МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права зарубежных стран

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.05.04. специальность Судебная и прокурорская деятельность
СпециализацияСудебная деятельность
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz40_05_04_Судебная и прокурорская деятельность-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 123
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.юр.н., доцент, Моисеева О.Г.

Рецензент(ы):
Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность (приказ Минобрнауки России от 18.08.2020 г. № 1058)

составлена на основании учебного плана:
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев Антон Александрович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 04.07.2023 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев Антон Александрович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является глубокое освоение специалистами знаний о закономерностях и особенностях возникновения и развития государств и правовых систем зарубежных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права
ОПК-1.1 Знает закономерности формирования, функционирования и развития права.
ОПК-1.2 Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
ОПК-1.3 Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.
УК-1Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-5Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно- исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-1.1. Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-5.1. Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и
цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира.
ОПК-1.1. Знает закономерности формирования,функционирования и развития права.


3.2.Уметь:
3.2.1.УК-1.2. умеет осуществлять поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов.
УК-1.3. умеет сопоставлять разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-5.2. умеет применять знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурноисторической обусловленности.
ОПК-1.2. Умеет определять основные тенденции развития правовых систем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-1.4.владеет навыками анализа информации и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи,оценивая их достоинства и недостатки
УК-5.3. Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного,
религиозного, этнического, социального многообразия современного общества.
УК-5.4. Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия.
ОПК-1.3. Владеет навыками разрешения нестандартных ситуаций правоприменительной практики.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История государства и права зарубежных стран
1.1. Предмет, методы и система курса Сам. работа 1 8 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.2. История государства и права стран Древнего Востока Лекции 1 2 УК-5.2 Л1.1, Л2.1
1.3. История государства и права стран Древнего Востока Сам. работа 1 8 УК-5.2 Л1.1, Л2.1
1.4. История Афин и Спарты Лекции 1 2 УК-1.1, УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.5. История Афин и Спарты Сам. работа 1 8 УК-5.2 Л1.1, Л2.1
1.6. История Древнего Рима Сам. работа 1 8 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. История римского права Сам. работа 1 8 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. История государства и права франков Сам. работа 1 8 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.9. Средневековая Франция Сам. работа 1 8 УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.10. Средневековая Англия Сам. работа 1 8 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Средневековая Германия Сам. работа 1 8 УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.12. Феодальное право Сам. работа 1 8 УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.13. Государство и право Византии Сам. работа 1 8 УК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Средневековый Китай Сам. работа 1 8 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.15. Арабский Халифат: государство и право Сам. работа 1 8 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.16. История Великобритании в Новое и Новейшее время Практические 1 2 УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
1.17. История Великобритании в Новое и Новейшее время Сам. работа 1 5 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.18. США Сам. работа 1 2 УК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.19. США Практические 1 2 УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4 Л1.1, Л2.1
1.20. История Франции в Новое и Новейшее время Практические 1 2 УК-5.2, УК-5.3 Л1.1, Л2.1
1.21. История Франции в Новое и Новейшее время Сам. работа 1 2 УК-1.2 Л1.1, Л2.1
1.22. История Германии в Новое и Новейшее время Сам. работа 1 4 УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.23. История Японии Сам. работа 1 4 УК-5.1, УК-1.4 Л1.1, Л2.1
1.24. Решение задач по истории права нового и новейшего времени Практические 1 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.25. История права Нового и Новейшего времени Сам. работа 1 2 ОПК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.26. Экзамен 1 9 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3, УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3, УК-1.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3278
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1
Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Выберете правильную характеристику древневосточных государств:
А. Монархические
Б. Республиканские
В. Демократические
Г. Олигархические
ОТВЕТ: А
Вопрос 2. Какая из характеристик парламентской монархии в Великобритании является верной?
А. Выборы главы правительства народом
Б. Право правительства издавать акты делегированного законодательства
В. Ответственное перед парламентом правительство
Г. Независимость от короля судебной власти
ОТВЕТ: В
Вопрос 3. Назовите основную производительную силу на Древнем Востоке.
А. Крестьяне-общинники
Б. Рабы
В. Наемные работники
Г. Рабочие
ОТВЕТ: А
Вопрос 4. Что означает принцип талиона?
А. Воздаяние равным за равное
Б. Материальное возмещение причиненного ущерба
В. Наказание в виде смертной казни
Г. Денежный штраф
ОТВЕТ: А
Вопрос 4. Назовите признак, не характерный для английского абсолютизма:
А. Отсутствие крупной сухопутной армии
Б. Военно-бюрократический характер власти
В. Наличие парламента
Г. Местное самоуправление
ОТВЕТ: Б
Вопрос 5. Какая форма правления преобладала на Древнем Востоке?
А. Республика
Б. Монархия
В. Диктатура
Г. Аристократия
ОТВЕТ: Б
Вопрос 6. Выберете признак, характеризующий первобытные правовые нормы:
А. Формальная определенность
Б. Казуистичность
В. Обеспеченность возможностью государственного принуждения
Г. Нормативность
ОТВЕТ: Б
Вопрос 7. Назовите высший орган государственной власти в Афинах:
А. Совет старейшин
Б. Народное собрание
В. Сенат
Г. Вече
ОТВЕТ: Б
Вопрос 8. Какой характер носило рабство на Древнем Востоке?
А. Патриархальный
Б. Частный
В. Классический
Г. Общинный
ОТВЕТ: А
Вопрос 9. Что такое комиции в Древнем Риме?
А. Советы городов
Б. Народные собрания
В. Должностные лица
Г. Территориальные округа
ОТВЕТ: Б
Вопрос 10. Какая партия являлась предшественницей современной консервативной партии Великобритании?
А. Тори
Б. Виги
В. Либералы
Г. Демократы
ОТВЕТ: А
Вопрос 11. Какое понятие является центральным в Декларации прав человека и гражданина 1789 г.?
А. Свобода
Б. Равенство
В. Братство
Г. Единство
ОТВЕТ: А
Вопрос 12. В Золотой булле 1356 г. закреплялось:
А. Усиление власти императора
Б. Ликвидация феодальной раздробленности
В. Концентрация всей власти в руках курфюрстов
Г. Ликвидация местного самоуправления
ОТВЕТ: В
Вопрос 13. В каком документе была провозглашена независимость английских колоний в Северной Америке от Англии:
А. Конституция США
Б. Билль о правах
В. Статьи конфедерации
Г. Декларация независимости
ОТВЕТ: Г
Вопрос 14. В каком документе были провозглашены неотчуждаемые права на жизнь, свободу и стремление к счастью?
А. Билль о правах США
Б. Декларация независимости
В. Декларация прав человека и гражданина
Г. Петиция о правах
ОТВЕТ: Б
Вопрос 15. Что означает партикуляризм права?
А. Множественность права, отсутствие единой правовой системы в пределах государства
Б. Многопартийная политическая система
В. Многообразие политических взглядов
Г. Множественность форм собственности
Ответ: А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Назовите форму правления, характерную для античных государств.
Ответ: республика.
2. Л. Морган в работе «Древнее общество» для обозначения организации власти на стадии перехода от первобытнообщинного строя к государству ввел термин ______________________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: военная демократия
3. Назовите примеры древневосточных деспотий?
Ответ: Древний Египет, Древний Китай
4. Что являлось основным источником права древневосточных государств?
Ответ: обычаи
5. Этап в развитии феодальной монархии, характеризовавшийся слабой королевской властью, политической децентрализацией, феодальной раздробленностью, существованием вассальных отношений -__________ монархия. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: сеньориальная
6. Этап в развитии феодальной монархии, характеризовавшийся ростом городов, усилением королевской власти, оформлением сословий и появлением сословно-представительных органов - ________монархия. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: сословно-представительная
7. Этап в развитии феодальной монархии, характеризовавшийся сильной королевской властью, бюрократизацией государственного аппарата, опорой власти на армию -__________монархия. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: абсолютная
8. Каким понятием в средние века характеризовалось условное пожизненное наследуемое земельное держание? Условием держания являлась, как правило, военная служба королю.
Ответ: феод
9. Акт об устроении или престолонаследии 1701 г. провозгласил один из важнейших принципов конституционной монархии, установив независимость_________ власти от короля. Какой именно ветви власти? Вставьте пропущенное слово.
Ответ: судебной
10. В каком году началась Великая французская буржуазная революция?
Ответ: В 1789 году.
11. Какое наказание грозило шудре за оскорбление представителя вышестоящей варны?
Ответ: В Законах Ману последовательно отстаивалась идея привилегированного положения высших варн. Шудре грозило членовредительское наказание – отрезание языка.
12. Какое наказание должен был назначить суд в Древней Индии за похищение брахманки А.
Ответ: Женщины в Древней Индии охранялись особенно строго. Поэтому, наказание за похищение – смертная казнь.
13. Врач, приглашенный для лечения мушкенума, сделал неудачную операцию по удалению бельма с глаза. В результате мушкенум потерял глаз. Какое наказание понесет врач?
Ответ: Законы Хаммурапи закрепляли принцип талиона при назначении наказания. В данном случае врач лишался кисти руки, что в дальнейшем не позволяло ему заниматься врачебной практикой.
14. Житель Древней Индии А. продал соседу вола. Но через день пожалел об этом и предложил вернуть деньги соседу, чтобы сосед вернул ему вола. Сосед отказался. Какое решение вынесет суд?
Ответ: Законы Ману предусматривали для сторон договора купли-продажи возможность в течение 10 дней расторжения договора и возвращения в первоначальное положение.
15. Некий франк был схвачен при проникновении в виноградник с целью кражи винограда. Какое наказание он понесет?
Ответ: Салическая правда, как правило, предусматривала наказание в виде штрафа. Размер штрафа за данное преступление 15 солидов.
16. В ходе отражения нападения на свой дом немецкий бюргер убил одного из нападавших. Будет ли он нести ответственность по Каролине?
Ответ: Каролина закрепляла институт необходимой обороны, а также установила случаи лишения жизни, при которых убийство было ненаказуемо. Среди них – убийство в ночную пору в своем жилище вора.
17.Какое наказание грозило человеку за лжесвидетельство по Каролине?
Ответ: Наказание за лжесвидетельство по Каролине строилось на основе назначение такого же наказание, которое грозило человеку за преступление, в котором его обвинили.
18. А., опекун 17 летнего Б., купил у подопечного карету, оставшуюся после смерти его отца. Заместитель опекуна предъявил иск о признании сделки недействительной. Будет ли данный иск удовлетворен по ФГК 1804 г.?
Ответ: Согласно ФГК 1804 г. всякие договоры между опекуном и подопечным являются ничтожными, если они не были необходимыми и не удостоверены распиской за 10 дней до заключения договора.
19. Француз А. присоединил участок пустоши к своему винограднику и в течение 12 лет обрабатывал его и получал урожай. Но на тринадцатый год появился человек, который заявил, что данный участок принадлежит ему и не используется лишь потому, что он проживает в другой провинции и узнал о существовании этого владения несколько месяцев назад из открывшегося завещания. Кому должен принадлежать данный участок по ФГК 1804 г.?
Ответ: ФГК устанавливает срок давности владения в 10 лет, для проживающих в данной провинции, 20 лет – за пределами провинции.
20. Между крестьянами А. и Б. возник спор о праве на имущество. А., уезжая на заработки, передал Б. корову на правах узуфрукта сроком на 4 месяца. По возвращении, он узнал, что корова отелилась. А. потребовал вернуть корову и теленка. Б. возвращать теленка отказался. Как должен быть разрешен спор по ФГК 1804 г.?
Ответ: Согласно ФГК узуфруктуарий может пользоваться всеми видами плодов, в том числе приплодом животных. Но право пользования не переходит в право собственности.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5
Способен анализировать и учитывать разнообразие культур в процессе межкультурного взаимодействия
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите географический район возникновения первых государств:
А. Западная Европа
Б. Северная Африка и Передняя Азия
В. Западное Средиземноморье
Г. Западная Сибирь
Ответ: Б
Вопрос 2. Выберете правильный вариант ответа на вопрос: «Что представляла собой полисная форма государства?»
А. один из видов древневосточных государств
Б. разновидность античного рабовладельческого государства
В. форму территориального устройства средневековой Англии
Г. форму правления Франции XIX в.
Ответ: Б
Вопрос 3. При каком государственном деятеле в Афинах был осуществлен переход от родового к территориальному устройству государства?
А. Клисфен
Б. Хаммурапи
В. Цезарь
Г. Мартелл
Ответ: А
Вопрос 4. Назовите, в каком государстве существовал такой орган как суд присяжных (гелиэя)?
А. Афины
Б. Франция
В. Германия
Г. Англия
Ответ: А
Вопрос 5. В республиканском Риме самая высшая должность – это должность:
А. Консула
Б. Императора
В. Протектора
Г. Богдыхана
Ответ: А
Вопрос 6. Что такое Парижский парламент?
А. Королевский Совет
Б. Орган сословного представительства
В. Высшая судебная инстанция
Г. Совет министров
Ответ: В
Вопрос 7. В каком государстве нашли наиболее яркое воплощение признаки абсолютной монархии: жесткая централизация, огромный бюрократический аппарат, большая наемная армия?
А. Франция
Б. Англия
В. Германия
Г. Рим
Ответ: А
Вопрос 8. Назовите особенность организации власти в Арабском Халифате:
А. выборность халифов
Б. сосредоточение в руках правителя светской и духовной власти
В. наличие сословно-представительного органа
Г. наличие местного самоуправления
Ответ: Б
Вопрос 9. Что лежит в основе мусульманской цивилизации?
А. Коран
Б. Библия
В. Веды
Г. Книга Велеса
Ответ: А
Вопрос 10. Какой документ Английской революции называют единственной писанной конституцией?
А. Декларация независимости
Б. Орудие управления
В. Трехгодичный акт
Г. Закон о гомстедах
Ответ: Б
Вопрос 11. Что понимается под дуализмом американской федерации?
А. разделение власти между конгрессом и президентом
Б. предметная компетенция федерации и штатов
В. разделение власти между президентом и вице-президентом
Г. разделение власти между президентом и Верховным судом
Ответ: Б
Вопрос 12. Идеи, какого французского мыслителя были положены в основу Декларации прав человека и гражданина 1789 г.?
А. Гроция
Б. Монтескье
В. Локка
Г. Пейна
Ответ: Б
Вопрос 13. В каком государстве существовал такой орган как цензорат, контролирующий деятельность чиновничьего аппарата?
А. Афины
Б. Китай
В. Англия
Г. Византия
Ответ: Б
Вопрос 14. Революция Мэйдзи привела к передаче всей полноты власти в руки:
А. императора
Б. сегуна
В. новой буржуазии
Г. рабочих и крестьян
Ответ: А
Вопрос 15. Как называется самый известный результат кодификации и систематизации римского права?
А. Салическая правда
Б. Свод законов Юстиниана
В. Иджма
Г. Кутюмы
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В ходе аграрной реформы в Японии в 1872-73 гг. наиболее значимым изменением было:
Ответ: провозглашение частной собственности на землю
2.Когда и кем впервые было введено понятие «враг народа»?
Ответ: Якобинцами в 1794 г.
3.Чем характеризуется эволюция двухпартийной политической системы Великобритании в ХХ в?
Ответ: Поочередной сменой у власти консерваторов и лейбористов.
4. Образование какого государства связано с возникновением и распространением ислама?
Ответ: Арабский Халифат
5.В каком году произошло образование ФРГ?
Ответ: в 1949 г.
6.Каким президентом был выработан «Новый курс», направленный на вывод США из экономического кризиса?
Ответ: Ф. Рузвельтом
7.С историей какого государства связана деятельность религиозно-политического течения пуритан?
Ответ: Англия
8.Какая форма государственного устройства существовала в США в период 1781-1787 гг.?
Ответ: Конфедерация
9.В Средневековой Западной Европе наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условиях несения службы - ___________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: феод
10.Что такое разделение властей?
Ответ: Один из важнейших принципов конституционного строя, заключающийся в разделении компетенций и функций между органами законодательной, исполнительной и судебной власти, каждая из которых контролирует другие.
11.В Древней Индии охранник жертвенных даров, защищая женщину от грабителей, убил в схватке одного из нападавших. Какой приговор будет вынесен по Законам Ману?
Ответ. Согласно Законам Ману данный случай рассматривается как основание для освобождения от ответственности.
12.На рыночной площади при краже лепешки был схвачен 12 летний мальчик. Будет ли он нести ответственность по Каролине?
Ответ: По Каролине смертная казнь, как правило, не применялась до 14 летнего возраста. Возможны телесные наказания.
13. После смерти свободного франка в 552 г. встал вопрос о разделе наследства, главную ценность в котором составлял участок земли. Среди родственников, претендовавших на наследство, были жена, дочь, брат. Кто получит землю?
Ответ: Согласно титулу Салической правды земельное наследство не могло перейти к женщинам, следовательно, участок получит брат.
14. Один из городских стражников, пытаясь задержать ночного вора, тяжело ранил его в схватке. От полученной раны тот умер. Какое решение будет вынесено по Каролине?
Ответ: Каролина предусматривает случаи лишения жизни, которые являются ненаказуемыми. К ним относится убийство при задержании по долгу службы.
15. Авилум заказал строительство дома. Однако строитель выполнил задание небрежно, в результате чего крыша дома обвалилась, убив сына хозяина. Какое наказание предусматривали Законы Хаммурапи?
Ответ: Согласно Законам Хаммурапи должны убить сына строителя.
16. В древней Индии А. обокрал богатый дом. В судебном разбирательстве выяснилось, что это уже вторая кража, совершенная им. Какому наказанию А. будет подвергнут?
Ответ: Законы Ману за первую кражу предусматривали наказание – отрезание 2 пальцев, за вторую кражу – отрезали руку и ногу, за третью – смертная казнь.
17.Франк А. украл коня и был схвачен. Было выяснено, что конь принадлежал королю. Какое наказание понесет А.?
Ответ: Согласно Салической правде основным видом наказания является уплата штрафа. Принадлежность имущества королю – отягчающее вину обстоятельство. Размер штрафа составлял 90 солидов.
18.В ходе судебного разбирательства в 567 г. в королевстве франков выяснилось, что один из свидетелей дал ложные показания. Какое наказание он может понести?
Ответ: Салическая правда устанавливала ответственность за лжесвидетельство в виде штрафа. Размер штрафа – 15 солидов.
19.Некая А. в 1587 г. была обвинена в колдовстве. Какое наказание ей грозило по Каролине?
Ответ: Каролина рассматривала в качестве самых тяжких преступлений - преступления против религии, к которым относилось колдовство. Наказанием была смертная казнь. За колдовство – сожжение.
20. Некий А. был задержан в 1589 г. в г. Бремене за злостное бродяжничество. Какое наказание ему грозило по Каролине?
Ответ: Бродяжничество относили к государственным преступлениям, поэтому и наказание было очень суровое – смертная казнь.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1
Способен анализировать основные закономерности формирования, функционирования и развития права

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. По какой системе построен Гражданский кодекс Франции 1804 г.?
А. пандектной
Б. прецедентной
В. институционной
Г. смешанной
Ответ: В
Вопрос 2. В каком гражданском кодексе отсутствует понятие юридического лица?
А. Германии
Б. Франции
В. Швейцарии
Г. Японии
Ответ: Б
Вопрос 3. Какую форму судебного процесса по уголовным делам закрепил УПК Франции 1808 г.?
А. розыскной
Б. смешанный
В. состязательный
Г. обвинительный
Ответ: Б
Вопрос 4. Положения о суровом наказании за посягательство на частную собственность ранее всех закрепили:
А. Законы Ману
Б. Законы Драконта
В. Законы Хаммурапи
Г. Законы XII Таблиц
Ответ: В
Вопрос 5. Что понимали под сервитутом римские юристы?
А. разновидность собственности на землю
Б. форму залога
В. форму ограничения права собственности
Г. форму защиты права собственности
Ответ: В
Вопрос 6. Древнейшей формой гражданского процесса в Риме был
А. легисакционный
Б. формулярный
В. экстраординарный
Г. состязательный
Ответ: А
Вопрос 7. Для проведения обряда манципации требовалось присутствие свидетелей (количество):
А. 2
Б. 3
В. 4
Г. 5
Ответ: Г
Вопрос 8. Основной источник Салической правды:
А. римское право
Б. королевские указы
В. городское право
Г. правовые обычаи франков
Ответ: Г
Вопрос 9. Кутюмы во Франции – это:
А. королевские указы
Б. местные правовые обычаи
В. судебные решения
Г. сборники законов
Ответ: Б
Вопрос 10. В какой стране начиная с XIII в. не существовало централизованной правовой системы?
А. Англия
Б. Франция
В. Германия
Г. Китай
Ответ: В
Вопрос 11. Что лежало в основе английского права справедливости?
А. римское право
Б. правовые обычаи
В. королевское законодательство
Г. решения суда лорда-канцлера
Ответ: Г
Вопрос 12. Легисты в Китае были сторонниками идеи:
А. абсолютного господства закона
Б. преобладания морально-нравственных норм
В. сочетания морали и закона
Г. преобладания обычаев
Ответ: А
Вопрос 13. Кияс по мусульманскому праву
А. мнение отдельных ученых-правоведов
Б. решение дел по аналогии
В. правовой обычай
Г. мнение всей мусульманской общины
Ответ: Б
Вопрос 14. Система прецедентного права характерна для:
А. Великобритании, США
Б. Германии, Франции
В. Японии, Китая
Г. Китая, Германии
Ответ: А
Вопрос 15. Для континентальной системы права характерно:
А. прецедентная система
Б. деление права на публичное и частное
В. отсутствие кодексов
Г. отсутствие отраслей права
Ответ: Б
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Одним из важнейших достижений Франции при Наполеоне считается составление кодекса. Какого именно?
Ответ: Гражданского кодекса Франции 1804 г. или Кодекса Наполеона
2. Для континентальной правовой системы характерно, что в качестве основного источника права рассматривается ________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: закон
3. Основным источником права в англосаксонской правовой системе является:
Ответ: прецедент
4. Первая в истории Конституция была принята в каком государстве?
Ответ: США
5. Каролина – уголовно-судебное уложение Карла V закрепила новую форму судебного процесса – розыскной или _________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: инквизиционный
6. Для средневекового уголовного права характерно признание преступлений против _________ как самых тяжких. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: религии
7. Основным источником права в средние века являлись - __________. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: обычаи
8. Система построения нормативно-правовых актов, регулирующих гражданско-правовые отношения, заимствованная из произведений римского юриста Гая.
Ответ: институционная
9. Порядок расположения норм гражданского права в своде законов по образцу Дигестов Юстиниана, предполагающий деление на общую и специальные части - ______________ система. Вставьте пропущенное слово.
Ответ: пандектная
10. Что такое ордалии?
Ответ: В древнем и средневековом праве особый способ судебного доказывания, «божий суд», испытание огнем, водой и пр.
11. По Законам Ману вина за воровство увеличивается максимально, если он принадлежал к варне:
Ответ: брахманов
12. Каким образом наказывался человек за умышленное убийство по Законам Хаммурапи?
Ответ: Законы Хаммурапи не закрепляют ответственности за умышленное убийство. Обычное право Вавилона за умышленное или неосторожное убийство предусматривало смертную казнь.
13. Какие отличия закрепляли Законы Ману между кражей и грабежом?
Ответ: Кража – тайное хищение имущества, грабеж – открытое присвоение вещи в присутствии собственника.
14. На ком лежала обязанность вызова ответчика и свидетелей в суд, отыскания украденной вещи по Салической правде?
Ответ: истец, потерпевший
15. К какой группе преступлений Каролина относила: богохульство, кощунство, колдовство, нарушение клятвы?
Ответ: Преступления против религии
16. Основной целью карательной политики, нашедшей отражение в системе наказаний по Каролине, являлось:
Ответ: устрашение
17. Для какого кодекса характерна стройность изложения, сжатость юридических формулировок и дефиниций, определенность и четкость трактовки основных понятий и институтов гражданского права?
Ответ: Французский гражданский кодекс 1804 г.
18. В каком кодексе нашло закрепление следующее определение права собственности: «Собственность есть право пользования и распоряжения вещами наиболее абсолютным образом, с тем чтобы пользование не являлось таким, которое запрещено законами или регламентами»?
Ответ: Французский гражданский кодекс 1804 г.
19. Французский уголовный кодекс 1810 г. ввел новую классификацию преступных действий, в зависимости от наказаний на три группы. Какие?
Ответ: Преступления, проступки, нарушения.
20. Какие виды юридических лиц выделяет ГГУ 1900 г.?
Ответ: Ферейны (общества, союзы) и учреждения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Назовите и охарактеризуйте закономерности и особенности возникновения и развития государств на Древнем Востоке.
2. Дайте общую характеристику Законам Хаммурапи.
3. Раскройте основные черты Законов Ману.
4. Назовите и охарактеризуйте основные элементы государственного строя Древних Афин.
5. Раскройте основные элементы общественного и государственного строя Спарты.
6. Назовите и дайте характеристику государственных органов Римской республики.
7. Назовите и охарактеризуйте источники римского права.
8. Назовите и охарактеризуйте элементы государственного строя франков.
9. Назовите и дайте краткую характеристику этапов развития средневековой монархии.
10. Охарактеризуйте основные черты, присущие Каролине.
11. Назовите и дайте характеристику этапов Английской буржуазной революции.
12. Назовите и охарактеризуйте этапы Великой французской буржуазной революции.
13. Назовите и охарактеризуйте этапы объединения Германии в 19 в.
14. Назовите и раскройте основные положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
15. Охарактеризуйте принцип разделения властей по Конституции США 1789 г.
16. Назовите и дайте характеристику конституционным актам Великобритании, закрепившим установление конституционной монархии.
17. Назовите и охарактеризуйте избирательные реформы в Великобритании XIX-XX вв.
18. Назовите и охарактеризуйте основные положения Конституции Японии 1889 г.
19. Дайте общую характеристику ФГК 1804 г.
20. Охарактеризуйте основные положения ГГУ 1900 г.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Памятники древнего права закрепили принцип талиона. Дайте определение понятия, рассмотрите виды талиона, приведите примеры талиона на основе Законов Хаммурапи и Законов Ману.
2. Особенностью социальной структуры Древней Индии является наличие варн. Что такое варна? Какие варны существовали в Древней Индии? Чем варна отличается от касты?
3. Назовите виды доказательств по праву Древневосточных государств. Дайте характеристику судебного процесса на Древнем Востоке.
4. Во время драки один человек сломал руку другому человеку в Древнем Вавилоне. Какое наказание он понесет за совершенное преступление? Какие обстоятельства судья обязан учесть при назначении наказания? Какие принципы, лежали в основе назначения наказания по праву Древнего Востока?
5. В браке свободной женщины и раба, принадлежащего мушкенуму, родился ребенок. Может ли собственник раба претендовать на ребенка? Каково было положение рабов по Законам Хаммурапи?
6. Какое наказание за кражу, совершенную ночью, предусматривали Законы Ману? Охарактеризуйте ответственность за преступления против собственности по Законам Ману.
7. Назовите виды доказательств и охарактеризуйте судебный процесс по Салической правде.
8. Что такое вергельд? Дайте определение и приведите примеры из Салической правды. От чего зависел размер вергельда?
9. Назовите и охарактеризуйте основные изменения в уголовном праве в средние века.
10. Какие изменения в судебном процессе нашли отражение в Каролине. Назовите и охарактеризуйте стадии судебного процесса.
11. А. был уличен в краже на 5 гульденов. До этого он уже привлекался к ответственности за кражу. Какое наказание он понесет по Каролине? Каким образом устанавливалась ответственность за воровство, какие виды краж существовали по Каролине?
12. Раскройте основные особенности англосаксонской правовой системы.
13. Охарактеризуйте основные положения Хабеас корпус акта 1679 г. Что нового принес этот акт в английское судопроизводство, в определение правового положения лица, находящегося под арестом до суда?
14. Охарактеризуйте черты, присущие континентальной правовой системе.
15. Назовите и охарактеризуйте черты, присущие регулированию имущественных отношений по ФГК 1804 г.
16. Охарактеризуйте преступления против публичных и частных интересов по ФУК 1810 г.
17. Охарактеризуйте смешанный судебный процесс на основе ФУПК 1808 г.
18. Назовите и охарактеризуйте изменения в гражданском праве Франции в XIX-XX вв.
19. Назовите и охарактеризуйте права и свободы граждан по Биллю о правах 1791 г.
20. Дайте характеристику регулированию обязательственных отношений по ГГУ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. Т. Мухаев История государства и права зарубежных стран : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2023 г. URL: https://urait.ru/bcode/531404
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова А. В.   История государства и права зарубежных стран : учебник и практикум для вузов  Издательство Юрайт, 2024 URL: https://urait.ru/bcode/511331
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle"История государства и права зарубежных стран" portal.edu.asu.ru
Э2 Сайт Института государства и права РАН :http://www.igpran.ru/
Э3 Сайт профессора Томсинова В. А. tomsinov.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Данная программа курса рассчитана на освоение основных разделов и тем истории государства и права зарубежных стран, как с помощью преподавателей на лекциях, семинарских занятиях, консультациях, так и самостоятельно.
Необходимая для подготовки научная и учебная литература доступна в научной библиотеке АлтГУ, в АКУНБ имени В.Я. Шишкова, а также на сайте кафедры теории и истории государства и права, на сайте образовательного портала «Юридическая Россия», Научной электронной библиотеки elibrary.ru.
Согласно учебному плану, изучение дисциплины завершается экзаменом. Итоговое оценивание работы студента по результатам освоения дисциплины проводится в рамках 4-х балльной системы.
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной или письменной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме. После завершения ответа преподаватель задает студенту уточняющие и/ или дополнительные вопросы. Ответ студента оценивается по 4-х балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Цифровой университет АлтГУ. Задания представлены в двух видах. Первый: каждый вопрос содержит несколько вариантов ответа, один из которых является правильным. Второй: необходимо дать краткий ответ на задание. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-х балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии, может осуществляться, как в устной, так и письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-х балльной системе.
Письменные работы являются дополнительным оценочным средством, Работы подготавливаются студентом самостоятельно. Тема работы обговаривается с преподавателем. Письменная работа является творческим заданием, работа над которым должна продемонстрировать уровень владения студентом материалом по данной теме. Письменные работы назначаются в инициативном (по желанию студента) и обязательном (в случае наличия неудовлетворительных оценок по иным видам оценочных средств) порядке. Письменные работы оцениваются по 4-х балльной системе.
В конце изучения дисциплины студенты сдают экзамен. Аттестация проводится в устной форме по билетам. Каждый билет содержит два вопроса, которые соответствуют содержанию формируемых компетенций. На подготовку дается 30 минут. Студенту могут быть заданы дополнительные вопросы. Ответ на экзамене оценивается по 4-х балльной системе. Критерии оценивания представлены в ФОС.