МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практика применения судами уголовно-процессуального законодательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного процесса и криминалистики
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.юрид.наук, доцент, Дудко Н.А.

Рецензент(ы):
канд.юрид.наук, доцент, Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Практика применения судами уголовно-процессуального законодательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2021 г. № 08
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного процесса и криминалистики

Протокол от 13.04.2021 г. № 08
Заведующий кафедрой С.И. Давыдов, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о проблемах толкования и применения уголовно-процессуального закона

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен обеспечивать законность, правопорядок, безопасность личности, общества и государства
ПК-5 Способен эффективно осуществлять профессиональную деятельность, обеспечивая защиту прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
ПК-4.1:применения уголовно-процессуальных норм в суде присяжных; обоснования и принятия уголовно-процессуальных решений в суде присяжных; принятия необходимых мер по защите прав и свобод граждан ПК-5.1 Знает правовую основу регулирования прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-4.2: Умеет определять способы обеспечения законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства в зависимости от конкретной юридической ситуации.ПК-5.2. Умеет в рамках конкретной правовой ситуации определять подходящие формы и способы защиты прав и законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-4.3: Владеет навыками давать квалифицированные заключения по вопросам правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности. ПК-5.3. Владеет навыками разрешения конфликтных ситуаций, затрагивающих права и законные интересы человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Проблемы толкования уголовно-процессуального закона
1.1. Сущность и признаки уголовно-процессуального закона Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.2. Сущность и признаки уголовно-процессуального закона Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
1.3. Сущность и признаки уголовно-процессуального закона Сам. работа 5 48 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Проблемы применения уголовно-процессуального закона
2.1. Виды толкований УПК РФ Лекции 5 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.2. Лексическое толкование УПК РФ Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.3. Историческое толкование УПК РФ Практические 5 2 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.4. Виды толкований УПК РФ Сам. работа 5 46 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1
2.5. Экзамен Зачет 5 4 ПК-4, ПК-5 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1.Судебная власть: понятие, значение
2.Правосудие: понятие, значение
3. Суд в системе органов государственной власти
4. Стадии уголовного судопроизводства
5. Судебные инстанции
6. Формы судебного производства
7. Условия и порядок выбора форм судебного производства
8. Судебная практика в системе источников уголовно-процессуального права
9. Судебный контроль в досудебном производстве
10. Практика применения уголовно-процессуального закона в особом порядке судебного разбирательства
11. Практика применения уголовно-процессуального закона при производстве у мирового судьи
12. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде с участием присяжных заседателей
13. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде второй инстанции
14. Практика применения уголовно-процессуального закона в стадии исполнения приговора
15. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде кассационной инстанции
16. Практика применения уголовно-процессуального закона в суде надзорной инстанции
17. Практика применения уголовно-процессуального закона при возобновлении производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств дела
18. Практика применения судом уголовно-процессуального закона при производстве по отдельной категории уголовных дел
19. Практика применения судом уголовно-процессуального закона при производстве в отношении отдельной категории лиц
20. Практика применения судом уголовно-процессуального закона в порядке международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Манова Н.С., Францифоров Ю.В. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 10-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Под ред. Бастрыкина А.И., Усачева А.А. УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 официальный сайт Конституционного Суда РФ
Э2 официальный сайт Верховного Суда РФ www.ksrf.ru
Э3 Электронный учебный курс на сайте АлтГУ"Практика применения судами УПЗ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrosoftOffice,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
209С лаборатория криминалистического исследования документов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M - 1 единица; универсальная репродукционная установка; «Папилон-ЭкспертЛаб» – 1 шт.; видеокомпаратор VC-30 – 1 шт.; комплект осветителей для ф/видеосъемки – 1 шт.; микроскоп МБС-10 – 4 шт.; универсальный фотоадаптер к микроскопу – 3 шт.; МФУ LaserJet – 1 шт.; лампы настольные – 9 шт.; интерактивная система SMART SB-680 – 1 шт.; мультимедия-проектор TOSHIBA – 1 шт.; универсальный просмотровый детектор DORS - 1 шт.; фильтр сетевой – 9 шт.
402С кабинет тактико-специальной подготовки - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 30 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; кафедра; плакат Стратегическое ориентирование на местности в военных условиях

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Учебный курс по дисциплине "Практика применения уголовно-процессуального закона уголовно-процессуального закона" реализуется на основе общих методических принципов в сочетании с методиками использования информационных ресурсов. При этом особое внимание уделяется работе обучащихся с информационно-поисковыми заданиями, дальнейшее развитие получают навыки сбора, хранения, обработки информации, применению полученных знаний в проектно-учебной, исследовательской деятельности на уровне профильной подготовки. Работа с различными информационными ресурсами рационально перемежается беседой с преподавателем, обсуждением в группах, записями в тетрадях, игровыми элементами.
Наиболее эффективный алгоритм работы с электронными ресурсами: восприятие информации, её анализ и проверка понимания, самооценка (рефлексия), определение дальнейшего маршрута продвижения в учебном материале.
Организационные формы обучения:
• контактная работа с преподавателем в рамках аудиторных практических занятий;
• индивидуальная и индивидуализированная система: при работе с практическими заданиями;
• групповая работа: при выполнении заданий общего блока, на основании демонстрации которого организуется обсуждение в группах общей проблемы либо мини-задач, являющихся составной частью общей учебной задачи; возможна также организация работы групп обучащихся по индивидуальным заданиям;
• самостоятельная работа по изучению нового материала, отработке учебных навыков и навыков практического применения приобретённых знаний; выполнение индивидуальных заданий творческого характера;
• внеаудиторная работа, исследовательская работа.
При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
При освоении дисциплины используются активные и интерактивные формы.
На лекционных занятиях: проблемная лекция.
На практических занятиях: устные опросы.
На самостоятельной работе: выполнение докладов, рефератов, решение ситуационных задач.
В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить.
Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.