МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Научно-исследовательский семинар

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 98
контроль 4
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 2
курсовая работа: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 98 98 98 98
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Авилова О.Е.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Научно-исследовательский семинар

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями научно-исследовательского семинара является формирование компетенций, предусмотренных образовательной программой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-2.1. Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-3.1. Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства.
УК-6.1. Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм-менеджмента.
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-2.2. Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3. Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений,осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи.
УК-6.2. Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного
профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-2.4. Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками.
УК-6.3. Владеет методиками саморегуляции эмоционально-психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуальнопсихологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.
УК-6.4. Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы научной деятельности
1.1. Наука и научное исследование Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Наука и научное исследование Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.3. Методология научных исследований Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Методология научных исследований Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.5. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
1.6. Подготовительный этап научно-исследовательской работы Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.7. Сбор научной информации Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
1.8. Написание и оформление научных работ студентов Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
1.9. Написание и оформление научных работ студентов Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Научные исследования в сфере юриспруденции
2.1. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Государственно-правовая реальность как исследовательский объект Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
2.3. Назначение юридических исследований Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Назначение юридических исследований Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
2.5. Исследовательская этика и ее нарушения Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
2.6. Исследовательская этика и ее нарушения Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
2.7. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
2.8. Правила публичной защиты результатов юридических исследований Практические 2 0 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Процесс продвижения обучающегося по траетории исследовательской деятельности
3.1. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Диагностика научного состояния темы научно-исследовательской работы Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1
3.3. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Практические 2 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Исследовательские подходы к теме научно-исследовательской работы Сам. работа 2 12 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9603

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-2
Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. ____________ – это комплексная исследовательская деятельность, направленная на получение новых знаний, решение задач и ответы на научные вопросы.
- научный проект
- инновационный проект
- творческий проект
- образовательный проект
Ответ: научный проект

Вопрос 2. По составу участников выделяют следующие виды проектов:
(выберите строку с правильным вариантом ответа)
- монопроект, мультипроект
- индивидуальный, групповой, парный
- долгосрочный, среднесрочный, краткосрочный
- социальный, экономический, организационный
Ответ: индивидуальный, групповой, парный

Вопрос 3. То, на что направлено управляющее воздействие, называется ________
- объект управления
- субъект управления
- содержание управления
- форма управления
Ответ: объект управления

Вопрос 4. Какой признак управленческих отношений указан НЕВЕРНО?
- сознательно-волевой характер
- объективная форма, субъективное содержание
- целенаправленность
- могут быть как конструктивны, так и разрушительны
Ответ: объективная форма, субъективное содержание

Вопрос 5. ________________________ - это систематизация информации, затем разделение ее на части, выявление слабых и сильных сторон изучаемого явления, его сравнение с аналогичными объектами
- анализ
- синтез
- аналогия
- методология
Ответ: анализ

Вопрос 6. Криминалистика и криминология занимают в системе юридического знания строго определенное место. По своей природе это
- прикладные науки
- отраслевые науки
- теоретико-исторические науки
- науки, изучающие международное право
Ответ: прикладные науки

Вопрос 7. Сферу общенаучных методов, используемых при подготовке курсового проекта/курсовой работы можно разделить на две области: эмпирическую и теоретическую. Какой из ниже приведенных методов НЕ относится к числу эмпирических:
- абстрагирование
- измерение
- эксперимент
- наблюдение
Ответ: абстрагирование

Вопрос 8. При осуществлении проектной деятельности основополагающее значение имеет всеобщий метод познания, позволяющий познавать явления окружающего мира как реально существующие, в их постоянном развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Как называется метод, о котором идёт речь?
- диалектическим
- кибернетическим
- сравнительным
- формально-юридическим
Ответ: диалектическим

Вопрос 9. Для анализа сходства, различия и классификации правовых явлений в проектной деятельности в сфере юриспруденции используется_________________.
- сравнительно-правовой метод
- метод численного анализа
- метод статического анализа
- метод эксперимента
Ответ: сравнительно-правовой метод

Вопрос 10. К специально-юридическим методам в проектной деятельности относят
- формально-юридический метод
- исторический метод
- анкетирование
- функциональный метод
Ответ: формально-юридический метод

Вопрос 11. Изученная теоретической юриспруденцией закономерность – это
- объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности
- направление в развитии
- результат совпадения независимых явлений и процессов
- распределение множества разнородных объектов по группам
Ответ: объективная, необходимая, общая, устойчивая, причинно-следственная связь между явлениями (процессами) реальной действительности

Вопрос 12. Мировоззренческая установка, которая преувеличивает когнитивные, социальные и технологические возможности науки, называется
- сциентизм
- идеализм
- когнитивизм
- позитивизм
Ответ: сциентизм

Вопрос 13. Познавательная позиция, для которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: рационализм

Вопрос 14. Какое суждение из ниже приведённых имеет аксиологический, ценностный характер?
- «Познай самого себя!»
- «Я знаю, что я ничего не знаю»;
- «Человек, его права и свободы – высшая ценность»;
- «Человек – это животное политическое».
Ответ: «Человек, его права и свободы – высшая ценность»

Вопрос 15. В АлтГУ реализуется проект по созданию кормового антибиотика российского производства. Предполагаемая цена на разрабатываемый препарат должна быть значительно ниже зарубежных аналогов. Выберите строчку, в которой дается верное описание данного проекта:
- инновационный проект с высокой степенью коммерциализации
- инновационный проект с низкой степенью коммерциализации
- научный бездоходный проект
- научный низкодоходный проект
Ответ: инновационный проект с высокой степенью коммерциализации

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Как называется часть курсового проекта (курсовой работы), в которой обосновывается актуальность выбранной темы, характеризуются объект и предмет исследования, описывается методология?
Ответ: Введение

Вопрос 2. Как называется часть курсового проекта (курсовой работы), которая содержит общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, получивших освещение в исследовании?
Ответ: Заключение

Вопрос 3. Объект есть некая целостность, которая изучается многими науками. При этом каждая из наук имеет в объекте свой предмет, то есть определенную проблематику, выделенную в данном объекте. Все юридические науки, в том числе теория государства и права, занимаются исследованием одного общего объекта. Назовите его:
Ответ: Государство и право

Вопрос 4. Юридическая наука стремится определить ближайшие и отдаленные перспективы развития государства и права, высказывает предположения о том, каким изменениям подвергнется в будущем то или иное государственно-правовое явление, дает оценку эффективности принимаемых политических и нормативно-правовых решений. Как называется эта функция юридической науки?
Ответ: прогностическая

Вопрос 5. Что является объектом социальных наук?
Ответ: Общество

Вопрос 6. Научная гипотеза – это
Ответ: предположение, выдвигаемое как временное на начальном этапе научного исследования и уточняемое в ходе проводимого научного исследования.

Вопрос 7. Что чаще всего входит в эмпирическую основу юридического исследования, в том числе курсового?
Ответ: материалы судебной практики

Вопрос 8. На какие два блока в курсовых работах/курсовых проектах по юриспруденции чаще всего подразделяется библиографический список?
Ответ: нормативные правовые акты и литература

Вопрос 9. Охарактеризуйте анализ как исследовательский метод.
Ответ: анализ – это метод научного исследования, предполагающий разделение целого на составные части.

Вопрос 10. Метод историзма – это
Ответ: научный метод, предполагающий исследование того, как явление возникло, как развивалось, как приобрело современное, текущее состояние.

Вопрос 11. Нормативные-правовые акты в библиографическом списке курсовой работы/курсового проекта должны располагаться в соответствии с определенными требованиями. Назовите основные из этих требований.
Ответ: расположение НПА в соответствии с юридической силой (от большего к меньшему) и указание реквизитов НПА.

Вопрос 12. Плагиат в проектной деятельности – это
Ответ: это представление (публикация) чужих работ (идей) под своим именем без корректных ссылок на цитируемую работу.

Вопрос 13. Определение темы, уточнение целей и задач относится к _________________ этапу проектной деятельности.
Ответ: подготовительному/начальному.

Вопрос 14. При работе с правом и при его изучении чрезвычайно важно помнить, что право – это система. Назовите основные элементы этой системы:
Ответ: норма права, институт права, отрасль права.

Вопрос 15. Охарактеризуйте носителя профессионального юридического правосознания в сравнении с носителем обыденного правосознания с позиции владения правовыми терминами.
Ответ: Первый будет знать точное значение правовых терминов, второй – нет.

Вопрос 16. Что означает принцип объективности при анализе государственно-правовой реальности при выполнении курсовой работы/курсового проекта?
Ответ: Он означает, что право, государство, государственные и правовые явления должны исследоваться без предвзятости.

Вопрос 17. Исследование системы социального регулирования в аспекте соотношения права и религии требует междисциплинарного подхода. Назовите основные две науки, на методологии и достижениях которых оно основывается.
Ответ: юриспруденция (юридическая наука, правоведение) и религиоведение.

Вопрос 18. Охарактеризуйте научную продуктивность междисциплинарных исследований.
Ответ: Междисциплинарные исследования позволяют получить новое знание, и взаимно обогатить систему научных представлений каждой из вовлеченной в исследование научных областей.

Вопрос 19. Чем отличается научное познание мира от обыденного? Назовите как минимум три характеристики.
Ответ: Оно отличается системностью, последовательностью и рациональностью.

Вопрос 20. Что означает принцип всесторонности при рассмотрении правовых явлений?
Ответ: Принцип всесторонности означает, что правовые явления должны рассматриваться в полноте, в разных своих проявлениях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3
Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Способность давать объективную оценку эффективности найденного решения, а также слаженности работы команды, - это
- эмоциональный интеллект
- креативность
- критическое мышление
- обучаемость
Ответ: критическое мышление

Вопрос 2. Позиция, при котором личность строит свой контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 3. Назовите главное позитивное последствие эффективной командной работы в проектной (в том числе научно-проектной) деятельности?
- уменьшение ответственности
- укрепление личной власти
- достижение коллективных целей
- установление монополии на ресурсы
Ответ: достижение коллективных целей

Вопрос 4. Какое влияние оказывает конструктивное решение конфликтов на коллективную проектную деятельность?
- увеличение конфликтов
- угнетение участников проектной работы
- рост доминантности
- улучшение отношений и продуктивности сотрудничества
Ответ: улучшение отношений и продуктивности сотрудничества

Вопрос 5. Какой подход к организации и руководстве должен способствовать максимальному развитию потенциала каждого участника групповой проектной работы?
- подход, построенный на изоляции и контроле каждого участника
- авторитарный подход
- сочетание индивидуального и коллективного подхода
- подход, основанный на разжигании противостояния и конфронтации
Ответ: сочетание индивидуального и коллективного подхода

Вопрос 6. Атмосфера согласия и взаимовыручки, общая мотивация участников команды для совместного выполнения поставленных задач – это
- командный дух
- кооперация команды
- адаптация команды
- квалифицированность команды
Ответ: командный дух

Вопрос 7. Неопределенное событие или условие, которое в случае реализации будет иметь положительное или отрицательное влияние на цели командного проекта – это ____________
- риски проекта
- ресурсы проекта
- содержание проекта
- качество проекта
Ответ: риски проекта

Вопрос 8. Стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения, результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие тем, которые господствуют в данном обществе или группе - это
- нонконформизм
- конформизм
- лидерство
- пассивность
Ответ: нонконформизм

Вопрос 9. Команда студентов юридического института в рамках проектной деятельности поставила спектакль на тему «Дело Дмитрия Захарченко: взятка и её последствия», чтобы привлечь внимание к проблеме коррупции. К какому типу проектов можно отнести эту постановку?
- творческий проект
- практико-ориентированный проект
- научный проект
- инновационный проект
Ответ: творческий проект

Вопрос 10. Команда студентов юридического института в рамках проектной деятельности подготовила цикл видеороликов для школьников «Что такое ПДД и что бывает, если их нарушают?» (с объяснением того, какие виды ответственности наступают за нарушение правил дорожного движения). К какому типу проектов относится проделанная ими работа?
- творческий
- практико-ориентированный / образовательный
- научный
- инновационный
Ответ: практико-ориентированный / образовательный

Вопрос 11. Студенты юридического института были объединены в команду для работы над проектом. Руководитель проекта поручил им проверить гипотезу «студенты юридического института склонны к правовому нигилизму», а для этого провести сбор данных, проанализировать их, и на основе проделанной работы доказать или опровергнуть гипотезу. Определите, к какому типу проектов относится этот проект.
- инновационный
- творческий
- игровой
- научный
Ответ: научный

Вопрос 12. Высокий уровень самопознания и личной ответственности характеризует:
- индивида;
- человека;
- личность;
- физическое лицо;
Ответ: личность

Вопрос 13. Что из ниже перечисленного полезно при решении внутрикомандных конфликтов для создания и поддержания благоприятного психологического климата в команде?
- игнорирование проблемы
- осуждение
- переговоры
- манипуляции
Ответ: переговоры

Вопрос 14. Решение конфликта по взаимному и добровольному соглашению с обоюдным отказом от части предъявленных требований – это
- компромисс
- конформизм
- манипуляция
- сотрудничество
Ответ: компромисс

Вопрос 15. Как называется член команды проекта, являющийся автором главной идеи проекта?
- стратег
- инициатор
- переговорщик
- мотиватор
Ответ: инициатор

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое целеполагание?
Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них.

Вопрос 2. Группа лиц, объединенная общими мотивами, интересами, идеалами и несущая коллективную ответственность за результат совместной деятельности – это ______________
Ответ: команда

Вопрос 3. Авторитетный член группы, организации, общества, выполняющий роль организатора, инициатора группового взаимодействия, принимаемый группой благодаря его способности решать важные для всего проекта задачи – это __________________.
Ответ: лидер команды

Вопрос 4. Назовите два любых «мягких» навыка, которые с точки зрения педагогики формируются посредством командной работы обучающихся над проектом
Ответ: умение работать в команде, коммуникативность, креативность, эмоциональный интеллект, критическое мышление, умение принимать решение, работа с рисками

Вопрос 5. Как называется навык, который заключается в умении выстраивать оптимальную последовательность действий в ситуации командной работы для достижения наилучшего результата?
Ответ: планирование

Вопрос 6. Метод решения задач, в котором участники обсуждения генерируют максимальное количество идей решения задачи, в том числе самые фантастические и глупые – это ____________.
Ответ: мозговой штурм

Вопрос 7. По числу участников проекты, в том числе научно-исследовательские, подразделяются на индивидуальные и ___________
Ответ: групповые

Вопрос 8. Соперничество в той или иной сфере с целью получения большей выгоды - это ___________.
Ответ: конкуренция

Вопрос 9. Что такое отношения субординации?
Ответ: отношения субординации – это отношения, которые основаны на подчинении одной стороны другой.

Вопрос 10. Охарактеризуйте отношения координации.
Ответ: отношения координации устанавливаются между сторонами, ни одна из которых не может навязать свою волю другой.

Вопрос 11. Что такое компромисс?
Ответ: компромисс – это решение конфликта по взаимному и добровольному соглашению с обоюдным отказом от части предъявленных требований.

Вопрос 12. Какой инструмент (технологического характера) следует использовать для быстрой коммуникации членов команды, находящихся на расстоянии друг от друга?
Ответ: Любая программа/приложение, позволяющее быстро обмениваться сообщениями (мессенджер).

Вопрос 13. К каким негативным последствиям может привести нарушение принципа добровольности при формировании команды проекта? Назовите, как минимум два таких последствия.
Ответ: безразличие к работе команды, безответственность, конфликты внутри команды (взаимное недоверие).

Вопрос 14. Какие негативные последствия могут наступить, если при формировании команды был нарушен принцип оптимального числа состава команды и участников команды оказалось больше, чем необходимо для выполнения планируемого объема работы?
Ответ: часть членов команды окажется «не у дел», что будет означать несправедливое распределение обязанностей в команде; в конечном счете это может подорвать командный дух.

Вопрос 15. Какие негативные последствия могут наступить, если при формировании команды был нарушен принцип оптимального числа состава команды и участников команды оказалось меньше, чем необходимо для выполнения планируемого объема работы?
Ответ: нагрузка для участников команды может оказаться непосильной, команда окажется в ситуации аврала и стресса, главный риск- не уложится в сроки, установленные для выполнения проектной работы.

Вопрос 16. Что такое делегирование в управленческом процессе?
Ответ: передача полномочий от руководителя к подчиненному.

Вопрос 17. ____________ - это скрытое управление другим человеком, использование его в качестве неодушевлённого ресурса без свободы слова и голоса, без права на признание его чувств и эмоций.
Ответ: манипуляция

Вопрос 18. Имеет ли вопрос об оптимальном количестве участников командной работы однозначное решение?
Ответ: Нет, не имеет. Ответ на него зависит от масштаба проекта, его целей и специфики задач, временных ограничений и иных обстоятельств.

Вопрос 19. Несколько студентов ЮИ приступили к работе над групповым научно-исследовательским проектом. В рамках этой работы они решили использовали конкретно-социологические методики, в том числе опрос, который они подготовили для студентов 1-5 курсов своего института. Участники проекта разработали опросник и приступили к опросу. После его проведения выяснилось, что все они побывали у студентов только второго курса. Какую ошибку допустили студенты, планируя свою работу по сбору эмпирического материала?
Ответ: Они не конкретизировали обязанности участников проекта при проведении опроса.

Вопрос 20. Пятеро студентов ЮИ приступили к работе над групповым научно-исследовательским проектом. Их интересовало количество и контекст упоминаний в судебных решениях Конституционного Суда РФ словосочетания «социальное государство». Для анализа материалов судебной практики они решили использовать справочно-правовые системы. При этом четыре участника проекта взяли на себя обязанности по контент-анализу решений КС РФ по определенным временным промежуткам, а пятый участник проекта взял на себя работу исключительно по заполнению сводной таблицы. Допустимо ли такое распределение обязанностей при работе над групповым проектом?
Ответ: Да, допустимо. Успех групповой проектной работы как раз и определяется распределением обязанностей внутри команды.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-6
Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей, называется
- социализация
- обучение
- воспитание
- саморазвитие
Ответ: социализация

Вопрос 2. Что из ниже перечисленного НЕ относится к группе общепрофессиональных компетенций, формируемых у выпускников при получении высшего образования по специальности «Судебная и прокурорская деятельность»?
- Способен профессионально толковать нормы права
- Способен участвовать в подготовке проектов правовых актов и иных юридических документов
- Способен участвовать в экспертной юридической деятельности
- Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
Ответ: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

Вопрос 3. Позиция, при котором личность строит свой познавательный контакт с окружающими людьми на основе данных непосредственного восприятия и предметно-практического опыта, называется
- рационализм
- эмпиризм
- интуитивизм
- мистицизм
Ответ: эмпиризм

Вопрос 4. Баранчук Н.А. и Утробин Г.Ф. определяют образование как «совокупность приобретаемых человеком определенных объема и сложности знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций». К какому виду определений образования относится их дефиниция?
- определение образования как результата
- определение образования как процесса
- определение образования как социального института
- определение образования как услуги
Ответ: определение образования как результата

Вопрос 5. Результат образования мыслится как система компетенций в рамках следующей педагогической парадигмы:
- компетентностной
- личностно-ориентированной
- культурологической
- знаниевой (когнитивно-информационной)
Ответ: компетентностной

Вопрос 6. При получении какого образования человек приобретает навыки, необходимые для профессиональной деятельности в обществе?
- профессионального образования
- среднего общего образования
- основного общего образования
- дополнительного образования
Ответ: профессионального образования

Вопрос 7. Если индивид получает образование в ходе организованной учебной деятельности в рамках установленной формальной системы (с выдачей по итогам государственной итоговой аттестации документа государственного образца), то это означает, что он получает
- формальное образование
- неформальное образование
- информальное образование
- высшее образование
Ответ: формальное образование

Вопрос 8. Работа под руководством опытного специалиста на рабочем месте, в ходе которой индивид получает новые знания, умения и навыки при условии, что этот процесс не регламентирован нормативными правовыми актами и не сопровождается выдачей специальных документов об образовании, является примером
- формального образования
- неформального образования
- информального образования
- среднего профессионального образования
Ответ: информального образования

Вопрос 9. Антропоцентрированная трактовка образования предполагает, что
- образование понимается как процесс, при котором общество через образование достигает своих целей
- образование понимается как процесс воздействия на личность, при котором формируется личность, соответствующая общественным запросам
- образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности
- образование трактуется как процесс и результат передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей
Ответ: образование понимается как процесс и результат развития и саморазвития личности

Вопрос 10. Что из ниже перечисленного НЕ относится к ситуациям педагогического взаимодействия, способствующих развитию и саморазвитию его субъектов?
- лекционное занятие при получении профессионального образования
- практическое занятие при получении профессионального образования
- научное исследование под руководством преподавателя в вузе
- регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе
Ответ: регулярное чтение политических СМИ по собственной инициативе

Вопрос 11. Признание за обучающимся права самостоятельно определять траекторию обучения, является характерной чертой ______________ парадигмы образования.
- культурологической
- компетентностной
-личностно-ориентированной
- знаниевой
Ответ: личностно-ориентированной

Вопрос 12. Как расшифровывается аббревиатура «СРС» в образовательной деятельности?
- самостоятельная работа студента
- самостоятельное развитие студента
- система развития студентов
- ситуативная работа студента
Ответ: самостоятельная работа студента

Вопрос 13. В Российской Федерации, согласно ч. 4 ст. 42 Конституции РФ, ____________ образование обязательно.
- основное общее
- среднее общее
- среднее профессиональное
- дошкольное общее
Ответ: основное общее

Вопрос 14. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение про дополнительное профессиональное образование:
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
- к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование
Ответ: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие основное общее образование

Вопрос 15. При получении юридического образования у студентов формируется особое юридическое профессиональное мышление, которое отличается рядом особенностей. Выберите строчку, в которой верно названы три таких особенности:
- аналитичность, точность, системность
- казуистичность, системность, точность
- условность, индуктивность, аналитичность
Ответ: аналитичность, точность, системность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Что такое самообразование?
Ответ: самообразование — это получение образования / приобретение знаний, умений, навыков без специального руководства со стороны.

Вопрос 2. Раскройте системность как признак профессионального юридического мышления.
Ответ: Системность профессионального юридического мышления связана с системностью права – правильная работа с нормой права (с точки зрения её применения и толкования) предполагает уяснение её места в системе права.

Вопрос 3. Юридическая профессия имеет долгую историю, обычно её ведут с Древнего Рима. Но первоначально в Древнем Риме юридическая деятельность была монополией______________.
Ответ: жреческих коллегий / жрецов / понтификов

Вопрос 4. Дайте определение креативности.
Ответ: креативность – это способность / умение генерировать новые идеи.

Вопрос 5. Что такое целеполагание?
Ответ: целеполагание – это процесс определения одной (главной) цели и ряда второстепенных задач и промежуточных целей, а также поиска путей достижения каждой из них.

Вопрос 6. Что такое эмпатийность?
Ответ: эмпатийность – это способность к сопереживанию.

Вопрос 7. Дайте определение самоконтроля.
Ответ: самоконтроль – это понимание, оценка и регуляция человеком своих действий на основе индивидуальной и социальной систем ценностей, социальных ожиданий и личных перспектив развития.

Вопрос 8. Что такое толерантность?
Ответ: толерантность – это терпимость к разного рода взглядам, нормам поведения, привычкам, отличным от тех, которые разделяет субъект.

Вопрос 9. Дайте определение призвания.
Ответ: призвание – это склонность, внутреннее влечение к какому-нибудь делу, какой-нибудь профессии.

Вопрос 10. Сколько составляет срок получения образования по программе специалитета (вне зависимости от применяемых образовательных технологий) «Судебная и прокурорская деятельность» в очной форме обучения?
Ответ: 5 лет

Вопрос 11. Является ли обязательным условием поступления в магистратуру по направлению подготовки 40.01.04 «Юриспруденция» наличие квалификации бакалавра именно по направлению 40.03.01 «Юриспруденция»?
Ответ: Нет, не является. В магистратуру можно поступать на базе любого высшего образования.

Вопрос 12. В российском обществе в последнее десятилетие большое распространение получил следующий образовательный трек: уход после 9-го класса в СПО, получение профессии/специальности, а затем поступление в вуз на платной основе на заочную форму обучения. Назовите 2-3 причины популярности этого образовательного трека?
Ответ: снижение рисков поступления (поступление без сдачи ЕГЭ); более ранний выход на рынок труда; экономия средств при получении заочного образования.

Вопрос 13. В соответствии с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 06.04.2021 № 245 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» есть определенная дата для начала учебного года по очной форме обучения. Что это за дата?
Ответ: 1 сентября.

Вопрос 14. Если студент имеет академическую задолженность (несданный зачет или экзамен), то он обязан её ликвидировать. Для этого образовательная организация организует первую и вторую повторные промежуточные аттестации. В чем своеобразие второй повторной промежуточной аттестации с точки зрения её субъектного состава?
Ответ: вторая повторная промежуточная аттестация проводится комиссией (комиссионная пересдача).

Вопрос 15. Студент Иванов не сдал экзамен по дисциплине «Теория государства и права» в летнюю сессии при обучении на первом курсе. У него образовалась академическая задолженность. Студент Иванов уверен, что право ликвидировать эту академическую задолженность у него есть весь период обучения в вузе. Он решил ликвидировать долг по этой дисциплине на четвертом курсе. Его одногруппники стали убежать его, что он не прав. Какие юридически значимые доводы они должны были бы ему предъявить?
Ответ: нормативными правовыми актами установлен определенный срок, в течение которого студент может закрыть свой долг. По общему правилу, этот срок не может превышать один год после образования академической задолженности.

Вопрос 16. Студент 5-го курса Петров в день, предшествующий государственному экзамену, ещё имел академическую задолженность (он не сдал два экзамена и один зачет). Может ли он быть допущен к государственному экзамену в такой ситуации?
Ответ: Нет. К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности.

Вопрос 17. В АлтГУ для студентов, обучающихся по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», государственная итоговая аттестация предполагает сдачу государственного экзамена и ______________
Ответ: защиту ВКР (дипломной работы).

Вопрос 18. Студент Иванов обучается на юриста по программе бакалавриата, студент Петров обучается на юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность». Между ними возник спор. Иванов убежден, что они получают образование одного уровня с точки зрения ФЗ «Об образовании», а Петров настаивает на том, что специалитет и магистратура составляют одну ступень высшего образования. Кто из них прав?
Ответ: Прав студент Петров. Специалитет и магистратура действительно составляют одну ступень (уровень) высшего образования в РФ.

Вопрос 19. Гражданин Иванов получил диплом бакалавра юриспруденции, при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Иванов претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (бакалавриат) за счет бюджетных средств?
Ответ: Да, может. Бакалавриат и магистратура относятся к разным уровням высшего образования.

Вопрос 20. Гражданин Петров получил диплом юриста по специальности «Судебная и прокурорская деятельность», при этом обучался он за счет средств государства. Желая продолжить обучение в магистратуре, он подал документы на программу, где имелись бюджетные места. Может ли Петров претендовать на бюджетное место, если уже получил высшее образование (специалитет) за счет бюджетных средств?
Ответ: Нет, не может. Специалитет и магистратура относятся к одному уровню высшего образования. Получить высшее образование каждого уровня за счёт государства можно только один раз.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Перечень тем курсовых работ разрабатывается и утверждается на кафедрах не позднее последнего месяца учебного семестра, предшествующего семестру, в котором присутствует по учебному плану курсовая работа. Утверждённый перечень тем и научных руководителей доводится до сведения студентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу.
Тест размещен в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине" онлайн-курса на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9603). Количество заданий в контрольно-измерительном материале составляет 20 вопросов.
Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оцениваение КИМ в целом:
Оценка "отлично" выставляется при условии, что верно выполнено 85-100% заданий; "хорошо" - верно выполнено 70-84% заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ – КУРСОВАЯ РАБОТА (КР)
Оценка «отлично» выставляется в том случае, если содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ и теме работы; работа актуальна, выполнена самостоятельно, имеет творческий характер, отличается определенной новизной; дан обстоятельный анализ степени теоретического исследования проблемы, различных подходов к ее решению; в докладе и ответах на вопросы показано знание нормативной базы, учтены последние изменения в законодательстве и нормативных документах по данной проблеме; проблема раскрыта глубоко и всесторонне, материал изложен логично; теоретические положения органично сопряжены с практикой, даны представляющие интерес практические рекомендации, вытекающие из анализа проблемы; в работе широко используются материалы исследования, проведенного автором самостоятельно или в составе группы; в работе проведен количественный анализ проблемы, который подкрепляет теорию и иллюстрирует реальную ситуацию, приведены таблицы сравнений, графики, диаграммы, формулы, показывающие умение автора формализировать результаты исследования; широко представлен список использованных источников по теме работы; приложения к работе иллюстрируют достижения автора и подкрепляют его вывод; по своему содержанию и форме работа соответствует всем предъявляемым требованиям.
Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; содержание работы в целом соответствует заявленной теме; работа актуальна, написана самостоятельно; дан анализ степени теоретического исследования проблемы; в докладе и ответах на вопросы основные положения работы раскрыты на хорошем или достаточном теоретическом и методологическом уровне; теоретические положения сопряжены с практикой; представлены количественные показатели, характеризующие проблемную ситуацию; практические рекомендации обоснованы; приложения грамотно составлены и прослеживается связь с положениями курсовой работы; составлен список использованных источников по теме работы.
Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; имеет место определенное несоответствие содержания работы заявленной теме; в докладе и ответах на вопросы исследуемая проблема в основном раскрыта, но не отличается новизной, теоретической глубиной и аргументированностью, имеются неточные или не полностью правильные ответы; нарушена логика изложения материала, задачи раскрыты не полностью; в работе не полностью использованы необходимые для раскрытия темы научная литература, нормативные документы, а также материалы исследований; теоретические положения слабо увязаны с управленческой практикой, практические рекомендации носят формальный бездоказательный характер.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если: содержание и оформление работы не соответствует требованиям Методических рекомендаций по подготовке, выполнению и защите курсовых работ; содержание работы не соответствует ее теме; в докладе и ответах на вопросы даны в основном неверные ответы; работа содержит существенные теоретико-методологические ошибки и поверхностную аргументацию основных положений.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дрещинский, В. А. Методология научных исследований : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Неумоева-Колчеданцева Е.В. ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА: Учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 www.urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории государства и права АлтГУ www.tigp.wordpress.com
Э4 Научно-исследовательский семинар: курс на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9603 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Научно-исследовательский семинар организован в виде занятий, проводимых научным руководителем, и самостоятельной работы. Руководитель должен ознакомить студентов с методологией проведения научно-исследовательской работы, сформировать представление об основных исследовательских планах, методологических ошибках, которые можно совершить при организации и проведении правового исследования, дать представления об особенностях и методах научного познания в юриспруденции. При этом студенты знакомятся с актуальными темами исследований в рамках кафедральной проблематики и основными направлениями работы той или иной кафедры. Им предоставляется перечень тем для исследований, а также обсуждаются возможные научные руководители.