МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конституционные права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, Доцент, Канакова А.Е.

Рецензент(ы):
Старший преподаватель, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Конституционные права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Аничин Е.С.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 20.06.2022 г. № 4
Заведующий кафедрой Аничин Е.С.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины "Конституционные права" является формирование компетенций,закрепленных за соответствующей дисциплиной, необходимых для реализации задач профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая защиту прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства
ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
ПК-5.2 Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
ПК-5.3 Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1. Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина,
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие конституционных прав
1.1. Понятие конституционных прав Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Понятие конституционных прав Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие конституционных прав Сам. работа 4 10 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Система конституционных прав
2.1. Система конституционных прав Лекции 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Система конституционных прав Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Система конституционных прав Сам. работа 4 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Источники конституционных прав (национальное право)
3.1. Источники конституционных прав (национальное право) Лекции 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Источники конституционных прав (национальное право) Практические 4 2 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Источники конституционных прав (национальное право) Сам. работа 4 12 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Субъекты конституционных прав
4.1. Субъекты конституционных прав Лекции 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.2. Субъекты конституционных прав Практические 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
4.3. Субъекты конституционных прав Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Достоинство как основа конституционных прав
5.1. Достоинство как основа конституционных прав Лекции 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
5.2. Достоинство как основа конституционных прав Практические 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
5.3. Достоинство как основа конституционных прав Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Реализация конституционных прав (определенность, равенство, соразмерность)
6.1. Реализация конституционных прав (определенность, равенство, соразмерность) Лекции 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
6.2. Реализация конституционных прав (определенность, равенство, соразмерность) Практические 4 0 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1
6.3. Реализация конституционных прав (определенность, равенство, соразмерность) Сам. работа 4 20 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-5.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1261

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая защиту прав изаконных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Какое право, согласно Конституции РСФСР 1937 года, НЕ предоставлялось гражданам?
- Право на образование
- Право на материальное обеспечение в случае потери трудоспособности
- Право на отдых
- Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности
Ответ: Право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности

Вопрос 2. В Российской Федерации могут издаваться законы, которые…
… изменяют содержание конституционных прав и свобод человека и гражданина
… отменяют права и свободы человека и гражданина
… умаляют права и свободы человека и гражданина
… ограничивают права и свободы человека и гражданина
Ответ: … ограничивают права и свободы человека и гражданина

Вопрос 3. Под умалением прав и свобод понимается:
- Незаконное ограничение прав и свобод
- Законное ограничение прав и свобод, то есть уменьшение их объема
- Упразднение прав и свобод
- Передача их регулирования на нижестоящий уровень публичной власти
Ответ: Незаконное ограничение прав и свобод

Вопрос 4. Согласно Конституции РФ, основные права и свободы принадлежат каждому:
- От рождения
- По достижении 18 лет
- После получения гражданства РФ
- С момента зачатия
Ответ: От рождения

Вопрос 5. Защита прав и свобод означает:
- Закрепление всего объема прав и свобод
- Функционирование всех ветвей власти с целью содействия в практическом осуществлении принадлежащих индивиду прав и свобод
- Установление обязанности государства обеспечивать воздержание от нарушения закрепленных прав и свобод
- Деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав или недопущение такого нарушения
Ответ: Деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав или недопущение такого нарушения

Вопрос 6. Признание прав и свобод означает:
- Закрепление всего объема прав и свобод
- Установление обязанности государства обеспечивать воздержание от нарушения закрепленных прав и свобод
- Функционирование всех ветвей власти с целью содействия в практическом осуществлении принадлежащих индивиду прав и свобод
- Деятельность, которая направлена на восстановление нарушенных прав или недопущение такого нарушения
Ответ: Закрепление всего объема прав и свобод

Вопрос 7. Под правовым статусом личности принято понимать:
- юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
- юридически закрепленное положение индивида в государственном аппарате, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
- юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как объект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.
- юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации правоохранительных норм.
Ответ: юридически закрепленное положение индивида в обществе, которым он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Вопрос 8. Гарантии конституционных прав и свобод личности представляют собой:
- совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.
- совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту систему органов государственной власти.
- совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту правового статуса личности.
-совокупность способов и средств, обеспечивающих закрепление, использование и контролирование прав и свобод человека и гражданина.
Ответ: совокупность способов и средств, обеспечивающих реализацию, охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина.

Вопрос 9. Под принципами правового статуса личности понимаются:
- исходные, руководящие начала, отражающие сущностные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.
- исходные, руководящие начала, закрепляющие конституционные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.
- исходные, руководящие начала, отражающие гражданские характеристики статуса личности и пронизывающие все конституционное законодательство.
- дополняющие и развивающие начала, уточняющие сущностные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.
Ответ: исходные, руководящие начала, отражающие сущностные характеристики статуса личности и пронизывающие все российское законодательство.

Вопрос 10. В каких целях не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина?
- защиты основ конституционного строя
- защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц
- обеспечения обороны страны и безопасности государства
- обеспечения соотношения полномочий государственных органов
Ответ: обеспечения соотношения полномочий государственных органов

Вопрос 11. В какой Конституции России впервые появилось право на жизнь?
- Конституции РСФСР 1925 г.
- Конституции РСФСР 1937 г.
- Конституции РСФСР 1978 г.
- Конституции РФ 1993 г.
Ответ: Конституции РСФСР 1978 г.

Вопрос 12. Как на законодательном уровне решен вопрос эвтаназии в России?
- Эвтаназия запрещена
- Эвтаназия разрешена
- Эвтаназия разрешена, но только в отношении тяжелобольных пациентов
- Эвтаназия разрешена, но совершается только после вынесения судебного решения
Ответ: Эвтаназия запрещена

Вопрос 13. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более…
- 48 часов
- 24 часов
- 36 часов
- 10 часов
Ответ: 48 часов

Вопрос 14. Ограничение прав и свобод устанавливается:
- Федеральным законом
- Указом Президента РФ
- Постановлением Правительства РФ
- Решением Конституционного Суда РФ
Ответ: Федеральным законом

Вопрос 15. Какое правомочие может быть ограничено в условиях чрезвычайного положения?
- Свобода совести и вероисповедования
- Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности
- Право на социальное обеспечение по возрасту
- Право на жизнь
Ответ: Право на социальное обеспечение по возрасту
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Каким конституционным принципом необходимо руководствоваться в случае противоречия интересов государства и человека?
Ответ: Приоритет прав и свобод человека

Вопрос 2. Какие законы не должны издаваться в Российской Федерации, согласно ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации?
Ответ: Отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина

Вопрос 3. Какими категориями, согласно ст. 18 Конституции Российской Федерации, определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием?
Ответ: Права и свободы человека и гражданина

Вопрос 4. Как законодательно в Российской Федерации регулируется вопрос об эвтаназии?
Ответ: Эвтаназия запрещена

Вопрос 5. Какое лицо признается иностранным гражданином?
Ответ: не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства

Вопрос 6. Каким образом гражданина РФ подтверждает свое место жительства?
Ответ: Регистрацией

Вопрос 7. Какого возраста должен достигнуть гражданин Российской Федерации, чтобы получить право поступить на гражданскую службу?
Ответ: 18 лет

Вопрос 8. Каков предельный возраст пребывания на гражданской службе?
Ответ: 65 лет

Вопрос 9. С какого возраста гражданину РФ становится доступно активное избирательное право?
Ответ: 18 лет

Вопрос 10. Кто принимает решение об ограничении родительских прав?
Ответ: Суд

Вопрос 11. В какой срок по общему правилу письменное обращение гражданина?
Ответ: 30 дней
Вопрос 12. С какого возраста гражданину становится доступно пассивное избирательное право на выборах депутатов Государственной Думы?
Ответ: 21 года

Вопрос 13. В какой срок гражданин РФ обязан подать заявление о регистрации при изменении места жительства?
Ответ: 7 дней

Вопрос 14. Как называются права человека, принадлежащие ему от рождения?
Ответ: Естественные

Вопрос 15. Как называется принцип, учитываемый при написании нормы права, в соответствии с которым государство, предоставляя гражданам права и свободы, одновременно принимает на себя целый ряд обязательств перед гражданами?
Ответ: Принцип единства прав и обязанностей

Вопрос 16. Какой уровень образования, согласно Конституции РФ, является обязательным?
Ответ: Основное общее образование

Вопрос 17. Какие субъекты обязаны обеспечивать получение детьми основного общего образования?
Ответ: Родители или лица, их заменяющие

Вопрос 18. Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина?
Ответ: Президент РФ

Вопрос 19. Кто имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию?
Ответ: Гражданин РФ

Вопрос 20. Какая экономическая деятельность не допускается Конституцией РФ?
Ответ: направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Какой правовой смысл закладывается в категорию «высшая ценность», закрепленную в ст. 2 Конституции РФ? Продемонстрируйте данный смысл на конкретном примере.
Вопрос 2.
Объясните, чем право на личную неприкосновенность отличается от права на неприкосновенность частной жизни?
Вопрос 3.
Как на пассивное и активное избирательное право гражданина РФ влияют следующие факты:
- Наличие двойного или множественного гражданства;
- Постоянное проживание за пределами Российской Федерации.
Вопрос 4.
Согласно ч. 4 ст. 43 Конституции РФ, основное общее образование является обязательным. Однако ч. 5 ст. 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования.
Получение какого образования в таком случае является обязательным? Предусматривается ли ответственность за невыполнение данной обязанности? Выскажите свое мнение, подкрепленное аргументами.
Вопрос 5.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В каких формах индивид может исполнить эту обязанность? Если он самостоятельно покрасит один из памятников, который нуждается в реставрации, то можно ли это считать исполнением данной обязанности? Аргументируйте свои ответы.
Вопрос 6.
Чем принцип «равенство» отличается от принципа «равноправия»?
Вопрос 7.
В чем отличие между «личной тайной» и «семейной тайной»?
Вопрос 8.
Какое, на ваш взгляд, вкладывается содержание в категории «свобода совести» и «свобода вероисповедования»? Каково соотношение данных категорий? Аргументируйте свой ответ. Вопрос 9.
Какой юридический смысл вкладывается в категорию «мысль» в рамках конституционного установления о «свободе мысли и слова»?
Вопрос 10.
Что такое «принудительный труд»?
Вопрос 11.
Могут ли граждане отказаться от участия в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей исключительно по причине отсутствия желания участвовать в данной процедуре? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 12.
Чем социальные права отличаются от экономических прав? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 13.
Объясните на примере, как работает правило «закон обратной силы не имеет», закрепленное в ст. 57 Конституции РФ? Пример можно придумать.
Вопрос 14.
Как на воинскую обязанность гражданина РФ влияют следующие факты:
- Наличие двойного или множественного гражданства;
- Постоянное проживание за пределами Российской Федерации.
Вопрос 15.
Государственная защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью Российской Федерации, однако прямо не устанавливается то, что именного должно сделать государство, чтобы государственная защита полноценно реализовалась.
Обозначьте конкретные направления деятельности государства на обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Вопрос 1.
Приведите три примера конституционно-правовых отношений, четко выделяя в них субъекты, объект и содержание.
Вопрос 2.
Выберите конституционно-правовые отношения и на их примере продемонстрируйте, какие юридические факты их породили, изменили и прекратили.
Вопрос 3.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты нравственности.
Вопрос 4.
Приведите пример ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Вопрос 5.
Приведите минимум три примера прав и свобод, указывая то, какие обязанности являются для них корреспондирующими и на каких субъектов возложено исполнение данных обязанностей.
Вопрос 6.
Приведите пример того, в каких случаях право на неприкосновенность жилища может быть ограничено посредством судебного решения.
Вопрос 7.
Обучающийся в юридическом институте Алтайского государственного университета гражданин Китая Хуан Хан пришел на экзамен по дисциплине «Конституционное право» и заявил, что желает воспользоваться возможностью, предоставленной ему ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества». Ссылаясь на данную статью и подчеркивая то, что Конституция Российской Федерации обладает высшей юридической силой, Хуан Хан высказал желание использовать родной язык в процессе обучения, то есть сдавать экзамен на китайском языке. Дайте правовую оценку данной ситуации.
Вопрос 8.
Придумайте ситуацию, в которой продемонстрируете проявление недобросовестной конкуренции, объяснив в чем именно проявляется недобросовестность.
Вопрос 9.
Приведите пример использования в рамках иной не запрещенной законом экономической деятельности:
- имущества;
- своих способностей.
Вопрос 10.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, только граждане РФ и их объединения могут иметь в частной собственности землю. Означает ли это, что иностранный гражданин и лицо без гражданства не имеет права купить частный дом на территории Российской Федерации? Либо данный человек сможет оформить право собственности на дом, но не сможет оформить право собственности на землю? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 11.
Гражданин РФ был отправлен в годичную рабочую командировку за границу. В течение этого года должны проводиться выборы Президента РФ. Каким образом данный гражданин может проголосовать за кандидата в Президенты РФ?
Вопрос 12. На гражданку Н., находящуюся на девятом месяце беременности, было совершено нападения с целью хищения имущества. Однако в процессе совершения грабежа нападающий ранил женщину ножом в живот, отчего нарождённый ребенок погиб. Дайте правовую оценку данной ситуации в контексте права на жизнь, отвечая на вопрос о том, было ли здесь нарушено право на жизнь.
Вопрос 13. Приведите примеры ограничения свободы перемещения на территории Российской Федерации и при попытке пересечь границу Российской Федерации.
Вопрос 14.
В г. Барнауле организовали публичное мероприятие. Численность участников – 50 человек. Место проведения - сквер у памятника жертвам политических репрессий «Прощание», пл. Свободы. Уведомление о проведении данного публичного мероприятия не было направлено в соответствующую администрацию. Дайне правовую оценку этой ситуации, рассмотрев законность проведения данного публичного мероприятия.
Вопрос 15.
Можно ли считать нарушением права на благоприятную окружающую среду, когда в рамках проводимого озеленения городской среды рядом с домом гражданина был посажен ряд деревьев/растений, на которые у него аллергия? Аргументируйте свой ответ.
Вопрос 16.
Писатель написал псевдоисторический роман, в котором описал рабовладельческий строй, в условиях которого главный герой долго экспериментировал, создавал разные рецепты, но в итоге получил, как он считал, обезболивающее средство. Передавая это средство рабам, он помогал им справиться с болью от тяжелой работы и побоев. Однако данное вещество вызывало привыкание, вследствие чего появлялся выраженный абстинентный синдром. В процессе истории главный герой испытал любовный интерес к мужчине-рабу, через которого передавал свое средство и который стал зависимым от этого средства. В итоге, эмоционально и психологически не справившись со сложившейся ситуацией, главный герой очень тщательно продумывает свое самоубийство и совершает его.
Издатель отказался публиковать данную книгу, сославшись на то, что оборот информации, используемой в данном романе, ограничен. Дайте правовую оценку ситуации. Имеет ли автор право на публикацию своей истории?
Вопрос 17.
Два друга поступили в государственный университет за счет бюджетных средств: один поступил на программу бакалавриата, другой на программу – специалитета. Отучившись положенные сроки, они оба выразили желание поступить в магистратуру на бесплатной основе. Однако им было отказано, аргументируя это тем, что магистратура является вторым высшим образованием, а так как первое образование было получено ими бесплатно, то они не имеют права претендовать на бюджетные места по программе магистратуры. В их случае обучение возможно только на платной основе. Дайте правовую оценку ситуации.
Вопрос 18.
Гражданин Н. попал в автомобильную аварию, в результате которой он получил телесные повреждения и, в частности, ослеп на один глаз. Так как он уже не мог выполнять свою работу, он уволился. Гражданин Н. обратился в суд с заявлением о взыскание алиментов со своего старшего сына, родившегося от первой жены. Старший сын с данными требованиями отца не согласен, так как, во-первых, отец ушел из семьи, когда ему был одни год и никогда не занимался его воспитанием, и, во-вторых, имеет других детей (дочь и сын от второго брака, который так же был расторгнут гражданином Н.), обладающих более высоким уровнем материального благосостояния. Оцените данную ситуацию с правовой точки зрения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.


6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комкова Г. Н., Колесников Е. В., Липчанская М. А. Конституционное право Российской Федерации: Конституционное право Российской Федерации Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России : Конституционное право России Юрайт, 2021 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционное право portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:

СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:

1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);

2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к практическим занятиям по дисциплине рекомендуется начинать с повторения лекционного материала по теме предстоящего занятия. После этого рекомендуется ознакомиться с нормативными правовыми актами по теме и иными практическими источниками (практика судебных и иных государственных органов, статистика и т.п.). Только после этого необходимо приступать к ознакомлению с теоретическими источниками (монографиями, учебниками, статьями и т.п.). Такой порядок позволит вам отсеять теоретические источники, содержащие устаревшую информацию. Завершим освоение практических и теоретических источников необходимо приступить к подготовке ответов на теоретические вопросы. Если конкретное занятие предусматривает выполнение практического задания или теста, то это необходимо делать после завершения работы над теоретическими вопросами.
Подготовка к зачету или экзамену следует начинать с повторения лекционного материала и материала, рассмотренного на практических занятиях. После этого необходимо повторно посмотреть нормативные правовые акты на предмет актуальности имеющихся у обучающихся знаний. Только после этого рекомендуется ознакомление с теоретическими источниками.