МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридическая техника

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере частного права
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_Юриспруденция_ЧП-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
доктор юридических наук, заведующий кафедрой, Васильев Антон Александрович;Ст. преподаватель, Беденков Владимир Владимирович

Рецензент(ы):
Серебряков Андрей Александрович

Рабочая программа дисциплины
Юридическая техника

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (приказ Минобрнауки России от 25.11.2020 г. № 1451)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев А.А., заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.усвоение студентами как на семинарских, лекционных занятиях, так и самостоятельно прочных знаний о понятии юридической техники, возникновении термина «юридическая техника» и исторических этапах ее развития, выработка навыков по приминению юридической техники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен самостоятельно составлять юридические документы и разрабатывать проекты нормативных (индивидуальных) правовых актов
ОПК-5.1 Знает основные правила юридической техники.
ОПК-5.2 Умеет самостоятельно составлять юридические документы.
ОПК-5.3 Владеет навыками разработки проектов нормативных (индивидуальных) правовых актов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает основные правила юридической техники.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.2. Умеет самостоятельно составлять юридические документы.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-5.3. Владеет навыками разработки проектов нормативных (индивидуальных) правовых актов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юридическая техника
1.1. Понятие, значение и элементы юридической техники Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие, значение и элементы юридической техники Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Понятие, значение и элементы юридической техники Сам. работа 1 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Язык права Лекции 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Язык права Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Язык права Сам. работа 1 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Лекции 1 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Практические 1 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Техника составления и оформления нормативно-правовых актов Сам. работа 1 20 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Юридические конструкции Лекции 1 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Юридические конструкции Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Юридические конструкции Сам. работа 1 18 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Правовой диалог Лекции 1 0 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.14. Правовой диалог Практические 1 1 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.15. Правовой диалог Сам. работа 1 16 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4064

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5

Способен самостоятельно составлять юридические документы и разрабатывать проекты нормативных (индивидуальных) правовых актов


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Юридические документы:
- содержатся только на бумажном носителе
- издаются на основании нормы права
- издаются на основании юридических фактов
- издаются в пределах компетенции только организаций
Ответ: издаются на основании нормы права

Вопрос 2. Кто является основоположником теории законодательной техники?
- Морис Ориу
- Леон Дюги
- Иеремия Бентам
- Рудольф фон Иеринг
Ответ: Иеремия Бентам

Вопрос 3. Язык права - важнейший элемент юридической техники, поскольку он связан непосредственно с:
- толкованием права
- опубликованием права
- нормотворчеством
- выражением права
Ответ: выражением права

Вопрос 4. Какую задачу в системе юриспруденции решает юридическая техника?
- систематизация знаний о методах осуществления юридической деятельности
- систематизация знаний о приемах осуществления юридической деятельности
- систематизации знаний о методах и приемах осуществления юридической деятельности, вырабатываемые общей теорией права, отраслевыми юридическими и прикладными науками
Ответ: систематизации знаний о методах и приемах осуществления юридической деятельности, вырабатываемые общей теорией права, отраслевыми юридическими и прикладными науками

Вопрос 5. Основные этапы делового общения юриста — это:
- установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения
- адаптация к субъекту, нарушение личных границ, отсутствие понимания
- психологическая манипуляция, воздействие, эмоциональное выгорание
- запретные темы, сбор информации, установление давления, неустойчивое психологическое состояние
Ответ: установление контакта, информационный обмен, побуждение, координация, установление взаимопонимания, эмоциональное воздействие, установление отношений, регуляция поведения

Вопрос 6. Какие виды юридических терминов используются в юридических законах:
- общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические
- специально-техно-юридические, отраслевые, законодательные
- научные, лингвистические, неопределённые
- относительные, общенаучные, общеправовые
Ответ: общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические

Вопрос 7. В сфере юридической деятельности, особенно в сфере правотворчества, немало важную роль играет:
- законодательный стиль
- лингвистическая структура текста
- терминология
- юридические клише
Ответ: терминология

Вопрос 8. Дефиниция – это:
- указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объема (содержания) выражаемого данным термином понятия
- логическая операция, раскрывающая содержание термина (понятия)
- профессиональное обсуждение, при котором различные точки зрения высказываются без излишних эмоций
- обеспечение точности, краткости и однозначности юридического текста
Ответ: указание или объяснение значения (смысла) термина и (или) объема (содержания) выражаемого данным термином понятия

Вопрос 9. Обеспечение компактности юридического документа относится к методу:
- сравнительному
- логическому
- лингвистическому
- индукции
Ответ: лингвистическому

Вопрос 10. К языковым графическим средствам не относится:
- заглавие
- рубрика
- знаки препинания
- иероглифы
Ответ: иероглифы

Вопрос 11. Метод индукции предполагает:
- восхождение от частного (конкретных фактов) к общему правилу
- восхождение от общего к частному
- сравнение общего и конкретных фактов
- обобщение общих фактов
Ответ: восхождение от частного (конкретных фактов) к общему правилу

Вопрос 12. Что помимо юридической техники включают в структуру правовой науки?
- отрасли права – уголовное, административное, гражданское
- методологию права
- антропологию, социологию, конфликтологию, аксиологию права
- юридическую психологию
Ответ: антропологию, социологию, конфликтологию, аксиологию права

Вопрос 13. Словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта, т. е. термины — это:
- лексические средства
- языковые правила
- процедурные правила
- юридические конструкции
Ответ: лексические средства

Вопрос 14. Какие виды юридических терминов используются в юридических законах:
- общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические
- специально-техно-юридические, отраслевые, законодательные
- научные, лингвистические, неопределённые
- относительные, общенаучные, общеправовые
Ответ: общеупотребляемые, специально-технические, специально-юридические

Вопрос 15. Какой документ, разработанный Правовым управлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ, принят для стандартизации юридической терминологии?
- словарь нормативных дефиниций российского законодательства
- словарь понятий и категорий, используемых в нормативно-правовых актах
- словарь общеупотребительных дефиниций права
- решение об установлении ответственности за применение правовых жаргонов
Ответ: словарь нормативных дефиниций российского законодательства

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое софизм?
Ответ: умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям

Вопрос 2. Что такое юридический документ?
Ответ: документ, содержащий правовую информацию

Вопрос 3. Что такое содержательные правила?
Ответ: содержательные правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу

Вопрос 4. Что такое юридическая тактика?
Ответ: юридическая тактика – это линия поведения, образ действий, заключающийся в планировании юридической деятельности, её организации для достижения поставленной цели

Вопрос 5. Что такое юридическая техника?
Ответ: совокупность юридических инструментов подготовки, составления и оформления юридических документов, а также их систематизации и учёта

Вопрос 6. Как называется документ, содержащие решения индивидуального характера?
Ответ: правоприменительные акты, правореализационные документы

Вопрос 7. Как переводится "Диспут" с латинского языка?
Ответ: Прение

Вопрос 8. Что такое содержательные правила?
Ответ: правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой приходится работать юристу

Вопрос 9. В чем заключается суть антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?
Ответ: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов организуется и проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Вопрос 10. Что такое нормативный акт?
Ответ: нормативный акт – это официальный документ, изданный уполномоченным органом, содержащий в себе нормы права, регулирующий общественные отношения.

Вопрос 11. Перечислите виды юридических документов.
Ответ: нормативно-правовые акты, документы, содержащие решения индивидуального характера, документы, фиксирующие юридические факты, документы, фиксирующие факты-доказательства.

Вопрос 12. Перечислите признаки юридических документов.
Ответ: материальная форма, информативность, юридическая сила,
правовая определенность статуса документа, формальность, компетентность.

Вопрос 13. Что такое документооборот?
Ответ: документооборот – движение документов в организации с момента их создания или получения до отправки или уничтожения.

Вопрос 14. В чем заключается суть содержательных правил?
Ответ: содержательные правила – это правила, позволяющие соотнести суть юридического документа с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться.

Вопрос 15. В чем заключается суть логических правил?
Ответ: логические правила – это требования, предъявляемые к логическим рассуждениям, в процессе которых обосновывается истинность или ложность каких-либо мыслей с помощью других положений, проверенных конкретной практикой или наукой, и негативные последствия, вызванные нарушением этих правил.

Вопрос 16. Что такое электронный документ?
Ответ: электронный документ – это документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах

Вопрос 17. Что такое электронная подпись?
Ответ: электронная подпись – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию

Вопрос 18. Перечислите этапы подготовки юридического документа.
Ответ: определение адресата документа, определение общей структуры документа, систематизация материала и аргументов по соответствующим разделам, написание текста документа, прогнозирование и анализ возможных последствий, редактирование материала
Вопрос 19. Что такое исковое заявление?
Ответ: исковое заявление – письменное обращение в судебные органы с требованием о защите нарушенного права.

Вопрос 20. Какая информация должна содержаться в деловом письме?
Ответ: логотип компании и её полное наименование, юридический адрес, телефон, электронная почта; адрес получателя, дата и место составления документа, заголовок письма, обращение к адресату, текстовая часть, подпись руководителя.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4064

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20 штук.

Вопрос 1. Что такое софизм?

Вопрос 2. Верно ли, что юридические документы должны быть составлены с соблюдением правил юридической техники?

Вопрос 3. Что такое содержательные правила?

Вопрос 4. Что такое юридическая тактика?

Вопрос 5. Что такое юридическая техника?

Вопрос 6. Как называется документ, содержащие решения индивидуального характера?

Вопрос 7. Как переводится "Диспут" с латинского языка?

Вопрос 8. Что такое содержательные правила?

Вопрос 9. В чем заключается суть антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?

Вопрос 10. Что такое нормативный акт?

Вопрос 11. Перечислите виды юридических документов.

Вопрос 12. Перечислите признаки юридических документов.

Вопрос 13. Что такое документооборот?

Вопрос 14. В чем заключается суть содержательных правил?

Вопрос 15. В чем заключается суть логических правил?

Вопрос 16. Что такое электронный документ?

Вопрос 17. Что такое электронная подпись?

Вопрос 18. Перечислите этапы подготовки юридического документа.

Вопрос 19. Что такое исковое заявление?

Вопрос 20. Какая информация должна содержаться в деловом письме?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Альбова А.П., Николюкина С.В. Правотворчество: В данном учебном пособии раскрываются особенности правотворчества, в том числе законотворчества, муниципального и корпоративного правотворчества. Рассматриваются особенности правотворческой деятельности в Российской Федерации. Особое внимание уделяется вопросам разработки и реализации правил юридической техники, экспертизе проектов законов и лингвистическим проблемам в правотворчестве Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Горохова С.С. Юридическая техника: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 https://www.urait.ru/bcode/489273
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Максимова Т. Ю., Маркова Т. Ю., Михайлова Л. П. Профессиональные навыки юриста: Пособие по дисциплине «Профессиональные навыки юриста» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой указанной дисциплины, разработанной и используемой в современном образовательном процессе юридического вуза. Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 справочно - правовая система КонсультантПлюс
Э2 справочно - правовая система Гарант
Э3 сайт кафедры теории и истории государства и права
Э4 ЭУМКД "Юридическая техника" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).
Курс МУДЛ по юридической технике

ЭУМКД "Юридическая техника" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2970

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам юридического языка, техники нормотворчества, правовых конструкций и правового диалога. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными монографическими исследованиями, посвященными общей вопросам юридической техники: Перевалов, В.Д. Теория государства и права : учебник / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Лазарев В.В. Теория государства и права : учеб. для вузов / В. В. Лазарев, С. В. Липень ; МГЮА. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2010. - 634с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
При изучении учебной дисциплины «Юридическая техника» студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой издательства «Лань» (http://e.lanbook.com/) адрес, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант».
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить общее представление о понятии и структуре юридической техники. Для углубленного изучения проблемных вопросов юрислингвистики необходимо изучить фундаментальную работу: Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.
При подготовке к семинарскому занятию № 2 особое внимание необходимо обратить на работы, написанные на стыке правовых и филологических дисциплин: Гамзатов, М. Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов/ М.Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48; Гамзатов, М.Г. Юридическая латынь в толковании и переводе правовых текстов/ М. Г. Гамзатов.// Правоведение. -2008 - № 6. - С. 221 – 245. Студентам необходимо сформировать четкое представление об актуальной проблеме заимствования иностранных терминов современным русским правовым языком.
Подготовка к семинарскому занятию № 3 также предполагает углубленное знакомство с коллективной работой: Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283с., со статьями: Филиппов, А. Н. О юридической технике в правотворчестве органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления/ А. Н. Филиппов// Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации.-2010. - N 1.-С. 24-29.; Третьякова, Е. -Д. С. Основные нарушения правил юридической техники в нормативных правовых актах субъектов российской Федерации: (на примере Сибирского федерального округа) / Е. -Д. С. Третьякова// Современное право.-2010. - N 5.-С. 64-67. Для углубленного изучения темы необходимо обратиться к анализу нормативно-правового материала: Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента РФ, предусматривающих принятие постановлений, распоряжений Правительства РФ».// «Российская газета», N 89, 14.05.1996.
Для подготовки к семинарскому занятию № 4 в качестве дополнительной литературы рекомендуются монографии и статьи: Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с.; Кашанина, Т.В. Юридическая техника: учебник/ Т. В. Кашанина.- М.: Норма, 2011.- 496с.; Соловьев, О. Г. Юридическая техника в правотворческой и правоприменительной деятельности: понятие и виды / О. Г. Соловьев // Юридический мир.-2009. - N 1 (145).-С. 68-71. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также решить касающиеся темы семинарского занятия задачи.
В рамках семинарского занятия № 5 помимо анализа монографии Насырова, Р.В. Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011. – 549с., целесообразно также определенное время посвятить вопросу о выдающихся судебных ораторах России XIX в.: Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович, П.С. Пороховщиков, А.Ф. Кони и др. При этом студенты на выбор знакомятся с одной из речей Ф.Н. Плевако (из книги: Плевако, Ф.Н. Избранные речи./ Ф.Н. Плевако. - М.: Юрайт, 2010.- 649с.) с последующим анализом избранного оратором способа аргументации и иных элементов правового диалога.