МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Уголовно-правовая политика России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_УП,К,УИП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., Доцент, Куликов Егор Алексеевич

Рецензент(ы):
к.ю.н., Доцент, Канакова Анна Евгеньевна

Рабочая программа дисциплины
Уголовно-правовая политика России

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Анисимова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Анисимова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение дисциплины направлено на формирование у студентов компетенций УК-5 и ПК-1

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать нормативные правовые акты в сфере уголовного права
ПК-1.1 Знает нормы Конституции РФ и международного права, регламентирующие уголовно-правовые вопросы, особенности строения уголовного закона и взаимосвязи уголовно-правовых норм, правила конструирования состава преступления и уголовно-правовых санкций, бланкетный характер уголовно-правовых норм.
ПК-1.2 Умеет формировать конструкцию состава преступления, конструировать санкции уголовно-правовых норм.
ПК-1.3 Умеет оценивать конституционность уголовно-правовых норм и соответствие уголовно-правовых норм нормам международного права.
ПК-1.4 Правильно определяет место уголовно-правового предписания в системе уголовно-правовых норм и во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, восполняющими бланкетность уголовно-правовых норм.
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
УК-5.2 Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
УК-5.3 Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5
УК-5.1. Знает основные понятия истории, культурологии, закономерности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира, подходы к изучению культурных явлений, основные принципы межкультурного взаимодействия в зависимости от различных контекстов развития общества; многообразия культур и цивилизаций.
ПК-1
ПК-1.1. Знает нормы Конституции РФ и международного права, регламентирующие уголовно-правовые вопросы, особенности строения уголовного закона и взаимосвязи уголовно-правовых норм, правила конструирования состава преступления и уголовно-правовых санкций, бланкетный характер уголовно-правовых норм.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5
УК-5.2. Определяет и применяет способы межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; применяет научную терминологию и основные научные категории гуманитарного знания.
ПК-1
ПК-1.2. Умеет формировать конструкцию состава преступления, конструировать санкции уголовно-правовых норм.
ПК-1.3. Умеет оценивать конституционность уголовно-правовых норм и соответствие уголовно-правовых норм нормам международного права.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-5
УК-5.3. Владеет навыками применения способов межкультурного взаимодействия в различных социокультурных ситуациях; навыками самостоятельного анализа и оценки социальных явлений.
ПК-1
ПК-1.4. правильно определяет место уголовно-правового предписания в системе уголовно-правовых норм и во взаимосвязи с нормативно-правовыми актами, восполняющими бланкетность уголовно-правовых норм.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Уголовно-правовая политика России: теоретические основы
1.1. Уголовно-правовая политика России: теоретические основы Сам. работа 2 16 Л2.1, Л1.1
1.2. Уголовно-правовая политика России: теоретические основы Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Уголовно-правовая политика России: теоретические основы Лекции 2 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Развитие уголовно-правовой политики России
2.1. Развитие уголовно-правовой политики России Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Криминализация и декриминализация - основной инструмент уголовно-правовой политики
3.1. Криминализация и декриминализация - основной инструмент уголовно-правовой политики Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Криминализация и декриминализация - основной инструмент уголовно-правовой политики Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Пенализация и депенализация. Дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания
4.1. Пенализация и депенализация. Дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Пенализация и депенализация. Дифференциация уголовной ответственности и индивидуализация наказания Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Проявление уголовно-правовой политики в иных инструментах уголовного права
5.1. Проявление уголовно-правовой политики в иных инструментах уголовного права Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
5.2. Проявление уголовно-правовой политики в иных инструментах уголовного права Сам. работа 2 12 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Уголовно-правовая политика и преступность
6.1. Уголовно-правовая политика и преступность Сам. работа 2 15 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Концепция уголовно-правовой политики России
7.1. Концепция уголовно-правовой политики России Сам. работа 2 15 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетентности УК-5:

примеры заданий закрытого типа
1. Политика - это
Выберите один ответ
а. деятельность политических партий
б. наука о властеотношениях
в. функции государства
г. отношения по поводу власти, ее завоевания, удержания и использования
Ответ: г

2. Выберите синоним для термина "государственная политика противодействия преступности"
Выберите один ответ
а. пенитенциарная политика
б. уголовная политика
в. уголовно-правовая политика
г. уголовно-процессуальная политика
д. криминологическая политика
Ответ: б

3. Юридическим выражением уголовно-правовой политики выступает
Выберите один ответ
а. уголовное законодательство
б. исправительно-трудовое законодательство
в. процессуальное законодательство
г. законодательство о противодействии преступности
Ответ: а

4. Уголовное право и уголовная политика соотносятся как
Выберите один ответ
а. причина и результат
б. общее и особенное
в. целое и часть
г. властное содержание и юридическая форма
д. система и элемент
Ответ: г

5. Принципы уголовного права и принципы уголовной политики
Выберите один ответ
а. это принципиально различные явления, между которыми нет ничего общего
б. принципы уголовного права - частный случай принципов уголовной политики
в. это одно и то же
г. это разные явления, которые, однако, отчасти пересекаются
Ответ: г

6. Уголовная политика и уголовно-правовая политика
Выберите один ответ
а. соотносятся как общее и особенное
б. соотносятся как целое и часть
в. это одно и то же
г. соотносятся как причина и результат
д. соотносятся как количество и качество
е. соотносятся как сущность и явление
ж. соотносятся как возможность и действительность
Ответ: б

7. Первым проявлением уголовно-правовой политики выступило
Выберите один ответ
а. установление символического талиона
б. ограничение кровной мести и постепенный ее запрет
в. применение ордалий
г. внедрение института судебных поединков
д. введение принципа частной композиции
Ответ: б

8. Исторически первым правовым актом, в которым отразилась уголовно-правовая политика древнерусского государства выступил
Выберите один ответ
а. Договор кн. Игоря с Византией
б. Новгородская судная грамота
в. Краткая Правда
г. договор кн. Владимира с Византией
д. Договор кн. Олега с Византией
Ответ: д

9. Одним из проявлений централизации государства и авторитаризации государственного управления в Московском княжестве, а затем царстве, в сфере уголовно-правовой политики выступило
Выберите один ответ
а. упразднение системы кормлений
б. изменение понятия преступления от обиды к лихому делу
в. введение княжьего и воеводского суда с участием квазиприсяжных
г. институт "слово и дело государево"
д. переход от состязательного процесса к следственному
Ответ: б

10. Первый специализированный акт Российского государства, выступивший юридическим выражением уголовной политики
Выберите один ответ
а. Артикул воинский Петра I
б. Княжеский судебник 1497 г.
в. Соборное уложение царя Алексея 1649 г.
г. Пространная правда
д. Царский судебник 1550 г.
Ответ: а

11. Первым специализированным актом, юридически выразившим уголовно-правовую политику Советской России выступил
Выберите один ответ
а. Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924 г.
б. Декреты о суде 1, 2, 3
в. УК РСФСР 1922 г.
г. Руководящие начала по уголовному праву НКЮ РСФСР 1919 г.
Ответ: г

12. Судьба этого уголовно-правового акта, равно как и научно-теоретические его оценки, делают его похожим на Уголовное уложение Российской Империи 1903 г. Выберите из предложенных, о каком акте идет речь.
Выберите один ответ
а. УК РСФСР 1960 г.
б. Модельный УК для стран СНГ 1996 г.
в. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
г. Основы уголовного законодательства Союза ССР и республик 1958 г.
д. УК РФ 1996 г.
Ответ: в

13. Процесс и результат объявления опасного для личности, общества или государства деяния преступным и наказуемым - это (уберите лишнее)
Выберите один ответ
а. установление уголовной ответственности
б. криминализация
в. дифференциация уголовной ответственности
г. установление уголовно-правового запрета
д. принятие и вступление в силу уголовно-правовой нормы
Ответ: в

14. Криминализация - это (уберите лишнее)
Выберите один ответ
а. признание формально содержащего признаки состава преступления действия или бездействия малозначительным
б. объявление опасного для личности, общества или государства деяния преступным и наказуемым
в. принятие уголовно-правовой нормы, содержащей состав того или иного преступления
г. установление уголовно-правового запрета определенного вида человеческого поведения
Ответ: а

15. признание права общества наказывать антиобщественные элементы, признание государства монопольным представителем всего общества при реализации этого права и признание за человеком свободы воли как субъективного основания для его наказания - это
Выберите один ответ:
а. социальные основания ответственности
б. стадии принятия и вступления в силу уголовно-правовой нормы
в. критерии криминализации
г. философские основания ответственности
д. закрепление уголовно-правового запрета
Ответ: г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

Примеры заданий открытого типа
1. Акт высшего законодательного органа государственной власти, освобождающий определенную категорию лиц, совершивших преступления, от уголовной ответственности и наказания, смягчающий назначенное наказание или снимающий с осужденных судимость - это
Ответ: амнистия (вариант: акт об амнистии)

2. Антропологическое направление в уголовном праве и криминологии - это
Ответ: криминальная антропология

3. Ответственность без вины, за одно лишь причинение лицом того или иного общественно опасного вреда - это
Ответ: объективное вменение

4. Процесс, обратный криминализации, результатом которого является исключение деяния из действующего уголовного закона как преступного - это
Ответ: декриминализация

5. Соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением - это
Ответ: общественный договор

6. соблюдение, сохранение тайны какой-либо деятельности; принцип скрытности, секретности вообще; явление существования тайности, негласности - это
Ответ: заговор

7. такие изменения, произошедшие либо во всем обществе в связи с переменами в социальной, экономической, политической, духовной жизни, а также изменения в отдельном регионе или организации, либо непосредственно в жизни лица, вследствие которых лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными - это
Ответ: изменение обстановки

8. философская концепция, отрицающая закономерности причинности и ставящая случайность в основу всех происходящий событий и явлений - это
Ответ: индетерминизм

9. действительное исправление лица, совершившего преступление, достигаемое совокупностью процессов и мероприятий, направленных на его достижение им осознания противоправности совершенных им деяний, желания загладить вину перед потерпевшим/потерпевшими, обществом и государством в целом -
Ответ: фактическое исправление преступника

10. такое воздействие наказания на осужденное лицо, результатом которого является несовершение им преступлений в будущем - это
Ответ: юридическое исправление преступника

11. в уголовном праве характеризует сущность наказания, проявляется в лишении или ограничении определенных прав и обязанностей
Ответ: кара

12. один из основных типов ударного орудия, состоящего из специального плетеного ремня из кожи, как правило, с узлом на конце - это
Ответ: кнут

13. направление уголовно-правовой политики, представляющее собой процесс выявления общественно опасных форм поведения людей и обоснование возможности и необходимости противодействовать им с помощью уголовного закона - это
Ответ: криминализация

14. результат процесса криминализации, представляющий собой закрепление общественно опасных деяний в качестве преступных в Особенной части УК РФ, т. е. законодательное установление уголовной ответственности за их совершение - это
Ответ: криминализация деяния

15. понятие, которым в истории русского права обозначалось как само преступление, так и наиболее опасные его виды - это
Ответ: лихое дело

16. разновидность мести, особенности которой заключаются в убийстве обидчика (его родственника) в случае убийства или признанного местными обычаями тяжкого оскорбления представителя другого рода - это
ответ: кровная месть

17. основополагающее уголовно- правовое начало, которое предполагает обязательное, неминуемое назначение лицу наказания в случае совершения им преступления - это
ответ: неотвратимость наказания

18. система целенаправленного воздействия на сознание правонарушителя, его чувства, волю и поведение с нравственно- правовыми отклонениями с целью устранения их антисоциальной направленности и возвращения к принятым в обществе социальным нормам - это
Ответ: перевоспитание преступника

19. выработанная государством генеральная линия, определяющая основные направления, цели и средства воздействия на преступность путем формирования уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, регулирования практики его применения, а также путем выработки и реализации мер, направленных на предупреждение преступлений - это
Ответ: уголовная политика

20. наказание, применявшееся в царской России к лицам привилегированных сословий в порядке замены смертной казни, состоявшее в лишении чести и всех прав состояния - это
ответ: политическая смерть
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции ПК-1:
примеры заданий закрытого типа
16. Состояние, структура и динамика определенного вида общественно опасного поведения в теории криминализации признаются
Выберите один ответ
а. фактическими основаниями уголовно-правового запрета
б. морально-этическими основаниями уголовно-правового запрета
в. политическими основаниями уголовно-правового запрета
г. правовыми основаниями уголовно-правового запрета
д. криминологическими основаниями уголовно-правового запрета
Ответ: д

17. Устранение из УК РФ одного из предикатных по отношению к ст. 175 УК РФ преступлений (например, одного из специальных видов мошенничества)
Выберите один ответ
а. является частичной декриминализацией деяния, предусмотренного ст. 175 УК РФ
б. никак не повлияет на объём уголовно-правового запрета, предусмотренного ст. 175 УК РФ
в. представляет собой полную декриминализацию состава преступления, предусмотренного ст. 175 УК РФ
г. приведет к увеличению объёма уголовно-правового запрета, предусмотренного ст. 175 УК РФ
Ответ: а

18. В результате криминализации вид поведения человека
Выберите один ответ
а. объявляется уголовно-противоправным и уголовно наказуемым
б. становится деянием в уголовно-правовом смысле
в. объявляется наказуемым средствами уголовного права
г. становится виновно совершенным поведением
д. приобретает свойство общественной опасности
Ответ: а

19. Конституционный принцип правовой определенности реализуется в процессе криминализации посредством принципа
Выберите один ответ
а. презумпции невиновности
б. точных составов преступлений
в. сочетания диспозитивности и императивности в правовом регулировании
г. дифференциации уголовной ответственности
д. экономии уголовно-правового запрета
Ответ: б

20. К правовым основаниям уголовно-правового запрета можно отнести
Выберите один ответ
а. нормы Конституции РФ
б. восполняющее бланкетность уголовно-правовых норм иноотраслевое законодательство
в. пенитенциарное законодательство
г. нормы УК РФ
д. положения УПК РФ
Ответ: а

21. Положение ч. 1 ст. 60 УК РФ, согласно которому более строгий вид наказания может быть назначен лицу, если менее строгий вид не способен обеспечить достижение целей наказания, является юридическим выражением уголовно-политического принципа
Выберите один ответ
а. запрета удвоения ответственности
б. справедливости
в. экономии уголовно-правовой репрессии
г. гуманизма
Ответ: в

22. Исключение из УК РФ состава преступления, предусмотренного специальной нормой, может считаться декриминализацией, если
Выберите один ответ
а. в любом случае считается декриминализацией
б. выступает депенализацией деяния
в. отсутствует возможность привлечения к ответственности по общей норме
г. это прямо запрещается нормами Общей части УК РФ
д. присутствует исключительная норма
Ответ: в

23. Пенализация представляет собой
Выберите один ответ
а. составную часть криминализации деяния, развитие признаков состава преступления в видах и объёме наказания
б. самостоятельный по отношению к криминализации этап закрепления уголовно-правового запрета, на котором в соответствии с объёмом преступного устанавливается объём наказания за него
в. определение наказания за ранее криминализированное деяние в виде лишения свободы на определенный срок
г. изменение норм Общей части УК РФ в сторону увеличения альтернативных видов наказания
Ответ: б

24. Введение в УК РФ такого вида наказания, как принудительные работы, может быть рассмотрено как
Выберите один ответ
а. пенализация
б. криминализация
в. депенализация
г. декриминализация
Ответ: в

25. Реформа в 2009 году такого вида наказания в УК РФ, как ограничение свободы, может быть рассмотрено как
Выберите один ответ
а. декриминализация
б. криминализация
в. депенализация
г. пенализация
Ответ: в

26. Изменение пределов срочного лишения свободы в ст. 57 УК РФ необходимо рассматривать как
Выберите один ответ
а. декриминализацию
б. криминализацию
в. депенализацию
г. пенализацию
Ответ: г

27. По сравнению с оригинальной редакцией УК РФ в действующей редакции объём пожизненного лишения свободы
Выберите один ответ
а. пожизненное лишение свободы покинуло чат
б. уменьшился
в. остался на прежнем уровне
г. увеличился
Ответ: г

28. если в карательной части нормы Особенной части УК РФ лишение свободы от 3 до 5 лет сменилось лишением свободы до 6 лет, есть основания говорить о
а. криминализации
б. декриминализации
в. депенализации
г. пенализации
Ответ: г

29. Программный документ, описывающий направления, содержание, виды, и основные черты государственно-правовой деятельности в сфере противодействия преступности - это
Выберите один ответ
а. практика уголовной политики
б. идея уголовной политики
в. теория уголовной политики
г. концепция уголовной политики
Ответ: г

30. Основные направления криминализации и декриминализации, а также пенализации и депенализации, должны быть отражены в
Выберите один ответ
а. концепции реформы УИС
б. концепции развития государственного строительства
в. концепции уголовно-правовой политики
г. концепции судебной реформы
Ответ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

примеры заданий открытого типа
21. исторически изменчивое, социальное, уголовно- правовое, относительно массовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, совершаемых в течение определенного периода времени на определенной территории, а также лиц, их совершивших -
Ответ: преступность

22. основополагающая идея русского уголовного права, предполагающая ограничение уголовной ответственности несовершеннолетних в связи с определенными признаками их личности, несмотря на общественно опасный и противоправный характер совершенного деяния -
ответ: принцип разумения

23. исходные, основополагающие, фундаментальные идеи, которые отражают общечеловеческие ценности, вытекают из Конституции РФ, общепризнанных принципов и норм международного права -
ответ: принципы уголовного права

24. деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а в предусмотренных законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - это
ответ: рыболовство

25. установленный уголовным законом обязательный для законодателя и суда внутренне упорядоченный (иерархически), целостный и исчерпывающий перечень взаимодействующих видов уголовных наказаний - это
ответ: система наказаний

26. в законодательстве дореволюционной России одна из форм преступной группы, которая характеризуется отсутствие между соучастниками предварительного сговора - это
ответ: скоп

27. Соглашение, заключаемое прокурором, подозреваемым (обвиняемым), его защитником, согласно которому, в зависимости от обстоятельств дела, подозреваемый (обвиняемый) обязуется совершить действия, направленные на содействие следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления - это
ответ: досудебное соглашение о сотрудничестве

28. предупреждение совершения новых преступлений посредством устрашения преступника и защита общества от преступника - это
ответ: негативная специальная превенция

29. предупреждение совершения новых преступлений посредством исправления преступника - это
ответ: позитивная специальная превенция

30. принцип назначения уголовного наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна точно, буквально соответствовать вреду, причиненному вследствие совершения преступления - это
ответ: талион

31. учение, отрицающее причинную связь между актом воли и действием или бездействием, которая признается теорией психофизического взаимодействия, вследствие чего действие оказывается лишенным элементов сознания и равным всем явлениям в природе - это
ответ: Теория психофизического единства

32. идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий - это
ответ: терроризм

33. не юридический, но прочно устоявшийся в уголовно- правовой науке и практике термин, обозначающий преступление, состоящее в изготовлении, хранении перевозке или сбыте поддельных денег или ценных бумаг - это
ответ: фальшивомонетничество

34. теоретический термин, обозначающий дифференциацию хищений в зависимости от способа их совершения - это
ответ: формы хищения

35. основные направления правового воздействия, выражающие роль уголовного права в упорядочении общественных отношений и в целом его социальное назначение - это
ответ: функции уголовного закона

36. уголовно-правовая, философская, историческая проблема, отвечающая на вопрос: почему существует наказание - это
ответ: целесообразность наказания

37. позитивные социальные и уголовно- политические результаты, которые
стремится достичь законодатель, устанавливая наказание в санкциях норм уголовного закона, и правоприменитель, назначая наказание за совершенное преступление - это
ответ: цели наказания

38. цели преступления, с которыми уголовное законодательство связывает усиление уголовной ответственности или ужесточение наказания - это
ответ: цели низменные

39. нечто равноценное или соответствующее в каком-либо отношении чему-либо, заменяющее его или служащее его выражением - это
ответ: эквивалент

40. предусмотренные уголовным законом общественно опасные деяния, посягающие на хозяйственные интересы - это
ответ: экономические преступления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
промежуточная аттестация в форме зачёта проводится для обучающихся, которым невозможно выставить зачтено по итогам работы на практических занятиях, в билет включаются два вопроса теоретического характера

Вопросы к зачёту

1. Уголовная политика, правовая политика, уголовно-правовая политика: соотношение понятий.
2. Понятие и основные черты уголовно-правовой политики.
3. Уголовно-правовая политика и уголовное право: характер соотношения.
4. Принципы уголовно-правовой политики: понятие, характеристика и соотношение с принципами уголовного права.
5. Уголовно-правовая политика в период Киевской Руси и в удельный период.
6. Уголовно-правовая политика Московского царства в XV-XVI вв.
7. Уголовно-правовая политика первых Романовых. Уголовно-правовая политика Российской империи в XVIII веке.
8. Уголовно-правовая политика Российской империи в XIX - начале XX века.
9. Советская уголовно-правовая политика.
10. Уголовно-правовая политика постсоветской России.
11. Понятие и сущность криминализации и декриминализации. Виды криминализации и декриминализации.
12. Основания уголовно-правового запрета (уголовной ответственности как явления объективного права): общая характеристика.
13. Правовые основания криминализации (декриминализации).
14. Социальные и криминологические основания криминализации (декриминализации).
15. Социально-психологические основания криминализации (декриминализации). Политические, идеологические, духовные и другие основания криминализации (декриминализации).
16. Критерии криминализации.
17. Конструирование уголовно-правового запрета.
18. Проблема уголовно-правового прогнозирования. Правовой нигилизм и правовой идеализм в уголовном праве.
19. Понятие и сущность пенализации и депенализации.
20. Проблема построения санкций уголовно-правовых норм.
21. Система уголовных наказаний в свете теории пенализации.
22. Основание и условия пенализации и депенализации.
23. Дифференциация уголовной ответственности как инструмент уголовно-правовой политики: понятие, содержание, реализация в УК РФ. Соотношение с принципом равенства перед законом.
24. Индивидуализация наказания и иных мер уголовно-правового характера как правоприменительный инструмент уголовно-правовой политики: понятие, содержание, законодательные и подзаконные пределы.
25. Реализация уголовно-правовой политики в оперативных нормах УК РФ и в Законе о введение в действие УК РФ.
26. Реализация уголовно-правовой политики в постановлениях и определениях КС РФ, а также в постановлениях Пленума ВС РФ.
27. Реализация уголовно-правовой политики в нормах УК РФ об освобождении от уголовной ответственности и от наказания (в общих и в специальных).
28. Уголовно-правовая политика и российское ювенальное уголовное право.
29. Уголовно-правовая политика и меры безопасности, предусмотренные УК РФ.
30. Взаимодействие уголовно-правовой политики и преступности.
31. Кризис уголовной политики и уголовного права? Pro et contra.
32. Причины кризиса уголовно-правовой политики.
33. Уголовно-правовая политика и показатели преступности.
34. Общее понятие концепции уголовно-правовой политики.
35. Основные функции и цели концепции уголовно-правовой политики.
36. Криминологическая безопасность как идейная основа уголовно-правовой политики.
37. Политика минимизации социальных последствий преступности.

Оценка «зачтено» выставляется, если студентом даны развернутые ответы на поставленные вопросы, где студент демонстрирует приобретенные знания, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение юридической речью, логичность и последовательность ответа.
Оценка «не зачтено» выставляется, если студентом даны ответы, которые содержат ряд серьезных неточностей, обнаруживающие незнание процессов изучаемой предметной области, отличающиеся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением юридической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. П. Ревин, Ю. С. Жариков, В. В. Ревина. Уголовная политика : учебник для вузов: Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Наумов А.В. - отв. ред., Кибальник А.Г. - отв. ред. УГОЛОВНОЕ ПРАВО В 2 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Уголовно-правовая политика России portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Уголовно-правовая политика России» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Лекционные занятия традиционно являются наиболее оперативным и доходчивым источником информации. Это очевидно, если учесть периодически принимаемые изменения в законодательстве и обусловленное этим «старение» учебной и научной литературы. В настоящее время в УК РФ внесены изменения и дополнения. Поэтому конспектирование лекций, в которых излагаются современные подходы к изучаемым проблемам, отражаются изменения в законодательстве и т. п., представляется необходимым. В конспекте следует фиксировать наиболее существенные положения и выводы, особо отмечая при этом дискуссионные положения, изменения в законодательстве, на которые указывал лектор.
Работа студента на лекции, внимательное, вдумчивое восприятие ее содержания, умелое конспектирование значительно облегчают усвоение учебного материала, сокращая усилия и экономя время при подготовке к семинарским занятиям, а также к зачету и экзамену.
Важная роль в изучении дисциплины принадлежит семинарским занятиям. Задача семинарских и практических занятий состоит в том, чтобы студенты получили прочные теоретические знания уголовного права, умение правильно толковать уголовно-правовые нормы, а также навыки применения их к реальным обстоятельствам. Готовясь к занятиям, следует руководствоваться приведенными к каждой теме вопросами для обсуждения, а также перечнем литературы. Если при подготовке к семинарскому занятию возникают какие-либо вопросы, их следует впоследствии выяснить на занятии или на консультации у преподавателя. На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям.
Подготовка к семинарским (практическим) занятиям – это активная самостоятельная работа студента. В процессе подготовки к практическому занятию студент должен:
– внимательно ознакомиться с планом занятия;
– изучить конспект лекции;
– изучить и при необходимости законспектировать рекомендуемую литературу;
– изучить соответствующие нормативно-правовые акты;
– изучить и проанализировать судебную практику, перечень которой предложен в планах семинарских занятий (или самому найти опубликованную практику: решение Конституционного Суда РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ или практику Верховного суда по конкретным уголовным делам, а федеральных судов и проанализировать ее);
– самостоятельно проверить свои знания, руководствуясь контрольными вопросами;
– выполнить самостоятельную работу по предложенному плану.
В планы отдельных занятий включены основные вопросы изучаемой темы по программе «Основы теории уголовного закона». В связи с тем, что объём учебных часов недостаточен, часть тем (вопросов) дисциплины изучается студентами самостоятельно.
По каждой теме дается примерный перечень основной и дополнительной литературы. Предлагаемая для изучения литература в основном имеется в фондах научной библиотеки АлтГУ.
Преподавателем, читающим лекции или ведущим семинарские (практические) занятия, может быть рекомендована и иная литература, не вошедшая в упомянутый выше перечень. Начинать изучение литературных источников следует с учебников. При необходимости изучается методическая и справочная литература. После этого следует переходить к анализу более сложной литературы в виде монографий и научных статьей. Все нормативные правовые акты можно найти в справочно-информационных правовых системах, в частности в СПС «КонсультантПлюс и ИПО системы «ГАРАНТ» Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах «Уголовное право», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы. Многие статьи размещены СПС «КонсультантПлюс» и ИПО системы «Гарант». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещенных в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU».
Помимо основных вопросов изучаемой темы в плане к каждому занятию даются также контрольные вопросы для проверки и закрепления студентами полученных знаний.
При необходимости студент вправе получить консультацию у преподавателя.
Существенную помощь в выполнении домашних работ студентам окажут рекомендации по выполнению домашних (самостоятельных) заданий.
Залогом успешной подготовки к практическому занятию являются:
– активная самостоятельная работа студента;
– посещение лекций;
– своевременное внимательное изучение учебной литературы по уголовному праву (не только основной, но и, прежде всего, дополнительной, а также публикаций в юридической прессе);
На семинарском занятии рекомендуется проявлять активность, непосредственно участвуя в обсуждении рассматриваемых вопросов. Также важно внимательно следить за выступлениями других студентов и быть готовым сделать необходимые дополнения или внести коррективы. Такая активная позиция позволяет закрепить полученные знания предмета.
При пропуске студентом семинарских занятий их темы должны быть отработаны индивидуально. Отработка по согласованию с преподавателем может состоять в подготовке конспектов, эссе, рефератов, и устных ответах по вопросам темы.

3. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов и решению задач.
Учебная программа и учебно-тематический план по дисциплине предполагают обязательную самостоятельную подготовку студентов в виде выполнения ими домашнего задания. В частности, это может быть, написание рефератов, решение задач- казусов, контрольных работ.
Такие задания предусмотрены по тем темам плана, по которым не отводится время на аудиторную работу (лекции, семинары), а также к темам, по которым проводятся семинарские занятия.
При использовании в учебном процессе самостоятельной работы и соответствующих домашних заданий необходимо усвоить соответствующие нормы уголовного законодательства, ознакомиться с опубликованной судебной, следственной практикой, с учебной и научной литературой. При этом особое внимание следует обратить на ряд изменений и дополнений, внесенных в последнее время в законодательство.
При самостоятельном изучении тем, студентам необходимо обращать внимание на следующие рекомендации:
1. должна использоваться преимущественно новейшая литература научного и учебного направления;
2. изучение предмета необходимо начинать с общих положений программы уголовного права;
3. подготовка по отдельной теме должна включать обязательное исследование вопросов теоретического характера и нормативных актов, рекомендованных преподавателем;
4. очень эффективно использовать при выполнении домашнего задания нескольких учебников, сопоставляя соответствующие темы;
5. рекомендуется более полно использовать возможности самоподготовки посредством работы с нормативными актами. В особенности необходимо изучение обязательных источников, перечисленных в экзаменационных вопросах, на лекциях, либо данных для самостоятельного изучения;
6. студент обязан следить за изменениями законодательства.
Литературу (учебную или специальную), а также нормативно-правовые источники, рекомендованные к той или иной теме, следует внимательно изучить, составить подробный конспект, а после этого самостоятельно проконтролировать свои знания. После усвоения теоретического материала можно переходить к решению задач. Решая казус, студент должен хорошо уяснить обстоятельства дела и с привлечением всех необходимых материалов дать ответ на поставленный вопрос. При этом недопустимо произвольное изменение условий задачи Изложенные в задачах обстоятельства считаются установленными. В отдельных случаях, если это позволяют условия задачи, можно рассмотреть различные варианты решений. Основное внимание при выполнении задания необходимо обращать на обоснованность и мотивированность решения. Решение должно включать ссылку на закон, постановления Пленума Верховного Суда, если таковые имеются по данному вопросу, теоретические положения. Решения, даже правильные по существу, но не имеющие ссылок на соответствующий закон или нормативно-правовой акт, разъяснения Верховного Суда РФ, не содержащее анализа фактических обстоятельств предложенного казуса, не могут быть признаны удовлетворительными.


Для успешного получения зачета по дисциплине необходимо посещать лекции и выполнять все виды заданий на практических занятий в установленные преподавателем сроки. В соответствии с учебным планом зачет выставляется на заключительном практическом занятии, при невозможности выставления - принимается в соответствии с приведенным в РПД и ФОСе перечнем вопросов в устной/письменной форме.