соответствие Конституции Российской Федерации, и, следовательно, производство по их проверке на основании пункта 1 части первой статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит прекращению». Вопрос: на основе каких признаков КС РФ устанавливает ненормативный характер военной доктрины РФ и Указа Президента РФ о ее принятии? Оцените правовую позицию КС РФ. Ответ: КС РФ, очевидно, искажает понятие нормативно-правового акта. Безусловно, в описываемой части положения военной доктрины носят нормативно-правовой характер. Именование данного акта «доктриной» принципиального значения не имеет. 8. На основе какого коллизионного правила должнó разрешать коллизию между: а) двумя нормативно-правовыми актами б) равной юридической силы б) одинаковой отраслевой принадлежности, в) принятыми в один день и г) содержащими в себе специальную норму права? Все указанные качества присущи данным нормативно-правовым актам одновременно. Ответ: в приведенном случае невозможно задействовать ни одно из трех ключевых коллизионных правил (иерархическое, содержательное, темпоральное). Правовая наука в таком случае рекомендует пользоваться принципом гуманизма и исходить из той нормы права, которая наиболее способствует соблюдению прав и свобод человека и гражданина. 9. Ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает общее правило в отношении времени вступления закона в силу: «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Вопрос: если ФЗ официально опубликован 1 июня 2015 г., то какого числа он вступит в силу? Ответ: полное истечение 10-дневного срока предполагает, что норма права вступит в силу 12 июня. 10. Ранее действовавший нормативно-правовой акт утратил силу с принятием нового нормативно-правового акта по тому же вопросу, а затем этот новый нормативно-правовой акт был признан Конституционным Судом недействительным? Вопрос: будет ли автоматически восстановлено действие прежнего НПА? Ответ: нет, прежний нормативно-правовой акт уже утратил юридическую силу. Признание нового НПА недействительным не состоит в причинно-следственной связи с юридической судьбой первого НПА. 11. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июня 2002 г. признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную Закон г. Москвы от 7 декабря 2001 г. № 69 «О городском минимуме оплаты труда» на том основании, что установление минимума оплаты труда относится к компетенции федеральных органов законодательной власти; установление иного, хотя и превышающего установленный на федеральном уровне, минимума оплаты труда в силу этого неправомерно. Вопрос: как Вы оцениваете позицию суда? Может ли субъект Федерации в своем законодательстве повысить уровень гарантированности прав и свобод человека и гражданина по сравнению с федеральным стандартом? Для справки: Ст. 71 Конституции РФ 1993 г.: «В ведении Российской Федерации находятся: … в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации»; Ст. 72 Конституции РФ 1993 г.: «В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина» Ответ: согласно буквальному смыслу положений Конституции, регулирование прав человека и гражданина относится к предметам ведения РФ. Установление минимального РОТ относится именно к «регулированию», а не к «защите» прав и свобод. Поэтому субъект РФ не вправе был зафиксировать данную норму в своем законодательстве. При этом не стоит смешивать понятия «МРОТ» и «минимальная заработная плата». 12. 25.06.2002 в Закон РФ «Об образовании» 1992 г. была внесена следующая норма: «Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников… принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады». Изменения вступили в силу в день их официального опубликования. Вопрос: распространяется ли данное положение на победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников прошлых лет? Если «да», то как быть, если отдельные победители и призеры прошлых лет еще до появления вышеуказанной нормы получили некоторые преимущества при поступлении в соответствующее учебное заведение (снижение стоимости обучения и т.п.)? Ответ: указанная норма, согласно общему правилу действия нового закона во времени, применяется только перспективно, т.е. распространяется на впервые возникающие правоотношения. Для ранее поступивших в ВУЗ учащихся сохраняется возможность в одностороннем порядке прекратить прежние правоотношения и вступить в новые правоотношения с ВУЗом на актуальной правовой основе. 13. Ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает общее правило в отношении времени вступления закона в силу: «Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу». Вопрос: может ли законодатель согласно вышеприведенной формулировке предусмотреть вступление ФЗ в силу в момент (в день) его официального опубликования? Так, 16 декабря 2004 г. в «Российской газете» были опубликованы изменения в УК РФ и КоАП РФ (всего ок. 50 стр. машинописного текста). Эти изменения в числе прочего впервые устанавливали противоправность определенных деяний, например, впервые была установлена административная ответственность за мелкое хулиганство, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества. При этом устанавливалось, что указанные изменения вступают в силу непосредственно после их официального опубликования (т.е. 16 декабря 2004 г.). Вопрос: как следует квалифицировать деяние лица, выполнившего состав нового правонарушения 16 декабря 2004 г., если это лицо объективно не имело возможности оперативно ознакомится с изменениями в законодательстве? Ответ: формально законодатель может предусмотреть такую возможность. Однако, КС РФ неоднократно указывал в своих правовых позициях что у потенциального правонарушителя всегда должна быть объективная возможность ознакомиться с новой нормой права, устанавливающей состав правонарушения. При отсутствии такой возможности суд общей юрисдикции не вправе квалифицировать правонарушение по новой норме права. 14. Текст ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ был изначально опубликован 30.03.1998 в «Собрании законодательства», а, затем, 02.04.1998 – в «Российской газете». При этом пп. «м» п.1 ст. 55 данного ФЗ был изложен неодинаково. Вопрос: на какой из опубликованных вариантов текста ФЗ должен ориентироваться правоприменитель? Ответ: на первую публикацию. Случай, когда первый вариант публикации оказался неверным (не совпал с действительным текстом принятого ГД РФ закона) законодательно не предусмотрен. 15. Ст. 553 ГК РФ «Права на недвижимость при продаже земельного участка» (в ред. до 26.06.2007) устанавливала: «В случаях, когда земельный участок, на котором находится принадлежащее продавцу здание, сооружение или другая недвижимость, продается без передачи в собственность покупателя этой недвижимости, за продавцом сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, на условиях, определяемых договором продажи». Одновременно с этим п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение» устанавливала следующее общее правило: «4. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком». Вопрос: как разрешить данную коллизию? Ответ: указанное правоотношение является гражданско-правовым. Согласно коллизионному правилу о специально предназначенной норме, применению подлежит ГК РФ. ЗК РФ не является специальным законом по отношению к ГК РФ. 16. Ст. 55 Трудового кодекса РФ «Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения» гласит: «Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом». Ст. 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению» устанавливает: «Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению - Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей». Вопрос: какая норма подлежит применению? Ответ: указанное правоотношение является гражданско-правовым. Согласно коллизионному правилу о специально предназначенной норме, применению подлежит КоАП РФ. ТК РФ не является специальным законом по отношению к КоАП РФ. 17. П. 3 ст. 103 ГК РФ (в ред. до 1 сентября 2014 г.) устанавливал: «3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор)». Ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» 1995 г. устанавливала: «1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества». Вопрос: в чем состояла на указанный момент коллизия приведенных норм? При этом п. 2 ст. 3 ГК РФ указывает: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу», иначе они не действуют. Вопрос: как разрешить данную коллизию? Ответ: применению подлежит коллизионное правило о специальной норме права. Специальная норма права приоритетна по отношению к общей (даже в случае сужения предусмотренных нормой права вариантов поведения) Статус кодекса не предоставляет общей норме преимущества по отношению к специальной норме. 18. Норма уголовного права предусматривала в качестве наказания за определенное преступление штраф, ограничение свободы или лишение свободы. Новый уголовный закон исключил из этого перечня ограничение свободы. Вопрос: является ли новый закон более мягким или более суровым? Вопрос: как следует поступить в отношении тех лиц, которым в качестве наказания судом уже было избрано ограничение свободы? Ответ: судье необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, было ли бы данное преступление по новому закону наказано штрафом или лишением свободы. Если признаки совершенного преступления предполагают, скорее, наказание в виде штрафа, то новый закон стоит рассматривать в качестве более мягкого. Если – лишение свободы, то – в качестве более строгого. С учетом этого прежнее наказание может быть как оставлено в силе, так и быть заменено на менее строгое. 19. Прежний уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет. Новый – от 3 до 7 лет. Вопрос: какой из этих уголовных законов является более мягким? Ответ: новый закон является одновременно и более суровым (в части нижнего предела наказания), и более мягким (в части верхнего предела наказания). Судья (с учетом обстоятельств дела) устанавливает, предполагало ли совершенное правонарушение смещение по шкале наказания в сторону более мягкого или же более строгого варианта. С учетом этого он применяет либо прежнюю норму («переживание закона»), либо новую норму права. 20. Новый уголовный закон ужесточил ответственность за рецидив преступлений. Вопрос: применяется ли норма об ужесточении ответственности, если первое преступление было совершено до вступления нового закона в силу? Ответ: да, так как новый уголовный закон регулирует именно впервые возникающее общественное отношение (рецидивное преступление) и никоим образом не распространяет свое действие на ранее совершенное правонарушение. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | С. А. Комаров | Общая теория государства и права: учебник для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | www.urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Е. Н. Селютина, В. А. Холодов | Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов | Москва : Издательство Юрайт, 2023 | www.urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Верховный Суд: http://www.vsrf.ru/ | |||
Э2 | Конституционный Суд: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx | |||
Э3 | Курс в Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1999) | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Термин «правовой акт» многозначен. В юридической литературе, в науке об управлении он употребляется в различных смысловых значениях. Проблема правовых актов в последние годы активизировалась, как на общетеоретическом, так и отраслевом уровне, что свидетельствует о том, что проблема правовых актов все еще не решена. Отсюда - не получают общего освещения проблемы толкования актов, юридической техники, юридической стилистики. А в целом это отражается на правотворчестве и правоприменении, порождает коллизии в праве, а в крайнем случае - юридический нигилизм. В силу данных причин предлагаемый специальный курс охватывает понятие, классификацию и технику составления и оформления правовых актов, сущность, разновидности юридических конфликтов и коллизий в праве и способы их разрешения. Своеобразие изучения дисциплины «коллизионное правовое регулирование» заключается в том, что для приобретения соответствующих знаний, навыков и умений студентам необходимо постичь общетеоретические юридические науки, а также овладеть материалом отраслевых наук – конституционного, административного, уголовного, гражданского, международного частного и других, в аспекте возникающих противоречий и столкновений между правовыми нормами. Необходимым элементом освоения данного курса, является систематическая работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций. Одной из основных задач преподавателя является помощь магистрантам в совершенствовании практических навыков работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям. Требуется уделять особое внимание основным понятиям и признакам правовых явлений, необходимых для усвоения изучаемого материала. Для проверки знаний магистрантов и их закрепления возможно применение на семинарах тестовых заданий. Дискуссии и дебаты по Коллизионному правовому регулированию. Организационное обеспечение дискуссий и дебатов требует предварительного выделения двух основных оппонентов, которые и выступают вначале с краткими докладами. Далее содокладчики отвечают на взаимные вопросы и вопросы аудитории. Затем и начинается собственно обсуждение проблемы в форме высказывания своего мнения всеми желающими. Преподаватель участвуют в дискуссии наравне с другими, обеспечивает организационный порядок и делает заключение. Возможно проведение и голосования для выявления числа сторонников конкурирующих позиций. Разумеется, студент может высказать и особое мнение. Особо следует обратить внимание на проведение деловых игр в форме законотворческих и судебных процессов. Подготовка к докладу и выступление с докладом студента позволяет глубже ознакомиться с отдельной проблемой курса Коллизионное правовое регулирование. Студенты группы имеют возможность активно участвовать в обсуждении доклада путем высказывания положительных и критических отзывов. В ходе обсуждения доклада предоставляется возможность задать вопросы докладчику и выяснить иные точки зрения на рассматриваемую проблему. |