МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Расследование преступлений экстремистской направленности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере уголовного судопроизводства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_УСП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст.пр., Соколов Александр Сергеевич

Рецензент(ы):
ст.пр., Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Расследование преступлений экстремистской направленности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 года № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.06.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., проф., Давыдов Сергей Иванович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения дисциплины «Расследование преступлений экстремистской направленности» являются изучение правовых и организационных основ расследования террористической и экстремисткой направленности, обеспечение системного усвоения основных положений законодательных и иных нормативных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов в сфере обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности и государства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
ПК-2.1 Знает нормы уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
ПК-2.2 Умеет применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач.
ПК-2.3 Владеет навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве.
3.2.Уметь:
3.2.1.применять нормы уголовно-процессуального законодательства, регламентирующие деятельность должностных лиц и органов государства в уголовном судопроизводстве, при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть навыками совершения уголовно-процессуальных действий и принятия уголовно-процессуальных решений; обладать навыками по выявлению причин и условий совершения преступлений, их предупреждению и расследованию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления
1.1. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
1.3. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Установление причин и условий, способствовавших совершению терроризма и экстремизма
2.1. Установление причин и условий, способствовавших совершению терроризма и экстремизма Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
2.2. Терроризм и экстремизм: понятие,сущность, формы проявления Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Общая методика расследования преступлений террористической и экстремистской направленности
3.1. Общая методика расследования преступлений террористической и экстремистской направленности Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
3.2. Общая методика расследования преступлений террористической и экстремистской направленности Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Организация и тактика взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений
4.1. Организация и тактика взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
4.2. Организация и тактика взаимодействия следователей и оперативных работников при расследовании преступлений Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела
5.1. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1
5.2. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Типичные следственные ситуации расследования терроризма. Особенности планирования расследования
6.1. Типичные следственные ситуации расследования терроризма. Особенности планирования расследования Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
6.2. Типичные следственные ситуации расследования терроризма. Особенности планирования расследования Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Допрос - как один из важных источников получения доказательств по делам о преступлениях террористической и экстремистской направленности
Раздел 8. Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки
8.1. Тактика допроса лиц, подозреваемых и особенности производства очной ставки Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Первоначальный этап расследования терроризма
9.1. Первоначальный этап расследования терроризма Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
9.2. Первоначальный этап расследования терроризма Сам. работа 2 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Последующий этап расследования терроризма и экстремизма
10.1. Последующий этап расследования терроризма и экстремизма Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
10.2. Последующий этап расследования терроризма и экстремизма Сам. работа 2 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств
11.1. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств Лекции 2 0 Л1.1, Л2.1
11.2. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
11.3. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Методика расследования актов терроризма с захватом заложников
12.1. Методика расследования актов терроризма с захватом заложников Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
12.2. Методика расследования актов терроризма с захватом заложников Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Методика расследования экстремизма
13.1. Методика расследования экстремизма Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
13.2. Методика расследования экстремизма Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Методика расследования терроризма и экстремизма в молодежной среде
14.1. Методика расследования терроризма и экстремизма в молодежной среде Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
14.2. Методика расследования терроризма и экстремизма в молодежной среде Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Особенности использования специальных знаний при расследовании терроризма и экстремизма
15.1. Особенности использования специальных знаний при расследовании терроризма и экстремизма: лабораторный практикум Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
15.2. Особенности использования специальных знаний при расследовании терроризма и экстремизма Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9766.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен принимать правовые решения и совершать юридические действия в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:

1. Для возбуждения уголовного дела о публичных действиях, совершенных в Интернете, направленных на возбуждение ненависти либо вражды к определенной категории лиц, следует:
а) убедиться, что по месту работы или учебы субъект преступления характеризуется негативно;
б6) обнаружить не менее двух потерпевших;
в) доказать связь субъекта преступления с организованными экстремистскими сообществами;
г) установить факт привлечения субъекта преступления к административной ответственности.
Правильный ответ: в

2. Для установления наличия в содержании видео- или аудиозаписи призывов к экстремистской деятельности назначается следующая судебная экспертиза:
а) технико-криминалистическая;
б) фоноскопическая;
в) лингвистическая;
г) искусствоведческая.
Правильный ответ: б

3. К видам терроризма по его идеологической основе относят:
а) социальный;
б) религиозный;
в) ядерный;
г) кибертерроризм.
Правильный ответ: б

4. В качестве орудия преступления при совершении террористических актов преступники чаще всего используют:
а) транспорт;
6) холодное оружие;
в) ядовитые и отравляющие вещества;
г) взрывчатые вещества и взрывные устройства.
Правильный ответ: г

5. После установления лица, обвиняемого в совершении террористического акта, наиболее целесообразно сосредоточить усилия на установлении:
а) лица, выступающего в роли «технического» пособника;
6) лица, подстрекавшего к совершению преступления;
в) лица, выступающего в роли организатора;
г) лица, выступающего в роли финансиста.
Правильный ответ: в

6. Перед производством осмотра места террористического акта целесообразно использовать помощь следующих специалистов:
а) спасателей;
б) взрывотехников;
в) психологов;
г) криминалистов.
Правильный ответ: б

7. Основной задачей специалиста в осмотре места происшествия, связанного со взрывом, является:
а) составление схемы места взрыва;
б) обнаружение и изъятие всех фрагментов взрывного устройства;
в) фото- и видеофиксация места взрыва;
г) составление субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступления.
Правильный ответ: б

8. Самолет захватили террористы, в салоне только террористы и заложники. Где лучше стараться расположиться:
а) около прохода, легче будет выходить;
б) ближе к террористам, для привлечения внимания;
в) в середине, там все лучше видно;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

9. Один из методов террористов:
а) правовое урегулирование проблемных ситуаций;
б) обещание материальных благ населению;
в) использование бактериальных, химических и радиоактивных средств поражения населения;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

10. Вы оказались в заложниках, на что нужно обратить внимание:
а) только на действия преступников;
б) действия преступников и свое месторасположение;
в) только на свое удобное месторасположение;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

11. В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»:
а) Франция;
б) Великобритания;
в) США;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

12. Как можно утолить жажду при затяжном оказании в заложниках или в разрушенном здании:
а) потерпеть и поспать;
б) взять в рот мокрую тряпку или гладкий камешек;
в) потребовать у кого-нибудь;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: б

13. Назовите орган управления или структурное подразделение министерств и ведомств РФ, задача которого- предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями:
а) Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
в) Министерство обороны Российской Федерации;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

14. Терроризм сегодня многообразен и многонационален, сегодня он перестал быть государственной проблемой, он стал международным бедствием, так ли это:
а) нет;
б) отчасти;
в) да;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: в

15. Что не является главной целью террористов:
а) уничтожение противника;
б) способ достижения цели;
в) самореклама;
г) нет правильного ответа.
Правильный ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«Зачтено»: верно выполнено 50% и более заданий;
«Не зачтено»: верно выполнено менее 50% заданий.

ПРИМЕР ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:

1. Антитеррористическая защита конкретных объектов (зданий, сооружений, транспортных средств) никак не помогает в случае террористической атаки. Так ли это?
Ответ: нет

2. Что является главной целью террористов
Ответ: психологическое воздействие

3. Насильственное преступное поведение, предназначенное в первую очередь для того, чтобы вызвать страх в обществе или его части в политических целях, - это:
Ответ: политический терроризм

4. Контртеррористическая операция проводится в том случае, если:
Ответ: имеется достаточная информация о намерениях террористов

5. Какой вид терроризма преследует сепаратистские или национально-освободительные цели:
Ответ: националистический терроризм

6. Контртеррористическая операция проводится, когда:
Ответ: террористический акт уже был совершен

7. К какому виду терроризма относится взрыв здания фанатиком определенной конфессии:
Ответ: религиозный терроризм

8. При освобождении заложников возникла перестрелка. Что нужно сделать, чтобы пуля не попала в человека:
Ответ: сразу лечь

9. Что может помочь в борьбе с терроризмом:
Ответ: социально-экономическая стабильность и разумная государственная политика

10. Какие причины терроризма являются политическими?
Ответ: столкновение интересов двух государств и недовольство деятельностью правительства

11. Вред, причиненный при пресечении террористического акта правомерными действиями здоровью и имуществу лица, участвующего в террористическом акте, а также вред, вызванный смертью этого лица:
Ответ: не подлежит возмещению

12. Термин «террор» в переводе с латыни означает:
Ответ: война

13. Могут ли Вооруженные Силы Российской Федерации применятся для пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации:
Ответ: да

14. Что относится к одной из организационных основ противодействия терроризму Президента Российской Федерации:
Ответ: определение основных направлении государственной политики в области противодействия терроризму

15. Состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта:
Ответ: антитеррористическая защищенность объекта

16. Экстремизм - это:
Ответ: приверженность крайним взглядам, методам действий

17. Терроризм - это:
Ответ: идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением мирного населения и/или иными формами противоправных насильственных действий

18. Безопасность человека - это:
Ответ: состояние защищенности человека от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, защита жизни, здоровья, достоинства каждого человека, его конституционных прав и свобод, обеспечение в полном объеме свободы совести и политических убеждений

19. Какая деятельность относится к террористической?
Ответ: подстрекательство к террористическому акту, пропаганда террористических идей, организация вооруженных формирований, вербовка, вооружение или обучение террористов, организация, планирование, финансирование и реализация террористического акта

20. В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?
Ответ: Франция

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 1 теоретический вопрос и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА:
1.Понятие и признаки экстремизма. Виды экстремизма.
2. Международно-правовые акты о борьбе с экстремизмом и терроризмом, их характеристика.
3. Этапы развития антиэкстремистского законодательства в Российской Федерации. Основные понятия антиэкстремистского законодательства в Российской Федерации, проблемы правовой определенности.
4. Причины и условия, способствовавшие совершению преступлений экстремистской и террористической направленности.
5. Терроризм: понятие, сущность, формы проявления. Общая характеристика экстремистской преступности.
6. Особенности расследования экстремизма в молодежной среде.
7. Общая характеристика экстремистских мотивов по законодательству Российской Федерации и их правовое значение.
8. Установление причин и условий, способствовавших совершению преступлений экстремистской направленности.
9. Методика расследования преступлений экстремистской направленности как общая криминалистическая методика.
10. Криминалистическая характеристика насильственных преступлений экстремистской направленности.
11. Проверочные действия в стадии возбуждения уголовного дела по насильственным преступлениям экстремистской направленности.
12. Предмет доказывания по уголовным делам о насильственных преступлениях экстремистской направленности и типичные следственные ситуации расследования.
13. Типичные следственные действия при расследовании насильственных преступлений экстремистской направленности и тактические особенности их производства.
14. Криминалистическая характеристика личности экстремиста.
15. Лингвистическое исследование материалов при расследовании преступлений экстремистской направленности.
16. Методика расследования актов терроризма с использованием взрывных устройств.
17. Осмотр места происшествия и особенности обнаружения и фиксации вещественных доказательств при расследовании актов терроризма с использованием взрывных устройств.
18. Криминалистическая характеристика террориста-смертника.
19. Методика расследования актов терроризма, сопряженных с захватом заложников.
20. Особенности производства и назначения экспертиз при расследовании преступлений по уголовным делам террористической направленности.

ПРИМЕРЫ ВОПРОСОВ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
Задача № 1. Р. создал в сети «Интернет» сайт, на котором разместил фотографии погибших в результате боевых действий чеченских детей, а также фотографии с последствиями террористических актов, осуществленными чеченскими боевиками. Содержится ли в действиях Р. состав преступления, предусмотренного ст. 205.2 УК РФ? Вариант: фотографии сопровождались высказываниями Р. о том, что любая смерть невинных детей должна быть наказуема, при этом все средства хороши.

Задача № 2. Приговоренный к длительному сроку лишения свободы Петров потребовал от начальника колонии немедленно выпустить его, угрожая в противном случае взорвать административные здания учреждения. Начальник отказался, не приняв всерьез угроз Петрова. Однако ночью в кабинете начальника колонии произошел взрыв. Никто не пострадал, но часть помещения была разрушена. Оперативным путем установлено, что взрыв подготовлен Петровым по сговору с его адвокатом. Квалифицируйте действия лиц, участвующих в деле. Владея формами организации расследования преступлений и иных правонарушений с целью противодействия экстремистской деятельности и терроризму, укажите меры по соблюдению законодательства, регулирующего деятельность сотрудников колонии.

Задача № 3. Полькина прибыла в город с целью совершения террористического акта. В метро при попытке пройти через турникет она была остановлена сотрудниками полиции. При личном досмотре на ней был обнаружен пояс «шахида». Как впоследствии было установлено, взрывное устройство было очень большой мощности и приводилось в действие дистанционно. Взрыв при досмотре не произошел только из-за неисправности механизма. Квалифицируйте действия Полькиной. Изменится ли квалификация, если будет установлено, что Полькина сама должна была привести механизм в действие? Используя умение обобщать и анализировать в пределах компетенции практику применения законодательства Российской Федерации, по противодействию экстремистской деятельности и терроризму и разработки мер по его совершенствованию, предложите комплекс профилактических мероприятий, способствующий предупреждению подобных преступлений в будущем.

Задача № 4. Комаров и Хасанов с целью срыва выборов в орган местного самоуправления установили около входа в здание администрации района взрывное устройство и привели его в действие в восемь часов утра за день до выборов. По счастливой случайности от взрыва никто не пострадал. Через полчаса после взрыва Комаров позвонил в редакцию местной газеты и сообщил, что, если выборы не будут отменены, здание администрации «взлетит на воздух». В ходе оперативно-розыскных мероприятий Комаров и Хасанов были задержаны.
Квалифицируйте действия лиц. Основываясь на умении использовать полномочия,
закрепленные законодательством в процессе выполнения должностных обязанностей для защиты прав и свобод личности в процессе противодействия экстремистской деятельности и терроризму, охарактеризуйте причины и условия (в т.ч. недостатки в деятельности сотрудников ОВД) способствующие совершению данного преступления?

Задача № 5. Освободившись из мест лишения свободы, Запевалов решил отомстить
начальнику местного отделения полиции за то, что он способствовал привлечению его к уголовной ответственности. С этой целью Запевалов подложил дистанционное взрывное устройство под служебный автомобиль начальника отделения полиции, припаркованный около УМВД, и, дождавшись, когда тот сядет в машину, со словами «Чтоб не повадно было» привел взрывное устройство в действие. Погибли начальник отделения полиции, шофер и пять полицейских, находившихся рядом с УМВД. Используя умение квалифицировать и разграничивать различные виды преступлений и правонарушений с целью противодействия экстремистской деятельности и терроризму, поясните, к какому типу относится данное преступление? Какие основные факторы (условия) способствовали совершению данного преступления? Какие меры индивидуальной профилактики можно предложить для предупреждения преступлений в дальнейшем со стороны задержанных лиц?

Задача № 6. В сентябре 2011 года Волкова приняла ислам, в социальных сетях вела переписку с людьми из различных регионов, писала, что готова встать на путь смертницы и совершить террористический акт путем самоподрыва. В разговорах она сообщала, что познакомилась в Интернете с действующим членом незаконного вооруженного формирования, сама выезжала в лагерь боевиков, расположенный в горах на территории Чечни, где обучалась взрывному делу и готовилась к совершению террористического акта. Волкова настойчиво предлагала своим собеседникам примкнуть к членам бандформирований, действующих на территории Северо-Кавказского региона, принять участие в борьбе с «неверными» и «встать на путь джихада». Под влияние девушки попали три молодых человека, проживающих в городах Волжском, Москве и Астрахани. Поддавшись на ее уговоры и убеждения, двое из них выехали в Чеченскую Республику, намереваясь примкнуть к бандформированиям для участия в преступлениях террористической направленности. Дайте уголовно-правовую оценку действиям Волковой. Владея способами реализации мероприятий по получению юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и использованию ее в интересах противодействия экстремистской деятельности, и терроризму, рассмотрите возможные общесоциальные способы профилактики террористических преступлений.

Задача № 7. Свистунов обвинялся в том, что с августа по октябрь 2022 года в социальной сети «ВКонтакте» размещал адресованные неограниченному кругу лиц текстовые сообщения, оправдывающие терроризм. В них высказывал недовольство существующим порядком управления и оправдание насильственного способа его изменения. Кроме того, он рассуждал о том, что на территории Северного Кавказа, возможно, действует национально-освободительное движение, которое не могло там появиться в период существования СССР. Дайте уголовно-правовую оценку действиям Свистунова. Владея методами действия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, регулирующими процесс противодействия экстремистской деятельности и терроризму, поясните, какие меры уголовно-правового характера применимы к предотвращению преступлений террористического характера.

Задача № 8. Травилов, лидер одной из крайне правых организаций, будучи в ДК им. Горбунова на концерте рок-группы «Сломанные колеса», использовал агрессивно настроенных поклонников этого стиля музыки в своих целях. В конце выступления группы он взобрался на сцену и, схватив микрофон, начал выкрикивать лозунги типа «Направь свою энергию в нужное русло!», «Ломай, жги все на пути!», «Нам нет преград!» Несколько десятков человек, воодушевленных призывами Травилова, с криками выбежали из здания, перевернули 2 коммерческие палатки, разбили витрину магазина, избили проходивших мимо Слонова и Медведева. С большим трудом сотрудники полиции восстановили должный порядок. При задержании Травилова выяснилось, что он до концерта, заплатил по 50-60 рублей шестерым учащимся техникума, дал им задание первыми проявить «активность», мобилизуя поклонников изнутри, что они с успехом выполнили. Квалифицируйте действия Травилова. Используя умение соблюдать в процессе юридической деятельности требования правовых актов в области защиты правопорядка, безопасности личности, общества и государства и противодействия экстремистской деятельности и терроризму, назовите и дайте характеристику криминологическим способам противодействия организованным совершениям преступлений, личности организаторов и иных соучастников.

Задача № 9. Биглова, желая отомстить мужу-полицейскому, которого подозревала в супружеской неверности, в течение одного месяца произвела 11 звонков с угрозами о взрывах в Москве, Санкт - Петербурге и Владикавказе. При этом женщина говорила мужским гортанным голосом, использовала разные симкарты и телефоны. Квалифицируйте содеянное Бигловой. Владея реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, анализу, проверке, оценке и использованию ее в интересах противодействия экстремистской деятельности, и терроризму, назовите и дайте характеристику криминологическим способам противодействия организованным совершениям преступлений, личности организаторов и иных соучастников.

Задача № 10. Банкир П. периодически перечислял денежные средства на счет благотворительной организации «Мир против войны». Руководитель этой организации Н., являясь членом одной из террористических группировок, после очередного получения денежных средств приобрел у неустановленных лиц взрывное устройство и подложил его у здания администрации города. В результате взрыва часть здания была разрушена. Подлежат ли П. и Н. уголовной ответственности? Варианты: 1) П. был знаком с Н. и знал, на какие цели перечисляет денежные средства; 2) П. денежные средства не перечислял, а только рассказал Н., где лучше приобрести взрывное устройство и как доехать до администрации города.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Александров Криминалистика : учебник для бакалавриата, специалитета и магистратуры М.: Юрайт, 2021 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Драпкин Л.Я. - отв. ред. КРИМИНАЛИСТИКА В 3 Ч. ЧАСТЬ 2 2-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Конституционного Суда Российской Федерации www.ksrf.ru
Э2 Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации www.supcourt.ru
Э3 Электронный курс на Едином образовательном портале АлтГУ «Расследование преступлений экстремистской направленности» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
- MicrosoftOffice;
- Microsoft Windows;
- 7-Zip;
- AcrobatReader.
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/);
2. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека «Elibrary» (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
212С лаборатория криминалистической методики - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; проектор: марка Epson - 1 единица; телевизор - Samsung - 1 шт.; плеер DVD - Samsung - 1 шт.; видеомагнитофон - Sony - 1 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучающихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, ее анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
- контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
- индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
- групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи;
- организация работы групп обучающихся по индивидуальным заданиям;
- самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретенных знаний;
- выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
- внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы ее изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.