МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. филол. н., Доцент, Валюлина Е.В.;Доцент, Жеребненко А.В.;к. филол. н., Доцент, Милюкова А.Г.;Преподаватель, Боржиков Т.С.

Рецензент(ы):
к.филол.н., Доцент, Аникин Д.В.

Рабочая программа дисциплины
Цифровая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ковалева Алла Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра медиакоммуникаций, технологий рекламы и связей с общественностью

Протокол от 17.06.2022 г. № 11
Заведующий кафедрой Ковалева Алла Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса - это в первую очередь понимание современных информационных технологий, их функционала, а также возможность грамотно использовать их в работе или быту. Работа с базами данных, машинное обучение, компьютерное моделирование, знание в области кибербезопасности, работа с графическими редакторами и многое другое позволит подготовить навыки для специалистов в области цифровой культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-6 Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.сущность личности и индивидуальности, структуру личности и движущие силы ее развития.
3.2.Уметь:
3.2.1.выстраивать индивидуальную образовательную траекторию развития; анализировать эффективность, планировать свою профессионально-образовательную деятельность; критически оценивать эффективность использования времени и других ресурсов при решении поставленных задач, а также относительно полученного результата; применять разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. навыками эффективного целеполагания; приемами организации собственной познавательной деятельности; приемами саморегуляции, регуляции поведения в сложных, стрессовых ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Вводный блок
1.1. Вводная лекция. Терминологический аппарат цифровых коммуникаций Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Самостоятельная работа. Матрица Эйзенхауэра Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Самостоятельная работа. Планирование в MS Project Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Блок 1. Цифровая безопасность
2.1. Лекция. Защита информации от несанкционированного доступа Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Лабораторная работа. Анализ уязвимости канала распространения информации Лабораторные 1 1 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Лабораторная работа. Резервное копирование операционной системы и данных пользователя Лабораторные 1 1 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Самостоятельная работа. Анализ антивирусной программы Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Блок 2. Социальная инженерия
3.1. Введение в социальную инженерию Лекции 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Сбор корпоративных данных из открытых источников Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Лабораторная работа. Сбор личных данных из открытых источников Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Технологии профайлинга Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Технологии легендирования Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Раппорт в социальной инженерии Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Влияние и манипуляция в социальной инженерии Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Динамические правила фрейминга Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Невербалика в социальной инженерии Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Использование коммуникативных навыков для противодействия атакам социального инжиниринга Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Кейс-тренажер Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Блок 3. Цифровая грамотность и цифровая этика
4.1. Дневник самонаблюдения «Использование медиа» Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Определите уровень своей цифровой компетентности Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Определите уровень своей цифровой грамотности Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Определите свою компетентность в области цифровой этики Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Карта компетенций специалиста в цифровую эпоху Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Кейс-тренажер "Учимся верифицировать информацию" Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.7. Проверьте свою скорость печати Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Блок 4. Основы создания цифровых продуктов
5.1. Растровая графика Adobe Photoshop Лабораторные 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Фантастический коллаж Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Коллаж «Другая планета» Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Старый постер Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Объединение фото Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Рекламное фото Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Барельеф Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.8. Калейдоскоп Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.9. Рамка для фото Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.10. Текстовые эффекты Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.11. Карандашный рисунок из фото Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.12. Акварельный рисунок из фото Современный город Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.13. Рисование сфер Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.14. Векторный Чупа-чупс Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.15. Абстрактные обои Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
5.16. Создание презентации на Prezi.com Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Введение в программирование на языке Pithon
6.1. Установка фреймворка Anaconda Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Знакомство с Anaconda Navigator Сам. работа 1 2 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.3. Знакомство и работа с Jupyter Notebook Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.4. Google Colaboratory Сам. работа 1 4 УК-6 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Полякова, Т.А., Стрельцов, А.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Кириллова Н. Б. МЕДИАПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ. Учебное пособие для вузов : Юрайт, 2020 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горелов, Н.А., Кораблева, О.Н. Развитие информационного общества: цифровая экономика: учебное пособие для вузов. Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс "Цифровая культура" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Информационно-правовой портал «Гарант» (http://garant.ru)
«КонсультантПлюс» (http://consultant.ru)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
Acrobat Reader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина предусматривает лекции и лабораторные занятия, а также самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом. Успешное изучение курса требует изучение лекций, активной работы на при выполнении лабораторных занятий, выполнения всех учебных заданий преподавателей, ознакомления с основной и дополнительной литературой.
Цель лекции – формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала. Лекция в процессе изучения дисциплины позволяет представить студенту новый учебный материал, разъяснить темы, трудные для понимания, систематизировать учебный материал, сориентировать в структуре и содержании учебного процесса.
Под самостоятельной работой студентов понимают учебную деятельность студентов, которая организована преподавателями, но осуществляется студентом без непосредственного участия преподавателя в учебной деятельности студента. Все виды самостоятельной работы студентов по дисциплине представлены в фонде оценочных средств. Четкая организация самостоятельной работы студентов делает ее эффективной. Это обеспечивается предоставлением студентам: учебных и учебно-методических пособий; тематических планов лекций, практических занятий, образцов контрольных работ, тестов, кейсов и др; перечня знаний и умений, которыми они должны овладеть при изучении дисциплины; информации о процедуре сдачи зачета и экзамена и др. Ответы представляются в письменной форме (печатной, непосредственно преподавателю, или электронной).
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на лабораторных занятиях и самостоятельной работы.