МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы материального права

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 89
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 6

Распределение часов по курсам

Курс 6 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 89 89 89 89
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ист.н., доцент, Русанов В.В.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы материального права

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы материального права» являются во-первых, теоретическое освоение базовых, методологических концепций материального права как предпосылка плодотворной юридической практики; во-вторых, изучение проблем материального права с учетом и на основе изученного студентами материала отраслевых дисциплин, что должно способствовать преодолению фрагментарности знаний и формированию целостного представления о материальном праве современной России, в-третьих, овладение необходимыми знаниями, навыками и умениями для правотворческой, правоохранительной и иной юридической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования
ПК-1.1 Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.2 Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
ПК-1.3 Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает виды, особенности и иерархию нормативных правовых актов по юридической силе.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет определять место нормативного правого акта в иерархии нормативных правовых актов по юридической силе.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет навыками создания правовых норм с учетом правил юридической техники.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Актуальные проблемы материального права
1.1. Актуальные проблемы материального права» как учебная дисциплина Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.2. Актуальные проблемы материального права» как учебная дисциплина Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.3. Актуальные проблемы материального права» как учебная дисциплина Сам. работа 6 5 Л2.1, Л1.1
1.4. Материальное право в системе права Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.5. Материальное право в системе права Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Материальное право в системе права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.7. Соотношение материального и процессуального права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.8. Соотношение материального и процессуального права Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.9. Соотношение материального и процессуального права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.10. Структура материального права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.11. Структура материального права Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.12. Структура материального права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.13. Актуальные проблемы форм (источников) российского материального права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.14. Актуальные проблемы форм (источников) российского материального права Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.15. Актуальные проблемы форм (источников) российского материального права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.16. Регулирование общественных отношений отраслями материального права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.17. Регулирование общественных отношений отраслями материального права Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.18. Регулирование общественных отношений отраслями материального права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.19. Нормы материального права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.20. Нормы материального права Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.21. Нормы материального права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.22. 2 Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.23. Материальные правовые отношения Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.24. Материальные правовые отношения Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
1.25. Реализация и толкование материального права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.26. Реализация и толкование материального права Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.27. Реализация и толкование материального права Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.28. Проблема правонарушения в материальном праве Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.29. Проблема правонарушения в материальном праве Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.30. Проблема правонарушения в материальном праве Сам. работа 6 8 Л2.1, Л1.1
1.31. Проблемы юридической ответственности в материальных отраслях права Лекции 6 0 Л2.1, Л1.1
1.32. Проблемы юридической ответственности в материальных отраслях права Практические 6 0 Л2.1, Л1.1
1.33. Проблемы юридической ответственности в материальных отраслях права Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 6 9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9318

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять правотворческую деятельность на основе знаний о механизме правового регулирования

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Синонимом понятию «законотворчество» является термин:
- правотворчество;
- законность;
- правоведение;
- моделирование права.
Ответ: правотворчество

Вопрос 2. Депутаты Государственной Думы РФ?
- разрабатывают и принимают проект закона;
- одобряют или нет принятый Советом Федерации РФ проект закона;
- принимают решение о публикации закона в СМИ;
- спорят о судьбе России.
Ответ: разрабатывают и принимают проект закона

Вопрос 3. Совет Федерации РФ:
- разрабатывают и принимают проект закона;
- одобряют принятый или нет Государственной Думой РФ проект закона;
- принимают решение о публикации закона в СМИ;
- контролирует работу министерства юстиции.
Ответ: одобряют принятый или нет Государственной Думой РФ проект закона.

Вопрос 4. Обсуждение законодательным органом законопроекта называется?
- пленарным;
- законодательным;
- правовым;
- очередным.
Ответ: пленарным.

Вопрос 5. Какое количество чтений законопроекта предусматривается Регламентом Государственной Думы РФ?
- 2;
- 3;
- 4;
- неограниченно.
Ответ: 3

Вопрос 6. Обладает ли Президент РФ законодательной инициативой:
- да;
- нет;
- в чрезвычайных условиях;
- предлагает проекты законов.
Ответ: да.

Вопрос 7. Процессуальная форма - это?
- порядок рассмотрения гражданских дел;
- деятельность суда и других участвующих в деле лиц, направленная на рассмотрение и разрешение гражданских дел;
- последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий;
- совокупность реквизитов процессуальных документов.
Ответ: последовательный, определенный нормами гражданского процессуального права порядок рассмотрения гражданского дела, включающий в себя определенную систему гарантий

Вопрос 8. Внутренняя самооценка правового нигилизма – это
- позиция отождествления смысла права с сознанием субъекта;
- отрицание значения права как регулятора человеческого поведения;
- мнение, что источниками права является сам объективный мир и социальная действительность;
- принцип права.
Ответ: отрицание значения права как регулятора человеческого поведения.

Вопрос 9. Планируя свою образовательную и профессиональную деятельность в духе нормативизма дайте верный ответ: Нормативистская концепция в качестве источника права называет?
- эмоциональное состояние человека;
- государство;
- свободную экономическую деятельность людей
- обычаи.
Ответ: государство.

Вопрос 10. Какой из принципов относится к организационно-функциональным
- законности;
- диспозитивности;
- непрерывности судебного разбирательства;
- равенства граждан и организаций перед законом и судом.
Ответ: равенства граждан и организаций перед законом и судом.

Вопрос 11. Особенностями правоприменения в международном частном праве являются процедуры (стадии) правоприменения:
- разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка;
- толкование юридических понятий и применение иностранного права;
- установление содержания норм иностранного права и сравнение его с содержанием российского права.
-герменевтика права.
Ответ: разрешение коллизии права и применение материальных норм конкретного правопорядка

Вопрос 12. «Конфликт квалификаций» - это:
- несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка;
- проблема правоприменения в международном частном праве;;
- квалификация по отечественному праву;
- конфликт между субьектами правоотношений.
Ответ: несовпадение словесно или по содержанию юридических понятий, из которых состоят объем коллизионной нормы и коллизионная привязка

Вопрос 13. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста только в специальных газетах, например, «Российская газета»?
- нет;
- да;
- газета «юрист и закон»
- радио «официально»
Ответ: нет.

Вопрос 14. Руководитель субъекта РФ может в случае необходимости подписать и обнародовать федеральный закон?
- нет;
- да;
- только если Президент РФ находится за границей;
- при военном положении.
Ответ: нет.

Вопрос 15. Законопроекты разрабатываются депутатами Государственной Думы в специальных?
- группах;
- комиссиях;
- комитетах;
- коллегиях.
Ответ: комитетах

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1. Какая правовая система действует в России??
Ответ: Современную правовую систему России относят к романо-германской семье. Правовая система Российской Федерации делится на федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации.

Вопрос 2. Что входит в правовую систему?
Ответ: В качестве элементов правовой системы она называет субъектов права, правовые нормы и принципы, правоотношения, правовое поведение, юридическую практику, режим функционирования правовой системы, правовую идеологию, правосознание, правовые взгляды, правовую культуру, а также законность и правопорядок

Вопрос 3. В чем состоит специфика российской правовой системы?
Ответ: важнейшим источником права является нормативно-правовой акт; право, как систему норм, формировал и формирует законодатель; деление на отрасли права; деление на частное и публичное право; кодифицированность права

Вопрос 4. Какое главное назначение правовой системы?
Ответ: Главное назначение права состоит в том, чтобы упорядочить общественную жизнь, обеспечить её стабильность, устойчивость.

Вопрос 5. Утвердив положение, что лучшим является такое государственное устройство, в котором законодательная, исполнительная и судебная власти функционируют независимо друг от друга, Ш.Л. Монтескье определил принцип.
Ответ: разделения властей.

Вопрос 6. Каким образом соотносятся право и правовая система?
Ответ: Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Они соотносятся друг с другом как часть и целое.

Вопрос 7. Какие три элемента включает в себя нормы права?
Ответ: Правовая норма состоит из трёх частей: гипотезы, диспозиции и санкции.

Вопрос 8. Направление философско-правовой мысли, для которого главным и единственным предметом познания служат феномены положительного права, называется?
Ответ: юридическим позитивизмом

Вопрос 9. Когда появился термин правовая система?
Ответ: Правовая система как самостоятельное понятие сформировалось в отечественной науке в 1980-х гг. и стало использоваться наряду с понятием «система права», как имеющее более широкое значение.

Вопрос 10. Границами права являются границы?
Ответ: Свободы.

Вопрос 11. Значительный вклад в развитие естественного права внес французский философ-просветитель, политический деятель и правовед?
Ответ: Ш.Л. Монтескье

Вопрос 12 Концепт согласительной формы перехода от «естественного состояния» к цивилизованной государственности называется?
Ответ: общественным договором.

Вопрос 13. Что составляет основу российской правовой системы?
Ответ: Конституция является первоисточником права в РФ, принципам которой должны соответствовать все остальные правовые нормы.

Вопрос 14. Что входит в законотворческий процесс?
Ответ: Законодательный процесс включает ряд последовательных стадий: законодательную инициативу от разработки законопроекта до его внесения в парламент, обсуждение в парламенте, принятие закона и его публикацию..

Вопрос 15. Чем отличается законодательный процесс от законотворческого?
Ответ: Законодательная деятельность предполагает введение в систему нормативно-правовых актов принятого закона, тогда как законотворческая деятельность (законотворчество) предполагает еще и творческий исследовательский подход к созданию закона, а потому значение данного понятия шире.

Вопрос 16. Как президент участвует в законотворческом процессе?
Ответ: В порядке, предусмотренном Конституцией, Президент реализует своё право законодательной инициативы, а также право на подписание либо отклонение федеральных законов. Этим обеспечивается эффективность участия Президента в законотворческом процессе.

Вопрос 17. Когда законопроект становится законом?
Ответ: Федеральные и федеральные конституционные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней с момента их подписания Президентом. Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования, если самим документом не установлен другой срок.

Вопрос 18. Что лежит в основе законов?
Ответ: Законность опирается на силу и авторитет государства, предполагает верховенство закона над властью, а также над иными нормативными системами.

Вопрос 19. Впервые наука права выделилась в самостоятельную отрасль знания в Древнем?
Ответ: Риме.

Вопрос 20. В чем разница между правом и законом?
Ответ: правом называются юридические нормы, которые устанавливаются государством. Закон же, в свою очередь, является неким правовым актом, регулирующий определенную сферу деятельности человека.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
1. Материальное право как единый правовой блок (подсистема) в системе права.
2. Материальное право и проблемы модернизации российской правовой системы.
3. Своеобразие и значение системного подхода в исследовании материального права.
4. Право материальное и процессуальное, право публичное и частное: проблема соотноше-ния.
5. Диалектика взаимодействия материального и процессуального права: генетические, структурные и функциональные связи.
6. Соотношение материальных и процессуальных норм в системе российского права.
7. Граница между «материальным» и «процессуальным» в системе права.
8. Проблема подразделения правовых явлений на материальные и процессуальные.
9. «Материальное» в праве (интерес, ущерб, санкция, ответственность).
10. Материальное и процессуальное право в Древнем Риме.
11. Материальное и процессуальное право в феодальной Англии.
12. Материальное и процессуальное право в СССР.
13. Специфика функционирования материального права.
14. Организационно-процедурные нормы: место в системе права.
15. Процедура в праве.
16. Кодификация материального права.
17. Диспозитивность в материальном праве.
18. Соотношение материальной и процессуальной правосубъектности.
19. Правопреемство в материальном праве.
20. Влияние материального права на гражданское процессуальное право.
21. Российское административное право: соотношение материальных и процессуальных норм.
22. Взаимосвязь материального и процессуального уголовного права.
23. Судебное решение как акт применения норм материального и процессуального права.
24. Судебное решение как юридический факт в материальном праве.
25. Спор о праве через призму материального и процессуального права.
26. Материальное и процессуальное в судебном доказывании.
27. Субсидиарное применение норм материального права.
28. Аналогия в материальном праве России: история и современность.
29. Коллизии норм материального и процессуального права.
30. Юридическое значение правильного определения отраслевой принадлежности норм ма-териального права.
31. Обеспечение демократии нормами материального права.
32. «Нейтрализация» норм материального права с помощью норм процессуального права (по мотивам публикаций С.А. Денисова).
33. Понятие договора в материальном праве.
34. Система субъектов материального права в России.
35. Система форм (источников) материального права в России.
36. Санкции в отраслях материального права.
37. Судебные ошибки в применении норм материального права.
38. Новое толкование нормы материального права как основание для пересмотра ранее при-нятых судебных актов.
39. Институт юридической ответственности в материальном праве.
40. Эффективность норм материального права.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) Аттестация проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Системно-иерархический характер источников права;
2. Источники современного российского права;
3. Закон в системе источников современного российского права;
4. Классификация законов: критерии, виды;
5. Конституция РФ 1993 года - Основной закон современного российского государства;
6. Подзаконные акты как источники современного российского права;
7. Указы Президента Российской Федерации;
8. Постановления Правительства РФ и федеральные ведомственные акты;
9. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации;
10. Правовая политика современной России и региональные акты;
11. Акты органов местного самоуправления и другие источники права;
12. Системность права. Система, структура, внутренняя форма права.
13. Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы.
14. Элементный ряд системы права: устоявшиеся и новые подходы.
15. Отрасль права: теоретические проблемы обособления отраслей права и их классификация.
16. Системный подход в изучении материального права.
17. Процедура в праве.
18. Кодификация материального права.
19. Диспозитивность в материальном праве.
20. Соотношение материальной и процессуальной правосубъектности.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Правовой договор, общепризнанные принципы и нормы международного права в правовой системе России;
2. Развитие идей судейского (прецедентного) правотворчества и определение юридической природы судебной практики как источника права;
3. Судебная практика как источник современного российского права;
4. Правовые позиции Конституционного Суда как форма судейского правотворчества;
5. Систематизация нормативных правовых актов: понятия и виды;
6. Источники романо-германского права;
7. Основные виды источников романо-германского права и критерии их классификации;
8. Закон в системе источников романо-германского права;
9. Обычай как источник романо-германского права: понятие, роль, виды;
10. Соотношение прецедента с другими источниками права;
11. Источники англосаксонского (общего) права;
12. Основные периоды становления и развития общего права и его источников;
13. Понятие материального права. Место материального права в системе права.
14. Развитие научных взглядов на соотношение материального права и процесса в юриспруденции.
15. Соотношение материального и процессуального права в различных правовых системах.
16. Взаимообусловленность материального и процессуального права.
17. Структура материального права: понятие и подходы.
18. Правопреемство в материальном праве.
19. Влияние материального права на гражданское процессуальное право.
20. Российское административное право: соотношение материальных и процессуальных норм.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Селютина, Е. Н. Проблемы теории государства и права: учебное пособие для вузов Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Е. Н. Селютина, В. А. Холодов История и методология юридической науки : учебник и практикум для вузов М.: Юрайт // ЭБС, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э2 Верховный суд РФ www.supcourt.ru
Э3 Сайт кафедры теории и истории АлтГУ tigp.wordpress.com
Э4 Актуальные проблемы материального права: курс в moodle на едином образовательном портале АлтГУ https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7446 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа курса рассчитана на усвоение основных тем данной дисциплины, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарах и консультациях, так и самостоятельно. Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права tgip.worldpress.com, на сайте образовательного портала "Юридическая Россия", Научной электронной библиотеки elibrary.ru, содержащей издания, входящие в РИНЦ.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины «Актуальные проблемы материального права» завершается экзаменом. Итоговое выставление оценки производится на основании ответа студента на вопросы экзаменационного билета с учетом результатов решения задач, выполненных им в течение семестра.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются на семинарских занятиях. Каждый вопрос содержит не-сколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Письменные работы (рефераты) являются дополнительным оценочным средством. Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема письменной работы (реферата) обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данному вопросу. Письменные р-боты назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Вопросы на экзамен включаются в экзаменационные билеты. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку ответа студенту дается 30 минут. Экзамен проводится в устной форме. После основного ответа преподавателем могут быть заданы дополнительные вопросы. Экзамен оценивается по 4-балльной шкале.