МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Коллизионное правовое регулирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТехника подготовки и толкования правовых актов
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ТПА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.юр.н., доцент, Васев И.Н.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Коллизионное правовое регулирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., доцент Васильев А.А., зав. кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., доцент Васильев А.А., зав. кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- изучение правовых актов с позиций коллизионного регулирования и приобретение навыков преодоления коллизий в праве.
- формылирование на основе нормативного материала и данных судебной практики основных правил разрешения правовых коллизий: между нормами разной юридической силы; между нормами равной юридической силы; между нормами, принятыми в разное время.
- определение характера взаимодействия отдельных коллизионных правил.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуациях наличия пробелов и коллизий норм прав
ОПК-3.1 Знает основные способы и виды толкования права, основные коллизионные правила.
ОПК-3.2 Умеет выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению.
ОПК-3.3 Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ООПК-3.1. Знает основные способы и виды толкования права, основные коллизионные правила
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.2. Умеет выявлять действительный смысл нормы права, подлежащей применению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.3. Владеет навыками толкования права, навыками применения коллизионных правил

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Коллизионное правовое регулирование
1.1. Понятие коллизии в праве. Понятие коллизионного правового регулирования Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие коллизии в праве. Понятие коллизионного правового регулирования Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие коллизии в праве. Понятие коллизионного правового регулирования Сам. работа 1 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Коллизия разных по юридической силе норм Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Коллизия разных по юридической силе норм Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Коллизия разных по юридической силе норм Сам. работа 1 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Коллизия равных по юридической силе норм Практические 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Коллизия равных по юридической силе норм Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Практическое занятие по теме: "Правила разрешения временной (темпоральной) коллизии" Практические 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Правила разрешения временной (темпоральной) коллизии Сам. работа 1 22 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Лабораторный практикум по теме: "Соотношение коллизионных правил". Составление словаря основных понятий Практические 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Соотношение коллизионных правил Сам. работа 1 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1999

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3
Способен квалифицированно толковать правовые акты, в том числе в ситуации наличия пробелов и коллизий норм права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Определите способ толкования нормы права, «золотым правилом» которого является выбор менее абсурдной из двух конкурирующих норм права
А) логический
Б) формально-юридический
В) грамматический
Г) исторический
Ответ: А

2. Коллизия норм права может существовать в виде:
А) противоречия норм права
Б) аналогии норм права
В) несоответствия или противоречия норм права
Г) юридически значимого действия или события
Ответ: В

3. Подача работником по трудовому договору заявления об увольнении является…
А) нормативно-правовым актом
Б) правовым актом
В) событием
Г) актом правотворчества
Ответ: Б

4. Две нормы права, равно претендующие на регламентацию одного и того же общественного отношения, именуются:
А) коллизионными
Б) коллидирующими
В) специальными
Г) органическими
Ответ: Б

5. Аналогия закона в части признаков, квалифицирующих противоправное деяние, прямо запрещена в…
А) трудовом праве
Б) административном праве
В) налоговом праве
Г) уголовном праве
Ответ: Г

6. Основателем нормативистской теории права является:
А) Г. Гроций
Б) Г. Кельзен
В) К. Маркс
Г) Л. Петражицкий
Ответ: Б

7. Состав правонарушения в качестве обязательных признаков включает в себя:
А) объект и субъект правонарушения
Б) объект, субъект, время, место и способ совершения правонарушения
В) объект, субъект правонарушения, умышленную или неосторожную форму вины
Г) объект, субъект, объективную и субъективную сторону правонарушения
Ответ: Г

8. В классическую структуру нормы права входят:
А) гипотеза, диспозиция, санкция
Б) аналогия права и закона
В) объект, субъект, объективная и субъективная стороны
Ответ: А

9. Условия действия правовой нормы определяются в:
А) гипотезе
Б) диспозиции
В) санкции
Ответ: А

10. Наиболее крупным элементом системы права (из числа представленных) является
А) правоотношение
Б) институт права
В) отрасль права
Г) норма права

Ответ: В

11. По истечении какого срока, по общему правилу, вступают в действие акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер?
А) по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования
Б) по истечении 14 дней после дня их первого официального опубликования
В) по истечении 10 дней после издания
Г) незамедлительно
Ответ: А

12. Акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации:
А) по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования
Б) по истечении 10 дней после дня их первого официального опубликования
В) по истечении 10 дней после издания
Г) незамедлительно
Ответ: А

13. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении _______ после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
А) 10 дней
Б) 12 дней
В) 7 дней
Г) 5 дней
Ответ: А

14. 1. Неотъемлемым признаком нормы права является:
А) партикулярность;
Б) писаность;
В) общеобязательность;
Г) устоявшаяся практика применения.
Ответ: В

15. Совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений, называется:
А) системой права;
Б) источником права;
В) отраслью права;
Г) толкованием права.
Ответ: В

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ответьте на вопрос: может ли нормативно-правовой акт быть устным (например, устное военное приказание в условиях военного времени, содержащее в себе общеобязательное правило поведения)?
Ответ: юридическая наука не называет писаную форму в качестве безусловного признака нормативно-правового акта. Т.е. норма права может существовать и в устной форме (правовой обычай, правовая доктрина, правовой прецедент). Поэтому существование правового акта в устной форме вполне допустимо. Хотя фактически в подавляющем большинстве случаев мы имеем дело с писаными нормативно-правовыми актами (чему способствует требование официальной публикации норм права, затрагивающих права и свободы граждан).


2. Большинство современных определений НПА исходят из представления об этом акте как о «письменно документе». Вопрос: не выполняется ли здесь подмена сущностного признака определяемого понятия его формой? Соотнесите вышеприведенные определения НПА с формулировкой ФЗ от 29.12.1994 N 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»:
«Статья 1. Основные понятия
документ - материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения».
Ответ: необходимо различать форму и содержание нормативно-правового акта. В данном случае закон говорит именно о документарной форме НПА, устанавливая требования к его фиксации на материальных носителях. Сущность же нормативно-правового акта в его нормативном содержании, что предполагает наличие в нем норм права, регламентирующих конкретные общественные отношения.

3. Оцените следующие предлагаемые правовой наукой признаки нормативно-правового акта:
1) волевое содержание (воля государства, народа);
2) официальный характер;
3) принятие согласно определенной процедуре;
4) компетентными органами;
5) вписанность в иерархичную систему НПА;
6) содержит нормы права;
7) документарная форма;
8) исполнение обеспечивается силой государственного принуждения;
9) подлежит публикации.
Вопрос: все ли вышеперечисленные признаки отображают неотъемлемые свойства НПА? Следует ли расширить указанный перечень?

Ответ: в той или иной мере все вышеперечисленные признаки присутствуют в правовой науке в рамках дискуссии о нормативно-правовом акте. Отдельные из названных признаков требуют уточнения. Например, указание на необходимость публикации выполняется далеко не в отношении всех нормативно-правовых актов. Указанный перечень можно дополнить и иными пунктами, например, требованием непротиворечивости/внутренней согласованности к системе нормативно-правовых актов.

4. Сформулируйте общие правила вступления в силу законодательных актов федерального уровня.

Ответ: Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен дру¬гой порядок вступления их в силу.

5. Федеральный закон от 02.11.2013 г. № 302 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» размещен на интернет-портале 03.11.2013 г. (номер опубликования 0001201311030012), а в «Российской газете» — 06.11.2013 г. (№ 6225).
Вопрос: с какого момента указанный ФЗ считается официально опубликованным?

Ответ: официальной публикацией считается первое размещение текста НПА в источнике, предусмотренном для официальной публикации.

6. Ознакомьтесь с выдержкой из Определения Верховного Суда РФ от 02.08.2002 N 67-Г02-33:
«Прокурор Новосибирской области обратился в Новосибирский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному закону постановления и.о. главы администрации Новосибирской области от 13.10.98 N 623, утвердившего Правила обязательного медицинского страхования граждан на территории Новосибирской области, с момента издания на том основании, что оно не было опубликовано.
Определением судьи Новосибирского областного суда от 14 июня 2002 г. отказано в принятии заявления в соответствии с п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР.
В частном протесте прокурора Новосибирской области поставлен вопрос об отмене определения судьи в связи с его незаконностью.
Проверив материалы, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для его удовлетворения.
Отказывая в принятии вышеуказанного заявления, судья правомерно исходила из того, что областному суду в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти, должностных лиц субъектов РФ; нормативными правовыми актами являются только нормативные правовые акты, изданные в установленном порядке. Оспариваемый прокурором нормативный акт не был опубликован и потому его нельзя признать действующим нормативным правовым актом, подлежащим применению.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Исходя из этого нормативный акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, принятый хотя бы и с соблюдением установленного порядка его принятия, но не опубликованный официально для всеобщего сведения, не может быть признан действующим в какой бы то ни было части.
Аналогичная норма содержится и в ст. 8 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Учитывая, что оспариваемый правовой акт основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не является и, следовательно, каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан повлечь не может, он не может выступать предметом судебного обжалования в областном суде.
Вместе с тем в случае нарушения гражданских прав в результате применения обжалуемого нормативного правового акта, заинтересованные лица не лишены возможности обращения в суд за защитой своего нарушенного права в соответствии с абзацем 2 ст. 12 ГК РФ», т.е. в указанном случае следует использовать порядок обжалования, предусмотренный для ненормативных правовых актов (подсудность не областного, а районного суда).
Вопрос: как Вы оцениваете правовую позицию ВС РФ?

Ответ: в данном случае ВС РФ подменяет содержание НПА его формой. Фактически неопубликованный НПА применялся в качестве такового (воспринимается участниками правоотношений в таком качестве), порождает, изменяет и/или прекращает правоотношения. Значит, согласно неоднократно сформулированной Конституционным Судом РФ правовой позиции, такой неопубликованный правовой акт должен восприниматься судами общей юрисдикции в качестве нормативно-правового.

7. Ознакомьтесь со следующим извлечением из Постановления Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П:
«Основные положения военной доктрины Российской Федерации, принятые Указом Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833, являются составной частью концепции безопасности Российской Федерации и представляют собой систему официально принятых в государстве взглядов по военным вопросам, в том числе по вопросу использования Вооруженных Сил и других войск для защиты жизненно важных интересов. В документе рассматриваются варианты возникновения военных угроз, адекватного поведения государства и применения его Вооруженных Сил.
Основные положения военной доктрины Российской Федерации не содержат нормативных предписаний. Нормативное содержание отсутствует в связи с этим и в Указе Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833, которым они приняты. Таким образом, эти документы не относятся к числу актов, которые могут проверяться Конституционным Судом Российской Федерации на их соответствие Конституции Российской Федерации, и, следовательно, производство по их проверке на основании пункта 1 части первой статьи 43 и статьи 68 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" подлежит прекращению».
Вопрос: на основе каких признаков КС РФ устанавливает ненормативный характер военной доктрины РФ и Указа Президента РФ о ее принятии? Оцените правовую позицию КС РФ.

Ответ: КС РФ, очевидно, искажает понятие нормативно-правового акта. Безусловно, в описываемой части положения военной доктрины носят нормативно-правовой характер. Именование данного акта «доктриной» принципиального значения не имеет.

8. На основе какого коллизионного правила должнó разрешать коллизию между:
а) двумя нормативно-правовыми актами
б) равной юридической силы
б) одинаковой отраслевой принадлежности,
в) принятыми в один день и
г) содержащими в себе специальную норму права?
Все указанные качества присущи данным нормативно-правовым актам одновременно.

Ответ: в приведенном случае невозможно задействовать ни одно из трех ключевых коллизионных правил (иерархическое, содержательное, темпоральное). Правовая наука в таком случае рекомендует пользоваться принципом гуманизма и исходить из той нормы права, которая наиболее способствует соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

9. Ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает общее правило в отношении времени вступления закона в силу:
«Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Вопрос: если ФЗ официально опубликован 1 июня 2015 г., то какого числа он вступит в силу?

Ответ: полное истечение 10-дневного срока предполагает, что норма права вступит в силу 12 июня.

10. Ранее действовавший нормативно-правовой акт утратил силу с принятием нового нормативно-правового акта по тому же вопросу, а затем этот новый нормативно-правовой акт был признан Конституционным Судом недействительным?
Вопрос: будет ли автоматически восстановлено действие прежнего НПА?

Ответ: нет, прежний нормативно-правовой акт уже утратил юридическую силу. Признание нового НПА недействительным не состоит в причинно-следственной связи с юридической судьбой первого НПА.

11. Решением Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 5 июня 2002 г. признан противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную Закон г. Москвы от 7 декабря 2001 г. № 69 «О городском минимуме оплаты труда» на том основании, что установление минимума оплаты труда относится к компетенции федеральных органов законодательной власти; установление иного, хотя и превышающего установленный на федеральном уровне, минимума оплаты труда в силу этого неправомерно.
Вопрос: как Вы оцениваете позицию суда? Может ли субъект Федерации в своем законодательстве повысить уровень гарантированности прав и свобод человека и гражданина по сравнению с федеральным стандартом?

Для справки:
Ст. 71 Конституции РФ 1993 г.:
«В ведении Российской Федерации находятся:
… в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации»;

Ст. 72 Конституции РФ 1993 г.:
«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
б) защита прав и свобод человека и гражданина»

Ответ: согласно буквальному смыслу положений Конституции, регулирование прав человека и гражданина относится к предметам ведения РФ. Установление минимального РОТ относится именно к «регулированию», а не к «защите» прав и свобод. Поэтому субъект РФ не вправе был зафиксировать данную норму в своем законодательстве. При этом не стоит смешивать понятия «МРОТ» и «минимальная заработная плата».

12. 25.06.2002 в Закон РФ «Об образовании» 1992 г. была внесена следующая норма:
«Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников… принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады». Изменения вступили в силу в день их официального опубликования.
Вопрос: распространяется ли данное положение на победителей и призеров Всероссийских олимпиад школьников прошлых лет? Если «да», то как быть, если отдельные победители и призеры прошлых лет еще до появления вышеуказанной нормы получили некоторые преимущества при поступлении в соответствующее учебное заведение (снижение стоимости обучения и т.п.)?

Ответ: указанная норма, согласно общему правилу действия нового закона во времени, применяется только перспективно, т.е. распространяется на впервые возникающие правоотношения. Для ранее поступивших в ВУЗ учащихся сохраняется возможность в одностороннем порядке прекратить прежние правоотношения и вступить в новые правоотношения с ВУЗом на актуальной правовой основе.

13. Ст. 6 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает общее правило в отношении времени вступления закона в силу:
«Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».
Вопрос: может ли законодатель согласно вышеприведенной формулировке предусмотреть вступление ФЗ в силу в момент (в день) его официального опубликования?
Так, 16 декабря 2004 г. в «Российской газете» были опубликованы изменения в УК РФ и КоАП РФ (всего ок. 50 стр. машинописного текста). Эти изменения в числе прочего впервые устанавливали противоправность определенных деяний, например, впервые была установлена административная ответственность за мелкое хулиганство, сопровождающееся уничтожением или повреждением чужого имущества. При этом устанавливалось, что указанные изменения вступают в силу непосредственно после их официального опубликования (т.е. 16 декабря 2004 г.).
Вопрос: как следует квалифицировать деяние лица, выполнившего состав нового правонарушения 16 декабря 2004 г., если это лицо объективно не имело возможности оперативно ознакомится с изменениями в законодательстве?

Ответ: формально законодатель может предусмотреть такую возможность. Однако, КС РФ неоднократно указывал в своих правовых позициях что у потенциального правонарушителя всегда должна быть объективная возможность ознакомиться с новой нормой права, устанавливающей состав правонарушения. При отсутствии такой возможности суд общей юрисдикции не вправе квалифицировать правонарушение по новой норме права.

14. Текст ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 N 53-ФЗ был изначально опубликован 30.03.1998 в «Собрании законодательства», а, затем, 02.04.1998 – в «Российской газете». При этом пп. «м» п.1 ст. 55 данного ФЗ был изложен неодинаково.
Вопрос: на какой из опубликованных вариантов текста ФЗ должен ориентироваться правоприменитель?

Ответ: на первую публикацию. Случай, когда первый вариант публикации оказался неверным (не совпал с действительным текстом принятого ГД РФ закона) законодательно не предусмотрен.

15. Ст. 553 ГК РФ «Права на недвижимость при продаже земельного участка» (в ред. до 26.06.2007) устанавливала:
«В случаях, когда земельный участок, на котором находится принадлежащее продавцу здание, сооружение или другая недвижимость, продается без передачи в собственность покупателя этой недвижимости, за продавцом сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, на условиях, определяемых договором продажи».
Одновременно с этим п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ «Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение» устанавливала следующее общее правило:
«4. Отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком».
Вопрос: как разрешить данную коллизию?

Ответ: указанное правоотношение является гражданско-правовым. Согласно коллизионному правилу о специально предназначенной норме, применению подлежит ГК РФ. ЗК РФ не является специальным законом по отношению к ГК РФ.

16. Ст. 55 Трудового кодекса РФ «Ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения» гласит:
«Лица, представляющие работодателя либо представляющие работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом».
Ст. 5.31 КоАП РФ «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению» устанавливает:
«Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору, соглашению -
Влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей».
Вопрос: какая норма подлежит применению?

Ответ: указанное правоотношение является гражданско-правовым. Согласно коллизионному правилу о специально предназначенной норме, применению подлежит КоАП РФ. ТК РФ не является специальным законом по отношению к КоАП РФ.

17. П. 3 ст. 103 ГК РФ (в ред. до 1 сентября 2014 г.) устанавливал:
«3. Исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор)».
Ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» 1995 г. устанавливала:
«1. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества».
Вопрос: в чем состояла на указанный момент коллизия приведенных норм?
При этом п. 2 ст. 3 ГК РФ указывает: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу», иначе они не действуют.
Вопрос: как разрешить данную коллизию?

Ответ: применению подлежит коллизионное правило о специальной норме права. Специальная норма права приоритетна по отношению к общей (даже в случае сужения предусмотренных нормой права вариантов поведения) Статус кодекса не предоставляет общей норме преимущества по отношению к специальной норме.

18. Норма уголовного права предусматривала в качестве наказания за определенное преступление штраф, ограничение свободы или лишение свободы. Новый уголовный закон исключил из этого перечня ограничение свободы.
Вопрос: является ли новый закон более мягким или более суровым?
Вопрос: как следует поступить в отношении тех лиц, которым в качестве наказания судом уже было избрано ограничение свободы?

Ответ: судье необходимо с учетом всех обстоятельств дела установить, было ли бы данное преступление по новому закону наказано штрафом или лишением свободы. Если признаки совершенного преступления предполагают, скорее, наказание в виде штрафа, то новый закон стоит рассматривать в качестве более мягкого. Если – лишение свободы, то – в качестве более строгого. С учетом этого прежнее наказание может быть как оставлено в силе, так и быть заменено на менее строгое.

19. Прежний уголовный закон предусматривал наказание в виде лишения свободы на срок от 2 до 8 лет. Новый – от 3 до 7 лет.
Вопрос: какой из этих уголовных законов является более мягким?

Ответ: новый закон является одновременно и более суровым (в части нижнего предела наказания), и более мягким (в части верхнего предела наказания). Судья (с учетом обстоятельств дела) устанавливает, предполагало ли совершенное правонарушение смещение по шкале наказания в сторону более мягкого или же более строгого варианта. С учетом этого он применяет либо прежнюю норму («переживание закона»), либо новую норму права.

20. Новый уголовный закон ужесточил ответственность за рецидив преступлений.
Вопрос: применяется ли норма об ужесточении ответственности, если первое преступление было совершено до вступления нового закона в силу?

Ответ: да, так как новый уголовный закон регулирует именно впервые возникающее общественное отношение (рецидивное преступление) и никоим образом не распространяет свое действие на ранее совершенное правонарушение.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. А. Комаров Общая теория государства и права: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов Проблемы теории государства и права : учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд: http://www.vsrf.ru/
Э2 Конституционный Суд: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx
Э3 Курс в Moodle (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1999) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Термин «правовой акт» многозначен. В юридической литературе, в науке об управлении он употребляется в различных смысловых значениях. Проблема правовых актов в последние годы активизировалась, как на общетеоретическом, так и отраслевом уровне, что свидетельствует о том, что проблема правовых актов все еще не решена. Отсюда - не получают общего освещения проблемы толкования актов, юридической техники, юридической стилистики. А в целом это отражается на правотворчестве и правоприменении, порождает коллизии в праве, а в крайнем случае - юридический нигилизм.
В силу данных причин предлагаемый специальный курс охватывает понятие, классификацию и технику составления и оформления правовых актов, сущность, разновидности юридических конфликтов и коллизий в праве и способы их разрешения.
Своеобразие изучения дисциплины «коллизионное правовое регулирование» заключается в том, что для приобретения соответствующих знаний, навыков и умений студентам необходимо постичь общетеоретические юридические науки, а также овладеть материалом отраслевых наук – конституционного, административного, уголовного, гражданского, международного частного и других, в аспекте возникающих противоречий и столкновений между правовыми нормами.
Необходимым элементом освоения данного курса, является систематическая работа с правовыми документами, нормативными актами и другими источниками права и разрешение на их основе конкретных правовых ситуаций. Одной из основных задач преподавателя является помощь магистрантам в совершенствовании практических навыков работы с нормативным материалом, его анализа применительно к вопросам теоретического характера и реальным жизненным ситуациям.
Требуется уделять особое внимание основным понятиям и признакам правовых явлений, необходимых для усвоения изучаемого материала.
Для проверки знаний магистрантов и их закрепления возможно применение на семинарах тестовых заданий.
Дискуссии и дебаты по Коллизионному правовому регулированию. Организационное обеспечение дискуссий и дебатов требует предварительного выделения двух основных оппонентов, которые и выступают вначале с краткими докладами. Далее содокладчики отвечают на взаимные вопросы и вопросы аудитории. Затем и начинается собственно обсуждение проблемы в форме высказывания своего мнения всеми желающими. Преподаватель участвуют в дискуссии наравне с другими, обеспечивает организационный порядок и делает заключение. Возможно проведение и голосования для выявления числа сторонников конкурирующих позиций. Разумеется, студент может высказать и особое мнение. Особо следует обратить внимание на проведение деловых игр в форме законотворческих и судебных процессов.
Подготовка к докладу и выступление с докладом студента позволяет глубже ознакомиться с отдельной проблемой курса Коллизионное правовое регулирование. Студенты группы имеют возможность активно участвовать в обсуждении доклада путем высказывания положительных и критических отзывов. В ходе обсуждения доклада предоставляется возможность задать вопросы докладчику и выяснить иные точки зрения на рассматриваемую проблему.